Школьный Психолог : другие произведения.

Программа курса "Нарушение психического развития у детей и подростков"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Проект программы


Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

   Настоящий спецкурс предназначен для студентов 5 года обучения, получающих подготовку по специальности "Педагогика и психология". Программа рассчитана на 20 часов лекционных и 14 часов практических занятий. Основная цель курса - знакомство с основными видами нарушения психического развития у детей и подростков с позиций смежных специалистов: психиатров, дефектологов и психологов, а также с методами первичной психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений психического развития детей и подростков. Задачи курса:
  -- Дать студентам знания о границах компетентности педагога-психолога, об организации взаимодействия смежных специалистов.
  -- Познакомить студентов с инструментарием клинико-психологической диагностики и коррекции нарушений психического развития, если такое нарушение входит в пределы его компетентности
  -- Студент должен приобрести навыки самостоятельного и осознанного выбора психодиагностических и психокоррекционных методов.
  
   Студент должен знать и уметь:
  -- Основную классификацию и признаки нарушений психического развития
  -- Основные факторы, обусловившие нарушение психического развития - биологические, психологические и социальные.
  -- Относительность понятия "норма", применительно к понятию "нарушения" психического развития, его связь с этапами психического развития.
  -- Определить, является ли данный случай нарушением психического развития и какого рода профессиональная помощь требуется.
  -- Строить гипотезы относительно причин нарушения развития данного ребенка и осуществлять подбор адекватных психодиагностических и психокоррекционных методов.
  
      -- Введение.
      -- Понятие психической нормы. Клинический и психологический диагноз. Относительность понятия нормы. Норма в детской психологии развития: соответствие биологического возраста стадии развития ребенка. Степень выраженности психических нарушений и сфера компетентности психиатра, дефектолога, психотерапевта, психолога, педагога. Тесная связь детской психиатрии с коррекционной педагогикой и патопсихологией. Клинический и психологический диагноз. Основные сферы нарушения психического развития. Типы психического развития: равномерно-ускоренный, равномерно-замедленный, неравномерно-ускоренный и неравномерно-замедленный. Факторы, обусловливающие особенности психического развития: биологические, психологические, социальные.
  
      -- Представление о психическом заболевании
   "Большая" и "малая" психиатрия. "Большая" психиатрия: психологические особенности протекания психических процессов у больных шизофренией. Психологические особенности больного эпилепсией. Правила поведения окружающих во время эпилептического припадка. Представление о маниакально-депрессивном психозе: психологический портрет. Признаки манифестации психического заболевания у детей и подростков
  
      -- ""Малая" психиатрия": невроз и неврозоподбное состояние. Невротическая реакция, невротическое состояние, невротическое формирование характера. Виды неврозов: астенический, навязчивых состояний, истерический, системный невроз. Невроз и психопатия. Психопатии у детей. Психопатия как "уродство характера". Основные патопсихологические симптомы: депрессия, дисфория, абулия.
      -- Системные неврозы:
   Расстройства речи: алалия, афазия, афония, мутизм, заикание. Логоневроз и неврозоподобный речевой синдром. Логофобия, тахилалия. Копролалия. Писчий спазм, дисграфия.
  
      -- Патология влечений.
   Патологическая "лень". Энурез и энкопрез. Онанизм. Анорексия. Дромомания, садизм, мазохизм, клептомания.
  
      -- Суицид.
   Истинный и демонстративный суицид Особенности личности, склонной к суициду. Признаки пресуицидального поведения.
  
      -- Аутичные дети.
   Виды аутизма. Критерии аутизма.
  
      -- Нарушение интеллектуального развития. Понятие умственной отсталости.
   Олигофрения и деменция. Уровни интеллектуального снижения: дебильность, имбецильность, идиотия. Основные причины и патопсихологическая характеристика умственной отсталости. Особенности ВНД при олигофрении. Тотальное снижение психических функций при умственной отсталости.
  
      -- Задержка психического развития.
   Трудности разграничения олигофрении и ЗПР. Виды ЗПР. Дети с нарушениями зрения и слуха Патопсихологическая характеристика ЗПР. Парциальность дефекта при ЗПР. Понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД).
  
      -- Гиперактивные дети и особенности их психического развития. Недостаточность произвольности, внимания, восприятия и других функций у гиперактивных детей. Гиперактивность как симптом психического инфантилизма, церебрастенического и психопатоподобного синдрома.
  
      -- Патогенное влияние социального окружения.
   Организованное и стихийное воздействие социальной среды на формирование личности. Когнитивное и опытное научение по Роджерсу. Психогенетическая теория Эрика Эриксона Экология личности Бронфенбреннер. Влияние ценностей общества в целом, политической ситуации, средств СМИ на формирование характера. Влияние образовательной среды и сверстников.
  
  
  
      -- Влияние семьи на формирование отклонений эмоционально-личностного развития.
   . Конструктивная и деструктивная семья Деструктивная семья как фактор формирования отклонений в личностном развитии детей и подростков. Классификация патогенных способов семейного воспитания. Влияние особенностей личности отца и матери на формирование неврозов у детей.
  
