Светлов Ратибор : другие произведения.

Руны, Магия и Скальдскап

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О стихосложении скальдов

  В век всеобщей грамотности мы и понятия не имеем, какой силой обладаем. Чувства, мысли, слова, то, что не видим, мы можем изобразить на бумаге определёнными значками, а другой человек, находящийся за тысячи километров или тысячи лет, сможет легко понять нас. Изобретение письменности - величайшее открытие человечества. Дошедшие до нас из тьмы веков письменные источники открывают многое: древнюю историю, язык народа, его культуру и обычаи.
  
  Около 5 000 лет назад у одних народов существовало узелковое письмо. У других - иероглифы, где один знак обозначал слог или целое слово. Третьи изобрели значки лишь для обозначения согласных звуков, они так и писали - без гласных.
  
  Принято считать, что алфавит, т.е. набор знаков для обозначения звуков, появился в Финикии (древняя страна, занимавшая узкую береговую полоску в Восточном Средиземноморье на территории нынешнего Ливана). Древние греки и римляне переняли от финикийцев алфавит, немного его изменили, добавили гласные и стали использовать у себя.
  
  В северной Европе давно появились особые знаки - руны, которые составили рунический алфавит, который назвали по именам первых шести рун - ФУТАРК.
  
  Существуют различные версии обретения Футарка. Например, немецкий учёный Герман Вирт, основавший в 1932г. пресловутое общество 'Ahnenerbe', доказывал божественное происхождение Футарка (2). Его исследования выглядят околонаучными хлопотами энтузиаста. Г.Вирт для доказательств своей теории, что есть сил, притягивал за уши всё возможное и невозможное.
  
  Уважающие себя учёные склоняются к тому, что творцом рун является, всё-таки, сам человек, и Футарк возник у ранних этрусков индоевропейского происхождения, занимавших в древности территорию Северной Италии (6). Были найдены знаки, схожие с этрускскими, у ретов, кельтов и венедов. А этруски позаимствовали эти знаки у финикийцев, проникавших со своими товарами на их территорию.
  
  А почему не наоборот? Разве не могли финикийцы приспособить магические этрускские значки для обозначения своих звуков? Или древние наши предки были настолько неумны, что не могли сами придумать нехитрые комбинации из 2 - 3 черт, составляющих руны? Кстати, монах Храбр в IX веке упоминал о том, что славяне ещё до Кирилла и Мефодия 'чертами и резанми гадааху'. Может, не только гадали. А руны именно чертят или режут. К тому же, ещё 3 000 лет назад у славян и скандинавов был один язык и мы были одним народом.
  
  Как бы там ни было, но скандинавы верили в то, что руны им были даны самим Одином - наиглавнейшим их богом:
  
  Так вырезал Один
  До рожденья людей;
  Вознёсся он там,
  Когда возвратился.
   (Речи Высокого, 145а)
  
  А это означает, что Один вырезал руны до рождения людей, предрекая события в Митгарде (1). Он считался у скандинавов богом письменности и знаний, как и славянский Велес.
  
  Отдельные руны
  
  Скандинавы широко использовали руны в магии. Суть искусства применения отдельных рун сводится к тому, что каждая начертанная руна по-особому влияет на мир. Их изображения встречаются на различных вещах, дошедших до нас из глубины веков: на украшениях, оружии, предметах обихода, камнях. При необходимости - в воздухе перед собой чертили руны защиты. Например, на мечах и кинжалах вырезали их рунические имена: ranja (пронзающий), tilariths (нападающий) (1). Руническая магия - самое древнее и самое распространённое искусство. Им могли владеть не только волхвы, но и простые люди.
  
  Руны для гадания вырезали на кусочках дерева, коры или глины, часто окрашивали своей кровью, хранили в мешочке и не доверяли их никому. Рунам не задавали много вопросов - не более 3 (о положении дел на момент гадания, о будущем и о том, как действовать наилучшим образом). Сначала задавали вопрос, потом, не глядя, доставали из мешочка руну и клали её перед собой, открывая тем самым путь к размышлению: ведь каждая руна что-то обозначала. Если она оказалась перевёрнутой, то смысл её толкования менялся.
  
