Ласковое Каспийское море
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Наиль Абдуллазаде
Ласковое Каспийское море
Дениз и Гилавар
На дне Каспийского моря, в самых темных его глубинах живет огромная слепая рыба, которая слышит мысли людей, живущих на берегу. Когда этих мыслей много и в них кипит зло, слепой рыбе становится больно. Тогда она судорожно шевелится, ее бьет дрожь и от этого происходят землетрясения.
Ветер Гилавар пришел с юга и сел на берегу ласкового Каспийского моря, так чтобы маленькие теплые волны целовали его ноги. Ему было грустно, веселье закончилось, и он чувствовал, как в нем растет одиночество, похожее на дерево без листьев. Сзади к нему подошла женщина в белом легком платье, и черными как ночное небо волосами, ее звали Дениз. Ее бледная тонкая кожа не загорела под лучами солнца, серые глаза смотрели ласково и нежно. Она положила руки ему плечи ветру и нагнувшись прошептала в ухо.
- Хочешь, я расскажу тебе историю про молодого мужчину, которого звали Аракс, как реку, которая впадает в Куру и далее в Каспийское море. Я расскажу тебе, что однажды он проснулся утром и понял, что заблудился в своей большой душе и своих желаниях, так что не смог отличить явь от сна. Он зашел слишком далеко в поисках утерянных городов, потому что каждый представляет рай по-своему. Той жаркой ночью он потерял свою душу-дыхание - Нафс. У него остались только быстрые сны, которые он не успевал посмотреть и чувство что он забыл что-то очень важное для него. И вместе со своими снами он отправился на поиски дыхания, которое сам же и убил. Но, вместо того что он искал, Аракс встретил свою любовь, похожую на меня и меня, похожую на его любовь. А потом они отправились на самое дно коварного Каспийского моря.
- Я слышал этот рассказ, и все это видел - ответил ветер и почесал бороду цвета сена. - То, что произошло с тем мужчиной уже тысячу раз повторялось с другими, твоя история стара как мир и у нее печальный конец. Сны превращаются в явь и убивают того, кто этого не заметил. Ласковое Каспийское море забирает души тех, кто его любит. Эта смерть нежная и игривая как эти волны у моих ног.
- Мы с тобой можем изменить плохой конец этой истории, хотя бы попытаемся. Давай поможем Араксу найти свою душу Нафс. Ту молодую душу-дыхание, которую он должен убить в себе, но мы с тобой попытаемся спасти обоих. Аракс заблудился в мире, где прошлое, настоящее и будущее перетекают друг в друга как вода и смешиваются в один огромный океан. Я хочу, чтобы мы с тобой попытались спасти его и вывели из этого состояния.
- Ты хочешь, чтобы я пошел с тобой? На самое дно Каспийского моря? Там, где лежат руины городов, которые веками снятся людям.
- Я хочу сделать добро, зло мне надоело - ответила Дениз, приглаживая свои черные волосы. - Мне холодно даже в летний зной. Мы будем вместе помогать ему, будем нашептывать, вести его, но все равно он должен сам пройти весь путь от камней Старого города до воды. Когда мне будет холодно и мое могущество будет ослабевать, ты будешь греть меня своим дыханием.
- Хорошо, я согласен. Ведь, без тебя я никто. - Кивнул ветер. - Ты знаешь где он живет?
- Да, его тело живет на улице по которой проезжает много машин, в доме с большими окнами и лестницами. Его сердце живет в Старом городе, рядом с Девичьей Башней. Аракс просыпается чуть позже солнца, но всегда с ним здоровается. Его мысли всегда отражаются на его лице, но не потому что он глуп, а потому что у него красивое лицо. Он боится толпы и красивых женщин. Его глаза черные и волосы у него черные как траур. Улыбка как у ребенка, руки тонкие и нежные, как у женщины, но очень сильные. Он всегда солит свою еду, даже если она пересолена, слушает в пол уха и всегда громко отвечает на свои мысли, которые не дают ему покоя. Он горит желанием найти руины древних городов, которые поглотило Каспийское море. В начале пути Аракс такой, а в конце должен стать другим.
- Ты видишь, что я голый, что на мне нет одежды? Я только спущусь в воду за одеждой, и мы пойдем.
Ветер Гилавар встал, его загорелое мускулистое тело блестело на солнце, он нырнул в Каспийское море и вернулся только через год.
Все это время Дениз ждала его на берегу и слышала, как на самом дне боль проникает в тело одинокой рыбы, которая с трудом сдерживает себя, чтобы не пошевелиться.
Баку и Аракс
В доме, в котором громко тикают часы, отстукивая неправильное время, в комнате, которая любила солнце и боялась темноты, спал в своей постели молодой человек. Его звали Аракс, как реку, которая впадает в Куру. Его сон сидел рядом с ним и вполголоса рассказывал будущее, которому не суждено было сбыться, потому что оно уже сбылось в чьем-то настоящем.
Отец молодого человека и его мать были почтенными гражданами маленькой страны, на берегу Каспийского моря. Отец носил дорогие часы и пользовался мужским одеколоном "Baldessarini". Его мать каждое утро расчесывала волосы и носила черные платья и золотые кольца, которые как пчелы жалили тех, кто к ним прикасался. Старший брат уже женился, а когда приходил в гости к родителям целовал их руки. Сестра спала в другой комнате и боялась шорохов, поэтому над ее изголовьем висел амулет от сглаза - назар бонджук в виде синего ока.
Аракс проснулся чуть позже солнца, встал, поздоровался с ним и пошел умываться. Но в зеркале он не увидел своего отражения. Зеркало было пустым, как маленькая пугливая смерть.
Он испугался. Аракс еще раз посмотрел в зеркало и никак не мог поверить, что не видит в нем себя. Пусто. Он не знал, что делать. Сначала он ощупал себя и свое лицо. Все было на месте, кроме отражения в зеркале. Потом он ощупал зеркало, и оно было на месте. Аракс хотел крикнуть и позвать на помощь, но спохватился и решил, что это просто недоразумение, что он немного не в себе и родители, услышав его жалобу подумают, что он сошел с ума. Вместо этого он решил выйти из дома незамеченным и прогуляться, казалось, какая-то сила выталкивала его из дома. Ему нужен был воздух и солнце. Быстрее, быстрее на улицу!!
