Рублев Анатолий Дмитриевич : другие произведения.

Парк Горького (Партер). Глава 1. Часть 1.1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перечень использованной литературы и иллюстраций можно посмотреть " в конце работы."

  
   От автора
  
   Я сам себе частенько задаю вопрос: "Зачем тебе это надо - изучать архивные документы, собирать данные о парке Горького по крупицам, анализировать собранный материал, тратить уйму времени, чтобы свести все найденное в более-менее стройную систему, приемлемую для понимания любому, кто возьмет в руки эту работу?".
   И сам себе же отвечаю: "Все очень просто: с одной стороны - нравится заниматься изучением истории своей страны, города, в котором живу, его традиций и культурного исторического наследия, доставшегося нам от предков. С другой - история Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького и его неотъемлемой части - Нескучного сада, действительно потрясает воображение, заставляет задуматься о нашем прошлом, сравнить его с настоящим, заглянуть в будущее".
   Вот так - не больше, но и не меньше. Работа складывалась непросто, приходилось вновь и вновь возвращаться и начинать все
   сначала, переделывать уже написанный труд заново, обрабатывать отснятый на фотоаппарат материал, искать новые источники информации, и, наконец, компоновать так, как представляется наиболее целесообразным самому автору, как видится, чувствуется, получается.
   Вероятно, к этой трудоемкой работе не приступил бы никогда, если бы не представилась возможность близко познакомиться с сегодняшним Центральным парком культуры и отдыха им. М. Горького, замечательными людьми, работающими в этом учреждении, и решающими нелегкие задачи по обеспечению культурного отдыха жителей и гостей столицы, поддержанию сложнейшей инфраструктуры в надлежащем порядке.
   Не думал, что до такой степени увлечет меня, военного человека, история парка. Чем больше изучал различные материалы, связанные с прошлым и настоящим Первого парка страны, чем больше узнавал, тем все более и более мой интерес к исследованию данной темы возрастал.
   Странно, почему, имея такую богатую и интересную историю, парк до сих пор не оборудовал свой собственный музей, в котором можно было бы прекрасно изучать более чем восьмидесятилетнюю историю парка, его сегодняшнюю деятельность, сравнивать прошлое с настоящим, извлекать уроки для улучшения работы парка в современных условиях.
   Бывая довольно часто в партерной части и на территории Нескучного сада, своими глазами увидел его истинное состояние, разобрался в организации отдыха москвичей и гостей столицы, отношении к парку городских властей, отдыхающих и персонала парка. Увидел красивейшие пруды, террасы, законсервированные старые постройки, аллеи, ротонды, прекрасную Пушкинскую набережную, действующие здания, построенные еще в XVIII веке, множественные скульптуры и многое другое. Все это убедило меня в том, что, изучая удивительную историю парка самостоятельно, имеет смысл донести ее до заинтересованной аудитории, прежде всего, через Интернет и электронный журнал "Самиздат", в котором публикую некоторые свои работы многие годы, а при благоприятных условиях - издать книжку, иллюстрированную фотографиями.
   На мой взгляд, это еще важно и потому, что приближается юбилейная дата - 85-летие парка Горького, которое будет отмечаться 12 августа 2013 года. К этой дате и хотелось бы приурочить данную работу.
   В работе сделаны ссылки на источники информации и фотографии, которые удалось отыскать, в том числе и в Интернете, фамилии авторов, исследовавших тему до меня в разное время. Надеюсь, что еще одна современная работа, обобщающая в одном труде множество разрозненных материалов, взгляд на парк Горького изнутри автора, являвшегося на протяжении почти трех лет работником парка, не будут лишними и органично войдут в копилку материалов, посвященных прекрасному уголку столицы.
   От всей души благодарю за поддержку и оказанную помощь в поисках материалов по исследуемой теме ветерана парка, замечательного человека Николая Демидовича Демчука, знающего хорошо историю парка и душой болеющего за его настоящее и будущее.
   Вниманию читателей в данной работе представлены три главы, каждая из которых несет историческую и современную информацию о прошлом и настоящем парка Горького:
  
   Глава I. Партер.
   Глава II. Нескучный сад.
   Глава III. Праздники и будни.
  
   Приятного прочтения, дорогие читатели.
  
  
  Глава I. Партер.
  
  Государственное учреждение культуры "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького" является одним из излюбленных мест отдыха москвичей и гостей столицы. Именно так и называется официально парк сегодня - государственное учреждение культуры. Это значит, что государство в лице Правительства города Москвы должно заботиться о том, чтобы парк соответствовал не только лучшим мировым стандартам, но и своему главному предназначению. А предназначение у него одно - предоставлять услуги населению посредством проведения культурно-развлекательных, спортивно-массовых мероприятий и аттракционной деятельности.
   Реально парк этим и занимается, несмотря на то, что в собственности самого парка аттракционов нет, кроме водных велосипедов, предназначенных для прогулок посетителей по водной глади Пионерского и Голицынского прудов. Кроме того, есть еще теннисные корты и ледовые катки, заливаемые в зимнее время по всей территории парка. Что до аттракционной деятельности, то такая услуга предоставляется посетителям различными коммерческими организациями, расположенными на территории парка.
   В соответствии с Постановлением правительства Москвы N 89 от 09.02. 1999 г. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького принят на государственную охрану [1]
   В августе 2013 года парку исполнится 85 лет. Хотелось бы к этой дате видеть парк обновленным, помолодевшим, готовым к обслуживанию посетителей на самом высшем уровне. Парк давно ждет реконструкции. Эта проблема, по мнению горожан и сотрудников парка, не только назрела, но и перезрела. Есть перспективные планы, публичные выступления архитекторов, интервью городских чиновников, статьи на эту тему в прессе, а вот практических действий, к сожалению, пока нет. В современных условиях, вероятно, не так просто инвестировать частный капитал в модернизацию и реставрацию парка, чтобы получить прибыль через полтора-два десятка лет, как подсчитывают некоторые специалисты. Так и тянется решение этого вопроса многие годы. Народ, что называется, заждался. Если почитать мнения горожан относительно парка Горького в Интернете, то можно убедиться, что они не самые лучшие, и уж точно не те, которые хотелось бы услышать чиновникам, отвечающим за перспективы его развития.
   Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького расположен в Центральном округе Москвы и занимает 112,7 га. Парковая территория простирается с севера на юг вверх по течению Москвы-реки от Крымского моста до Воробьевых гор. С востока территория ограничивается Ленинским проспектом. Протяженность парка составляет около 3 км. в длину при ширине от 200 до 600 м. На расстоянии 800 и 600 м. от главного входа в парк расположены соответственно станции метрополитена "Парк культуры" и "Октябрьская". Остальные входы в парк находятся на Титовском проезде и в Нескучном саду - в глубинной части парка. Летом посетители пользуются услугами речного пароходства, имеющего в парке пристань. Кроме того, в парк можно попасть через Андреевский мост со стороны Фрунзенской набережной.
   Исторически в парке сложились две зоны: партерная часть, существующая, как и ЦПКиО, с 1928 года (68,9 га) и Нескучный сад, существующий как зеленая зона отдыха с XVIII века (40,8 га).
   Ко времени далекого прошлого восходит история этих мест. Свыше восьми столетий назад, еще в 1147 году, здесь, на берегу Москвы-реки возникло первое поселение - Городище "дьяковского" типа в окружении валов со рвами. [2]
   В XVI-XVII веках эти удобные земли прибрали к рукам московские цари и вельможи. На Воробьевых горах появился летний дворец Ивана Грозного, а по соседству с ним - загородные дворы бояр, монастырские земли, сады, огороды.
   Считается, что свое название Воробьевы горы получили по имени села Воробьево, существовавшего здесь в средние века.
   В конце XV века княгиня Софья Витовтовна, дочь великого князя Литовского Витовта и жена великого князя Московского Василия I, купила село Воробьево у православного священника по прозвищу Воробей. По одной из версий, именно ему Воробьево обязано своим названием. После продажи село стало сначала великокняжеской, а затем и царской летней резиденцией.
   По другой версии, свое название Воробьевы горы получили от многочисленных стай воробьев, тучами слетающихся весной в цветущие на склонах гор вишневые сады.
   Небезынтересно в этой связи узнать, что в советское время Воробьевы горы носили название "Ленинские горы" в честь В.И. Ленина. Название местности "Ленинские горы" было неофициальным, его ввел в обиход Лазарь Каганович. Тем не менее, название "Ленинские горы" было "народным", "обиходным", официально же Воробьевы горы всегда оставались Воробьевыми.
   Когда-то в старину на месте нынешнего Центрального парка культуры и отдыха, по некоторым источникам, простирался заливной луг, а на месте Крымского моста пролегал Крымский брод, через который переходили татары, совершая набеги на Кремль.
   В конце XVI века луг был отдан Крымскому ханскому посольскому двору для пастьбы татарских лошадей. Подворье послов Крымского двора Государева Посольского приказа располагалось как раз на месте современного Центрального дома художника, что на Крымском валу - это напротив главного входа в парк.
  