  Например, руна по имени 'БЕРКАНА' (беркан - берёза). Она применялась в магии для улучшения роста, плодородия, исцеляла от бесплодия, помогала при родах, а также в воспитании детей. При гадании прямое положении этой руны означает рост. А перевёрнутое положение - затруднение роста, вызванное обстоятельствами, либо связанными с вами, либо с воздействием на вас извне.
  
  Руны использовались для самых разных магических действий, в том числе, для защиты себя. Особенно стремились защитить себя девушки, которые в будущем должны были приносить здоровое потомство. На вятических височных кольцах гравировались руны по имени 'АЛЬГИЗ' (альгиз - лось). Она охраняла и от колдовских чар, и от падающего с крыши кирпича, усиливала в человеке способность предчувствовать опасность. Двойная руна Альгиз на средней лопасти удваиваела защитную силу.
  
  Руны на височных кольцах девушки - мощнейшая защита её от всех несчастий. А в мантическом смысле эта руна означает 'поворот'. Поворот в жизни. Предостережение: осторожнее на повороте! Ведите себя правильно и делайте то, что надо и тогда, когда надо. Перевёрнутое положение - 'необходимость гибкости'. Упрямство в достижении вашей цели повредит вам. Следует либо обойти проблему, либо отложить её решение до лучших времён.
  
  Комбинация рун
  
  Магия сакральных слов возникла раньше VI в. - примерно через 100 лет после возникновения Футарка. Это искусство ЭРИЛЕЙ, которое заключается в создании комбинации рун, неких сакральных рунических слов и формул.
  
  Две вырезанные рядом руны имеют свойство, отличное от суммарного действия тех же рун, вырезанных отдельно.
  
  Эриль должен был не только прекрасно знать свойства каждой руны, но и уметь правильно составить нужную формулу. Тогда отдельные руны не гасили друг друга и достигалось, таким образом, любое желаемое действие.
  
  Скальдскап
  
  В VIII в. у скандинавов появилась отдельная разновидность рунической магии - скальдическая магия. Это магия, которую творят скальды (поэты-маги) с помощью не отдельных знаков, а связных слов и фраз со смыслом, записанных рунами. Здесь слились магия рун, красота поэзии и ритм заклинания. Как принято считать, мёд поэзии людям также дал Один.
  
  Характерной чертой скальдического стихосложения является употребление вместо слов их КЕННИНГОВ (существительное в именительном падеже + существительное в родительном падеже). Это придавало красоту, изысканность и особый колорит произведениям скальдов. Вот некоторые из них:
  
