Самусенко Евгений : другие произведения.

Базовые принципы равновесной психологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Революция в психологии! Основные постулаты равновесной психологии

  Прежде чем приступить к формированию структуры психики, принимая психику как совокупность функциональных элементов, каждый из которых выполняет строго определенную задачу, необходимо понять общее направление, или цель, ее функционирования. Юнг считал, что целью функционирования психики человека является обеспечение процесса его адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Распространим точку зрения Юнга и на психику животных, считая, что она также должна обеспечивать его оптимальную адаптацию к внешней среде.
  Задачу построения структуры психики человека и животного можно разделить на два основных этапа:
  1. Формирование набора основных структурных элементов. Реализация этого этапа уже сама по себе существенно продвинет вперед развитие науки о психике.
  2. Установление взаимосвязей между структурными элементами психики. Это позволит говорить о появлении первого варианта структуры психики человека, который, безусловно, еще не сможет претендовать на звание абсолютной истины, но впервые покажет работу психики как единой сложной системы. Благодаря этому появится модель психики.
  
  Многие психологи, не имея никакого представления о точных науках, считают их точными только потому, что они работают с экспериментальным материалом, допускающим воспроизведение и повторение эксперимента. Но это глубокое заблуждение - в точных науках очень много теории, которая в одних случаях опережает эксперимент, а в других - догоняет его, обеспечивая ему теоретическую базу для развития. Вряд ли кто-то ставит под сомнение авторитет Альберта Эйнштейна в области теоретической физики. Обратимся к его опыту в определении подхода к построению теории и попробуем применить его в психологии.
  "Для применения своего метода теоретик в качестве фундамента нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствия. Его деятельность, таким образом, разбивается на два этапа. Во-первых, ему необходимо отыскать эти принципы, во-вторых - развивать вытекающие из этих принципов следствия" (6).
  "Если такая формулировка удалась, начинается развитие следствий, которые часто дают непредвиденные соотношения, ведущие далеко за пределы области фактов, из которых были получены принципы. Но до тех пор, пока принципы, могущие служить основой для дедукции, не найдены, отдельные опытные факты теоретику бесполезны; ибо он не в состоянии ничего предпринять с единичными эмпирически установленными общими закономерностями. Наоборот, он застывает в беспомощном состоянии перед единичными результатами эмпирического исследования до тех пор, пока не раскроются принципы, которые он сможет сделать основой для дедуктивных построений" (6).
  Говоря о необходимости базовых принципов для любой теории, Эйнштейн дает им четкую формулировку: это общие предположения, которые не могут быть получены ни логическим путем, ни экспериментальным. Базовые принципы - продукт не Мышления, а Озарения. "Основной" базовый Принцип равновесной психологии - необходимость существования базовых принципов для психологии - ничем не отличается от таковой необходимости для физики или математики.
  Безусловно, в теориях и Фрейда, и Юнга можно обнаружить принципы, на которых эти теории базируются, но принципы эти не были сформулированы их создателями. Мы можем только гадать, понимали ли они сами , что их теории стоят на фундаменте из общих начальных предположений, не являющихся продуктом логики и эксперимента.
  Какой же фундамент из базовых принципов лежит в основе предлагаемой теории? Какие общие предположения взяты у основателей психологии, а какие предложены дополнительно? Эти принципы должны подтверждать уже признанные открытия психологии и быть проверенными временем, либо могут являться новыми открытиями, требующими подтверждения в будущем.
  Кроме базовых принципов, необходимо определиться еще и с полным набором базовых терминов, которые позволят описать все психические явления, вводимые в теорию.
  Итак, перечислим базовые принципы равновесной психологии:
  1. Принцип Равновесия.
  2. Принцип единства типа психической энергии.
  3. Принцип разделения психики на Сознание и Бессознательное (принцип Фрейда).
  4. Принцип разделения Бессознательного.
  5. Принцип существования структуры и содержания Бессознательного.
  6. Принцип двойного "Я".
  7. Принцип назначения типа психического влияния.
  8. Принцип разделения психических рефлексов.
  9. Принцип проверки решения Сознания.
  10. Принцип четырех источников психической информации (принцип Юнга).
  Тот, кто принимает предложенные принципы, не имеет оснований для отказа и от предлагаемой теории. Эти принципы формируют скелет "слона", которого предстоит восстановить по отдельным описаниям его частей, и удерживают от одностороннего взгляда на него. Необходимо отличать общие предположения (или базовые принципы) от законов функционирования психики. Законы - это уже логические следствия, выведенные в результате изучения как базовых принципов, так и экспериментального материала.
  Рассмотреть подробно все базовые принципы, в рамках данного формата, не представляется возможным. Поэтому детально рассмотрим только самый базовый из имеющихся - первый принцип.
  