  . Центральный дом художника на Крымском валу. 2010 г. [А. Рублев]
   Фото-1.и. Центральный дом художника на Крымском валу. 2010 г.
  
   Двор простоял до 1785 года. Рядом с этим лугом был еще один обширный луг - Крымский, где паслись большие табуны царских лошадей. Восточнее, на месте нынешнего Горного университета (Ленинский проспект, дом 6), находилось Татарское кладбище, прозванное "басурманским", то есть в течение нескольких веков на этом месте хоронили нехристиан. Еще в прошлом веке считалось, что именно здесь был похоронен атаман-бунтарь Стенька Разин. [3]
  
  С.Т. Разин, донской атаман. []
   Фото-2.и. С.Т. Разин, донской атаман.
  
   Степан Тимофеевич Разин - в 1662-1663 г.г донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. В 1667г. с отрядами казацкой голытьбы совершил походы на Волгу и Яик, в 1668-1669г. по Каспийскому морю в Персию. Весной 1670г. возглавил антиправительственное выступление казаков и крестьян, которое было подавлено. С. Разин был казнён четвертованием 6 июня 1671г. в Москве.
   В начале 80-х годов прошлого века возникла группа энтузиастов, которая, якобы, нашла документы, подтверждающие эту легенду. Группа выступила с инициативой установить памятный знак народному вожаку в Парке Горького.
   Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству, куда обратились инициаторы, не одобрила эту идею, а искусствоведы, в свою очередь, опровергли утверждение инициаторов о том, что останки Разина были захоронены на бывшем Татарском кладбище. [4]
   На этом все и закончилось. Однако в том месте парка Горького, где инициаторы планировали поставить памятный знак, до сих пор имеется бетонное основание. Теперь эта небольшая ровная площадка используется для нужд местного предпринимателя, имеющего здесь небольшое кафе.
  
  Площадка под памятный знак С.Т. Разину в ЦПКиО им. М. Горького. 2010 г. [А. Рублев]
   Фото-3.и. Площадка под памятный знак С.Т. Разину в ЦПКиО им. М. Горького. 2010 г.
  
   В 1612 году это место стало бранным полем: Кузьма Минин, перейдя с отрядом воинов русского народного ополчения Москву-реку вброд, разбил здесь польско-шляхтские войска под руководством гетмана Хоткевича, который бежал за Воробьевы горы и оттуда - за пределы Руси. Ровно через 200 лет в 1812 году отсюда по Крымскому валу - по старой Калужской дороге также постыдно отступали битые полки Наполеона Бонапарта.
   После крымского набега 1591 года вокруг Москвы в 1630 году (почти через 40 лет) был сооружен Земляной вал, его укрепили рядом выдвинутых вперед деревянных и земляных бастионов в районе Замоскворечья. При возведении Земляного вала Крымский луг был разделен на две части: часть, оказавшаяся за валом (где в дальнейшем разместилась партерная зона ЦПКиО), носила название Лекового (лечебного) луга, на котором паслись больные лошади, принадлежавшие царскому Остоженному конюшенному двору, занимавшему территорию между Москва-рекой, Земляным валом и Остоженкой. [5]
   В конце XVII века земля была роздана под застройки загородных дворов, а к середине XVIII века весь правый берег реки представлял сплошную полосу усадеб. Ансамблевая застройка была ближе к Калужской дороге, лесные массивы подступали непосредственно к реке. Загородные дворы принадлежали боярину Т.Н. Стрешневу, князю И.Б. Троекурову, дяде Петра I - Л.К. Нарышкину, князьям Одоевским, Жирово-Засекиным, И.А. Голицыну. По переписи 1737-1745 годов, от реки по Крымскому валу находились луг князя Троекурова, двор и огород капитана Преображенского полка И.И. Посникова и огород Е.В. Волынской. Большое владение стольника Д.Ф. Потемкина проходило по Крымскому валу до Большой Калужской улицы (площадь еще не была спланирована). В этой местности стояли мясные, мучные и блинные лавки и цирюльни. Около владения Потемкина в 1750-х годах находился мясной ряд. В 1754 году сын Д.Ф. Потемкина - С.Д. Потемкин сдал землю под постройки бойни. Позже они были перенесены отсюда. В это время здесь был постоялый двор, где останавливались крестьяне, что приезжали из вотчин с запасами.
   В 1793 году часть двора С.Д. Потемкина на углу Крымского вала и Большой Калужской улицы уже принадлежала графу И.И. Воронцову. В XIX веке земля Воронцова была раздроблена на несколько владений, а затем объединена в руках купцов Комаровых, но к 1917 году разделилась на два владения. В первом владении Комарова находились одно каменное здание и три деревянных. Во втором дворе на улицу и на Калужскую площадь выходили каменные лавки, имевшие разрыв только для ворот от Коровьего вала. Далее тянулись мелкие, большей частью деревянные дома, в том числе и крымские бани.
   Писатель М.Н. Загоскин так описывал участок дороги от Калужских ворот до Крымского моста: "Неопрятный рынок с запачканными лавками, а там Крымский брод со своими грязными огородами и безобразным деревянным мостом...". История этих мест напрямую связана с историей Нескучного сада. Южная часть, примыкающая к Нескучному саду, там, где располагается сегодня 1-я Градская больница, до начала XVIII столетия не была освоена. Здесь находились выгонные и пахотные земли близлежащего Донского монастыря.
  
