Молитвослов : другие произведения.

Илиотропион Книга пятая. Часть 2. В чем содержится упование на Господа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Книга Пятая.

Пособия к сообразованию с Божественной Волей.

    

II. В чем содержится упование на Господа?

   Как мы жалки и весьма бедны! Сколь малое познание имеем о Боге! Едва ли малую часть света Божьего получаем мы, как луч, проходящий через скважину. Мы знаем то, и что Бог есть величайшее добро, до того неизмеримо великое, и что все то, о чем позволительно (не противозаконно) нам и просить или желать, можем смиренной молитвой получить от Него в свое время. И получаем, если будем хотя бы немного терпеливы, не будем унывать (ослабевать сердцем), но, возвышенные сердечной любовью к Богу и несомненным упованием на Него, привыкнем надеяться и молчаливо ожидать спасения Божьего. Долготерпение (при обидах, или при ожидании помощи Божьей) есть драгоценный камень для надеющихся - куда ни обратятся, везде успевают они (ср. Притч. 17:8). Благ Господь к надеющимся на Него - к душе, ищущей Его (Плач. Иерем. 3:25). В этой главе мы и рассмотрим, в чем же состоит упование на Бога и чем утверждается оно.
   Истинное упование возвращается великой милостью свыше.
   Сначала заметим, что упование - выше надежды, превосходит ее. Ибо упование не есть какая бы то ни была надежда, но - надежда крепкая, совершенная, непоколебимая никакими сомнениями. Различие это выразил Сенека следующими словами: "о тебе я имею надежду, но не упование." Упование на Бога должно обнимать собой все человеческие действия. Тот только уповает на Бога, кто благоразумно имеет это упование во всех предметах как важных так и маловажных, в каждом мгновении своей жизни верит истинно, всей душой, что Бог в свое время (в подлиннике некогда) не оставит своего возлюбленного раба. Представим этому примеры.
   Царь Давид учредил училище для обучения воинскому делу, и повелел учить Иудеев стрельбе, как это описано в книге. Прежде же установления такого воинского обучения, в нем весьма искусен был Иоанафан, который был почтен похвалой из уст самого Давида: "без крови раненых, без тука сильных лук Ионафана не возвращался назад" (2 Цар. 1:22). Нелегко наносить раны на прикрытые шлемом или панцирем части тела, но стрелы Иоанафановы пронзали обыкновенно самую крепкую броню (защиту тела).
   Упование на Бога есть таковой лук Иоанафанов: оно (упование) касается сердца Божьего и проникает в Него, не возвращаясь без Божьей милости к уповающим на Бога. Всех царей Израильских и Иудейских вместе было тридцать девять; но сколько же из них могли (заслуживали) пронзать сердце Божие своим упованием на Него? - всего три или четыре из тридцати девяти: Давид, Езекия, Иосия, к ним же мог бы причислен быть и Иосафат, если бы он уничтожил нечестивые жертвоприношения на высотах. Сердце этих царей было, по истине, право пред Богом, и исполнено несомненным, твердым упованием на Бога.
   Когда великое множество Моавитян и Аммонитян, собравшись вместе пришли войной на Иосафата, он, не имея мочи противиться силам врагов, обратился с величайшим упованием к Богу. Сам весь предался молитвам к Господу; объявил пост по всей Иудее и общенародное собрание перед лицом Господа для умилостивления Бога и для общего совета. Молитву свою он заключил словами: "Боже наш! Ты суди их (врагов); ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращаем очи наши"!
   И помощь Божья немедленно явилась: здесь же, в этом собрании, находился благочестивый муж Иозиил, на которого сошел Дух Господень среди собрания, и он вещал: "слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия... Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам" (2 Парал. 20:14,17). Ободренный этими словами Иосафат вывел свое войско против врагов.
   Чтобы оно не оробело вступить в брань со столь великим множеством противников, он, как храбрый и непобедимый полководец, ободряя сердца своих воинов упованием на Бога, сказал им: "послушайте меня Иудеи и жители Иерусалима! верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам." И тот же час сделал необыкновенное на поле брани распоряжение: он приказал поставить впереди войска церковных певчих, чтобы они, выступая впереди вооруженных, в благолепии святыни воспевали и славословили Голода, поя Псалом: "Исповедайте Господа, ибо Он благ, милость Его вечна!"
   Смотрите, дивная вещь: царь с войском вступает на брань (в сражение) подобно Епископу, входящему в церковь с священнослужителями! По истине явление необыкновенное, и в сражениях (на поле брани) достойное смеха - ставить беспомощных, невооруженных певцов впереди вооруженных воинов! Но Бог присутствовал при Иосафате, споспешествуя ему, вооружившемуся таким непобедимым оружием упования на Бога. В то время, когда певцы начали петь славословие Всевышнему, Господь невидимо возбудил между Аммонитянами и Моавитянами междоусобие (бунт друг против друга): враги рубили и резали друг друга до последнего своего воина. Войско же Иосафатово вступило на возвышенное место и увидело одни трупы врагов, лежащие на земле, и не было ни одного из них, который избежал смерти. На месте вражьего междоусобного побоища Иосафат увидел множество богатой разнообразной добычи - дорогая одежда, драгоценные сосуды - и велел народу своему забирать добычу: три дня собирали ее, так она была многочисленна. - Смотрите как могущественно крепкое, истинное упование на Бога, во всех случаях жизни оно сильнее всех других средств - словом, оно непобедимо!
   Молитва и долготерпение - признаки упования на Бога.
   Если во всех наших делах, как выше сказано, необходимо уповать на Бога, то тем более оно необходимо, когда мы совершаем молитвы, или переносим на себе какие-либо неприятности.
