Из последнего вашего сообщения у меня складывается мнение, что Вы идеализируете возникающие отношения между властью и демосом, между господином и рабом, между мужчиной и женщиной. Ничто в этом мире не появляется само собой. Все подчиняется законам развития. Вы пишете, что государство по сути это определенный заведенный порядок сочленения всех его составляющих, органичное и эффективное взаимодействие всего и ко всеобщему благу. Сначала появляется семья, в ней - хозяин (государь, господин всему), а затем, уж, семья обрастает двором, а двор - владением, а владение - землею, а земля - границами.
Ваше понимание государства уводит от возможности разобраться в развитии общественных отношений. И вот по чему. То как вы определили возникновение государства, не является государством, а только является его предтече. По способу возникновения мы можем спорить до бесконечности, и наш спор никогда не ознаменуется точно выведенным определением.
Абдулла:
Вот какое весьма /точное/ определение даётся Фридрихом Ницше:
"Государство? Что это такое? Итак, слушайте меня, ибо
теперь я скажу вам свое слово о смерти народов.
Государством называется самое холодное из всех холодных
чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: "Я,
государство, есмь народ".
Это -- ложь! Созидателями были те, кто создали народы и
дали им веру и любовь; так служили они жизни.
Разрушители -- это те, кто ставит ловушки для многих и
называет их государством: они навесили им меч и навязали им
сотни желаний.
Где еще существует народ, не понимает он государства и
ненавидит его, как дурной глаз и нарушение обычаев и прав.
Это знамение даю я вам: каждый народ говорит на своем
языке о добре и зле -- этого языка не понимает сосед. Свой язык
обрел он себе в обычаях и правах.
Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что
оно говорит, оно лжет -- и что есть у него, оно украло.
Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно,
зубастое. Поддельна даже утроба его.
Смешение языков в добре и зле: это знамение даю я вам как
знамение государства. Поистине, волю к смерти означает это
знамение! Поистине, оно подмигивает проповедникам смерти!
Рождается слишком много людей: для лишних изобретено
государство!
Смотрите, как оно их привлекает к себе, это многое
множество! Как оно их душит, жует и пережевывает!
"На земле нет ничего больше меня: я упорядочивающий перст
Божий" -- так рычит чудовище. И не только длинноухие и
близорукие опускаются на колени!
Ах, даже вам, великие души, нашептывает оно свою мрачную
ложь! Ах, оно угадывает богатые сердца, охотно себя
расточающие!
Да, даже вас угадывает оно, вы, победители старого Бога!
Вы устали в борьбе, и теперь ваша усталость служит новому
кумиру!
Героев и честных людей хотел бы он уставить вокруг себя,
новый кумир! Оно любит греться в солнечном сиянии чистой
совести, -- холодное чудовище!
Все готов дать вам, если вы поклонитесь ему,
новый кумир: так покупает он себе блеск вашей добродетели и
взор ваших гордых очей.
Приманить хочет он вас, вы, многое множество! И вот
изобретена была адская штука, конь смерти, бряцающий сбруей
божеских почестей!
Да, изобретена была смерть для многих, но она прославляет
самое себя как жизнь: поистине, сердечная услуга всем
проповедникам смерти!
Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и
дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и
дурные; государством, где медленное самоубийство всех --
называется -- "жизнь".
Посмотрите же на этих лишних людей! Они крадут
произведения изобретателей и сокровища мудрецов: культурой
называют они свою кражу -- и все обращается у них в болезнь и
беду!
Посмотрите же на этих лишних людей! Они всегда больны, они
выблевывают свою желчь и называют это газетой. Они проглатывают
друг друга и никогда не могут переварить себя.
Посмотрите же на этих лишних людей! Богатства приобретают
они и делаются от этого беднее. Власти хотят они, и прежде
всего рычага власти, много денег, -- эти немощные!
Посмотрите, как лезут они, эти проворные обезьяны! Они
лезут друг на друга и потому срываются в грязь и в пропасть.
