Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Военная служба в Югв. Глава 2. Мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава II. Служба в Южной Группе Войск.
  
  
  
  Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.
  
  Далай - лама XIV - духовный лидер тибетского буддизма
  
  
  
  
  Но выхожу из вертушки красиво как продвинутый парашютист и как учили на практических занятиях "крестом", - левым боком вперёд, раскинув в стороны ноги и руки. Разумное сознание покидает меня на несколько секунд. Взгляд приобретает так называемый ближний фокус, ничего не различая вокруг и не фокусируясь ни на чём. Положение тела в пространстве строго боком к винтокрылой машине, а напор набегающего потока воздуха мощно бьёт меня в грудь.
  
  Но при этом память отключается, и ощущение хода времени деформируется. Чувство прострации прерывает резкий и жёсткий рывок открывающегося парашюта с характерным грохотом. Купол старенького Д-1 раскрывается, а над головой дробно бьёт хлопком шёлк, рассекая жидкую твердынь воздуха. Жуткий рывок парашютных строп хватает меня за шиворот.
  
  Звякнули, напрягаясь под весом "пассажира", парашютные стропы, словно гитарные струны. Запрокидываю голову вверх и вижу над собой 83 квадратных метра спасительного шёлка. А белоснежный купол парашюта прогнулся дугой, туго натянувшись навстречу порывам ветра.
  - Купол ! Раскрылся ! Ну, Слава Богу ! - сами собой вырываются слова.
  Стропы прочно и надежно ухватывают за плечи, словно чья-то разумная и сильная рука остерегла меня от устремления в призрачную бездну и вернула из мира мёртвых в мир живых !
  
  Я оказываюсь уже по эту сторону черты с переполненным от счастья сердцем и рвущейся наружу улыбкой и даже смехом. Я не видел ни одного, кто бы после прыжков не улыбался. Ощущение радости и какого-то детства переполняет через край и, видимо делает каждого человека немного добрее и лучше !
  
  Над головой доносятся звуки улетающего вертолёта. Страх и безысходность, заполнявшие сознание, моментально улетучились. Чётко помня грамотные наставления нашего парашютного инструктора - Александра Ивановича Панова, я поднял голову вверх и внимательно осмотрел купол на предмет его полного раскрытия.
  
  Новичок не должен пугаться - на затылочной части купола в наличии три больших "дыры". Затем я зорко осмотрел пространство вокруг себя на предмет наличия других парашютистов.
  
  Руками взялся за стропы управления на свободных концах подвесной системы - клеванты. После этого попробовал развернуться в одну сторону, вытянув стропу управления вниз на длину руки и - отпустил. Затем развернулся в другую сторону при помощи другой стропы. Парашют делал повороты как мощный неуклюжий авианосец в безбрежном пространстве океане.
  
  Нашёл глазами площадку приземления на аэродроме и развернулся на неё лицом при помощи строп управления. На короткое время я дал своим чувствам выплеснуться наружу, и стал восхищаться красотой земного ландшафта с высоты птичьего полёта. И наступил кайф !...
  
  Земля ещё далеко. Она выглядит прекрасной с высоты птичьего полёта. Зелёный ковёр свежей, только народившейся по случаю весеннего тепла травы. Восхитительная тишина, только ты и небо. И такая непередаваемая невесомость в теле, словно паришь во сне !...
  
  Самый приятный момент в прыжке: под бескрайним небесным куполом - необъятная земная тишь. На душе спокойно и радостно. Тишина и красота синего прозрачного воздуха. В тот момент я чувствовал себя абсолютно счастливым и свободным. Душа моя пела восхитительные, музыкальные дифирамбы и торжествовала на грани эйфории. Я безумно горд и счастлив ! Я гордая и свободная птица в полёте...
  
  А высоко над нами с почти бесшумным рокотом и безразличный ко всем нашим переживаниям парил стальным орлом улетающий в манящую даль огромный воздушный корабль под названием МИ - 8. И тут произошло непредвиденное, и нештатное...
  