  Писатель М.Н. Загоскин. []
   Фото-4.и. Писатель М.Н. Загоскин.
  
   К северо-западу от них в 1730-е годы располагались два независимых владения: капитана Семеновского полка А. Обухова и петербуржца В. Полосина. На остальной площади был большой пустырь, относящийся к суконной фабрике купца Ф. Серикова.
   Шло время, менялись хозяева, появлялись усадьбы, фабричные избы, обывательские дворы, сады и огороды. Во второй половине XVIII столетия здесь появились усадьбы, принадлежавшие князю Н. Львову, коммерции советнику С. Поздееву и прапорщику Н. Нащекину. Но уже к началу 1790-х годов все эти дворы принадлежали одному человеку - бригадиру П. Голохвастову. [1,7]
   В 1810 году вся эта территория была приобретена коммерции советником и московским городским головой М.И. Титовым, давшим
   название существующему ныне переулку. М.И. Титов организовал на своем участке (около 10 гектаров) ситценабивную фабрику, все постройки которой в пожаре 1812 года полностью выгорели. Однако к 1824 году фабричные строения были возобновлены. [1,8]
  
  . План владения Московского купца и коммерции советника М.И. Титова. 1833 г. [А. Рублев]
   Фото-5.и. План владения Московского купца и коммерции советника М.И. Титова. 1833 г.
  
   В начале 1850-х годов при титулярном советнике А.М. Титове (сыне М.И. Титова) ряд фабричных корпусов был снесен, сохранились только прибрежные строения, которые числились жилыми. В 1852 году А.М. Титов продал участок со всеми строениями Департаменту военных поселений Министерства внутренних дел, в которых разместили казармы, получившие название "Титовских". [1]
   В 1856 году часть казарм передали в гражданское ведомство для устройства инфекционной больницы, получившей в 1876 году название 2-й Градской больницы имени князя А.А. Щербатова (в честь городского головы князя А.А. Щербатова, содействовавшего ее открытию). С этого времени часть рассматриваемой территории, выходящей на Б. Калужскую улицу, является больничной.
  
  Больничный корпус Щербатовской (2-й Градской) больницы. 2010 г. [А. Рублев]
   Фото-6.и. Больничный корпус Щербатовской (2-й Градской) больницы. 2010 г.
  
   Чтобы было понятно, что это за больница и насколько эта больница исторически и по современному значима для нас с вами, демонстрирую несколько фотографий со стен. Просто со стен зданий. А уж что за этими вывесками скрывалось раньше и скрывается сейчас, нетрудно догадаться.
  
  Имеется в больнице сестричество, организованное московским патриархатом в 1991 году. [А. Рублев]
   Фото-6.и.а. Имеется в больнице сестричество, организованное московским патриархатом в 1991 году.
  
  Имеется клиника болезней уха, горла и носа. [А. Рублев]
   Фото-6.и.б. Имеется клиника болезней уха, горла и носа.
  
  ;Имеется клиника глазных болезней. [А. Рублев]
   Фото-6.и.в. Имеется клиника глазных болезней.
  
  Здесь работал великий человек - профессор Борис Сергеевич Преображенский. [А. Рублев]
   Фото-6.и.г. Здесь работал великий человек - профессор Борис Сергеевич Преображенский.
  
   На территории 2-ой Градской больницы по проекту архитектора И.Н. Залесского в 1881-1891 г.г. был построен храм Иконы божией матери "Знамение".
  
  Храм Иконы божией матери ћЗнамениеЋ в больничном корпусе Щербатовской больницы. 2010 г. [А. Рублев]
   Фото-7.и. Храм Иконы божией матери "Знамение" в больничном корпусе Щербатовской больницы. 2010 г.
  
  Памятная доска на храме Иконы божией матери ћЗнамениеЋ. 2010 г. [А. Рублев]
   Фото-8.и. Памятная доска на храме Иконы божией матери "Знамение". 2010 г.
  
   С 1866 года главный больничный корпус, ориентированный на улицу, вместе с его флигелем использовали в качестве "Городского Арестного дома для лиц, подвергаемых аресту по приговорам мировых судей" (знаменитые "Титы"). В 1913 году Арестный дом упразднили и его корпуса вновь передали больнице. [1,9]
   По другую сторону Титовского переулка располагалось владение Голицынской больницы, которая была сооружена в 1796-1802 г.г.
  
  Главный корпус Голицынской больницы. 1884 г. []
   Фото-9.и. Главный корпус Голицынской больницы. 1884 г.
  
   Голицынская больница. Главный корпус. 2010 г.  [А. Рублев]
   Фото 10.и. Голицынская больница. Главный корпус. 2010 г.
  
  Голицынская больница. Главный корпус. 2010 г. [А. Рублев]
   Фото-10.и.а. Голицынская больница. Главный корпус. 2010 г.
  
  Памятная доска на главном корпусе Голицынской больницы. 2010 г.  [А. Рублев]
   Фото-11.и. Памятная доска на главном корпусе Голицынской больницы. 2010 г.
  
   Городская клиническая больница N 1 им. Н.И. Пирогова ведет свою историю с 1802 года, когда по завещанию и на средства видного российского дипломата князя Дмитрия Михайловича Голицына по проекту известного архитектора Матвея Казакова была построена Голицынская лечебница для бедных. При создании проекта был использован принцип городской усадьбы. Внутри здания больницы располагался храм, купол которого одухотворял все строение.
  
  Памятная доска на храме Святого Благоверного царевича Димитрия в Главном корпусе. 2010 г.  [А. Рублев]
   Фото-12.и. Памятная доска на храме Святого Благоверного царевича Димитрия в Главном корпусе. 2010 г.
  
   Князьям Голицыным на территории больницы в конце 1790-х - начале 1800-х г.г. сооружен обелиск.
  
  Обелиск князьям Голицыным на территории 1-ой Градской больницы. 2010 г. [А. Рублев]
  Фото-13.и. Обелиск князьям Голицыным на территории 1-ой Градской больницы. 2010 г.
  
   Ансамбль Голицынской больницы просуществовал без каких-либо изменений до 1923 года, когда его территория была значительно сокращена: западная пойменная часть, включавшая нижние террасы с прудами, отошла к землеотводу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, которая здесь была образована в 1923 году.
   Позднее рядом с Голицынской лечебницей была заложена Первая Градская больница, а спустя несколько десятилетий пришло время и Второй Градской (о ней мы выше упоминали). Ныне все три лечебницы представляют собой единый организм - Городскую клиническую больницу N 1 им. Н.И. Пирогова.
   Первая Градская стала первым, и по тем временам единственным лечебным заведением, возведенным на средства города, поскольку остальные московские стационары и клиники содержались на пожертвования императорского двора или частных лиц. В прямом смысле "городская" больница стала еще и по-настоящему народной. Как гласил ее устав, "все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих".
   Во время Великой Отечественной войны больница являлась одной из городских баз для москвичей, пострадавших от авианалетов. На ее территории был расположен госпиталь для раненых.
   Ранее существовавшие на этой территории пруды были соединены протокой, на большом пруду устроили круглый остров с беседкой.
   Ансамбль завершался каменной набережной Москвы-реки, фланкированной двумя каменными беседками. Беседки сохранились и по сегодняшнюю пору.
  