   Говоря о молитвах, некий красноречивый учитель сказал: "молитва у многих людей бывает или страшливой и боязливой, или нерадивой, или же безрассудной:
   Боязливая молитва не доходит до Неба, потому что безмерная боязнь смущает ум до того, что молитва не только восходит на небо, но даже не может быть произносима.
   Нерадивая молитва в своем восхождении слабеет от лености (уныния) и изнемогает до того, что совершенно теряет силу.
   Безрассудная молитва хотя и доходит до Неба, но падает оттуда и возвращается назад, потому что встречает себе препятствие и не только не получает милости от Бога, но и раздражает Его своею безрассудностью.
   Молитва же верная, смиренная и горячая восходит беспрепятственно на Небо и возвратиться не услышанной не может. Итак прежде всего необходимо чтобы молитва была верной."
   Так и многие из нас еще до начала молитвы начинают уже сомневаться: Господь не услышит меня, не умолю Его о том, чего буду просить, напрасно буду взывать к Нему. О, такая молитва есть бедный посланник к Богу! Только что вышел из дому, тотчас же падает, не опираясь на упование.
   Каково же должно быть упование при молитвах, тому поучает нас Христос Господь, говоря: "В некотором городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился! В том же городе была некоторая вдова; и она приходя к нему говорила: защити меня от соперника моего, но он долгое время не хотел, безбожный медлитель! Наконец побежденный назойливым беспокойством, причиняемым ему вдовой, рассудил правильно спор ее с соперником" (сравн. Лук. 18:2-5).
   Вот крепкое упование вдовы, постоянно твердившее ей: "сегодня судья защитит меня," но когда надежды ее не оправдал истекший день, она говорила: "не сегодня, так завтра защитит меня, или в третий день, или через месяц, в конце концов в этом году дело кончится непременно."Итак долготерпеливое упование вдовы наконец одержало победу. Христос представил нам эту притчу как доказательство тому, что если неотступное прошение (молитва) имело и у неправедного судьи такую силу, тем более оно действительно и благотворно у милосердного небесного Отца.
   Ум наш, подобно упомянутой вдове, насчитывает себе множество противников. Почему же он медлит? Почему не обращается к праведному Судье, и все свои необходимые нужды и дела не откроет и не поручит Ему, с совершенным упованием не Него? Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь?
   Блаженный царь Давид, побуждая нас обращаться к Богу за помощью, говорит: "предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит"(т.е. все приведет в порядок, Пс. 36:5). Что ужасаешься? Что падаешь духом неверия? Тебя оговаривает кто, ругает? Предай Господу и Онсовершит. Плоть ли твоя не покоряется духу разума? Помолись со слезами и Он совершит. Различные искушения, или наветы бесов, не дают тебе покоя? Бога в помощь призови, и Он совершит. Во всем, что ни делаешь, уповай на Бога, и Он совершит.
   Молитва с покорностью воле Божьей будет услышана.
   Продолжим начатую нами беседу о прошении или молитве. Иисус Христос предлагает нам еще один пример об этом, говоря: "положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Лук. 11:5-9).
   Нет ничего приятнее Богу, чем то, когда мы к Нему с таким упованием, как друг к другу, прибегаем и умоляем Его о помощи себе. Ни один человек и никогда не должен думать о том, что уже не время призывать ему Бога, т.е. никогда не должен отчаиваться в спасении Божьем. Смотрите, как убогий бедняк, чтобы получить грош или кусок хлеба, терпеливо стоит перед дверями, или бежит за проезжающим на повозке и смиренно кланяется, прося подаяния.
   Что же нам следует делать, когда просим себе милости и помилования у щедрого и всемилостивого Бога? Следует нам быть постоянными и терпеливыми, если скоро не получаем просимого, а также иметь несомненное упование, что Бог не оставит наше прошение без благотворных для нас последствий. Возлюбленный ученик Христов Иоанн так говорит об этом: "вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Иоан. 5:13-14). "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лук. 11:11-13).
   Но часто бывает, что мы просим безрассудно себе не хлеба, но камня, не рыбы, но скорпиона. Ибо мы не знаем, часто, о чем следует молиться. Но сам Дух (Святой) ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). И если Бог, сберегая нас от погибели, не исполняет наших молитв, то мы недовольны, ропщем на чадолюбивого Отца, говоря: Он не видит и не слышит. О безрассудные! Ведь также часто препятствуют родители своим детям есть несозревшее яблоко или какою-либо другую вредную пищу, хотя они собирают для них и завещают многотысячные наследства.
   Святой Апостол Павел прилежно молился Богу о том, чтобы быть свободным от искушения плоти, думая, что просит праведной и полезной вещи, но молитва его не была услышана Богом, отвечавшим ему: "сила Моя в немощи совершается." Когда и мы не получаем просимого нами у Бога, то да будет нам известно, что это делается потому, что или исполнение нашего прошения вовсе для нас неполезно, или же полезнее отложить его для на время более благоприятное.
   Но просить у Бога чего-либо жестокого, бесчеловечного (напр. смерти врага своего) не следует во-первых потому, что Бог, как милостивый Отец наш - откажет в нашем прошении, а во-вторых как праведный судья обратит просимое для другого против нас самих, и молитва наша из молитвы обратится в тяжкий грех (Пс. 108:7). Да будет нам известно и то, что всякая молитва наша, произносимая с должной покорностью воле Божьей, бывает всегда услышана, и мы получим или просимое нами у Господа, или Он дает нам другое, что для нас лучше. Это весьма укрепляет упование наше на Бога.
   Все, о чем молясь просим по воле Божьей, Он услышит и даст нам.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"