Аракс поспешно умылся трясущимися руками, оделся и не побрившись вышел на улицу. Он все время оглядывался и быстро шел к автобусной остановке, толком не зная куда ему идти, но он не мог остановиться. На нем был черный дорогой костюм, подаренный отцом после поступления в университет и белая сорочка, которая первая попалась ему под руку. Аракс останавливался у витрин магазинов и смотрел в стекло, чтобы разглядеть сове отражение, но ничего не видел. У него был очень озабоченный вид, он даже негромко разговаривал сам с собой, как сумасшедший, но никто не обращал на него внимания. Никому не было до него дела, никто его не замечал, никто.
Аракс сел в автобус и приехал на площадь перед Парламентом и новым символом города, Огненными Башнями, которые днем были похожи на руки, обращенные к Небесам в молитве. Он любил это место, откуда был виден весь город и море, без которого невозможно представить Баку. В этом месте он чувствовал себя в безопасности. Аракс хотел остановиться и подумать, чтобы понять, что с ним произошло. Кто он? И куда ему теперь идти?
С юга дул южный ветер Гилавар, который казалось что-то нашептывал Араксу. Что-то важное, но непонятное.
Аракс перешел дорогу и оказался в парке, который скрывал шум города и давал возможность посмотреть на небо море и город одновременно. В этом парке Аракс встретил Дениз.
Она была красива, но не молода. Никто не знал сколько ей лет, но все знали, что она старше любого из живущих. Ее черные волосы густо спадали на плечи, бледная кожа была тонкой и прозрачной, так, что видны были вены. На ее лице всегда играла улыбка, которая не умела прятаться. Казалось, что ее пышная грудь хочет порвать тонкую ткань белого платья и вырваться наружу. Ее глаза всегда смотрели прямо и видели самое дно души. Она была прекрасной "лунной женщиной", у которой нежный глубокий голос. Ее любовь была похожа на загадку, которая оставалась в душе мужчины как шрам на теле.
Все утро она ждала, когда Аракс выйдет из дома и последовала за ним. Он шел быстро, как будто убегал от кого-то и все время останавливался перед витринами магазинов, чтобы посмотреть на свое отражение, которое не видел. Его никто не видел, кроме Дениз, которая следовала за ним по пятам, а за ней невидимый никому шел южный ветер Гилавар. Так втроем они дошли до Панорамы.
Аракс стоял и смотрел с высоты на Каспийское море, словно молился. Дениз стояла чуть поодаль от него и тоже смотрела туда, где Небо прикасается к Морю и нежно его целует. Вокруг них никого не было, только ветер, который бегал по холму и молча кого-то звал. Иногда к ветру подходили души похороненных неподалеку людей и тихо с ним беседовали, расспрашивая о том, что он видел и пытались узнать что-то о своих родственниках.
Вдалеке, в самом море из-под воды выглядывали руины молчаливого, грустного замка. Это были руины Сабаильской крепости, которого уже несколько столетий лежит в объятиях Каспия. Аракс смотрел на эти древние камни, они часто снились ему в жаркие летние ночи, когда ветер дул с моря. Аракс любил эти грустные следы прошлого, которые казалось, хотели что-то рассказать, но никто их не слушал. Только Аракс пытался понять, что они ему шептали волнами Каспийского моря. Он на мгновение закрыл глаза и увидел свой давний сон.
В этом сне Аракс жил в странном белом городе, построенном из белого мрамора, который звенел на ветру и издавал звуки, похожие на музыку. Люди в этом городе носили белую одежду и всегда молчали. Молчание и шепот мрамора, только их можно было услышать в этом необычном, но идеально построенном городе. Не открывая глаз, Аракс поднял голову вверх, и в своем сне он увидел, что этот белый город находится под водой, а вместо Неба над ним Каспийское море.
В страхе Аракс открыл глаза и поспешно стал спускаться вниз по лестнице, в сторону Старого города, который любил как девушку. Дениз молча последовала за ним. Ее он так и не заметил.
Так они шли вместе, Аракс впереди, не замечая, что за ним следом идет женщина, которая как птицу несет на лице нежную улыбку. Удивительным было то, что пока они спускались с холма, шли по узким улочкам, мимо домов и окон, им не встретился ни один человек, ни один автомобиль не проехал мимо. Не было слышно ни голосов, ни биения сердец.
Баку был пуст, как тишина, словно после побуждения от мгновенного сна, Аракс очутился в безлюдном городе. Ни звука, ни гудка клаксона, ни музыки. Ничего. Только шелест листьев и запах моря. Каспий был близко, Аракс чувствовал, как он дышит, как грудь моря вздымается и как оно вдыхает людские страхи, мысли, желания, боль и как с шумом, перекатывая волнами выдыхает слова, любовь, нежность, оставляя себе все плохое, возвращая только хорошее. Ласковый запах моря усиливался, он был похож на запах женщины, которая устала после долгой любви, но все еще просит ласки. На самом дне Каспийского моря, как сердце жила безропотная слепая молчаливая рыба и принимала в себя мысли и отчаяние, увеличивая свою боль и принося себя в жертву, в вечную жертву.
Аракс дошел до крепостных стен. Он прикоснулся к ним как будто пытаясь приласкать, и резко одернул руку, каменные стены Старого города были раскалены как металл. Аракс с удивлением посмотрел вокруг. Реальность перестала быть такой, к какой он привык.
- Ты знаешь, что на самом дне Каспийского моря, в его темных глубинах живет огромная слепая рыба, которая слышит мысли людей, живущих на берегу? Когда этих мыслей много и в них кипит зло, слепой рыбе становится больно. - Услышал он незнакомый, красивый голос за спиной. Аракс повернулся и увидел перед собой Дениз.
- Кто ты?
- Я Дениз. Впрочем, имена не имеют значения. Мир был бы чище без них, как в первый день Творения. Некоторые называют меня Дарья, некоторые Бахр, а люди там, где Солнце ложится спать, называют меня Мар. Поэтому, никому нет никакого дела до моего имени. Каждый называет меня так, как хочет. Я даже сама не знаю своего имени, но как видишь мне на это наплевать. Но, ты называй меня Дениз, тебе и мне это ближе.
- Что происходит? Я сегодня утром проснулся и не увидел своего отражения, а здесь в городе ни души. Я сплю? Это такой дурацкий сон?
- Нет, ты не спишь и это не сон, но уже и не явь. Ты потерял что-то очень важное для тебя. И поэтому не можешь найти покой.
- Да? - Тихо переспросил Аракс. Он ничего не понял из сказанного этой женщиной, но само ее присутствие успокаивало его. На мгновение он забыл о своем страхе и том, что больше не видит себя в зеркале.
