Сотников Борис Иванович : другие произведения.

Философские размышления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 []
Философские размышления
(краткий конспект, читателям предлагается развить мысли)

Высокий темп жизни не позволяет людям долго раздумывать над своей судьбой, полновесно чувствовать - всё происходит словно бы на бегу. Любовь - стала просто сексом, философские размышления заменены тестами, всё разложено по полочкам, составлена математическая модель среднего человека, среднего отношения к существованию, среднего переживания и т.д. Человек принимает решения, но не задумывается о его последствиях - нет времени, совершает поступок, и тоже не задумывается о последствиях, и от этого вместе с увеличением количества людей увеличивается и количество подлости, равнодушия. Люди от такого уклада мельчают, падает нравственная планка. Исчезли большие страсти, их заменили чувствишки. Смысл такой жизни сводится к тому, чтобы не отстать в беге от общего стада, не более того. Задумываться о таких вещах, как любовь, совесть, смысл жизни, уже некогда.
Ну, а если остановиться и спокойно подумать: куда мчимся, что ждёт нас? Кто наши главные враги?

О будущем человечества

Всё взрослое население планеты - это взрослые дети. Идёт вековая игра в жизнь. Большинство этого не замечает, полагая, что живёт серьёзно и относится ко всему серьёзно. Увы! Несмотря на жестокие уроки жизни, мы продолжаем наивно верить в справедливость, которой, в общем-то, нет, в хорошее будущее, которого не будет, в собственную неуязвимость, которая так зыбка и зависит от тысяч и тысяч случайностей.
Многие люди на земном шаре с полной серьёзностью, убеждённостью в необходимость этого, каждый день совершают нелепости: готовят бомбы, хотя в них нет ни капли гуманности; заставляют медведей в цирках ездить на велосипедах и этому посвящают всю свою жизнь; сами ходят по канату или лают по-собачьи; всю жизнь пляшут или играют на ложках; бьют своих детей, считая, что воспитывают их этим; отмечают выпивкой и трапезами всякие даты, которые кем-то придуманы - ну не игра ли это в жизнь? А между тем каждый старый человек остаётся в душе ребёнком: так же лжёт, как в детстве, и хвалится, не верит, что умрёт, хотя и знает, что все люди умирают, так же тщеславен и завистлив, расстраивается и приходит в восторг по пустякам, а когда болеет, то так же, как ребёнок, смотрит с верой на врача и думает, что он всё знает про его болезнь. Игра в жизнь не прекращается, ведётся из поколения в поколение. Не будь у людей наивной веры во всё хорошее, они во многом были бы хуже, чем есть. Пусть эта игра продолжается.
Но человек может быть разным: и великим, и низким до бесконечности. Один и тот же человек. Всё зависит от того, в каких условиях он очутится. Обстоятельства сильнее его. И Джордано Бруно и Адольф Гитлер - люди. Но с разных полюсов: один с Великого полюса Добра, другой - хуже зверя. Поступками большинства людей руководит голод и любовь, зависть и ревность. Но есть ещё один враг, общий - рост численности населения, который погубит нас.
Уже теперь мы ощущаем, что на улицах стала сильнее толчея, люди, сталкиваясь и наступая на ноги, не извиняются, да и глупо извиняться каждые секунд. Оттого, что людей стало много - всюду очереди, нервное напряжение. Они становятся всё равнодушнее друг к другу. Не хватает качественных продуктов питания - в основном в магазины поступают продукты массового потребления: сосиски, плохая варёная колбаса и т.п.
Загрязняется вода и атмосфера. Исчезают леса. Сдирается ветрами плодоносный слой почвы.
Скоро не будет рыбы в морях. Не хватит животных на мясо. Пища станет химической: химический белок, химическое мясо. Люди будут всё злее, раздражительнее и разобщённее. И будут всё плодиться, плодиться и есть, есть, есть.