  ? 1. Принцип Равновесия
  Этот принцип определяет основную цель психики живого организма: любой раздражитель, воздействующий на субъект, в результате функционирования его психики должен быть устранен. Помимо цели можно сформулировать также и перечень функций или задач психики, направленных на достижение основной цели:
  1. Предоставить субъекту информацию о появлении раздражителя.
  2. Выбрать последовательность устранения раздражителей, если их несколько.
  3. Выбрать объект, который наиболее эффективно устраняет раздражитель.
  4. Выбрать действие, которое наиболее эффективно устраняет раздражитель.
  Перечисленные функции не имеют никакого отношения к рефлексу Павлова и схеме "стимул-реакция". В этом перечне - декларировано право субъекта на выбор последовательности устранения раздражителей и типа действия из ранее им уже реализованных.
  Но перечень функций психики не полон. Он содержит две отдельные части. Представленная первая часть видима и доступна для понимания функционирования психики. Но существует еще скрытая часть, вполне укладывающаяся в рамки Принципа Равновесия. Перечисленные задачи позволяют субъекту самостоятельно и осознанно совершать действия, направленные на устранение появившихся раздражителей, - это первый уровень адаптации. Но возможности субъекта могут оказаться ограниченными, при этом его физические возможности не ограничивают возможности его психики. Необходимость выбора действия для устранения раздражителя предполагает, что такой выбор возможен только из ранее совершенных действий. Если субъект сталкивается с задачей, которая не может быть решена с помощью имеющегося у него опыта и совершаемого им действия, это уже задача другого, более высокого уровня сложности.
  Возможно ли представить себе больший раздражитель, чем взлетающий самолет? Тем не менее, обитающие в районе взлетной полосы аэропорта кролики не обращают на этот раздражитель никакого внимания. Кролик не "отключит" самолет путем совершения механических действий, даже если бросится к нему под колеса. В этом случае его психика выполняет еще одну задачу. Без осознанного участия субъекта изменяется интенсивность восприятия раздражителя. В экспериментах Павлова этот эффект был назван угасанием рефлекса. В сознании субъекта раздражитель "исчезает", больше не вызывает раздражения и не требует его устранения. Кролики перестают воспринимать этот гул как раздражитель. Это не означает, что у них ухудшился слух - они не реагируют только на звук самолетов, и это второй уровень адаптации. Раздражитель имеется, субъект ничего с ним сделать не может, но адаптацией к его существованию является отсутствие в психике субъекта - оценки раздражающего образа как раздражителя. Энергия этого раздражителя не поступает в сознание субъекта для принятия решения о его устранении. Этот уровень адаптации свойственен психике любого живого существа, он детально исследован в экспериментах Павлова и не вызывает никаких сомнений у физиологов. Хотя и не приводит к пониманию ими сути этого явления.
  "Всякое раздражение, если оно повторяется, не сопровождаясь далее никаким другим более существенным последствием для организма, делается безразличным. Мы окружены массой картин, звуков и т. д., но если они не причиняют нам важного в каком-либо отношении раздражения, то мы относимся к ним безразлично, как будто они не существуют" (7, с. 138).
  А ведь это бессознательный уровень восстановления равновесия со средой обитания. Состояние кроликов на взлетном поле можно с уверенностью назвать состоянием равновесия со средой обитания. Хотя для стороннего наблюдателя это выглядит несколько странно. Необходимо подчеркнуть, что вторая группа задач адаптации ограничивается только временными изменениями в отношении восприятия раздражителей. Перемещение кроликов в другую среду обитания приведет вначале к шоку из-за отсутствия самолетов, а затем к восстановлению функции восприятия звука от взлетающего самолета как обычного раздражителя. В рассмотренном случае никаких долговременных изменений в физиологии организма субъекта не происходит, только психические. Это также исследовано и доказано экспериментами Павлова.
  Ко второму уровню адаптации относятся и физиологические рефлексы организма субъекта. Так, например, при смене интенсивности освещения расширяются или сужаются зрачки глаз, но при этом не требуется участия сознания субъекта и изменения органов его организма. Для этого случая подобной физиологической адаптации вполне достаточно, чтобы не переходить на более высокий уровень адаптации.
  Что же представляет собой третий уровень адаптации к среде обитания? Он, как и второй, бессознательный уровень, не подвластен контролю со стороны сознания субъекта. Это уровень изменения физиологии живого организма. Наглядный пример его действия - жираф. Но мы в качестве примера рассмотрим другой живой организм и иное изменение среды. Исчезновение силы гравитации в нашем случае будет тем изменением среды, которое потребует со стороны психики субъекта действий третьего адаптационного уровня. Попав в условия длительного космического полета, организм человека подвергается воздействию огромного количества раздражителей. Часть из них можно устранить, совершив некие действия или прекратив восприятие их как раздражителей, но главный раздражитель - невесомость - устранить не удастся. В результате начинается изменение физиологии организма субъекта, направленное на устранение раздражающего фактора (в данном случае невесомости). В первую очередь изменения касаются структуры и прочности скелета живого существа. Поскольку в невесомости потребности в прочном скелете нет и отсутствует такой раздражитель, как вес, то из костей удаляются минеральные составляющие, обеспечивающие их прочность. Возможно, происходят и другие изменения, которые изучает космическая медицина, но в данном случае они для нас не важны. Нашей задачей являлась демонстрация, как психика выполняет свою общую функцию за счет решения адаптационной задачи третьего уровня, недоступной для первых двух уровней. Наблюдения за состоянием организма космонавтов позволяют с уверенностью утверждать, что третий уровень адаптации существует, и он действует как при переходе человека в состояние невесомости, так и при возврате на землю. Результат всегда один и тот же: восстановление равновесия между организмом и средой обитания. Но необходимо отметить, что при переходе человека в состояние невесомости никаких существенных изменений в его внешнем виде не происходит. Скелет может ослабеть и перестать выполнять функции удержания большого веса, но исчезнуть вообще он не в состоянии и все равно остается несущим каркасом для тела. У человека не изменяется количество ног, рук, даже пальцев. Следовательно, можно сделать вывод об ограниченности третьего уровня адаптации.
  