  Неожиданно резко подул сильный ветер, резко изменив направление движения траектории полёта парашюта. Я увидел, как меня неотвратимо потянуло прямо на бетонную взлётно - посадочную полосу (ВПП - прим. от авт.). Меня охватило чувство страха. Но многодневные тренировки по соблюдению правил безопасности и многочасовые инструктажи с тренажами по действию в внештатных ситуациях сделали своё дело. Мысль заработала быстрее, и я потянул стропу управления вниз, развернув купол "дуба" на 180 градусов. При этом струя мощного потока ветра стала стремительно набегать на мою грудь. Земля, а точнее бетонка ВПП стала резко приближаться...
  
  Я сжал ноги вместе, немного согнув их в коленях, контролируя при этом прижатия трёх точек - коленей, пяток и мысков. Стопы ног старался держать параллельно земле. И вот приземление и упругое касание бетонки. При приземлении я удержался на ногах. Купол парашюта стал постепенно гаситься. Я выдохнул из себя струю воздуха с облегчением. Но расслабляться оказалось рановато. Сильный напор ветра снова быстро наполнил, объёмный купол парашюта и меня стремительно потащило на противоположную сторону ВПП.
  
  От многочисленных ссадин и синяков меня спас запасной парашют, расположенный в районе грудной клетки. В дополнении к этой напасти я услышал с правой стороны нарастающий рокот и грохот напоминающий набор оборотов авиационного двигателя истребителя переходящий в форсаж. И действительно пара дежурных истребителей МИГ-29 чётко, выполняя команду дежурного по полётам, уверенно выкатила с рулёжной дорожки на ВПП.
  
  Прогрев четыре двигателя они уверенно рванули вперёд на взлёт. По ходу движения боевых машин лётчики для увеличения силы тяги двигателя и скорости взлёта применили режим - Форсаж... Мой мозг лихорадочно заработал, словно мощный суперЭВМ, но ещё быстрее двигались мои руки. Ловко подтянув одну за другой нижние стропы и погасив купол парашюта, я стал проворно собирать и сматывать парашют.
  
  Вот он уже в моих руках. 17-ти килограммовый тяжёлый парашют в этот момент для меня показался лёгким словно перышко птицы. Во всю прыть, перебирая ногами, я едва успел пересечь ВПП, как немного позади меня практически над головой пронеслась дежурная пара истребителей на боевое задание.
  
  Из четырёх сопел форсажных камер вылетали огненные струи яркого огня красно - синего цвета. Мощная и плотная волна горячего воздуха догнала меня, сильно ударив в спину, едва не сбив с ног.
  - Слава Богу ! - мелькнуло у меня в голове - Вроде обошлось всё благополучно !
  
  Но я рано радовался, на втором прыжке меня ожидало новое испытание и гамма противоречивых переживаний от испуга до восторга. Итак, всё по порядку. Как ни странно, но порог чувства тревоги на втором прыжке у меня присутствовал значительно выше, чем на первом. Если кто - то Вам скажет, что прыгать с парашютом совсем не страшно. Не верьте. Не боится по жизни только круглый дурак или конченный псих.
  
  У нормальных людей страх срабатывает как индикатор опасности, активизируя механизм выживания, резко повышая через многочисленные нервные рецепторы все функции организма. Пружинистый толчок от борта вертушки и привычный хлопок раскрытия купола парашюта из надёжного перкаля и я снова балдею, паря в воздухе как - горный орёл.
  
  Меня охватило непередаваемое чувство восторга, радости и восхищения окружающей Божественной панорамы вокруг. Мне показалось, словно весь мир лежит у моих ног и я в этом мире - Властелин !
  
  Но погода снова преподнесла мне очередной сюрприз. Уже приближаясь к зелёному газону аэродрома, капризный бриз изменил направление и подул резко вправо и вниз. К сожалению, конструктор и изобретатель парашюта не придумал на этом парашюте механизма для маневрирования и подъёма купола вверх. На меня уже стремительно набегала металлическая топливная колонка для заправки самолётов - истребителей.
  