Странная ценность людей и смысл жизни

Мир населяет 6 миллиардов человек. В среднем каждому отмерено 65 лет жизни. Из этих 65 надо вычесть первые 20, уходящие на учёбу и иждивенчество, и последние 5, когда человек борется с болезнями и смертью. Остаётся 40 лет. Из них треть тратится на сон.
Значит, активно действует человек примерно 25 лет.
Что же он успевает?
Одни пишут и строят. Никто их не ценит.
Другие - учат, лечат. Этих тоже не ценят.
Третьи - занимаются разным. Один громко поёт, и признан за это. Он набирает в грудь воздуха, морщит лобик, хмурит брови, кидает взгляды - очень доволен собою, презирает тех, за чей счёт живёт, и считает себя особенным, неповторимым. Если возникнет дилемма, кого оставить в живых, пахаря или этого вечного любовника. То можно смело утверждать - дела пахаря безнадёжны.
Другой интригует, объявляет народам войну, посылает на неё людей и тоже почитаем, а то и признан великим - вождь, политик. А он всю жизнь только и делает, что лжёт, путает всех.
Есть такие, которые ничего не делают, лишь наслаждаются благами - ездят по всему миру, смотрят, вкусно едят, вкусно живут. У них есть для удовольствий деньги.
А что человеку нужно? Морщить лобик и петь? Заниматься интригами и политикой? Писать, изобретать? Умер человек, и всё кончилось. Зачем мучился над своими изобретениями, и сам не знает. За "спасибо" потомков? Глупо. Жить надо при жизни.
Но тут происходит вот что. Каждый хотел бы жить только в удовольствие. Но не у каждого получается. Одному выпала доля трудиться, другому этого не надо - родители обеспечили, и можно презирать тех, у кого такая доля не сложилась.
А сколько есть бездарей, ничего не умеющих, но... с положением, весом а обществе, и перед ними унижаются сильные и талантливые, завидуют им, боятся их.
И начинается из-за этого борьба, конфликты, войны. Неравенство не даёт людям жить счастливо. И тогда появляется и примазывается к борцам политик, к пахарям - певец, к учителям - военный (я вас охранять буду!), и опять пошло, поехало...
Есть в этом смысл?
Правительства в большинстве стран будут тяготеть к насилию, жестокости, пыткам, чтобы удержать массы в повиновении, и чтобы удержаться самим.
Человеческая судьба, жизнь обесценивается. Обыкновенная овца, которую можно съесть, будет цениться много выше жизни человека, который... только всем мешает. Существование в таком обществе станет кошмаром.
А люди будут продолжать суетиться, играть в жизнь, о которой им некогда будет подумать, некогда помечтать. Ритм, сумасшедший темп, желание не отстать - вот что ждёт просвещённое человечество. Чувства будут упрощены до формы, желания - до регламента по расписанию, как лекарства. А проблем будет всё больше и больше: как уцелеть от пыли, от газа, чем заменить воду, как очищать воздух и т.д. Техника погубит человечество, которое стремилось к ней.
Суетится в судороге 21-го века министр и проститутка, солдат и философ, рыбак и буфетчица, физик и стюардесса, лечит больную печень миллионер и мусорщик, требует пищи арестант и сифилитик в больнице, старшие поучают младших, всё кружится, всё вертится и зовётся - жизнь.
Но разве это жизнь? И потому она кончится, взорвётся от ядерных бомб, исчезнет с лица Земли, самоуничтожившись. Потому что при всём своём уме люди не могут, не умеют, не хотят договориться. Ими движут инстинкты, эгоизм и - оловянное равнодушие.
А ведь высочайшая цивилизация на Земле уже была. Об этом свидетельствуют пирамиды Египта и ацтеков, тысячетонные монументы и множество других свидетельств, подтверждающих, что на Землю кто-то уже прилетал и творил на ней. А потом всё исчезло. Почему? Не потому ли, что то, что сейчас окружает нас, уже было? А потому атомная война, всеобщее жестокое истребление.
Почему же люди, зная это, идут к этому? К своему концу.
Поразмышляем об этом.
Главная черта наших людей - обозлённость.
Откуда же она взялась?
Думается, это произошло от противоречия между воспитанием, когда каждого чуть ли не с пелёнок приучали к мысли "ты - равный среди других", и действительностью, когла все мы, задавленные бесправием, постоянно злимся: "Кто ты такой: Чем ты лучше меня, что помыкаешь мною? Я такой же человек!". На практике равенства нет, а противоречие осталось.
В странах капитализма этого нет, там каждый сразу знает "своё место" и не злится.
И как же тяжко нашему не растерять своего достоинства и пройти через всю эту задавленность и океаническую ложь.

