Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Азы сказки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

АЗЫ сказки

Как старуха нашла лапоть

(Обработка А. Н. Толстого)

Шла по дороге старуха и нашла лапоть. Пришла в деревню и просится: -Пустите меня ночевать! -Ну, ночуй -ночлега ссобой не носят. -А куда бы мне лапоть положить? -Клади под лавку. -Нет, мой лапоть привык в курятнике спать. И положила лапоть с курами. Утром встала и говорит: -Где-то моя курочка? -Что ты, старуха, -говорит ей мужик, -ведь у тебя лапоть был!

-Нет, у меня курочка была! А не хотите отдать, пойду по судам, засужу!

Ну, мужик и отдал ей курочку. Старуха пошла дальше путем-дорогой. Шла, шла -опять вечер. Приходит в деревню и просится: -Пустите меня ночевать! -Ночуй, ночуй -ночлега с собой не носят. -А куда бы мне курочку положить? -Пусть с нашими курочками ночует. -Нет, моя курочка привыкла -с гусями. И посадила курочку с гусями. А на другой день встала: -Где моя гусочка? -Какая твоя гусочка? Ведь утебя была курочка!

-Нет, у меня была гусочка! Отдайте гусочку, а то пойду по судам, по боярам, засужу!

Отдали ей гусочку. Взяла старуха гусочку и пошла путем-дорогой. День к вечеру клонится. Старуха опять ночевать выпросилась и спрашивает: -А куда гусочку на ночлег пустите? -Да клади с нашими гусями. -Нет, моя гусочка привыкла к овечкам. -Ну, клади ее с овечками. Старуха положила гусочку к овечкам. Ночь проспала, утром спрашивает: -Давайте мою овечку! -Что ты, что ты, ведь у тебя гусочка была!

-Нет, у меня была овечка! Не отдадите овечку, пойду к воеводе судиться, засужу!

Делать нечего -отдали ей овечку. Взяла она овечку и пошла путем-дорогой. Опять день к вечеру клонится. Выпросилась ночевать и говорит:

-Моя овечка привыкла дома к бычкам, кладите ее с вашими бычками ночевать. -Ну, пусть она с бычками переночует. Встала утром старуха: -Где-то мой бычок? -Какой бычок? Ведь утебя овечка была!

-Знать ничего не знаю! Уменя бычок был! Отдайте бычка, ато к самому царю пойду, засужу!

Погоревал хозяин -делать нечего, отдал ей бычка. Старуха запрягла бычка в сани, поехала и поет: -За лапоть -куру, За куру -гуся, За гуся -овечку, За овечку -бычка... Шню, шню, бычок, Соломенный бочок, Сани не наши, Хомут не свой, Погоняй -не стой... Навстречу ей идет лиса: -Подвези, бабушка! -Садись в сани. Села лиса в сани, и запели они со старухой: -Шню, шню, бычок, Соломенный бочок, Сани не наши, Хомут не свой, Погоняй -не стой... Навстречу идет волк: -Пусти, бабка, всани! -Садись. Волк сел. Запели они втроем: -Сани не наши, Хомут не свой, Погоняй -не стой... Навстречу -медведь: -Пусти в сани! -Садись. Повалился медведь в сани и оглоблю сломал. Старуха говорит: -Поди, лиса, в лес, принеси оглоблю! Пошла лиса в лес и принесла осиновый прутик. -Не годится осиновый прутик наоглоблю.

Послала старуха волка. Пошел волк в лес, принес кривую, гнилую березу. -Не годится кривая, гнилая береза на оглоблю.

Послала старуха медведя. Пошел медведь в лес и притащил большую ель -едва донес.

Рассердилась старуха. Пошла сама за оглоблей. Только ушла -медведь кинулся на бычка и задавил его. Волк шкуру ободрал. Лиса кишочки съела. Потом медведь, волк да лиса набили шкуру соломой и поставили около саней, а сами убежали.

Вернулась старуха из леса с оглоблей, приладила ее, села в сани и запела: -Шню, шню, бычок, Соломенный бочок, Сани не наши, Хомут не свой, Погоняй -не стой...