      -- Психическая депривация.
   Признаки и последствия психической депривации на разных этапах психического развития ребенка.
  
      -- Факторы школьной дезадаптации.
   Школьный коллектив, учебные программы, личность педагога. Влияние стиля преподавания на формирование Я-концепции учащихся. Методы раннего выявления школьной дезадаптации.
  
      -- Психопатии и акцентуации.
   Патохарактерлогические типы у подростков. Психопатии и акцентуации характера.. Проблема самоидентификации в ранней юности.
   .
      -- Методы клинической психодиагностики
   Проблема поиска первичного дефекта. План психодиагностического обследования ребенка. Важность нейропсихологических проб. Психолого-педагогические и клинико-психологические методы психологической диагностики и коррекции нарушений психического развития.
  
      -- Основные методы психологической коррекции эмоционально-личностного развития.
   Арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, тренинги личностного роста, поведенческие тренинги. Сфера компетентности педагога-психолога.
  
      -- Проблема выбора метода психодиагностического обследования.
   Формирование гипотезы в процессе уточнения запроса для подбора методов первичного психодиагностического обследования
  
  

Литература:

      -- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. 1973
      -- Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, Т.1-3, Медгиз, 1955-1965
      -- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2000.
      -- Захаров В.И. "Психотерапия неврозов у детей и подростков" СПб, 2001
      -- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М, 1986.
      -- Р. Бернс. Я-Концепция и воспитание. М, 1988
      -- Лангмейер, Матейчик. Психическая депривация. Прага, 1982
      -- Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1977
      -- Выготский Л.С. Основы дефектологии
      -- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л, 1977.
  

Тематический план

;N

Тема

Лекции

Практические щзанятия

1

Введение

2

2

Представление о психическом заболевании. "Большая" психиатрия

1

3

"Малая" психиатрия" Неврозы и неврозоподобные состояния

1

4

Системные неврозы

1

5

Патология влечений

1

6

Суицид

0,5

7

Аутичные дети

0,5

8

Нарушение интеллектуального развития. Умственная отсталость

2

9

Задержка психического развития

2

10

Гиперактивные дети и особенности их психического развития

1

11

Патогенное влияние социального окружения

2

12

Влияние семьи на формирование отклонения эмоционально-личностного развития

1

13

Психическая депривация

1

14

Признаки и факторы школьной дезадаптации

1

15

Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте

1

16

Методы клинической психодиагностки

1

4

17

   Основные методы психолого-педагогической коррекции коррекции нарушений эмоционально-личностного развития.

2

4

18

Проблема выбора методов первичного психодиагностического обследования

1

4

Итого: 22 час

Итого: 12 час

Вопросы к зачету

      -- Проблема нормы в детской патопсихологи
      -- Проблема выбора методов первичного психодиагностического обследования
      -- Основные методы психолого-педагогической коррекции
      -- Методы клинической психодиагностики
      -- Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте
      -- Признаки и факторы школьной дезадаптации
      -- Влияние семьи на формирование отклонения эмоционально-личностного развития
      -- Патогенное влияние социального окружения
      -- Гиперактивные дети и особенности их психического развития
  
      -- Патология влечений
      -- Суицид
      -- Системные неврозы
      -- Аутичные дети
      -- Умственная отсталость
      -- Задержка психического развития. Ее основные формы.
      -- Малая" психиатрия" Неврозы и неврозоподобные состояния
      -- Основные виды психических заболеваний: шизофрения, эпилепсия, МДП
      -- Клинический и психологический диагноз.
  
   Критерии оценки: "Зачет" получает студент, продемонстрировавший знание основных видов нарушения психического развития, а также факторов, обусловливающих нарушение. Студент должен четко понимать разницу между клиническим и психологическим диагнозом, уметь строить гипотезу причины нарушения психического развития, выбирать методы первичного психодиагностического обследования, знать критерии таких нарушений развития, которые относятся преимущественно к сфере дефектологии и психиатрии.

Тематика курсовых работ

      -- Клинический и психологический диагноз
      -- Проблема нормы в детской патопсихологии
      -- Методы первичного психодиагностического обследования ребенка
      -- Организация мероприятий по коррекции выявленных нарушений психического развития
      -- Методы коррекции нарушения развития познавательных процессов
      -- Методы коррекции нарушений эмоционально-личностного развития.
      -- Признаки и факторы школьной дезадаптации
  
   Вопросы для самостоятельной работы и контрольной работы
      -- Психическая депривация
      -- Умственная отсталость
      -- ЗПР
      -- Признаки и факторы школьной дезадаптации
      -- Патогенные стили семейного воспитания
      -- Нарушения речевого развития
      -- Неврозы и неврозоподобные состояния.
      -- Клинический а психологический диагноз
      -- Проблема нормы в детской патопсихологии
      -- Виды психозов
  
  
  
  
   3
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"