О правде

Сколько людей на Земле, столько и правд: у каждого своя и каждый живёт, сообразуясь со своей. На словах, в печати люди лгут, подстраиваясь под официальную правду, которую им навязывает правительство. И чем бесчеловечнее "правда" общественная, тем изощрённее и правды личные. Даже философы и писатели с возрастом сомневаются в "истинах", которые проповедовали, ибо истин никаких нет, а всё игра в жизнь. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Всюду ярлыки: "мещанин", "коммунист", "конъюнктурщик", "передовик". А по сути каждый живёт для себя, только одни совестливее, другие наглее, третьи везучие, четвёртые хотят, чтобы всё было хорошо, но их не понимают, душат, и они становятся "разочарованными", т.е. новый ярлык. И крутится всё это уже 5 тысяч лет. В земле уже сотни поколений, которые тоже дёргались в судорогах, а кончили смертью, где все равны. И выиграл тот, кто жил наслаждениями, а не играл в жизнь и революции.
Ближе всех к существу бытия, видимо, йоги и Омар Хайям с их пониманием жизни. Первые умеют ко всему относиться спокойно-созерцательно, второй понимал, что ничего не изменить, а потому нужно просто жить, пока живётся - пить вино, любить, дружить.
Но жить можно по-разному: своим трудом и чужим. В этом весь вопрос. Поэтому все человеческие правды делятся в основном на две правды: правду трудовых людей и на правду нетрудовых, живущих за счёт других. И у тех, и у других есть свои теории, философия, печатные органы, вожди. Между ними идёт вековая вражда. И хотя настоящая правда за трудовыми людьми, они не могут никак победить, потому что, как только они достигают где-то победы, тотчас их руководители перерождаются и не хотят больше тратить сил (слишком уж соблазнительно наслаждаться жизнью и ничего не делать) на порученное им дело и перестают трудиться. Но чтобы оправдать свой паразитический образ жизни, нужна определённая политика.

О политике сильных мира сего

Эта политика сводится к старой политике угнетателей, которые уже были до этого: разделяй, и властвуй!
Вот и начинается... Подбор в управление своих "нужных" людей, запреты на свободу слова, печати, создание специальных законов, охраняющих интересы новых властителей, укрепление армии, расширение тюрем, изобретение новых пыток. И всё это либо втихомолку, либо официально, но под соусом гуманизма. И нужно это для подавления сначала первых прозревших и недовольных, а потом и всех. Народ требуется держать в страхе перед правителями, тогда он будет покорным. И тут в ход идут любые средства. Главное, чтобы только сохранялась вывеска на фасаде: "гуманизм". А под вывеской можно сажать невинных в тюрьмы, пытать, принимать запрещённые методы и т.д., и т.п. На этом вот уже несколько тысячелетий держится и стоит мир.
И всегда наступает момент, когда какая-то группа людей не хочет мириться с существующим положением и объясняет всему народу, что их правители - паразиты.
Кто эти люди, прозревающие первыми? Это представители интеллигенции: писатели, поэты, философы, юристы, опирающиеся на молодёжь и апеллирующие к ней. И тут на сцену выходит личность и общество. Личность, способная повести за собой общество, сначала находится как бы в глубоком противоречии с обманутым обществом, отвергается им, а потом, когда она донесёт до него свою правду, общество идёт за ней: веди!
Поэтому перспектива всегда за личностями. Однако по пути прогресса может повести только та личность, которая видит противоречия общества и сама входит в противоречия с ним. Когда эта личность победит и установит в обществе свою, новую и гуманную власть, будет выполнен ещё один исторический виток в спирали развития человечества. Далее всё повторится: загнивание, перерождение, превращение гуманистического правительства в свою противоположность и т.д. до нового взрыва. Но вопрос в том, что общество и личность всегда находятся в конфликте. Общество постоянно стремится подавить личность, нивелировать её до безликой человеко-единицы, каковой ощущает общество само себя, и не может из зависти допустить выделения. Личность же, не желая быть безликим кирпичиком общества, всегда сопротивляется этому. В том случае, когда побеждает общество, личность уничтожается. Побеждает личность, наступает период прогресса в очередном витке спирали. Средства общества: армия, насилие, тюрьмы, пытки. Средства личности - искусство, посредством которого завоёвывается сознание и доверие миллионов, ибо искусство (литература, театр, кино, живопись и т.д.) общедоступно, человечно и гуманно. Борясь с прогрессивным искусством в своей стране, общество борется, таким образом, с передовыми людьми. Зажав в тиски цензуры искусство, можно свести на нет усилия личности.
Почему же так трудно личности в России, почему её редко поддерживает общество?

О рабстве и неискренности

Факт этот сложился исторически. Начиная с жестокого правления Ивана Грозного, складывался рабский национальный психический склад. Чтобы уцелеть, избежать разорения, люди вынуждены были всё время прятаться, лгать, прибедняться, доносить. Опричникам Грозного было позволено всё без суда и следствия: казнить, забрать имущество человека, жену. Именно с этого времени на Руси утверждается беззаконие и произвол, которые продолжались из поколения правителей в поколение и стали традиционными. Выжить при таком правлении, будучи честным, было невозможно. И ложь проникает во все поры и передаётся по наследству. Воровство, рабство, неискренность, догматизм становятся национальной чертой русского народа. Никакой сентиментальности. Характеры вырабатываются в зависимости от занимаемого положения: либо деспотичные, либо рабьи. В череде тех, кто насаждал произвол, Пётр, другие цари-идиоты, чиновничья бездушная машина, Сталин, Бериевщина. Когда же было меняться народной психике? Так и остались мы по сей день неискренними рабами, боящимися всего нового и начальства. Мы думаем одно, говорим другое, делаем третье. И всегда нам "нужен" кулак, сильная рука у власти - единовластный деспот. Тогда - порядок: всем понятно, кого хвалить, кому молиться. Отсюда наш извечный консерватизм, боязнь нового, преклонение перед старым. А неискренность переносится в семью, где тоже всё держится на лжи и обмане, которые видит подрастающее поколение.