  Определение ограничения третьего уровня адаптации
  Физиологические изменения организма субъекта, необходимые для достижения его равновесия со средой обитания, возможны только в тех пределах, в которых они уже были произведены ранее психикой живого организма.
  
  Это ограничение позволяет закрепить за некоторыми частями тела живого организма понятие невозможности их изменения с целью адаптации и бесполезность применения к ним психикой воздействия, необходимого для такого изменения. Это ограничение также позволяет выделить группу частей тела, которые могут быть подвергнуты изменениям. Критерием такого выделения будет изменение частей организма в результате ранее осуществленной адаптации. Ограничение гласит, что эти части тела могут быть возвращены в первоначальное состояние - это и происходит в случае с космонавтами. Если в состоянии невесомости их костный скелет ослабляется, значит, его усиление - результат воздействия раздражающего фактора в виде увеличенной силы тяжести в далеком прошлом. Именно поэтому скелет в невесомости не может исчезнуть вообще - он "защищен" ограничением третьего уровня адаптации. То есть его появление либо вообще не результат адаптации в прошлом, либо эта адаптация произошла в прошлом столь отдаленном, что скелет уже перестал подвергаться адаптационным изменениям и информация об осуществлении модификации в генетической структуре была утеряна с течением времени. Поэтому скелет может только видоизмениться, но не в состоянии исчезнуть вовсе, живой организм в результате модификаций не способен вернуться к тому периоду, когда он еще не обладал скелетом. Можно утверждать, что существенная модификация признаков, полученных в результате случайных генетических модификаций - невозможна. Наличие в скелете человека нескольких позвонков хвоста говорит о том, что хвост у наших предков был утерян в результате адаптации к среде обитания, и он может быть восстановлен - при необходимости. Равновесная психология утверждает два типа возможных модификаций живого организма: случайные генетические и закономерные адаптационные. При этом адаптационные модификации могут происходить только в пределах имеющихся генетических. Психика может изменять длину и плотность шерсти живого организма, но только если его генотип содержит ген шерсти и она может быть выращена.
  Существует еще и четвертый, высший уровень адаптации. Если прохождение первых трех уровней не смогло привести к устранению раздражителей, изменяется вектор адаптации, субъект, подвергнутый первым трем уровням адаптационного воздействия, перестает быть интересен для собственной психики. Третий уровень адаптации - это уже физиологическая (половая) модификация субъекта, в результате соединения различных наборов родительских генов, и усиление влияния полового (внутривидового) отбора. Если в рамках одного поколения не удается достигнуть адаптации к среде, может и должен быть изменен тип модификации субъекта - вид, который он представляет, начинает использовать возможности, заложенные в явлении полового отбора. Возможно, его потомки смогут достигнуть большего. Для перехода на следующий уровень модификации - психика субъекта уменьшает срок его жизни, тем самым расписываясь в собственном бессилии помочь чем-либо конкретному живому существу. В результате уменьшения срока жизни увеличиваются скорость и эффективность половой модификации биологического организма. Через сотни поколений организм, возможно, все же сумеет достичь необходимого состояния равновесия со средой обитания (что не удалось при реализации первых трех уровней адаптации), после чего время жизни этого вида постепенно восстановится до первоначального уровня. Четвертый принцип адаптации утверждает, что если на Земле произойдет похолодание и у слонов не сможет вырасти шерсть в течение одного цикла модификации организма, то уменьшится время жизни одного поколения слонов, возобладает половая модификация, и в результате естественного отбора появится живой организм с шерстью, напоминающий мамонта. Но генетически он не будет ни мамонтом, ни слоном. Если в результате полового отбора не появится адаптированный к холоду слон, срок жизни этого живого организма сократится до нуля, и он должен будет исчезнуть как вид. В этом есть вполне рациональная составляющая: если действующий раздражитель не удается устранить, нет смысла продлевать мучения данного живого организма.
  