- На самом деле, ты потерял душу-дыхание, которую зовут Нафс. Это твоя душа и тебе надо ее найти. Я помогу тебе. Может быть по пути ты найдешь что-нибудь еще.
- Я ничего не понимаю. Я запутался. - Растерянно твердил Аракс. - Я, наверное, сплю, но это очень реалистичный сон.
- Не бойся. Скоро ты все поймешь. Следуй за мной и делай все что я тебе скажу. Я же единственная, кого ты сейчас видишь, даже если это сон, как ты говоришь. Вокруг нет людей. То состояние, в котором ты находишься не является ни сновидением, ни явью, ни жизнью в ее обычном понимании, ни смертью. Сейчас ты обладаешь необычными способностями. Благодаря тому, что с тобой произошло, ты можешь видеть, то чего раньше никогда бы не увидел. У тебя мало времени, ты должен успеть найти свою душу-дыхание Нафс. Ты меня понимаешь?
- Ты знаешь куда надо идти?
- Да. Но, надо поторопиться. Завтра ты опять вернешься в город, где будет полно людей. А сегодня, ты должен увидеть кое-что. Я тебе покажу.
- Хорошо. Я согласен. Я не знаю, что происходит, но ты говоришь слишком уверенно. Что я должен увидеть?
- Успокойся и доверься мне - улыбнулась Дениз. - Иди за мной. - И она кокетливо прошла мимо него, поманив Аракса рукой.
Дениз пошла к Крепостным воротам и вошла в Старый город. Аракс следовал за ней, а рядом оставаясь невидимым, опустив голову шел южный ветер Гилавар.
Войдя в Крепость, Аракс не узнал Старый город. Тот был не похож на старинный квартал Баку, который так любил Аракс. Здесь по-прежнему были старые дома, узкие улицы, маленькие площади, но они располагались не там, где обычно. Казалось, что за ночь весь Старый город перестроили до неузнаваемости. Так же, как и за стеной здесь было безлюдно, ни души, ни тела.
Дениз шла впереди, прикасаясь к стенам домов, будто здороваясь с ними или лаская их, как мать ласкает дитя. Она вошла в один из старых домов, смотревших одиноко стеклянными глазами окон на улицу, на которой никого не было. Аракс последовал за ней. Солнце ложилось спать и уходило все дальше от Каспийского моря на запад, чтобы, завтра опять едва показавшись на горизонте нежно поцеловать его водную гладь.
Дениз и Аракс
Они лежали, обнявшись в одной постели. Похожие друг на друга и такие разные Аракс, и Дениз. В комнате очень сильно пахло любовью, потом и солью, за окном слышен был плеск волн. Кожа Дениз светилась как лунный свет и источала аромат моря. Она положила голову ему на грудь и думала о том, что прожила слишком много дней, которые невозможно было отличить друг от друга. Он же силился уснуть и снова увидеть во сне тот подводный город с белыми кирпичами из поющего мрамора.
- Я знаю, о чем ты думаешь. - Тихо произнесла она.
- Тот город, который я вижу во сне, это рай?
- Нет, это не рай. Этот город и существует, и не существует одновременно. То, что ты видишь, с белыми кирпичами из звенящего мрамора - это душа города, но не его тело. Тело города, которое состоит из настоящих камней скрыто под водой в бакинской бухте и называется Сабаильский замок, ты знаешь, о чем я тебе рассказываю. Когда-то очень давно, когда еще люди Каспийского моря ели его дары и называли его Абескунским, ширванский шах приказал построить замок на одном из островов в бухте Баку. Он принял это решение после того как увидел во сне город из белого мрамора. Шах знал, что замок, который построит его лучший зодчий не предназначен для людей, что это на самом деле жертвенный дом и что он принадлежит Каспийскому морю. Его зодчий по имени Зейнаддин ибн Абу Рашид Ширвани построил великолепный замок, который был принесен в жертву морю, которое его поглотило. Это был подарок шаха, дворец для моря, в котором оно живет и поныне. Вскоре после строительства произошло землетрясение и новый, только что построенный замок ушел под воду, к своим истинным хозяевам. Но, ласковое Каспийское море приняло кроме него еще и другие дары. Были и другие города, и замки, в которых поселилось море. Это Гайтара, Абескун, даже крепостные стены Дербента, когда-то не были под водой, а возвышались на берегу. Море любит людей, но ему тоже нужны дома, в которых селятся люди, которые вошли в Абескунское море и не вышли из него. Теперь в этих городах живут души. Во сне ты видишь не Сабаил, не Абескун, а другой город, ты видишь Шахри Йунан. Это город-легенда, его никогда не существовало, само название означает Греческий город. Живущие на берегу помнят только эту легенду, некоторым, таким как ты она снится.
- Я слышал эту легенду, значит, что я вижу во сне, это не Сабаильский замок, а про Абескун и Гайтара я ничего не знаю. Я впервые услышал эти названия от тебя. Это что-то другое.
- Сейчас тебе трудно понять, что у городов, морей и стран, как у людей есть душа. Ты можешь видеть тело отдельно от души или душу отдельно от тела, а можешь видеть их вместе. Я же тебе сказала, во сне ты видишь душу, а не тело. Сегодня я занималась любовью не с тобой, а с тем, что осталось от тебя прежнего, с твоим сном. Пока ты не видишь себя в зеркале, ты - это ты. Но, как только ты подойдешь и увидишь свое отражение, оно выпрыгнет из зеркала и схватит тебя за горло, чтобы ты не мог дышать, тогда ты поймешь, что потерял свою душу- дыхание Нафс.
- Я прямо сейчас встану и посмотрю на себя! Я хочу увидеть наконец свое отражение! Мне надоел этот абсурдный сон, я хочу в нормальную реальность! - Аракс вскочил и голый подошел к зеркалу.
Но, вместо своего отражения он увидел в зеркале обнаженную Дениз, которая смотрела на него как будто из окна и заливисто смеялась. В ужасе он повернулся чтобы посмотреть на постель. Дениз лежала на подушке, закинув правую руку за голову и молча смотрела в сторону. Ее грудь отражала лунный свет из окна и казалось была прозрачной, так что можно было увидеть, как бьется ее сердце, похожее на рыбу или в ее прозрачной груди действительно билась рыба, похожая на сердце. Аракс опять повернулся к зеркалу, которое в тот же миг с треском взорвалось и на него посыпались тысячи осколков. Прикасаясь к его коже, осколки стекла превращались в капли соленой воды, и не причиняли ему ни малейшего вреда. Его окатило волной, которая из зеркала ворвалась в комнату. Аракс чувствовал, что падает, но не с высоты, а в глубину. Мимо него с бешеной скоростью проплывали корабли, города, люди. Он слышал звуки речи на сотне языков, Солнце бежало по небу с запада на восток, деревья росли в землю, годы сменялись на молодость. Он хотел кричать, но не мог раскрыть рта, боясь захлебнуться в теплой как молоко воде.