  Каменные беседки (ротонды) на Пушкинской набережной. 2010 г. []
   Фото-14.и. Каменные беседки (ротонды) на Пушкинской набережной. 2010 г.
  
   В 1899 году (начало строительства - 15 мая 1898 года) по инициативе главного директора Голицынской больницы князя С.М. Голицына в заовражной хозяйственной зоне территории больницы в Титовском переулке на больничные средства построили храм Архистратига Божия Михаила с часовней и анатомическим театром (по проекту архитектора П.Н. Самарина). Церковь предназначалась для отпевания умерших.
  
  Храм Архистратига Божия Михаила. 2010 г.  [А. Рублев]
   Фото-15.и. Храм Архистратига Божия Михаила. 2010 г.
  
   Около храмов во все времена собирались нищие и обездоленные, которым сердобольные прихожане помогали, кто чем мог. Вот и здесь, около этого бывшего храма, в наши дни нередко можно увидеть людей неопрятной внешности, мирно отдыхающих на лужайке под стенами здания.
   После революции 1917 года церковь была закрыта, затем в ней размещались радиотелефонные мастерские и котельная. С 1953 года и по настоящее время в здании размещается одно из подразделений парка, занимающееся звуковым сопровождением многих мероприятий, проводимых на его территории.
   Ничто не напоминает здесь о том, что некогда в здании располагалась церковь, может быть, кроме выступающей алтарной части.
  
   [А. Рублев]
   Фото-16.и. Алтарная часть Храма Архистратига Божия Михаила. 2010 г.
  
   В XVIII веке на данной территории располагались две усадьбы. В южной части, примыкавшей к владению Строгановых, находилась небольшая усадьба С.Ф. Протасова, рядом размещалась усадьба графа А.Г. Орлова-Чесменского. Впоследствии, владение Протасова было включено Орловым в свою усадьбу. В 1825 году графиня А.А. Орлова-Чесменская продала городу свою огромную усадьбу для устройства больницы, предназначенной для "людей всякого сословия, не исключая крепостных". [1,10]
   На территории больницы располагалась еще одна церковь - во имя иконы Божией матери "Всех скорбящих радости". Она находилась в глубине левого двора за летним корпусом. Закладка здания состоялась 1 июня 1863 года. Церковь также предназначалась для отпевания умерших в больнице. В 1923 году церковь была закрыта и в дальнейшем использовалась в качестве морга при больнице. Затем, в середине 1960-х годов больничная церковь была сломана, на ее месте построено двухэтажное здание, в котором вначале размещалась прачечная, в последующем, с 1979 года - аптека 1-й Градской больницы.
   К северу от территории 1-й Градской больницы размещалось владение Мещанского училища, занимавшее крупный участок Г-образной формы, ориентированный на Б. Калужскую улицу и Крымский вал. В XVIII веке именно на его территории располагалось Татарское кладбище, существовавшее здесь и ранее, затем - усадьба Д.Н. Лопухина. В 1803 году усадьбу выкупил граф А.Г. Орлов-Чесменский, вскоре она перешла к Д.М. и А.М. Полторацким - знаменитой семье просветителей и библиофилов.
   В 1801 году по проекту А.Н. Бокарева был возведен главный дом усадьбы, вошедший в состав главного корпуса Мещанского училища (с 1930 года - Московский Горный институт). За домом располагался обширный пейзажный парк с многочисленными прудами и прогулочными дорожками. В 1832 году усадьба была продана Купеческому обществу для устройства купеческой богадельни, затем перешла к Мещанскому училищу, размещавшемуся здесь до 1917 года. К 1923 году почти все пруды пейзажного парка были засыпаны. [1]
   Интересна история постройки Крымского моста через Москву-реку. Во время строительства Водоотводного канала в 1738-1786 годах вблизи "стрелки" была устроена земляная плотина, уровень воды Москвы-реки у Крымского брода поднялся, появилась необходимость в постройке моста.
   В 1789 году (по другим данным - в 1786 году) здесь соорудили деревянный Никольский мост по проекту А. Герарда. Мост был наплавным ("живым"), что было типичным для мостов того времени. Своё название "Никольский" или "Никольский в Хамовниках" получил по чудесной церкви Николая Чудотворца в Хамовниках (Храм Николы в Хамовниках), которая сохранилась и не закрывалась в советское время (расположена недалеко от метро "Парк Культуры" на улице Л. Н. Толстого). Деревянный мост через Москву-реку простоял более 80 лет.
   Земляной вал срыли в 1820-х годах, на его месте образовалась улица. В это время были устроены проезд от Крымского моста и Крымской площади, и сама площадь. [3]
   Местность возле реки по обеим сторонам долго не застраивалась из-за частых наводнений. Для проезда от моста в сторону Калужской площади проложили бревенчатую мостовую.
  
   Крымский вал. 1908 г. []
   Фото-17.и. Крымский вал. 1908 г.
  
   В 1872-1873 годах по проекту В. К. Шпейера на месте Никольского деревянного моста был построен первый металлический мост, который простоял до 1938 года - более 60 лет.
  
  Старый Крымский мост. 1930-1936 г. []
   Фото-18.и. Старый Крымский мост. 1930-1936 г.
  
  Старый Крымский мост 1930-1936 г.г. Фотограф - Наум Грановский.  []
   Фото-19.и. Старый Крымский мост 1930-1936 г.г. Фотограф - Наум Грановский.
  
   Ширина моста составляла всего 17 метров и, конечно, он не мог справиться с той транспортной нагрузкой, что сложилась в Москве к началу 30-х годов прошлого века. Стало ясно, что нужен новый, более современный мост, который бы увеличивал пропускную способность движущегося транспорта через Москву - реку по Крымскому валу. Было принято решение передвинуть действующий Крымский мост вниз по течению Москвы - реки на 50 м., а на его месте построить новый, более современный Крымский мост.
   "И вот, весенним майским утром 1936 года прежний Крымский мост отправляется в путешествие. Двадцать домкратов аккуратно подняли пролетное строение с "насиженного места", стальные лебедки плавно сняли его с гранитных опор, и сооружение, под которое были подведены железные каретки на круглых катках, по трем деревянным эстакадам с проложенными на них рельсами, медленно заскользило к пункту назначения. Чтобы контролировать процесс посередине моста был устроен диспетчерский пункт. Связь между диспетчером и эстакадами осуществлялась с помощью телефонов и цветных светофоров. Эпопея по передвижке моста была недолгой - пролетное строение встало на новые опоры уже к вечеру "дня икс". Впоследствии, когда новый Крымский мост был построен, старый погрузили на баржи и отправили вниз по течению реки, в Заозерье (60 км от Москвы). Здесь он, вместе с пролетным сооружением прежнего Краснохолмского моста, был использован для возведения большого 270 м. моста".
  