Все они хотят достичь трона: безумие их в том -- будто
счастье восседало бы на троне! Часто грязь восседает на троне
-- а часто и трон на грязи.
По-моему, все они безумцы, карабкающиеся обезьяны и
находящиеся в бреду. По-моему, дурным запахом несет от их
кумира, холодного чудовища; по-моему, дурным запахом несет от
всех этих служителей кумира.
Братья мои, разве хотите вы задохнуться в чаду их пастей и
вожделений! Скорее разбейте окна и прыгайте вон!
Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь идолопоклонства
лишних людей!
Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь дыма этих
человеческих жертв!
Свободною стоит для великих душ и теперь еще земля.
Свободных много еще мест для одиноких и для тех, кто
одиночествует вдвоем, где веет благоухание тихих морей.
Еще свободной стоит для великих душ свободная жизнь.
Поистине, кто обладает малым, тот будет тем меньше обладаем:
хвала малой бедности!
Там, где кончается государство, и начинается человек, не
являющийся лишним: там начинается песнь необходимых, мелодия,
единожды существующая и невозвратная.
Туда, где кончается государство, -- туда смотрите,
братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к
сверхчеловеку? --
Так говорил Заратустра".
Абдулла:
Всякое государство есть царство кесаря. Государство есть проблема духа. Христа убило именно это "рычащее чудовище". А сверхчеловечество и есть царство божье. Ницше не понял этого...
Государство нужно преодолевать в принципе, а не обустраивать его...
=======================
Здравствуйте, System error.
Вы говорите о Гуссерле, что он, мол, чуть ли не закрыл тему философии. В то же время, Вы считаете Христа идеалом человечности (правда, как-то странно это выражаете). Но откройте труды Гуссрля и поищите слова "Иисус" или "Христос". Ничего не найдёте. Гуссерль понятия не имел об идеальном человеке. Он философствовал о мире так, словно никакого Иисуса Христа и не было в мире. Так может он не то, что не закрывал философию, но даже и не открывал её толком?
Я считаю, что вся философия Гуссерля и ему подобных ничего не стоит. Это есть логическое доведение до полного абсурда изначально ложного направления мысли, спекулятивной философии.
=======================
Павел:
Уважаемый Абдулла! На мой взгляд, Вам уже всё объяснили. Попробую ещё раз по порядку. Вы считаете, что надо жить в согласии с Природой, точнее, с главным её (на Ваш взгляд) законом борьбы против энтропии. Это и есть - абсолютное добро.
Вам Владимир ненавязчиво намекнул: это НАША ТЕОРИЯ. Какой на самом деле главный закон природы - мы не знаем.
Абдулла:
Конечно, не знаем!
Есть версии и предположения. Кто насколько ближе к истине - таков вопрос.
Павел:
От себя добавлю: допустим, Вы бы жили во времена торжества ньютоновской механики до "проклятого" Клаузиуса. Ваши представления о Вселенной были бы такими: Бог в один прекрасный миг завёл пружину замечательных часов мира и лёг отдыхать. Мир - гармония, к которой стремиться теперь - Ваша цель. Тогда бы Ваша цель была в сохранении этой гармонии от редких случайностей, которые мы ещё в своём частном несовершенстве не умеем предвидеть: метеоритов, землетрясений, революций...
Открыли второй закон термодинамики. Научные представления о Вселенной изменились: всё стремится к максимуму энтропии... Живи Вы в те времена идеи тепловой смерти Вселенной, ПО ВАШЕЙ ЛОГИКЕ абсолютным добром было бы УСКОРЕНИЕ роста энтропии, т.е. нечто совершенно противоположное тому, что Вы утверждаете теперь! Парадигмы в науке меняются всё быстрее. Если я поверю Вам сегодня, не проклянут ли меня завтра?
Абдулла:
Парадигмы в науке не могут отвечать на вопросы о смысле существования. Смыслом занимается философия. Не всякая философия, а правильная.