Вокруг опять было море, ласковое Каспийское море.
Джинн и Нафс
Джинн жил в пустыне, он рано овдовел и у него не было детей. Бог создал его из огня, поэтому он не любил дожди, и когда с неба спускалась вода он прятался в пещере. В пустыне ему было хорошо, он любил одиночество, персидские стихи и жаркий суховей по имени Аг Йел. Когда он хотел что-то купить, он надевал самую чистую одежду, вымытую солнцем и песком, спускался ночью в город и продавал там мудрые советы, а на заработанные деньги покупал души, сборники стихов, веселую музыку и новые чужие сны, которые до этого никогда не видел. У него росла прозрачная борода, которую он как вдовец красил хной в рыжий цвет, солнце играло на его лысой голове, которую он никогда не покрывал шапкой, ни в жару, ни в холод. Он говорил:
- Христиане снимают шапки в церквях, а мусульмане и иудеи покрывают головы в своих молельных домах. Вся Вселенная - это Храм, мне все равно где молиться Богу, в которого я не верю, поэтому я хожу без шапки.
Иногда он вселялся в тела юношей, сводил их с ума любовью к прекрасным юным девам и убивал в пустыне. Тех в чьи тела он поселялся называли меджнунами, что в переводе с арабского языка означает "Одержимый Джинном". Таким молодым людям он показывал настоящую любовь, в которой нет места телу и плотским утехам. Только душа-дыхание могла почувствовать столь великую и непостижимую любовь и погубить ее. Джинн забирал у бедных влюбленных их измотанные, изнуренные безответным чувством души и оставлял умирать в пустыне, где не было ни смеха, ни воды, ни сладких персидских стихов, которые Джинн прятал как цветы.
По ночам он крал коней и ездил на них, запутывая гривы. Хозяева лошадей, чтобы поймать и наказать его, мазали спины животных смолой и пускали их в поле. Когда Джинн садился на лошадь, то прилипал к ее спине и не мог освободиться. Тогда его ловили и втыкали в ворот его чистой одежды иголку, которую он сам не мог вынуть. После этого, Джинн становился рабом человека, который его поймал, но все приказы хозяина выполнял наоборот. Чтобы избавиться от рабства, Джинн тайком от своего хозяина просил какого-нибудь ребенка вынуть из его одежды иголку, обещая дать за это надкушенное женщиной яблоко, но как только иголка вынута, Джинн моментально исчезал.
У него был брат, живший на кладбище у дороги. Его звали Гулебан, что с персидского переводится как "Оборотень" или "Демон пустыни". Он любил пугать припозднившихся ночных путников и странников, но сам был трусливым как шакал. Все его тело было покрыто густой черной шерстью, он распространял вокруг себя густое зловонье, которое душило как ночной вор. Он не умел читать и писать наяву, но во сне сочинял красивые стихи о звездах и любви и записывал их письменной тростью - каламом на китайской бумаге. Тогда он преображался в прекрасного юношу, которым когда-то был. Он садился на пестрый ковер, брал в руки калам и ровным, бисерным почерком выводил во сне слова, буква за буквой: айн, шин, гаф - ашг - любовь.
Наяву Гулебан носил старую, рваную и грязную одежду, которую подобрал на свалке. По ночам он спускался с гор в селения людей, копался в мусоре в поисках съестного и стучал ветром в окна домов. Он уже не помнил почему боялся людей и почему был на них так обижен, но дух пустыни носил в себе эту обиду как камень под сердцем.
В этот день, они оба сидели в пустыне на камне, который назывался Гавалдаш и рассматривали лежащую у их ног мужскую душу-дыхание, которую приволок Джинн.
- Где ты его нашел? - Спросил Гулебан.
- Вытащил из моря, рядом с руинами Сабаилського замка. - Ответил Джинн. - Смотри, какой хорошенький. Совсем еще молодой, а уже потерял голову. - С сожалением поцокал языком Джинн.
- Он, наверное, даже любви не познал. - Отозвался демон пустыни.
Это была еще молодая душа, на вид не старше двадцати лет. У нее были черные волосы, белая как чистая бумага кожа и женственные черты лица. Красивый и дорогой костюм, белая сорочка и недешевые мужские туфли давали понять, что хозяин этой души в деньгах не нуждался. Но, сейчас Нафс лежал и не шевелился, костюм был изорван, рубашка испачкана морским илом и мазутом, только туфли все еще показывали былой шик.
- Он не дышит. Когда я нашел его, он все еще был жив. Эй! Ты меня слышишь? Очнись! - Крикнул Джинн, тряся мужскую душу.
Нафс с трудом открыл глаза и прошептал.
- Пить... дайте пить...
- Так он еще и воды хочет!! - Возмутился Гулебан. - Где мы ему тут пить найдем? Мы же в пустыне. Вечно ты приносишь всякую падаль. Оставил бы его в море.
- Помолчи. Это моя добыча. Захочу напою, не захочу, оставлю здесь подыхать.
- Пить... - повторил Нафс.
- Я тебе дам воды, а ты мне расскажешь, кто ты такой и откуда. Понял? - Грозно сказал Джинн.
Нафс молчал и только слабо щурился от солнца. Джинн достал из целлофанового пакета пластиковую бутылку шолларской воды и дал Нафсу отпить несколько глотков.
- Ты кто такой? Откуда будешь?
- Я не помню. Я ничего не помню. Голова раскалывается... Тошнит...буааа
- Эй! Мальчик, со мной такие фокусы не пройдут! Я в этой пустыне уже тысячу лет живу, а тебя я вчера в море выловил. Ты что там делал?
- Дяденька, отпустите, я точно ничего не помню и не знаю.
- Какой я тебе дяденька!! Сопляк!! - Не на шутку разозлился Джинн. - Я Джинн!!
- Постой. Ты его сейчас совсем замучаешь. Пусть немного придет в себя. - Остановил его сжалившийся демон. При виде, которого Нафс весь задрожал и побледнел еще сильнее. - Мальчик, ты знаешь, кто мы такие? Я Гулебан, а это мой старший брат Джинн. Мы здесь живем еще со времен Шаха Исмаила, когда нас выгнали из Персии. А ты еще такой молодой и уже бледный.