А бычок ни с места. Стегнула бычка, он и упал. Тут только старуха и поняла, что от бычка-то осталась одна шкура. Заплакала старуха и пошла одна путем-дорогою.


Толкование сказки.

Один неведомый составитель давнего Ирландского сказания о "Похищении Быка из Куальнге" завершил свой труд словами: "Я же, который записал эту повесть, или вернее, вымысел, не беру на веру рассказанных тут историй. Ибо многое здесь наущение лукавого, или причуда поэзии. Одно возможно, другое нет. Иное назначено быть развлечением глупцам".

("Похищение Быка из Куальнге", "Наука", М., 1985, с 327)

Попробую извлечь из сказки о старухе возможное.

За образом быка в мифах и сказках творцы скрывают много разных явлений. С символикой быка можно ознакомиться на

http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-b/bu/bik.htm

http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1153

Я же здесь буду придерживаться трактовки Ф. Бэкона, что бык - это образ силы государства (его производительных возможностей, его способности дать отпор агрессору). Дух же произведения видится таким: в сказке говориться о суде и правовом государстве.

Но пройдём по тексту с начала.

Лапоть - одежда для ног. Ноги - носители дел. Правовая основа дел - договоры, контракты, долговые объязательства, заверяемые служителями Фемиды. В них скрываются разного рода обманы, преступления. Дела заводятся и рассматриваются судами.

Эпизод с переменой лаптя на курицу может быть связан с русскими сказками о петухе. В самой известной из них о "Петушке - золотом гребешке" говориться такое. Хорошо бы иметь такого петушка, который может предупреждать о грозящей государству опастности. Тогда царю можно управлять державой "лёжа на боку".

Упоминание о гусе говорит уже о другом. Этой птицей олицетворяются великие поэты. Они могут предвидеть будущее. Их творения нужно использовать и бережно сохранять для потомков.

За овцой надо увидеть прорицания и пророчества. Они также берутся на заметку для руководства и действий.

Наконец, начинает двигатся северное правовое государство (упомянуты сани). Но куда?

Направление движению задаёт оглобля и те, кто этот указатель приносят.

Лиса с осиновым прутиком. Рыжая хитрюга олицетворяет элиту общества. Осина - дерево, на котором окончил жизнь доносчик и предатель Иуда.

Старуха отвергает лисье подношение.

Волк с кривой гнилой берёзой. Серым разбойником издавна означается тиранический режим в стране. Берёза - дерево жизни для северян. Тирания уходит от нормального, естественного образа жизни людей, внедряя свои прожекты путём тюремно-деспотического правления.

Старуха не принимает этой оглобли.

Медведь с елью. Медведем называют государственное образование ведущее замкнутое, обособленное от окружения существование. Это обычно самодостаточная держава с развитым селькохозяйственным сектором экономики (соломенный бочок у бычка). Ель - дерево, вобравшее в себя знания о воздействиях на людей местных условий (защита от захватчиков, ураганы, землетрясения, наводнения и т. п.)

Старухе всё-таки чем-то не подходит ель. Наверно нельзя все силы государства тратить на защиту от всевозможных ожидаемых потрясений.

Вывод: пассажиры транспортного средства старухи - разорители страны.

Наверно, не для развлечения обитателей создал свою сказку неизвестный русский мудрец. Он подсказал, где находится истинный путь для государственных образований. Его приносит старуха. Ею олицетворена теоритическая наука.

А то, что им перечисленно, известно издревле. Эти формы правления (аристократическая, деспотическая и демократическая) известны ещё от Платона. Возможны и смешанные формы управления державой.

В другой русской сказке, продолжающей тему первой, хитрющая лиса едет верхом на волке. При этом ещё и песенку поёт: "Битый небитую везёт". Настя Григорьева (8 лет) нарисовала эту картинку. Ею и "Иван-царевичем на сером волке" Васнецова закончу эти АЗЫ.

Николо Пуссен в 1634 г. изобразил "Поклонение золотому тельцу". На ней, должно быть, передан момент обговаривания древними давнего вопроса, куда лучше всего прилагать силы державы.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"