  Меня охватило цепенящее и парализующее чувство тревоги. Лёгкая паника начала перерастать в ужас и истерику. Всё решали быстрые секунды. Мощная порция адреналина ударила в голову, и она моментально активизировала мыслительный процесс. Ещё немного и ударом о металлический каркас топливной колонки мне переломает и разнесёт вдребезги обе ноги. Я явственно видел как вблизи колонки суетятся мои коллеги по службе - техники самолётов, стремясь что-либо предпринять для моего спасения.
  
  Но надёжно забетонированную топливную колонку передвинуть в сторону им, увы, было не под силу. Спасительное решение пришло неожиданно. В последний момент я плотно охватил двумя руками стропы парашюта и как опытный гимнаст устремил обе ноги вверх и лишь тканью одежды на лопатках рикошетом чиркнул о верхнюю кромку заправочной колонки. Тут же опустил ноги вниз, и слегка согнув их в коленях, я удачно приземлился на бетонку. Подбежавшие ребята лишь качали головами, удивляясь и радостно принимая меня в свои объятия.
  
  Игорь Цап, мой друг и напарник по группе авиационного оборудования воскликнул:
  - Ну, ты даёшь Серёга, показал такой "Аксель", который сделает не каждый фигурист !
  Инженер нашей 3-й авиационной эскадрильи майор Дмитрий Харанжак резонно ему возразил:
  - Захочешь жить, ещё не так ноги задерёшь !
  
  Ребята дружно засмеялись. Ну, а мне после пережитого совсем было не до ликованья. Но опять я рано веселился, оказалось, что самое интересное и увлекательное меня ожидало несколько позднее. Тогда начались тренировки приземления с парашютом на воду и в ночное время. Главная изюминка и фокус заключался в том, чтобы на расстоянии 3-4 метров над водой открыть специальные замки. Освободиться, таким образом, от основного парашюта, а при приземлении на воду успеть, несколько отплыть в сторону.
  
  Это делалось в целях избегания опутывания в стропах и куполе парашюта. Несколько экипажей на резиновых спасательных лодках, заблаговременно плавали и барражировали по ночной глади озера Балатон вблизи места десантирования.
  
  Это предусматривало подстраховку парашютистов, при их приземлении, а точнее при их приводнении на этот водоём. Но основное затруднение у всех военных спортсменов вызывало опасение как правильно и точно определить это расстояние до воды.
  
  Например, в пасмурную погоду парашютист вообще мог не разглядеть поверхность воды и бултыхнуться в воду вместе с парашютом, а запутавшись в стропах, имел высокую вероятность погибнуть. Руководство по организации прыжков на воду, взвесив всё за и против всё - таки решили, провести выполнение этого сложного норматива, в ясную и лунную ночь. Выброска десанта осуществлялась с вертолёта МИ-8 на акваторию озера Балатон.
  
  При открытии купола парашюта я почувствовал себя как сжатая пружина, сосредоточив усилие лишь на одном органе чувств - глазах. Полная луна довольно хорошо освещала поверхность озера. Водная гладь стремительно приближалась, и я решил - пора отцепить купол... Расстегнул замки и лечу дальше без купола. Но странное дело по моим подсчётам времени я уже должен приводниться, а я всё лечу...
  
  Мерзкий страх как кинжалом пронзил меня насквозь. Удар о воду я всё - таки проморгал. От синяков и переломов меня спасло то, что я держал своё тело в струнку, словно оловянный солдатик. Если Вам кто-то будет журчать нежным голосом и рассказывать, что вода мягкая и пушистая когда в неё прыгаешь сверху и погружаешься, с высоты в несколько метров не верьте. Я точно не поверю, потому что после удара подошвами обуви о воду у меня посыпались снопы искр из глаз, и я едва не потерял сознание. При приземлении на воду можно не успеть поднырнуть под купол и запутаться в стропах...
  