Сколько бы научные представления о вселенной не изменялись - это не может принудить меня к стремлению к тому, что не представляется моей созидающей воле объектом стремления; к стремлению к энтропии. И мне не нужны астрофизические подтверждения возможности преодоления мировой энтропии, дабы я понимал моим духом (инстинктом), что я хочу именно этого, вселенского созидания шансов невозвращения Тенденции становления к первоначальному хаосу. Научные подтверждения самой возможности мирового спасения могут быть и через миллионы лет. Их нечего ждать, дабы получить "добро" на целенаправленное созидание Шансов уже сейчас.
Павел:
Не убедил? Дорог Вам закон борьбы с энтропией? Последнее научное достижение! А наука "поумнела", не отбрасывает устаревшее, а "встраивает", согласовывает устаревшее со своими новыми "прорывами"! Ладно. Я так понял - прогресс - это хорошо, т.к. согласуется с законом борьбы с энтропией - твАрение - по терминологии Владимира. Итак, научно установленный факт: каждой ступени прогресса биологической эволюции предшествует массовое вымирание "устаревших" видов, семейств, классов. Почему такое вымирание происходит - пока неважно. Важно, что для процветания прогрессивного сообщества экологические ниши должны освободиться. Следовательно, по Вашей логике, Вы должны возглавить движение массового суицида...
Или Вы считаете, что человек - венец творения Природы? Это тоже сказала наука?..
Абдулла:
Человек никоим образом не венец. Но это не значит, что нужно массовое самоубийство. Потому что от этого шансов эволюции не прибавится. Заменить то нас некому. У нас нет больше естественных конкурентов. А если б были - эволюционный долг заключался бы в борьбе и отборе, а не в самоликвидации.
Экологические нищи - это всё должно стать пройденным этапом эволюции в борьбе и отборе. Иисус учить именно этому, отказу от морально устаревающей практики жизни (эволюции) через вражду (конкуренцию). Именно для этого Он (уча непротивлению) пожертвовал собой, дабы учить возможности аконкурентной эволюции, чисто созидательной.
Эволюция должна стать чисто творческой. Человек не сгинуть должен, дабы появилось что-то более совершенное (откуда оно возьмется-то). Человек должен работать над собой и сознательно переходит в следующий вид, в богочеловеки. Этот духовно-интеллектуальный переход и есть религиозная задача. Какие ещё "нищи"...
Павел:
В науке же, однако, существует мнение, что разум - патология в Природе. Так, например, известный астрофизик Шкловский, положивший лучшие свои годы на программу тщетного поиска внеземных цивилизаций, в конце концов сделал вывод об аэкологичности разума вообще: любой цивилизации, мол, предопределено захлебнуться в отходах своей жизнедеятельности.
Абдулла:
Разум аэкологичен потому, что он, сам по себе, не нацелен на самосохранение. Самосохранение есть функция инстинкта, духа. Вся проблема в том, что инстинктивность (духовность) несколько тормозит в своём развитии относительно развития разума. Это надо наверстать. И наверстать это отставание духовности (инстинктивности) никак нельзя через чистый разум (который аэкологичен), спекулятивное суждение и понимание. Эта - работа духа над самим собой. Разум тут может быть только ассистентом.
Павел:
Может быть, Вас смущает отсутствие правоприемника человека? Я думаю, что если бы динозавры умели думать, то несказанно бы удивились, узнав что их, больших, сильных, красивых (и не таких уж глупых, если вспомнить о большом до аномалии их спинном мозге) сменят невзрачные ночные зверьки типа землероек. Не беспокойтесь, Природа, как известно, не любит пустоты и есть, как говорится, варианты (см., напр. Тему Феди). Так что - флаг Вам в руки. За прогресс!
Нет, уважаемый Абдулла! Проблема абсолютного добра и зла кроется не в существовании Вселенной, а в выживании вида Homo sapiens sapiens на что указывал, кстати, Владимир, хотя бы потому, что добро и зло - человеческие категории, и исчезни этот вид, проблема добра и зла отпадёт сама собой.