  Перемещение старого Крымского моста. 1936 г.  []
   Фото-20.и. Перемещение старого Крымского моста. 1936 г.
  
   После перемещения на мосту уже появились две трамвайных колеи, что существенно облегчило передвижение транспорта по нему.
  
  Старый Крымский мост после перемещения1936 г.  []
   Фото- 21.и. Старый Крымский мост после перемещения1936 г.
  
   В 1938 году над рекой повис на гигантских цепях один из самых красивых мостов столицы, которым мы сегодня и пользуемся - трехпролетный автомобильно-пешеходный висячий мост на трассе Садового кольца.
  
  Новый Крымский мост. 1938-1940 г.г. Фотограф - Наум Грановский. []
   Фото-22.и. Новый Крымский мост. 1938-1940 г.г. Фотограф - Наум Грановский.
  
  Новый Крымский мост. 2010 г.  [А. Рублев]
   Фото-23.и. Новый Крымский мост. 2010 г.
  
  Этот мост по праву считается одним из самых красивых мостов столицы. Его общая длина с подходами составляет 688 метра, ширина - 38,5 м. Мост строился в 1936-1938 годах по проекту инженера Б.П. Константинова и был официально открыт 1 мая 1938 года. Мост выполнен из стали -- речной пролет подвешен к цепям, укреплённым на клёпаных стальных колоннах (пилонах) высотой 28,7 метра. Длина каждой цепи -- 297 метров. Общий вес стальных конструкций моста -- около 10 тысяч тонн. В 2001 году Крымский мост был реконструирован с заменой дорожного покрытия и тротуаров моста. При этом движение по мосту не прекращалось.
   Вот уже более 70 лет Крымский мост висит на своих цепях через Москву-реку и достойно выполняет свою трудовую функцию, обеспечивая круглогодично и круглосуточно проезд автомобилей и проход граждан с одного берега реки на другой.
   В конце XIX века Крымский вал застроился невзрачными домишками. Исчезли сады и заливные луга, их место заняли огороды.
   От Крымского моста почти до Нескучного сада тянулся огромный пустырь. Московская городская управа решила устроить тут городскую свалку и выполнила свое обещание.
   В начале ХХ века на месте, где расположен нынче парк, была как раз городская свалка. Сюда тянулись обозы с нечистотами и мусором. Свалка стала убежищем безработного и бездомного люда. Бедняки ютились в шалашах, построенных из хлама, примерно так же, как это происходит на городских свалках за чертой города в сегодняшние дни. А в тени липовых аллей Нескучного сада стоял царский дворец. [2]
   Вскоре после революции 1917 года в Москве началось широкое культурное строительство. По поручению В.И. Ленина всесоюзный староста М.И. Калинин объехал всю Москву в поисках подходящей территории для создания Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Наконец Михаил Иванович улыбнулся, когда оказался на территории городской свалки у Крымского моста. Обходя ее 17 августа 1921 года в сопровождении С.М. Буденного и отмахиваясь от комаров, М.И. Калинин шутил: "Что, Семен, с белогвардейцами легче было биться?...". [11]
   Облюбованное Михаилом Ивановичем место действительно выглядело необычно. Почти 80 га занимал пустырь со свалкой. Но сразу за ним растянулись прекрасные зеленые массивы старинных московских садов - Голицынского и Нескучного с редкими породами деревьев, готовыми тенистыми аллеями, прудами, гротами и даже сооружениями второй половины XVIII века.
   В.И. Ленин одобрил предложение М.И. Калинина - ликвидировать свалку мусора у Крымского моста, использовать ее под территорию Выставки. Она была задумана как смотр современного состояния производительных сил, резервов, возможностей и путей социалистического преобразования сельского хозяйства (прообраз ВДНХ).
   14 ноября 1922 года в ответ на письмо Главного комитета выставки В.И. Ленин ответил: "Придаю очень большое значение выставке; уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха. 14.XI.1922. В.И. Ленин". [12]
   В 1923 году по инициативе В.И. Ленина были проведены границы нового землеотвода для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки с иностранным отделом. [1,13]
   Декретом Всероссийского Центрального исполнительного Комитета было указано: "Президиум Всероссийского Центрального исполнительного Комитета постановляет:"
   1. Назначить временем открытия Всероссийской сельскохозяйственной Выставки в Москве август месяц 1923 года;
   2. Утвердить местом устройства Выставки в Москве площадь огородов у Крымского моста, площадь части сада, прилегающего к Голицынской больнице, всю территорию Нескучного сада и территорию Воробьевых гор, прилегающую к Нескучному саду".
   Далее следовал ряд пунктов организационного характера.
   В соответствии с этим Декретом, территория Выставки заняла все пойменные прибрежные земли Москвы-реки от Крымского моста до Нескучного сада, включая зону Титовского проезда и территории бывших загородных усадеб.
  
  Генеральный план первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной Выставки с иностранным отделом. 1923 г.  []
   Фото-24.и. Генеральный план первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной Выставки с иностранным отделом. 1923 г.
  