  Дежурные экипажи не подвели. Включив прожекторы, они быстро "нащупали" меня яркими пучками лучей, а ближайший экипаж спасателей помог мне подняться на борт резиновой лодки. Впоследствии наш "матёрый волк" по парашютному делу - Саныч Панов объяснил, почему я промахнулся с ранней отцепкой купола. Дело в том, что яркие блики луны создают обманчивый мираж о близости водной глади. Парашютист, поддавшись этому соблазну, раньше положенного срока открывает замки и отцепляет купол.
  
  Вместе со мной в авиаполк попали служить два молодых офицера и Пермского ВАТУ 12-й роты. Это: лейтенанты: Володя Пиванов и Олег Литвинов, который учился в моём 126 классном отделении и был под моим непосредственным руководством. Если у Володи Пиванова военная карьера сложилась вполне удачно, то Литвинову не пофартило. Литвинов Олег попал по распределению в ЮГВ г. Тёкель в Венгрию в истребительную авиацию в/ч 49712 во вторую авиационную эскадрилью первоначально на самолёты марки МИГ-21, а затем на новейшие МИГ - 29.
  
  К сожалению, по одному недоразумению ему пришлось уйти на гражданку. При обслуживании кислородной системы самолёта модификации МИГ-29 он оставил по невнимательности ключ на воздухозаборнике и естественно когда движок заработал, он попал в лопасти двигателя. Ремонт движка обошёлся в "круглую" цифру. Мы - офицеры пытались отстоять Олега на офицерском собрании, предлагая взять его на поруки. Командование полка решило по своему и вынесло строгий вердикт - уволить. Припомнили ему много чего нехорошего, а тут ещё кислородный ключ, так некстати оставленный им на воздухозаборнике и попавший на взлёте истребителя в двигатель, придал много ярких сочных красок в моральный облик офицера.
  
  А если бы за дело хорошо взялись военные особисты, то вполне могли пришить и диверсию. По этой причине никто из непосредственных командиров не стал яро защищать и отстаивать виновника происшествия не желая губить свою военную карьеру, подставляя свою буйную головушку под гильотину спецслужб.
  - Лейтенант Олег Литвинов - отработанный материал ! - решило руководство авиаполка и тихой сапой выгнали его из армии, вышвырнув как шелудивого пса.
  
  08 апреля 1988 года в нашей семье Никитиных произошло, грандиозное и радостное событие, в военном госпитале Будапешта родилась любимая и долгожданная дочка - Надюшка.
  
  Рост 54 см. и весом 4 кг 200 граммов - настоящая богатырка. По этому поводу я отпросился у командира в незапланированный отпуск и гужевал со своими друзьями целую неделю. Для меня семейная жизнь любящих сердец - это регулярная дипломатия и безбрежное поле, на котором мы постоянно возделываем различные злаковые культуры.
  
  Ведь любовь - это тяжкий каждодневный труд, боль и в конечном итоге глоток свежего и живительного кислорода. Летом 1988 года с гастролями по гарнизонам Южной группы войск с Союза приехала знаменитая и популярная советская электропоп - группа Электроклуб, основанная музыкальным руководителем - Владимиром Дубовицким и худруком -Давидом Тухмановым в 1986 году.
  
  В местном Доме офицеров Тёкельского гарнизона произошло фееричное и головокружительное представление. На единственном концерте был полный аншлаг. Прекрасные голоса солистов группы: Виктора Салтыкова и потрясающей Ирины Аллегровой довели публику до "белого каления", впечатление незабываемое !!! Офицерские дети - подростки так оторвались веселясь до упаду, что едва не обрушили два небольших балкона - лоджии на боковых стенах в зале, танцуя и прыгая на них как сумасшедшие !
  
  Живая музыка всегда впечатляет особенно если её демонстрируют замечательные исполнители. Музыка важна для любого человека, и она сопровождает нас всю жизнь. Ведь музыка - это такое искусство, которое нельзя увидеть или потрогать. Она исходит откуда-то изнутри и производит колоссальное впечатление ! Хорошая музыка поддерживает и мобилизует. Она является элементом сближения, так как не требует перевода.
  
  
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"