Абдулла:
Что значит выживание нашего вида? Наш вид не есть венец природы. Ему нужно культурно самоликвидироваться, перерасти себя в следующий вид, в богочеловеки; первенцем этого нового вида является Иисус. Этот новый вид выживает (спасается) вселенски, а не генетически. В богочеловечестве проблем с аэкологичностью разума не будет. Всё будет нацелено на Выживание вообще (мировое спасение). И этим будут преодолены все человеческие абсурды, грехи хаоса подсознания, эгоцентризма и пр..
Так что /человеческие/ проблемы добра и зла - там действительно исчезнут. И именно потому, что будет выявлено и осознано /бого/человеческое понимание о добре и зле. И не останется никакой конкуренции во имя эволюции. Стало быть - вражды и ненависти, лжи и корысти, аэкологических (и вообще никаких не/целее/сообразных) поступков.
Павел:
На форуме неоднократно звучали призывы: дайте абсолютное определение добра! Такое впечатление, как будто никто не знает золотого правила этики: "Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы другой сделал тебе". Как говорится, не подарок, но другого более широкого определения нет. Значит, следует пока усовершенствовать это. Вот, например, Людмила хочет добавить (или расширить? Или изменить?) к правилу принцип обратимости действия человека на "низ", на окружающую человека природу (оппонируя идее Шкловского об аэкологичности разума) - да простит мне она вульгаризацию её концепции (ну, Вы с её концепцией знакомы в подлиннике, хотя и несогласны в чём-то, как и я, но принцип обратимости действия - это - инвариантно). А проблемы человечество решает по мере их поступления. Как говорится, начни с малого: благоустройства общества, потом - планеты, потом - Солнечной системы... Если выживем, то будем решать и проблемы Вселенной.
Абдулла:
"Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы другой сделал тебе" - это смех и грех. Наивности детского периода нравственной мысли.
Что касается "Если выживем, то будем решать и проблемы Вселенной". Никакой иной проблемы, кроме вселенской эволюции не существует. Всякое локальное выживание есть частичный момент божьего (эволюционного) промысла вообще и вне этого контекста не может быть осмыслен. А кое может быть решение частного момента, без комплексного осмысления? Без комплексного осмысления нет принципиального, сущностного понимания.
Так что чтоб выживать локально, нужно учиться стремиться выживать глобально. Иначе аэкологичность чистого разума и всё такое...
==========================
Павел:
Уважаемый Абдулла! Я уважаю любое мировоззрение, лишь бы оно было последовательным. Только такие мировоззрения мне интересно понять. Поэтому у меня пока только один вопрос: Вам явилось откровение (вариант - божье слово заложено в людях с рождения), или Вы делаете свои выводы о добре и зле на основе своего личного опыта и опыта человечества. Если из последнего, то из какого (не из тех ли откровений)?
Абдулла:
Я делаю свои выводы на основе всего. В том числе и откровений. Вы уважаете откровения? Конечно же, не всякое откровение...
Я уважаю истину. И я думаю, что истина не может открываться через одни последовательные логические суждения. Львиная доля познания происходит из интуитивного проникновения в суть вещей, что и есть откровение. Не забывайте, что Менделеев увидел образ своей таблицы во сне. В этом нет ничего иррационального. Суеверным может быть /отношение/ к откровению. Сами откровения могут быть слабыми, или ложными в принципе.
Интуиция есть ничто иное, как неосознаваемая работа логики. При чём в ней происходит такой объем экономии, что никакая схематическая логика не может справиться с работой "откровения".
Я не верующий; я - чувствующий и думающий. Понятие "вера в Бога" устарело. Истину жизни мира нужно понимать и чувствовать ("вера" осталась в прошлом). Соотношение и взаимодействие этих двух составляющих познания нужно постоянно координировать и совершенствовать.
===============================
Павел:
Уважаемый Абдулла! Конечно, я уважаю откровения (не всякие). Но логика - это, как раз, та НАУКА, которая учит правильно, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО делать из одних утверждений - посылок, другие утверждения - выводы. При этом в результате получается, что если посылки верны и правила логики соблюдены, то выводы тоже верны. Ну, такая наука, понимаете?