   Основная часть Выставки должна была расположиться на обширном Орловом лугу (Лековом - о нем упоминалось выше), пожалованным Екатериной II графу А.Г. Орлову в вечное наследственное владение, а в XIX веке, перешедшем городу. Иностранный отдел Выставки размещался по другую сторону Крымского вала и соединялся с основной территорией мостом, возведенным по проекту архитектора В. Щуко.
   Таким образом, в 1923 году были сформированы границы не только Выставки, но и, в целом, границы будущего ЦПКиО им. М. Горького.
   Был объявлен конкурс на создание генерального плана Выставки, в котором приняли участие ведущие архитекторы того времени. Главным архитектором Выставки был назначен Алексей Викторович Щусев. Победил на конкурсе и был принят к исполнению проект И.В. Жолтовского, соединивший преимущества регулярной организации центральной территории со свободной планировкой в зонах размещения павильонов и отведенных зон для отдыха. [13]
   Москва-река предопределила планировочную схему генплана Выставки: ее основная композиционная ось повторяла направление реки. Дополнительные оси, образующие боковые аллеи, располагались параллельно главной оси, подчеркивая тем самым ее значение.
   Были определены основные планировочные зоны и элементы, вошедшие в последующем в состав ЦПКиО (с 1928 г.) и, в целом, сохранившиеся до нашего времени: головная часть, включающая огромную площадь Народов с большим двухуровневым партером, зоны павильонов, размещенные по обе стороны партера, зеленая зона около Голицынского пруда, участок за Титовским проездом, а также входы на Выставку, организованные с Крымского вала и у Титовского проезда. Ширина партерной части плана планировалась 120 м, протяженность - 500 м. Такое решение пространства Выставки создавало ощущение разнообразия и желание двигаться в этом пространстве. И.В. Жолтовский сохранил Голицынский сад с двумя ротондами по берегу реки, дав возможность посетителям отдыхать под тенью огромных деревьев и у водной поверхности. Разместив крупные по размерам павильоны с левой стороны партера, он закрыл замусоренные откосы. Силуэтное решение павильонов усиливало их декоративное значение. [14]
   Буквально за несколько месяцев пустырь было не узнать. На нем возвели легкие деревянные выставочные павильоны, открытые театры, кафе и другие сооружения.
   Экспозиционные строения, выполненные по проектам выдающихся архитекторов того времени, группировались в тематические разделы: Союзных Республик и Старой деревни, Животноводства, Живых посевов, Машиностроения, Кооперации, Переработки, Путей сообщения и др.
   Большую художественную роль в решении ансамбля Выставки играли сами павильоны, в основном, деревянные, возведенные в различных архитектурных стилях и направлениях - от эклектики до конструктивизма (с преобладанием последнего). На их фасадах активно применялись росписи, рельефы, надписи, выполненные по эскизам художников А. Экстер,
   И. Нивинского, Г. и В. Стенбергов, И. Француза и др. Всего на территории выставки было построено 225 зданий. [1]
   Впоследствии часть из них была использована при строительстве парка культуры и отдыха. Другие были переделаны и приспособлены для обслуживания посетителей парка. Выставка показывала достижения в развитии промышленности и сельского хозяйства России того времени.
   Вниманию читателей в данной работе представлены несколько фотографий с Выставки, глядя на которые можно понять, какой грандиозный проект был реализован на этом историческом месте в далеком 1923 году.
   Входная группа, размещенная у Крымского вала, включала площадь Народов, периметр которой (кроме южной границы) был закреплен постановкой Главного павильона с входной аркой. [1,15]
   Входная арка Главного павильона Выставки была сооружена по проекту архитектора И.В. Жолтовского при участии В. Кокорина и И. Нивинского).
  
  Входная арка Главного павильона первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. 1923 г.  []
   Фото-25.и. Входная арка Главного павильона первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. 1923 г.
  
   Большой партер, протянувшийся от площади Народов до Голицынского сада, был регулярно распланирован системой взаимно-перпендикулярных дорожек. Его основное пространство занимала экспозиция зерновых культур - "Живых посевов", в центре головной части была установлена ветряная мельница (на месте современной Фонтанной площади).
   В его дальнейшей части, восточнее и западнее Голицынского пруда, размещалась выставка павильонов Союзных республик.
   Западнее партера, вдоль прибрежной территории части Выставки, находилась экспозиция "Старая и новая деревня", состоящая из множества небольших павильонов.
  
  Экспонат Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки - изба бедного крестьянина Нечерноземной губернии. 1923 г.  []
   Фото-26.и. Экспонат Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки - изба бедного крестьянина Нечерноземной губернии. 1923 г.
  
   Предварял этот раздел массивный трехэтажный павильон "Кустарный отдел", стоявший у Крымского моста. Он был приспособлен И.В. Жолтовским из бывшего цеха завода Бромлея, размещавшегося здесь в начале XX века на арендованной городской земле. Этот объем, в дальнейшем неоднократно перестраиваемый, явился первоначальным ядром существующего ныне здания Дирекции парка.
  
  Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильон
   Фото-27.и. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильон "Кустарный отдел". 1923 г.
  
   Восточнее партера располагались тематические разделы "Животноводство" и "Машиностроение". Характерно, что раздел "Животноводство" располагался восточнее Пионерского пруда, в дальнейшем на этом месте находился стадион Физкультурного городка (по проекту архитектора А.В. Власова), сейчас - аттракционы "Луна-парка", хозяйственная зона и гардероб проката коньков в зимнее время.
  
  Павильон сельскохозяйственного машиностроения (
   Фото-28.и. Павильон сельскохозяйственного машиностроения ("Шестигранник"). Внутренний двор.1923 г.
  
  Павильон сельскохозяйственного машиностроения (
   Фото-29.и. Павильон сельскохозяйственного машиностроения ("Шестигранник"). Общий вид со стороны главного входа. 1923 г.
  
  
   Павильон "Машиностроение" ("Механизация", "Шестигранник", архитекторы И.В. Жолтовский, Н. Колли, В. Д. Кокорин, М.П. Парусников) был окружен обширным газоном; к каждой его "грани", являвшейся самостоятельным павильоном, вели дорожки, отходящие от главной или периметральной дорог.
   Южнее отдела Машиностроения располагались два идентичных по планировке подковообразных в плане крупных павильона "Полеводство" и "Мелиорация" с Лесным отделом (архитекторы И.В. Жолтовский, Н. Колли), ориентированных на одну из главных осей партера.
   Отдел Путей Сообщения располагался вдоль Титовского проезда в хозяйственной зоне Голицынской больницы, отделявшейся от основной больничной территории оврагом. По дну оврага проложили железнодорожные пути (отходившие от трамвайной линии), подводившие к отделу.
   Северо-западнее, у малого Голицынского пруда, располагался Отдел Переработки с многочисленными павильонами: "Госмолоко", "Технические заготовки - Мельстрой", "Сахаротрест" и "Моссельпром", "Махорка" и др. [1]
  
  Павильон
   Фото-30.и. Павильон "Сахаротрест". 1923 г.
  
   Павильон "Сахаротрест" (архитектор А. Власов) размещался на месте партерной части Музея охраны труда, павильон "Моссельпром" (архитектор К. А. Грейнерт) - на месте площади Ударника (рядом с Зеленым театром и Музеем охраны труда). Павильон носил яркие черты эклетического направления. Здесь же, на месте площади Ударника размещался павильон "Махорка" (архитектор К. Мельников, росписи И. Француза). Павильон был выполнен в формах конструктивизма.
  
  Павильон
   Фото-31.и. Павильон "Моссельпром". 1923 г.
  
  Павильон
   Фото-32.и. Павильон "Махорка". 1923 г.
  
   Павильоны "Мясохладобойня" и "Мельстрой", кроме того, дополнялись росписями и контррельефами.
   Территория Выставки озеленялась газонами, расположенными около каждой группы павильонов и немногочисленными посадками деревьев.
   К 1927 году 1-я Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка на месте, где через год будет разбит Парк культуры и отдыха, в общем плане выглядела так, как показано на фото внизу. На переднем плане Крымский Вал, на нем - трамвайные пути и несколько трамваев; справа - старый металлический Крымский мост, о котором писалось выше; на горизонте - Новодевичий монастырь. На том месте, где сегодня располагается здание дирекции парка, также стоит похожее здание - это павильон "Кустарный отдел".
  
  Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. 1923 г.  []
   Фото-33.и. Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. 1923 г.
  
  Иностранный отдел Выставки. 1923 г.  []
   Фото 34.и. Иностранный отдел Выставки. 1923 г.
  