  ОДИН - владыка боя (сечи), судья побед
  ТОР - ведьмин враг
  ВОИН - посох битвы, посох Валькирии, кряж мечесечи, кряж сраженья, кряж моряны мечей (битвы), ясень битвы, ясень Перуна, клён битвы, клён гласа стали, железные клёны, дуб шелома, дубы боевые, мечегромец, шип шипов, повар брашна вранов (пищи ворон), убийца ярлов, владыка ...(имя меча), губитель ратей.
  ГЕРОЙ - чаяние люда, срамитель недоли, стяжатель славы, возлюбленный победы
  КНЯЗЬ - сеятель злата, поломщик золота, жаждатель державы
  БИТВА - вече сечи, гром дротов, железный ливень, буря копий, нива жал, грохот Валькирии, прибой блеска лезвий, речи стали, ратный град, жатва сеч, гром брани, гром стали, разгул стали, шум гусей битвы.
  МЕЧИ - опасные панцирям льдины, колья раны, шило броней, железны враны, серп битвы, сельдь боя, лом шелома
  ЩИТ - булатный мыс, круглый кров, кованое око, красная крыша
  СТРЕЛЫ - гуси битвы, птицы лат, ястребы лат, рой пчёл
  КОПЬЁ - рогач ран
  КРОВЬ - роса стрел, море ран, влага ран, струи стали, красный плач
  ГОЛОВА - холм шелома, основа шлема, вежа плеч, клеть раздумья, ложе проса кожи (волос)
  РУКА - стержень обручий, место сокола, откосы сокольи; ПАЛЬЦЫ: клинья пламени дланей
  НОГА - дроты тела
  ГЛАЗА - луны лба
  УШИ - рот слуха
  ВОЛОСЫ - просо кожи, лён лба
  ГРУДЬ - ложе льна лба (волос) его женщины
  МОРЕ - пашня бога воды, торг чаек, влага чаек, дом кормы, пучина путин, долина сети, волны - чада вод, ладейные пути, рыбьи зыби, синий луг
  ВЕТЕР - брат моря
  НЕБО - полог просторов
  СУДНО - барс жижи, волк воды, волк мачты, конь моря, конь зыби, конь дров, тур волн, посуда струй, древо волн, грани зыби, щур пучины путин, лыжа лужи
  НОС СУДНА - рог зверя
  ЗОЛОТО - огонь реки, солнце волн, пожар чад вод (волн), льдина пальца, огонь рук, огонь пучины, пламя волн, жар хлада, речь волотов, глыбы блеска, блеск влаги, огни запястий (золотые обручья)
  ЖЕНЩИНА - сосна огня реки (золота), рысь звона серёг, богиня рубахи длинной, богиня ложа, богиня льна, богиня нег, перина ран, осина льдины рук (золота), богиня золота.
  КУЗНЕЦ - долбодрево
  ДОБЫЧА (доспехи поверженного врага) - брамы боя
  ДОБРО - ноша судна
  ОГОНЬ - вор дома
  УБИТЫЕ - волчья выть, орлиные брашна, брашно вранов
  СЕЛЬДИ - стрелы стремнины
  ВОРОН - птица ведьмы (Мары, бабы), трупные жеравы
  
  Скальды писали различными размерами:
  
  1. КВИДУХАТТ - двухтактный размер, где трёхсложные чередуются с четырёхсложными, рифма отсутствует:
  Глума вал
  На бахвалов!
  Другам - мёд
  Мерной речи.
  
  2. ТЁГЛАГ - двухтактный размер, четырёхсложный:
  Князь был бос,
  Нёс он посох
  
  3. ХРЮНХЕНТ - четырёхтактный размер, восьмисложный. Ударный и безударный слоги распределяются по хореистической схеме:
  Я твою, владыка Данов,
  Доблесть славлю речью доброй.
  
  4. РУНХЕНТ - двухтактный, трёхтактный, четырёхтактный размер с конечной рифмой. Рифмы могут быть как мужские, так и женские, но всегда смежные:
  Серп жатвы сеч
  Сек вежи с плеч,
  А ран рогач
  Лил красный плач.
  
  5. ДРОТТКВЕТТ - трёхтактный размер, шестисложный (три несут метрическое ударение). В нечётных строках висы 2 аллитирирующих слога, в чётных - один - первый:
  Пьяной пены волны
  Пью из зуба зубра
  
  В скальдическом поэтическом творчестве известно не так много типов стихов: ФЛОКК, ДРАПА, НИД.
  ДРАПА - это хвалебные стихи. Когда они вырезаны рунами или прочтены вслух, то оказывают благотворительное влияние на того, кому они посвящены.
  
  Драпу составляют строфы, которые называются висами. Виса состоит из 8 строк (2 четверостишья или 4 двустишья). Каждая из вис должна быть законченной как в метрическом, так и в смысловом плане. Для драпы характерно наличие СТЕВА - т.н. припева.
  
  Скальд начинал драпу со вступления, обращаясь к присутствующим с просьбой выслушать его сочинение. Далее он перечислял подвиги прославляемого, воспевал его доблесть и щедрость. В драпе обязательно должна быть соблюдена хронология событий. В заключении скальд мог попросить о награде за сочинение.
  