Он подошел к Нафсу и наклонился над ним. У того от страха закружилась голова, когда он увидел клыки Гулебана, которые не помещались во рту. Нафс попытался встать, но был настолько слаб, что заново свалился на землю.
Джинн и Гулебан помогли ему встать и усадили, прислонив как куклу к камню. Нафс немного пришел в себя, и отпив еще несколько глотков смог нормально сидеть и отвечать на вопросы.
- Тебя как зовут? - Спросил, наклонившись над юношей Джинн.
- Я не помню. Кажется, на букву "А" начинается.
- А что ты делал в воде, рядом с руинами замка?
- Я же говорю, я ничего не помню. Я очнулся здесь, когда вы меня начали трясти. А вы кто такие?
- Тебе мой брат уже рассказал, кто мы такие. - Грубо ответил Джинн. - Но, если хочешь знать, слушай. Я Джинн, Всевышний создал меня из огня. Я живу в этой пустыне давно, а до этого я жил в Персии. Это мой младший брат, Гулебан, тебе, наверное, в детстве рассказывали про него. Не обращай внимания на его внешность, он хоть и страшный, но никого пока не убил, в отличие от меня. Про меня писали стихи и складывали легенды, я внушил Кайсу, который стал Меджнуном любовь к Лейли и свел его с ума. Это мною матери пугают детей, когда те не слушаются их. Тебя я выловил этим утром в море, рядом с руинами Сабаильской крепости. От берега до них далеко, а к руинам катера не ходят, значит ты сам как-то умудрился попасть туда, и вот почему ты это сделал я хочу выяснить. Либо ты сумасшедший, как Меджнун, либо тут кроется какая-то тайна. Потому что к руинам старого замка, который ушел под воду никто просто так не попадает.
- Я помню, что меня туда позвала какая-то женщина, с черными волосами и в белом платье, но я не помню ни ее имени, ни откуда мы знакомы.
Гулебан и Джинн испуганно переглянулись.
- А ты можешь описать ту женщину? Может это поможет выяснить, что произошло. - Спросил Гулебан.
- Она была очень красива, но уже не молода. На ней было простое белое платье, и она была босиком. Волосы у нее черные, глаза серые, а кожа бледная и тонкая, так что можно увидеть вены. Она мне сказала, что ждет меня в городе, который снится людям и что этот город на дне Каспийского моря. Эта женщина каждую ночь снилась мне и показывала разные древние города. Я уже сомневался в том, что я здоров и всерьез думал, что схожу с ума. Наконец я решился последовать за ней и стал изучать все что связано с Хазарским морем. Еще я помню, что вчера пришел на берег, прямо к тому месту, откуда видны руины Сабаильского замка. У меня болело сердце, потому что я потерял что-то или кого-то, не помню точно. Знаю, что это как-то связано с морем. Потом, каким-то образом я оказался в воде и потерял сознание. Теперь я здесь.
Пока Нафс рассказывал свою историю, Джинн и Гулебан испуганно переглядывались. Когда Нафс замолчал, демон отвел Джинна в сторону и наклонившись к его уху прошептал.
- Ты ведь понял, о ком идет речь? Он принадлежит ей, мы не можем держать его здесь, это не наша добыча. Она непременно придет за ним, чего бы это ей ни стоило.
- Мы все равно находимся далеко от воды, здесь ее могущество ничтожно. Я не хочу делится своей добычей. Кто бы это ни был, я его не отдам, моя душа! Что захочу, то с ним и сделаю. - Сказал Джинн и грозно посмотрел на младшего брата.
- Да!! Я вспомнил!! - Закричал Нафс, все еще сидевший у камня. - Раньше меня звали Аракс! Как реку, которая впадает в Куру!
Аракс и Шахри Йунан
Аракс очнулся от яркого света. Он лежал на земле, на одной из улиц города, который все время видел во сне. Он посмотрел наверх, но не увидел ни неба, ни солнца. Вместо небесного свода была вода. Город находился на дне моря, но это не мешало Араксу дышать и двигаться. Он все еще был в своем черном костюме и белой сорочке. Аракс встал, отряхнулся и посмотрел по сторонам. Улицы города были пустынны, но то тут, то там мелькали фигуры людей в белых длинных одеждах, которые ходили по своим делам и все время смотрели себе под ноги. Он бросал взгляды вокруг и искал знакомые по снам дома. Издалека были слышны голоса, которые пели что-то похожее на молитву. Аракс инстинктивно пошел в направлении звука. Чем дальше он шел по белым улицам, тем больше становилось вокруг людей в белых одеждах. Это были мужчины, женщины, дети, старики. Казалось они не замечали его, и даже не обращали на него внимания. Они как зачарованные шли на звуки пения, их губы шевелились, как будто они шептали что-то. Пение становилось все громче и громче. В какой-то миг музыка и голоса людей стали невыносимыми, они буквально разрывали барабанные перепонки, врываясь в мозг и заставляя вибрировать кости. Пение превратилось в оглушительный рев морского шторма, криков тысяч человек, гул сотрясающейся земли.
Аракс закрыл глаза и зажал уши руками, но эта музыка, как рев волн нарастала в нем самом, сверлила его нутро и разрывала душу. От бешеного ритма и гула голосов в морском шторме тряслось сердце в груди, как рыба, вынутая из воды на сушу. Он сам слился с этим звуком, гул и тысячи голосов поглотили его. Чтобы избавиться от этого страшного шума он кинулся бежать в обратную сторону зажимая голову. Улицы города были знакомы ему по снам, которые Аракс видел в жаркие летние ночи. Он бежал долго, натыкаясь на дома, спотыкаясь об острые камни, падая и снова вставая на ноги. Наконец Аракс отбежал достаточно далеко и пение ослабло, он смог перевести дыхание.
Случайно Аракс заметил молодую девушку, одетую в черное длинное платье. Девушка с любопытством озиралась вокруг и казалось, была удивлена, что попала в этот необычный город. Ее красивые черные волосы спадали до плеч, а бархатные черные глаза с поволокой смотрели внутрь ее души. Она была поразительно похожа на Дениз, но намного моложе ее, это было видно по ее походке и тому как она держала себя. Ее кожа была такой же бледной как у Дениз, а движения плавны как течение реки.
Аракс завороженно смотрел на нее, она единственная, кто не был похож на ничего вокруг не замечающих жителей подводного города. Так же, как и Аракс, эта девушка попала сюда из другого мира. Он был уверен в этом.