  На центральном партере Выставки был создан большой портрет В.И. Ленина из разных ковровых растений работы художника Бежанова.
   Хотя, как пишет в своих воспоминаниях Г.И. Лебедев (первый директор парка), сестры В.И. Ленина Анна Ильинична Ульянова-Елизарова и Мария Ильинична Ульянова наотрез отвергали любые попытки хотя бы даже с малейшей помпезностью представлять на выставке Ленина. Именно они по поручению Главного выставочного комитета руководили организацией выставочной композиции, посвященной Ленину. И она состоялась. В этот период были созданы картины "Владимир Ильич на субботнике" художника Н.А. Сысоева, "Ленин принимает крестьян-ходоков" П.М. Шушнина и др.
  Выставка проработала 3 месяца (с августа по октябрь 1923 года) и явилась яркой демонстрацией творческой силы советской власти, еще не успевшей покончить с многочисленными врагами и уже принявшейся за восстановление народного хозяйства страны.
   Вождь мирового пролетариата В. И. Ленин посетил Выставку 19 октября этого же года.
  
  Памятная доска на левом пилоне Центрального входа в парк. 2009 г. [А. Рублев]
   Фото-35.и. Памятная доска на левом пилоне Центрального входа в парк. 2009 г.
  
   Весь кортеж состоял из трех машин, на одной из которых, с открытым верхом, приехал Ленин с Н.К. Крупской. К приезду вождя не были приглашены фотокорреспонденты, но не велись киносъемки, так что история должным образом не запечатлела этот визит. Ввиду болезненного состояния Ленина, врачи и близкие всячески отговаривали его от этой поездки. Однако Владимир Ильич настоял на своем, и, по словам Марии Ильиничны, пребывал на выставке в оживленном и приподнятом настроении: "... он веселыми глазами смотрел на окружающее, и улыбка в этот день не сходила с его лица..."
   Вот как описывает визит В.И. Ленина на выставку Г.И. Лебедев: "...Владимир Ильич оживленно посматривал по сторонам, заметно любовался прекрасным благоустройством территории, сменившим свалку, но больше всего Владимира Ильича радовали павильоны выставки, в создании которых наши выдающиеся зодчие академики А.В. Щусев и И.В. Жолтовский вложили свой талант, а мастера воплотили идеи творцов архитектуры в реальность.
   Я вижу, как Ленин подъехал к павильону сельскохозяйственных машин, как он вышел из машины и подошел к экспонатам. Наша сельскохозяйственная техника того времени отличалась простотой: стояли сеялки, жатки, молотилки, плужки, дисковые бороны, и как новизна - первые отечественные тракторы "Фордзон-Путиловец". Владимир Ильич ходил от машины к машине, поглаживал их рукой и выслушивал объяснения специалистов. Стекались экскурсанты, обрадованные появлением Ленина на выставке. Ильич обменивался с ними приветствиями..." [11]
   А в ноябре выставку уже закрыли на целых 5 лет, чтобы открыть в 1928 году на этом месте Парк культуры и отдыха. Павильоны с оригинальным архитектурным оформлением перестали работать, экспонаты убрали, но осталась хорошо спланированная территория, уже тогда обладающая рядом чисто парковых элементов: аллеи, площадки, партер, новые насаждения, уровень освещенности и т.д.
   Так уж получилось, что бывший пустырь у Крымского моста за короткое время превратился в один из самых замечательных уголков города, местом повседневного отдыха граждан. Это было место без наименования, но даже при этом, создалась традиция его посещения, оно было популярно среди москвичей. Было понятно, что это место дальше пустовать не может, возврата к мусорной свалке не случится, и на нем возникнет что-то иное, куда жители столицы будут приходить после напряженного трудового дня, чтобы отдохнуть и набраться сил.
   Так и случилось, и, возможно, с этого началась, по-настоящему, история сегодняшнего парка культуры и отдыха в центре Москвы, его биография.
   В 1927 году была разработана и принята система пятилетних планов развития страны, которые получили в народе наименование пятилеток. Люди напряженно трудились, перевыполняли планы, видели перспективу, мечтали о хорошей жизни.
   Было начато генеральное наступление на фронте социалистического строительства. Возникали новые сложные задачи создания и технического перевооружения промышленности и сельского хозяйства. Естественно, возрастали культурные запросы и потребности населения.
   Профсоюзы создавали систему домов отдыха, всевозможных здравниц, но культурных учреждений катастрофически не хватало. Не было достойной трудящегося человека организации отдыха, духовного обогащения, восстановления затраченной на производстве энергии. Появляющиеся в Москве клубы не могли выполнить задачи более широкого охвата людей культурной программой, так как это виделось партии и руководству страны, самим гражданам, желающим хорошо работать и хорошо отдыхать. Лозунг "Кто умеет хорошо отдыхать, тот умеет хорошо работать" стал достаточно популярным среди москвичей, тем более, на глазах был прекрасный пример проведения Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Нужна была новая форма проведения массового отдыха граждан, где бы отдых сочетался с просветительством, так необходимым советским людям, начинающим борьбу за новую жизнь в новом государстве.
   Все эти обстоятельства и создали условия для строительства в столице первого социалистического парка культуры и отдыха.
   Инициатива, как это обычно бывало в советское время, прошла снизу. Рабочие московских заводов выдвинули предложение о создании в Москве парка, в котором можно было бы отдохнуть и культурно развлечься. Тогда еще не говорили о "парке культуры и отдыха" - это название появилось позднее.
   16 марта 1928 г. Президиум Московского Совета на своем заседании признал необходимым устройство в Москве парка культуры и отдыха на территории бывшей сельскохозяйственной выставки, Нескучного сада и Воробьевых гор. Была создана комиссия по строительству парка, в которую поступило множество предложений от трудящихся. Одни выражали пожелание, чтобы парк был хорошо оборудован для отдыха, другие требовали "Больше музыки", третьи - "Даешь физкультуру!" Ход подготовки к открытию парка широко освещался в печати, особенно в московских газетах.
   Интересные факты на этот счет приведены Натальей Гридневой в статье "Парк Советского периода", размещенной в газете "Коммерсант", N 159 (1562) от 29.08.1998 г. [18]
   Автор пишет, что весной 1928 года председатель Моссовета коммунист Константин Уханов съездил в Берлин и посетил там местный Луна-парк, который произвел на него сильнейшее впечатление.
       "...Сразу же после возвращения Константин Уханов загорелся идеей сделать что-нибудь подобное в Москве. Председатель Моссовета весной 1928 года создал комиссию, которая и занялась решением проблемы отдыха москвичей. В нее вошли нарком просвещения Анатолий Луначарский, от Главискусства - князь Леонид Оболенский, будущий первый директор ПКиО Лебедев, столичный комсомол представлял горкомовец Лев Гурвич.
       На первом заседании комиссия единогласно решила, что парк нужно открыть как можно быстрее.
Самое подходящее место для парка -- та самая заброшенная сельхозвыставка с пустующими павильонами, которые можно быстро переоборудовать".
За три месяца до открытия первого советского парка культуры и отдыха газета "Рабочая Москва" обратилась к читателям с вопросом: "Каким должен быть парк культуры и отдыха?".
   - "Парк должен быть подлинным центром летней культурной работы" - предлагали читатели "Рабочей Москвы";
   - "Летним центральным клубом клубов";
   - "Театр и кино, цирк и эстрада, открытая сцена должна дать лучшие образцы творчества народов СССР в исполнении первоклассных артистов и ансамблей";
   - "Необходимо устроить в парке производственные выставки различных отраслей промышленности";
   - "Организовать катание на роликах, танцы под открытым небом, кегельбан, городки, гигантские шаги, качели, карусели"... [19]
   Высказанные пожелания свидетельствовали о широких культурных запросах трудящихся, желании отдохнуть после трудового дня, прийти в парк семьями, приобщиться театру, кино и эстраде и т.д.
   15 июня 1928 года "Рабочая Москва" опубликовала статью А.В. Луначарского "Гордость пролетарской Москвы". "По инициативе Моссовета, - говорилось в статье, - в Москве развертывается необыкновенно увлекательное и полезное предприятие. Название ему - Парк культуры и отдыха". Одновременно Народный комиссар просвещения предостерегал: "... с такого рода предприятием можно перекультурить и недокультурить". [20]
   Перед организаторами парка стояла задача так построить его работу, чтобы она способствовала активному отдыху, расширяла кругозор посетителей, приобщала их к культуре, давала разрядку от напряженного трудового дня, соответствовала духу времени, одним словом, так, как высказались трудящиеся.
   Это и определило программу нового советского парка, которая была сформулирована Г.И. Лебедевым. Вот выдержка из его статьи, опубликованной в газете "Правда" 8 апреля 1928 года:
   "...Всякий рабочий хорошо понимает, что только в парке культуры и отдыха можно устроить праздник металлистов, текстильщика, печатника, работника народной связи, искусства, просвещения, кустаря, земледельца, - где сами зрители одновременно являются и действующими лицами". [21]
   Жители Москвы не только горячо обсуждали, каким будет парк, они сами его и создавали. На субботниках и воскресниках разбивали дорожки, утрамбовывали площадки, разбирали ненужные здания, выкорчевывали пни...
  