  Из перечисленных выше адаптационных задач психики можно сформулировать четыре принципа адаптации:
  1. Совершение действий субъектом, направленных на устранение раздражителей.
  2. Изменение реакции психики на действующие раздражители.
  3. Изменение физических свойств живого организма.
  4. Снижение срока жизни одного поколения и усиление половой составляющей в модифицировании организма с целью его адаптации.
  Таким образом появляется еще одно определение равновесия.
  
  Определение равновесия
  Равновесие между средой и живым организмом - это возможность устранения его психикой всех раздражителей в результате выполнения трех первых принципов адаптации и сохранение этого состояния в течение любого конечного периода времени. Равновесие - это соответствие свойств организма состоянию среды обитания и отсутствие необходимости в их изменении.
  
  Иначе говоря, отсутствие равновесия - это наличие любого раздражителя, воздействующего на субъект. В определении равновесия подчеркивается, что устранение раздражителей выполняет не сам субъект, а его психика. Субъект в этом участвует только на первом адаптационном уровне, осуществляя выбор последовательности устранения раздражителей. Примеры равновесия - мамонт на севере и слон в Африке, где свойства внешне похожих организмов соответствуют среде их обитания.
  Мы рассмотрели процессы адаптации и четыре принципа адаптации любого живого существа, включая человека. Но человек в определенных условиях может выходить за рамки этих принципов, и специально для него приходится ввести пятый принцип адаптации - но уже не к окружающей среде, а к самому себе. Упомянутые нами кролики могли успешно избавиться от такого раздражителя, как самолетный гул, но что сказать о Менделееве, пытающемся решить поставленную им самим задачу, или об Архимеде, которому было поручено определить состав металла царской короны? Являются ли решаемые ими задачи меньшим раздражителем, чем самолет для кролика? Нет, не являются, но от этих раздражителей невозможно избавиться - они созданы самими субъектами. "Счастье" кроликов в том, что они не создают самолеты и не изменяют намеренно среду своего обитания. Психика смогла найти выход и в этом случае - в подобных ситуациях она прибегает к психическому явлению "Озарения". Открытия Менделеева, Архимеда, Эйнштейна заключаются не в том, что они решили свои задачи, а в том, что они их себе поставили и не отказались от намерения найти решение.
  Пятый принцип адаптации звучит так: человек способен решить любую задачу, которую может сам себе поставить.
  Задачи, которые человек не может решить, он не может себе и поставить. Под решением понимается исключительно процесс мышления, а не физические действия. И естественно, речь идет о задачах, имеющих решение.
  Содержанием пятого принципа адаптации является то, что психика для устранения раздражителя, введенного в нее самим субъектом, изменит параметры функционирования Бессознательного, дабы избавиться от введенного раздражителя. В дальнейшем будет показано, как этот принцип реализуется и как изменяются параметры Бессознательного, из-за чего полученное в результате Озарение расценивается как "ошибка распознавания". В действительности же это не ошибка, а изменение параметров системы распознавания с целью избавиться от действующего раздражителя.
  В дальнейшем будет предложен взгляд равновесной психологии на происхождение и на эволюцию человека.
  
  Определение равновесной психологии
  Равновесная психология - это наука о закономерностях восстановления равновесия психики любого живого существа в результате избавления от раздражителей путем адаптации к окружающей его физической и психической средам.
  
  В данном определении под психической средой понимается социальная среда.
  Необходимо отметить, что данным базовым Принципом (принципом Равновесия) утверждается тот факт, что для начала третьего уровня адаптации необходимо не только сохранение раздражителя и невозможность его устранения за счет реализации первых двух уровней адаптации, но и осознание существования этого раздражителя живым организмом.
  Любой физиолог может возразить, что все описанные выше явления относятся к физиологии и не имеют никакого отношения к психологии. Это не совсем так. Все эти явления имеют отношение к "центру управления" организмом живого существа. При этом не столь важно как его назвать: психика или центральная нервная система. Спор между психологией и физиологией за право изучения этого "центра управления" и применения для этого изучения собственных методов и приемов - это тема уже другого исследования.
   Отрывок из книги "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА" 2009г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"