Набравшись уверенности, он подошел к ней.
- Я знаю твою сестру, ее зовут Дениз. - Сказал он, подойдя к ней.
- Она мне не сестра, она мне как дочь. Каждый день я кормлю ее водой как своим молоком. Сама я люблю есть снег и лед, а из напитков я предпочитаю дождь.
- Кто ты? - Удивился Аракс.
- Меня зовут Кура, как реку. Я случайно оказалась в этом городе, у которого так много имен. А ты?
- Я Аракс. Дениз рассказывала мне про это место, хотя она говорила, что это душа города, а не он сам. Она говорила, что это Сабаильский замок, который снится людям в виде города из белого мрамора. Ты раньше видела такие сны?
- В своих снах я вижу горы, пустыню и двух духов серди песков, которые похитили юношу, похожего на тебя. Но, этот город, в котором мы с тобой находимся, не Сабаил, это Шахри Йунан - Греческий город, который никогда не существовал. Он только снится, но у него нет даже руин.
- Давай, выбираться отсюда. Мне кажется, этот мир не для нас. Эта не та реальность, к которой мы привыкли. Мне кажется сны превращаются в явь, это признак сумасшествия. Я боюсь, я этого не вынесу.
- Как ты хочешь выйти отсюда? Мы же под водой.
- Это не реальность, мы всего лишь в каком-то дурном сне. Надо закрыть глаза и проснуться, тогда мы выберемся на поверхность из наших снов, в которых мы тонем.
- Ты в это веришь? Но, тогда мы проснемся в разных постелях, и может быть больше никогда не увидимся. - Ответила Кура и облизнулась.
- Я найду тебя. Я обещаю. Мне кажется, если я найду тебя в реальной жизни, то я найду настоящую любовь, в которой захочу утонуть, как сейчас, в Каспийском море.
- Я буду ждать тебя. - Улыбнулась Кура. - Найди меня и сделай счастливой наяву, а не во сне. Только не обращай внимания на мои слова, не верь тому, что я тебе скажу. Хватай меня и беги. Не теряй меня, не отпускай меня, если я захочу уйти, но и сам не уходи от меня, тогда мы оба погибнем.
Они оба закрыли глаза, задержали дыхание и проснулись. Каждый в своей постели, мокрой от пота, грязной от их снов. Они оба тяжело дышали после пробуждения, как после любви.
Абескун
Дениз стояла на берегу и ждала, когда вернется ветер Гилавар. Она чувствовала, как больно огромной слепой рыбе, на дне Каспийского моря. Как рыба, борется с желанием пошевелиться и сбросить боль как оковы.
- Только не сейчас... Только не шевелись... - Тихо шептала Дениз. Моля о том, чтобы слепая рыба не зашевелилась.
Она смотрела вдаль, туда где Кура впадает в Каспийское море. Там, где, встречались река и море, и пресная вода становится соленой, находился остров, в центре которого располагался город, окруженный лесом и полями. И остров, и город носили название - Абескун.
Жители Абескуна любили железо и красный цвет. Они говорили по-персидски, молились по-арабски, но потомки называли их греками и выдумали красивую легенду о Греческом городе, который не покорился Александру Двурогому и который тот приказал затопить. Как сообщают арабские историографы - Аль Истахри и Аль Масуди, остров был покрыт зеленым лесом, где росли высокие кедры. Жители Абескуна выращивали марену красильную (rubia tinctorum) - растение, из корней которого по особому рецепту изготавливали красную краску. В древности в Абескуне были развиты ремесла, в основном выплавка металлов и кузнечное дело. Прошли столетия, и на острове появился дом для прокаженных, куда их свозили со всех окрестностей: Персии, Хорасана, Хорезма, Дербента, Ширвана. Хорезмшах Аладдин Мухаммед II, после поражения от монгольского войска бежал на остров, где умер в нищете от пневмонии. У детей некогда могущественного шаха Хорезма не нашлось даже ткани для его савана. По свидетельству персидского историка - Наджати, остров Абескун в 1304 году внезапно погрузился в Каспийское море.
Гилавар пришел с юга. Он немного устал и тяжело дышал, но в глазах его играла радость и веселье.
- Ты не поверишь! Я нашел его! Точнее душу-дыхание, Нафс. А еще больше ты не поверишь, если я скажу где и у кого!
- Я верю тебе. Ты всегда приносишь тепло и греешь меня. - Ответила Дениз.
- Он в пустыне. Рядом со скалами, в Стране оврагов. Рядом были Джинн и пустынный демон, забыл, как его зовут. Я подслушал их разговор, спрятавшись за большим камнем.
- Гулебан, это брат Джинна, пустынный демон, глупый и безобидный. Весь волосатый и с клыками, которые не помещаются во рту. Когда-то он был писарем в шахском дворце, но его погубила любовь. Он влюбился в дочь шахиншаха и написал любовное стихотворение, об этом узнал шах и писаря жестоко наказали. Он сошел с ума и стал оборотнем, духом пустыни, похожим на зверя. Гулебан забыл свое ремесло, забыл буквы, забыл, как правильно держать калам, единственное, что осталось у него от прошлой жизни - это сны, в которых он пишет стихи. Он не родной брат Джинна, этот приспешник дьявола с рыжей бородой приютил оборотня и использует его как хочет.
- Нафс выглядел ужасно, ка будто они его из воды достали. Кажется, они не догадываются, что он твой, и что ты его ищешь.
- Я ищу его не ради забавы. Я хочу вернуть его Араксу. Он встретил свою любовь, но полюбить ее не может, у него сейчас нет души, которая будет его страстью. Ему необходимо вернуть его Нафс.
- Ты не сможешь туда попасть. Это все же пустыня. Твое могущество не достигает ее. Только ветры могут дойти туда или он сам, должен наконец вынырнуть из глубокого сна и пойти в пустыню.
- Я жила там тысячи лет назад, еще до твоего рождения, ветер. У тебя есть брат, он может нам помочь. - Ответила Дениз.
- Я с ним давно не общался. Он живет в пустыне, я на море. Ради тебя я попробую, ты же знаешь, что ради тебя я готов на все. Ты моя мать.
- Пойдем в дом. Скоро этот город исчезнет в водах Абескунского моря и вместе с ним утонет название моря, которое отныне будут называть Каспийским. Я чувствую, как боль накапливается и скоро перельется наружу. Я хочу насладиться этим городом.