Абдулла:
Так и есть. Чтоб получить правильные выводы - нужно исходить из правильной предпосылки. Но правильную предпосылку невозможно вывести из чистой логики. Тут должна работать интуиция (откровение).
Павел:
А теперь рассмотрим, что Вы называете "Фундаментальным открытием в логике". Т.е. в той науке, о которой говорилось выше. Во-первых, истинность посылок. Откровение - вещь хорошая, но не верифицируемая. Хорошо, что если оно одно на всё человечество. А сколько предсказательниц, спиритуалистов вещают нам о конце света в ближайшие годы, десятилетия, столетие, ссылаясь на видения, откровения? Какому откровению верить?
Абдулла:
Не надо /верить/ никакому откровению. Откровением (интуицией) нужно пользоваться для познания, в котором логика и интуиция работают рука, так сказать, об руку.
Павел:
Именно - верить, поскольку оно не доказуемо, не проверяемо на истинность.
Абдулла:
Как это, не проверяемо? На то есть логика, для проверки и доказательства...
Павел:
Вывод: откровения сами по себе не имеют никакого отношения к логике, как утверждения-посылки. Но! Науке логике и не противоречат. В принципе, можно взять любое откровение за посылку, за истинное, и провести безукоризненный логический анализ. Как говорил известный математик Гильберт: "Разрешите мне считать, что дважды два - пять, И я докажу, что ведьмы вылетают через печную трубу". Вопрос: "Оно нам надо?".
Абдулла:
Что бы Вы не взяли за предпосылку - это будет, сначала, интуитивное допущение. Логика потом уже будет с этим работать и вынесет своё решение. Причём не факт, что правильное решение.
Павел:
Ладно. Теперь - об интуиции. Я не понимал Ваше выражение "дух-инстинкт", пока Вы своим упорным настаиванием на своём не побудили меня пробежаться по текстам об интуиции. Не то, чтобы я не знал о ней, как об альтернативном источнике познания, но чтобы её характеризовали, как "дух - инстинкт"... Теперь знаю. Спасибо. Об инстинкте я промолчу, а вот о подсознании "надсознании"... Да. Я согласен с тем, что в подсознании "надсознании" протекают некие мыслительные акты. Я согласен, что некоторые люди обладают даром повышенной интуиции. Воспроизводима ли она для одного и того же человека? Почему Менделеев не записывал свои открытия после каждого вящего сна, допустим, раз в месяц? И правильна ли интуиция? Не случайна ли? Как довериться чьей-то интуиции? Вас самого она не подводила? Что она имеет общего с логикой, если беспредпосылочна? Вы пишете: "Интуиция есть ничто иное, как неосознаваемая работа логики". Но логика - это законы мышления. Заметьте, я не говорю, что у бессознательного мышления отсутствуют эти законы. Я говорю, что Вы их не знаете, не знаете, соблюдаются ли они в том или ином интуиционном акте. Следовательно, Вы не можете назвать свою интуицию ни научной, ни достоверной.
Абдулла:
Я исхожу из конкретной предпосылки. Не из идеи предпосылки вообще. Я говорю - основой универсальной логики для /последовательного/, логически непротиворечивого суждения о мире следует считать ничто иное, как эволюционную целесообразность. Логично, по мне, то, что полезно для шансов мирового становления против шансов вселенской энтропии. Нелогично всё то, и ровно в той мере, в какой что-либо противоречит этим шансам мирового развития.
Как я пришёл к этой предпосылке - это невозможно обосновать чистой логикой. Потому что основным действующим лицом в этих суждения является не само суждение, но дух, инстинкт самосохранения. И понять Вы можете это не чистой логикой, но, в первую очередь, духом.
Но! Вы можете сколь угодно критиковать эту предпосылку с позиций чистого мышления.
Назовите ЛЮБОЕ логическое положение. Что бы Вы не привели в пример в качестве логического положения, я Вам сообразую с моей предпосылкой. Покажу, что вне контекста предлагаемой фундаментальной предпосылки никакое положение не может быть осмыслено.