Родители и дети

Семья - это маленькое государство. Поэтому все пороки общества переносятся на неё. Испокон века семья русская держалась на деспотизме, рабстве и ненависти младших к старшим. Неискренность - основа, на которой строятся в семье все отношения. Даже государственная политика (разделяй, и властвуй!) повторяется в семье полностью, как в государстве. Уважают и считаются только с силой и деньгами.
Дети полагают себя умнее своих родителей, но экономически зависят от них, и потому трещина в их отношениях с каждым годом всё расширяется. А тут ещё между родителями нет любви, а тоже только всякого рода зависимости, и фактически семья держится не на любви и родственных чувствах, а на вынужденном терпении.
Великое чувство Любовь в стране умирает очень рано: срок любви между супругами 3-4 года. Затем охлаждение, конец. И всё это, как правило, из-за бедности, неустроенности. Ну`жды и заботы так поглощают людей, что им становится не до любви. А без любви - нет Счастья. Когда его нет, люди ожесточаются и становятся бессердечными. Счастье - это, наверное, маленькие радости. Нет радостей, нет счастья. Общественные достижения никогда не заменят человеку счастья.
Откуда же взяться радостям? Всё дорого, темп жизни надсадный, и ложь во всём. В таких условия ненормально постоянно радоваться. Радуется только молодёжь, да и то - биологическому ощущению силы, здоровья, тяге к любви.
С годами и у них накапливается моральная и физическая усталость, приходит разочарование, мудрость, нервные болезни. Мудрость в свою очередь приносит печаль: человек начинает задумываться о бессмысленности бытия, о смерти.

О смысле жизни

Каждый человек знает, что в итоге его ждёт... смерть. Поэтому хочет понять, зачем же он живёт, зачем живут другие? В чём смысл жизни? И почему так страшна смерть? Когда она особенно страшна?
Смысл нашей жизни - в оценке нашей деятельности другими людьми. Похвала и любовь людей, только это приносит нам высшую радость и наслаждение. Если бы человек оказался на необитаемом острове, он не захотел бы ни писать, ни рисовать, ни строить. Кто это оценит? Никто. И тогда формула латинян "мы едим, чтобы жить, но не живём, чтобы есть" не отвечала бы истине по отношению к этому одиночке. Он жил бы, чтобы есть.
Конечная цель людей, конечный смысл, что ли, заключается в том, чтобы научиться продлить жизнь человека как можно дольше - до 200-300 лет, и создать изобилие и красоту вокруг себя, чтобы жизнь стала большим наслаждением. Но для этого люди не должны так плодиться, нужна регуляция рождаемости, иначе - теснота, злоба, конец всему.
А пока все люди на земле, даже думающие о смысле, ежедневно тратят бо`льшую часть своего времени на бессмысленные вещи: нелюбимую работу, глупые развлечения, пустые разговоры, мелочные дела и т.д., и т.п. Это один из главных пороков человечества, с которым оно не борется и даже не выдвигает себе такую проблему. И всё же к этому люди придут точно так же, как к опреснению воды.
Страшна ли смерть? Она, видимо, страшна до тех пор, пока человек по-настоящему не состарится и не устанет от всего. Тогда она будет уже не страшна в такой ужасающей степени. Страшить будет только мучение от болезней. А если бы знать, что смерть будет лёгкой, её бы перестали пугаться и ждали бы спокойно.
Но всегда будет страшна смерть насильственная и гражданская, когда человека оклевещут и убьют, не дав ему опровергнуть ложь. Ничего нет хуже и страшнее такой смерти.

Что же надёжно в жизни? Прочные вещи? Деньги? Родственники?
Вещи, как бы они не были прочны, не дают человеку ощущение счастья - они безучастны.
Деньги? Но и с ними человек может оставаться глубоко несчастным.
Родственники? Чаще всего они не понимают друг друга, не дружат, отношения их фальшивы, т.к. окрашены родством.
Нет, если уж человек должен кем-то окружать себя, то нету для него большей отрады, чем истинные, проверенные жизнью друзья, любимая женщина (или мужчина), любимое животное. И кроме того, надо заботиться о здоровье своём и своих близких, ибо без этого не мыслимо полное счастье.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"