Ветер, до этого сидевший на корточках встал, немного отдышался и пошел за Дениз. Они вместе пошли вдоль улиц Абескуна, окруженных одноэтажными хижинами, в которых люди еще не знали, что скоро в их домах будут жить вода и рыбы. По узким улочкам бегали дети, а старики медленно шли по своим делам с глазами, обращенными в свои дряхлые души, готовящиеся к длительному переходу.
В конце одной из улиц Дениз и Гилавар заметили странного мужчину, одетого в серый костюм от Pierre Cardin, и серый галстук, в его руках был коричневый портфель, а на глазах очки в дорогой оправе. У него был огромный живот, как у беременной женщины и красное, потное лицо. Он с испугом озирался и только шевелил губами, его движения были испуганными, как и весь его облик. Старики его не замечали, а дети смотрели с любопытством и смеясь что-то кричали по-персидски. Дениз улыбаясь подошла к нему, за ней невидимый следовал Гилавар.
- Добрый день, профессор Тагизаде. - Широко улыбаясь поздоровалась она.
- А? Что? - Испугался мужчина.
- Я говорю, добрый день! Профессор. Я с вами поздоровалась.
- А? Здравствуйте. - Прошептал профессор.
- Как поживаете? Как продвигается написание вашей монографии, посвященной исчезнувшим городам Каспийского побережья? Иногда мечты сбываются, профессор Тагизаде, не надо бояться мечтать. - В ее голосе звучал метал.
- Извините, я не понимаю, что происходит. Кто вы и где мы находимся?
- Я Дениз, называйте меня так и не иначе, а это Абескун. Тот самый Абескун, который занял целых четыре главы в вашей диссертации или монографии. Извините, я не сильна в научных терминах.
- Откуда вы это знаете? - Удивился профессор.
- Это не имеет значения. Если позволите, я и мой сын составим вам компанию. Мы вместе можем прогуляться по этому славному городу, который скоро станет прибежищем рыб.
Дениз взяла профессора за руку и ничуть не смущаясь увлекла его за собой. Тот не сопротивляясь шел за ней. Она сказала "мой сын", но рядом с ней никого не было, по крайней мере, профессор никого не увидел.
- Я поражен! Я удивлен! Это невообразимо! Я никогда не видел столь явных снов, даже тактильные ощущения реальны! Это похоже на измененное состояние сознания. - В испуге повторял профессор Тагизаде, пытаясь успокоить самого себя.
- Профессор Тагизаде, перестаньте. Вы не спите и это не сон. Прекратите подбирать ученые словечки тому, что не можете объяснить. Вы действительно сейчас находитесь на Абескуне незадолго до того, как Каспийское море похоронит его под толщей воды. Видите, лица стариков, они сейчас думают где будут их могилы, потому что могила -- это тот дом, к выбору которого нужно подходить с особой тщательностью.
Профессор замолчал и беспомощно смотрел на Дениз, которая держа его за руку как ребенка вела по узким улицам древнего города. Наконец они пришли в какую-то маленькую хижину на окраине Абескуна из окон которой было видно Каспийское море. Хижина представляла из себя комнату с голыми стенами, на полу была расстелена желтая циновка, а рядом с окном стояла маленькая красная свечка. Дениз первая вошла в эту комнату и пригласила профессора. Он с опаской вошел и встал посреди комнаты, всматриваясь из единственного окна в море, дышавшее ровно и спокойно.
- Садитесь, профессор. Извините, что не могу предложить вам стул или кресло. Зато я могу предложить вам кое-что подороже этого. - Сказала Дениз.
Профессор пыхтя сел на циновку, неловко поджав под себя ноги и обливаясь потом в летний зной в дорогом костюме и на берегу моря.
Дениз улыбнувшись легко и грациозно села напротив профессора. Ее белое платье подчеркивало изгибы фигуры, профессор не сдержался и как мальчишка стал пялиться на ее грудь.
- Профессор Тагизаде, я вас сюда пригласила не для того чтобы вы рассматривали мои сиськи, а, чтобы сделать вам одно предложение.
- Извините - смутился профессор.
- Слушайте внимательно и не перебивайте. Вы как ученый муж должны понять то, что я вам сейчас расскажу. Вам осталось жить всего один день, ночью этого дня вас убьют у вас дома, в своей постели. Но, я могу подарить вам еще один день жизни, если вы сделаете для меня кое-что, это вас совсем не затруднит. Поверьте, я не хочу вам зла и тем более вашей смерти, и это не мое решение, так предначертано, в моих силах только подарить вам один день. Вы должны встретиться с одним молодым человеком по имени Аракс, и рассказать ему что я очень его жду. Потому что, в прошлый раз, я не смогла ему это сказать, и он убежал от меня на дно. Я нашла его душу-дыхание, Нафс, но не могу до нее добраться и вернуть ему душу. Вы меня не понимаете, профессор, я вижу по вашему лицу, что ваши мысли сейчас как стая испуганных рыб, но пожалуйста, выслушайте меня до конца, и вы будете вознаграждены.
Профессор сидел молча и иногда закрывал глаза в надежде, что это сон и он скоро проснется. Дениз надоело такое поведение ее гостя, и чтобы встряхнуть пугливого профессора она резко встала, одним движением сорвала с себя платье, оставшись перед ним полностью обнаженная, ее кожа посинела, она набросилась на бедного профессора и повалив его на пол, придавила его шею ногами, так что он не мог пошевелиться. Держа его за сальные волосы, она придавила его голову к полу и приблизила к нему свое искаженное гневом лицо. Профессор Тагизаде пытался кричать, но она коленом сдавила его горло. Лицо Дениз исказилось в мгновение ока, теперь это была не красивая женщина в самом сладком возрасте, а дьяволица с синим языком, острыми зубами, острыми когтями, синюшной кожей и горящими ненавистью глазами. Профессор от страха и неожиданности потерял сознание. После этого Дениз встала, оделась и опять села рядом с лежащим профессором, ждать, когда он придет в себя.
Для впечатлительного человека, профессор Тагизаде поразительно быстро пришел в себя и казалось понял всю серьезность ситуации, в которую попал. Он больше не задавал глупых вопросов и в его взгляде сквозило самое серьезное участие в том, что ему рассказывала Дениз. он внимательно ее слушал и задавал только уточняющие вопросы.
