Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Ступени осознания. Практическая психология. Глава 5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Ступени осознания. Практическая психология

Ю.В. Новиков

Глава 5. Первооснова всего сущего

  
  -- Осознание Бога -- трудно, но необходимо
  -- Создает ли человек себе бога?
  -- Добро и зло -- как они соотносятся с Богом?
  -- Можно ли повлиять на Бога?
  -- Что это значит -- стремиться к Богу?
  -- Исключает ли совершенство творений их развитие?
  -- Вера: общая и конкретная
  -- Что такое религия?
  -- Предрассудки -- привычная ложь
  -- Надо ли разъяснять священные тексты?
  -- Враждебен ли разум религии?
  -- Главные грехи в отношениях человека с Богом
  
  
   Кто объяснить своей веры не может,
Тому его вера вряд ли поможет.
 
Ты хочешь приписать Творцу грехи?
На свете нету большей чепухи!
    
   Наиболее трудная для всех нас задача на пути осознания -- это осознание Бога, Творца и Основы всего, что существует в мире. Слишком уж велико различие в уровнях человека и Создателя Вселенной. Конечно, мы все созданы по образу и подобию Бога, в результате чего каждый из нас несет в себе необъятные потенциальные возможности. Но обычному человеку чрезвычайно трудно хоть сколько-нибудь заметно приблизиться к полному пониманию сути Творения, его целей, законов и развития. Если бесконечно сложна и до конца не познаваема любая часть мира, то невозможно даже представить себе сложность и неисчерпаемость Творца, замыслившего и создавшего весь мир, определившего каждой его части свое место, свою роль, свои особенности.
   Однако было бы неправильно из всего этого делать поспешный вывод, что для нас нет вообще никакого смысла пытаться осознать столь далекого от нас Бога. Несмотря на огромную разницу уровней, Творец оказывает самое непосредственное влияние на каждое свое творение, до каждого из нас ему есть дело, жизнь каждого из нас ему всегда интересна. В любой момент Бог способен вникнуть в нужды и заботы всех своих творений, а людям как самым совершенным творениям уделяется особое внимание. И если в земном, воплощенном мире еще не восторжествовала воля Творца, то в этом виноваты только мы сами, неправильно использующие свою свободу выбора, которая была дана нам как шанс для развития. То есть отказываться от осознания Бога -- это значит отрекаться от своего Отца, понимания высшей Истины и от возможности духовного роста. Замыкаясь исключительно на своих повседневных делах, мы можем только умножать количество своих ошибок, только ходить по замкнутому кругу и пассивно ждать решения своей судьбы. Опять же можно вспомнить уже упоминавшееся второе начало термодинамики: замыкаться -- значит деградировать.
   Но как же можно осознать Бога, если сложность его безгранична? Как ни странно, возможно, это для кого-то прозвучит, но на помощь нам приходит создаваемый нами образ Бога, наше собственное представление о Боге, то, что в предыдущих главах мы называли моделью. И именно об этих личных представлениях о Боге, наших взаимоотношениях с Богом мы в основном и будем говорить в данной главе.
   Все мы представляем себе Бога по-своему. Каждый приписывает Богу те качества, которые ему ближе, которые кажутся более уместными, более подходящими. Понятно, что образы, созданные разными людьми, в принципе не могут полностью совпадать между собой. В любом случае создаваемый человеком образ Бога гораздо дальше от оригинала, чем модель какой бы то ни было части мира, да и мира в целом. Но опять же повторим, что несовершенство, неполнота модели вовсе не равнозначны ее ошибочности, неправильности. Просто нельзя отождествлять модель и оригинал, надо всегда помнить, что все наши представления неизбежно довольно далеки от реальности, тем более в рассматриваемом случае. Но даже самая примитивная модель может быть правильной, если она содержит в себе самое главное, если она не искажает самую главную истину реальности, если она диктует человеку правильное поведение в основных возможных ситуациях.
   Кстати, вполне можно повторить за многочисленными теоретиками и пропагандистами атеизма: "Человек создает себе бога по своему образу и подобию". Но при этом надо четко понимать, что речь в данном случае идет вовсе не об истинном Творце, осознать которого мы не в силах, а о его упрощенном образе, создаваемом для себя любым человеком и доступном его пониманию. Такой образ, действительно, каждый создает себе сам исходя из своих представлений, уровня развития, психологических особенностей, наконец, из своих недостатков. И это прекрасно объясняет существование множества самых разных религий, а также огромное разнообразие личных верований людей. Но в то же время это ни в коем случае не может служить доказательством того, что настоящего Бога вообще не существует.
   В отличие от любых других моделей в случае нашего личного образа Бога мы практически ничего не можем проверить на практике, то есть доля знаний, опыта в этой модели крайне мала. Главным образом мы основываемся на вере, причем как внешней, так и внутренней. Поэтому спор о большей или меньшей правильности, большей или меньшей полноте того или иного образа Бога не имеет особого смысла. Человек строит свою модель, подбирает себе подходящую модель среди широко известных, и это его личный выбор, за который он несет личную ответственность. А заставлять человека принимать другой образ Бога -- это значит лишать его свободы выбора в одном из важнейших вопросов.
   Итак, при построении своего личного образа Бога мы ориентируемся в основном на веру. Но из этого совсем не следует, что никаких знаний о Боге вообще быть не может, что никакой практический опыт общения с Богом нам в принципе не доступен. Просто мы очень часто не осознаем, что именно является таким опытом, а что не является. Слишком уж велика разница уровней. С практическими доказательствами существования Бога и активного вмешательства Творца в нашу жизнь мы сталкиваемся довольно часто. Но, как правило, подобные факты стали для нас настолько привычными, что мы не обращаем на них внимания, не воспринимаем их всерьез, считаем, что иначе и быть не может. Мы полагаем, что только так, и никак иначе, должны быть устроены мир, вселенная, природа, человек со всеми его возможностями, всей его глубиной, не хотим задумываться ни об источнике их происхождения, ни о главных принципах мироздания. Но, обратившись к вере, как внутренней, так и внешней, мы постепенно начинаем лучше понимать привычные вещи и события, начинаем осознавать истинную причину и истинный смысл всего происходящего с нами и вокруг нас, и тогда уже наш личный образ Бога дополняется знаниями, основанными на нашем собственном опыте. То есть мы находим более правильное объяснение как своему прошлому опыту, так и новым случаям из жизни. Таким образом, образ Бога, в отличие от других моделей, строится исходя из веры, на основе веры, но вовсе не сводится исключительно к вере.
  

Читать полностью

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"