  Драпа об Олаве сыне Трюггви:
  
  Хёрдов друг на диво
  Дюж был и лишь дюжину
  Лет имел, как смело
  Мара зыби вывел
  С Руси с разным грузом
  С бранным звоном ратным
  Шлемов и шильев броней
  Шёл из Края Градов.
  
  От драпы сохранилось неполных девять вис. В этой висе говорится о том, как Олав Трюггвасон ушёл с Руси, где он служил князю Владимиру. Хёрдов друг - Олав (хёрды - жители Хёрдаланда, края на западе Норвегии). Мар зыби - судно (мар - конь). Шило броней - меч. Край градов - Гардарики, т.е. Русь.
  
  Выкуп головы (фрагменты):
  
  Княже, склоняй
  Слух и мне внимай.
  Ведь гость я твой,
  Властитель мой.
  Твой грозный пыл
  Врагов разил,
  и Один зрил
  Одры могил.
  
  Воины станом
  Стали чеканным,
  Сети из стали
  Остры вязали.
  Гневалось в пене
  Поле тюленье,
  Блистали раны,
  Что стяги бранны.
  
  Серп жатвы сеч
  Сек вежи с плеч,
  А ран рогач
  Лил красный плач.
  И стали рдяны
  От стали льдяной
  Доспехи в пьяной
  Потехе бранной.
  
  Соколу сеч
  Справил я речь
  На славный лад.
  На лавках плат
  Внимало ей
  Немало мужей
  Правых судей
  Песни моей.
  
  В драпе на прославляемого ничто не указывало, т.е. он не обладал никакими индивидуальными качествами и как личность в ней отсутствовал.
  
  Имелись различные разновидности драпы:
  
  ГЛЮМДРАПА - (glymr) 'шум боя'. Описываются события одного боя.
  ЩИТОВАЯ ДРАПА - драпа, посвящённая описанию изображений на щите, дарованном скальду конунгом, либо героем.
  ПОМИНАЛЬНАЯ ДРАПА - драпа посмертная.
  
  К руническому стихосложению в средневековье относились очень серьёзно. За хорошо сотворённую драпу тот, кому она посвящалась, мог одарить скальда ценным подарком или даровать жизнь, если тот заслуживал казни.
  
  Хвалебные песни поют великим воинам. Но если спеть драпу простому человеку, то и он станет великим по закону магического соответствия причины и следствия.
  
  Если исполнялась хвалебная песнь (драпа) без стева, то это имело название ФЛОКК.
  
  Но скальдами исполнялись не только хвалебные песни.
  
  НИД - хулительная песнь, то есть драпа наоборот. Нид состоит из 2 вис по 72 руны каждая. А 72 - это трижды по 24 руны Футарка. Это должно было быть довольно сильным магическим воздействием на того, кому он предназначался. В ниде затуманивался, маскировался, скрывался его отрицательный характер. Он для того творился похожим на драпу или на флокк, чтобы суметь произнести его полностью тому, на кого он рассчитывался.
  
  Скальдкап (поэтическое искусство скальдов) - вершина рунической магии. После X века и руническая магия, и скальдскап были погребены под нахлынувшими волнами христианства, не пощадившими и их носителей. Всеобщая и повсеместная европейская христианизация и латинский алфавит постепенно свели на нет использование Футарка.
  
  Так распятье уничтожило прекраснейшую, древнейшую часть исконной индоевропейской культуры.
  
  Использовнная литература:
  1. Платов А. Руническая магия. - М.: Менеджер, 1995
  2. Дугин А.Г. Знаки Великого Норда. - М.: Вече, 2008
  3. Рыбаков А.Б. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988
  4. Семёнова М. Мы - славяне! - СПб.: Азбука - Терра, 1997
  5. Гобарев В.М. Предыстория Руси. В 2 частях. - М.: Менеджер, 1994
  6. Чайлд Гордон. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2005
  7. http://icelandclub.ru/poetry
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"