  Вход в парк. 1929 г. Фотограф - Александр Родченко. []
   Фото-36.и. Вход в парк. 1929 г. Фотограф - Александр Родченко.
  
   Но открытие парка летом 1928 года оказалось под угрозой - не успевали организаторы и строители сделать все возможное, чтобы парк заработал в полную силу.
   Как отмечалось в протоколе N 7 заседания Президиума рабочей парковой комиссии по постройке парка культуры и отдыха, состоявшегося 28 июля 1928 года, "...ввиду краткости сезона и недостаточной подготовки к открытию парка по намеченной Моссоветом программе: "...парк в текущем году не открывать". Однако там же принято решение: "...считать необходимым открыть территорию бывшей с/х выставки и Нескучного сада для бесплатного широкого доступа публики со дня открытия выставки Моссовета... " с началом же летнего сезона 1929 года открыть парк по плану, намеченному Моссоветом: "Признавая открытие парка культуры и отдыха в сезоне 1928 г., ввиду неоконченности в целом работ, нецелесообразным, Президиум Моссовета считает, однако возможным ввиду запросов рабочих разрешить доступ в ПКиО, использовав для этого частично уже подготовленную территорию парка...".
   Окончательное решение о частичном доступе на территорию парка культуры и отдыха было принято 10 августа 1928 года (протокол N 63 заседания Президиума Моссовета).
   По городу заранее были расклеены афиши, а в газетах опубликованы соответствующие объявления.
   Под заголовком "Открывается вход в парк культуры и отдыха" газета "Рабочая Москва" 11 августа 1928 года приглашала всех в парк: "Зав. парком тов. Лебедев сообщил нашему сотруднику, что парк открывается в воскресенье 12 августа в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. Кроме того, выпускаются сезонные билеты за полтинник со дня сезона". [22]
   В газете "Рабочая Москва" за 14 августа 1928 года "Открылся парк культуры и отдыха" признается фактическое его открытие. [23]
   Таким образом, дата 12 августа 1928 года принята как исторически состоявшееся открытие парка. Правда, только около половины сезона функционировал парк, но сезон 1928 года можно считать первым сезоном его работы.
   Это был подлинный праздник. Тысячи москвичей заполнили аллеи, площади и набережные. Ожидалось 20-30 тыс. посетителей. Однако потом выяснилось, что в день открытия парк посетили более 100 тыс. человек со всего города.  
  
  На карусели. 1928 г. []
   Фото-37.и. На карусели. 1928 г.
  
   Не обошлось и без ошибок: в парке оказалось мало скамеек и совершенно не было урн. Именно этот промах и обыграли в своем фельетоне "Лекция о пользе парков культуры" Ильф и Петров. Авторы ехидно предлагали администрации парка привлечь для уборки территории... посетителей. Перед входом рекомендовалось выдавать каждому палку с заостренным концом и вешать на шею изящно сплетенную корзиночку для мусора. А, чтобы отдыхающий не отвлекался от уборки и не вертел головой по сторонам, повесить на грудь гирю килограмма на три. [18]
   Газета "Московский день", вторник, 14 августа 1928 г. Заголовок: "Открылся парк культуры и отдыха" писала: "Вас встречает человек с плакатом: "Пойдем со мной, весь парк тебе я покажу и про работу расскажу". Людские потоки идут по аллеям, павильонам, выставкам, площадкам, - бесконечное людское море...
   Прекрасное впечатление оставляет культбаза: консультации, викторины, души, комнаты для отдыха, радиогостинные...
   В читальне - удобные плетеные кресла и книги.
   Небольшие книжки выдаются без документов. Пожалуй, слишком тесно друг к другу расположены многочисленные площадки. Все виды "болов" - баскетбол, волейбол, хандбол, гигантские шаги, теннис, гимнастика, трапеции, лестницы и... замысловатый "индербейэбол: массовая игра в мяч....
   Ребят до 4 лет можно оставить в яслях. Здесь их накормят и уложат спать в маленькие кровати с белоснежным бельем.
   Десятки забав в детском городке, где улыбаются довольные личики детишек. Ребенок остается в яслях, а мать идет осматривать парк.
   Очереди у ресторана, чайной и закусочной.
   Телятина - 70 коп.
   Осетрина - 80.
   Вечером - яркий электрический свет залил территорию парка. Толпы направились к театрам и кино. Билеты брались с бою. Желающие отдохнуть скрылись в прохладе вековых деревьев Нескучного сада, гуляли по набережной, откуда дивный вид на реку, с сотнями снующих лодок и лилипутов-пароходиков...
   Мы получили место для отдыха, которое через год-два превратится в ценнейший культурный очаг. Надо научиться и вести себя культурно на его территории...". [24]
  
   []
   Фото-38.и. День открытия парка. 1928 г.
  
  
   Продолжение работы "Парк Горького (Партер). Глава 1. Часть 1.2." можно посмотреть "здесь"
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"