- Пространство и время в котором мы живем для нас условно делятся на прошлое, настоящее и будущее. Мы привыкли полагать, что движемся по прямой линии из прошлого, через настоящее в будущее, но на самом деле все намного сложнее. Дело в том, что эти три измерения, три времени существует параллельно и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Они словно тела влюбленных переплетаются в любовном акте и плавно перетекают одно в другое. Ваше настоящее является для кото-то прошлым, а для кого-то будущим. Также и для вас, профессор, вы тоже чье-то будущее, а кто-то уже сейчас вспоминает вас и прямо сейчас читает вашу еще неизданную монографию. В некоторых местах такое смешение времени проявляется особенно ярко. Так, что кажется, что время течет не с прошлого в будущее как река, а представляет собой море, в котором люди, судьбы, города плещутся как рыбы или каспийская нерпа. Именно в такую ситуацию сейчас попали вы, профессор Тагизаде. Сначала вам было тяжело понять это, но после того, как вы увидели мое лицо без одежды и ту ненависть, которую я скрываю белой тканью, вы успокоились и трезво взглянули на свое положение. Завтра, утром, вам позвонит молодой человек по имени Аракс. Скажет вам, что интересуется историей побережья Каспийского моря и исчезнувшими городами и попросит о встрече. Вы должны согласиться с ним на встречу и когда увидите его, расскажите ему вкратце все что знаете про эти города, а в конце беседы скажите ему, что я - Дениз, жду его и что его душа-дыхание, Нафс сейчас среди камней в Стране оврагов - Гобустане. Он может удивиться и сделать вид, что не понял вас, но это не имеет значения, главное скажите ему это. Дальше он будет действовать сам. А теперь профессор закройте глаза и глубоко вздохните. Это ваше последнее пробуждение, вы заснете, но больше не проснетесь. Теперь откройте глаза.
Профессор Тагизаде открыл глаза и проснулся в своей постели, в городе на берегу Каспийского моря, в доме из окон которого было видно то самое море, которое ласково забирает города. Рассвет еще не наступил, в окна светила луна и ее свет падал на профессора. Он весь вспотел и ему казалось, что свет луны поразительно похож на белое платье красивой женщины, возраст которой не известен.
В окна дул южный ветер Гилавар.
Баку
Утро в Баку шумное и многоголосное, похожее на веселую песню. Профессор Тагизаде встретил рассвет сидя в постели и боясь посмотреть в окно, чтобы его сон не улетел от него. От таких снов остается воспоминание как послевкусие на кончике языка. Наконец профессор встал и по привычке сделал короткую утреннюю гимнастику, заправил постель и уже собирался идти в ванную комнату, как вдруг заиграла музыка, его сотовый телефон начал подпрыгивать на столе, словно просясь на руки хозяину. Профессор быстро подошел и ответил на звонок.
- Алло!
- Алло! Профессор Тагизаде? Здравствуйте!
- Здравствуйте.
- Извините, что беспокою в столь ранний час. Меня зовут Аракс. Вы можете говорить?
Профессор в недоумении молчал и пристально смотрел в окно, теперь он очень хотел забыть свой сон.
- Алло! Профессор?
- Да... да... Говорите, я вас слушаю.
- Профессор Тагизаде, я прошу прощения, ваш номер телефона дал мне наш общий знакомый, преподаватель кафедры истории Государственного Университета, доктор Ализаде. Он сказал, что вы можете проконсультировать меня по одному важному вопросу. Я магистрант кафедры истории и пишу работу по затонувшим городам на побережье Каспийского моря. Вы не могли бы уделить мне немного времени?
- Да, Аракс, конечно. Профессор Ализаде мой близкий друг. Я думаю, что смогу встретиться с вами и ответить на все ваши вопросы.
- О, спасибо, огромное спасибо, профессор Тагизаде. Когда вам удобно? Я готов увидеться с вами в любое удобное для вас время. Вы будете у себя на кафедре? Я могу прийти в университет.
- Аракс, давайте встретимся сегодня. Сейчас каникулы и я в отпуске, честно говоря, я не хочу идти в университет, а предпочитаю встретиться с вами в городе. В два часа, на улице Низами, в кафе Sultan's. Я буду вас ждать. Вас это устроит?
- Спасибо, огромное спасибо, профессор. Конечно устроит! Я вам очень признателен. Буду непременно в два.
Профессор Тагизаде, что-то тихо бормоча себе под нос поплелся в ванную комнату, у него тряслись руки. После смерти жены, он целиком ушел в работу, чтобы как-то заглушить горечь, которая медленно его отравляла. Он вспомнил свой странный сон в мельчайших подробностях, и ту пугающую реалистичность того, что происходило с ним. Шум моря, голоса людей, ту странную женщину по имени Дениз, он даже чувствовал ее прикосновение к нему, запах моря снова ударил ему в ноздри. Сейчас профессор жалел, что согласился встретиться с этим молодым человеком, которого даже не знал, но отступать было уже поздно. Сон неотвратимо вторгался в реальность.
Профессор позавтракал, посмотрел утренние выпуски новостей по телевизору, оделся и пешком направился на улицу Низами. Он прогуливался по улицам Баку, каждый раз с удовольствием наблюдая за людьми, и наслаждаясь прекрасной погодой, в эти минуты он забывал об одиночестве, которое пряталось днем и выходило ночью, чтобы грызть его сердце. Солнце и едва уловимый запах Каспийского моря успокоили профессора и заставили ненадолго забыть ночной кошмар.
Дул южный ветер Гилавар.
Подходя к кафе, профессор издали заметил молодого человека в черном костюме и белой сорочке, который выглядел очень уставшим, как будто не спал несколько ночей. Профессор несколько раз видел его в университете, но не обращал внимания на этого студента. Молодой человек увидев профессора широко улыбнулся и быстро подошел к нему.
- Здравствуйте, уважаемый профессор Тагизаде. Извините, что побеспокоил вас и еще раз огромное спасибо, что согласились уделить мне время.
- Здравствуйте, Аракс. Не извиняйтесь, все в порядке. Мне и самому очень приятно прогуляться в такую замечательную погоду и побеседовать с вами. Давайте зайдем в кафе.
Они заняли столик у окна на втором этаже кафе Sultan's и заказали чай с пахлавой. После короткой ничего не значащей беседы на отвлеченные темы, Аракс перешел к делу.
- Профессор Тагизаде, меня очень интересует история затонувших городов побережья Каспийского моря, это тема моей магистерской работы. Я достал информацию о них, это Сабаил, Абескун и Шахри Йунан. Но, то что я узнал, это очень скудная и неполная информация, где мифы переплетаются с реальностью. Большую часть сведений об этих городах можно найти в интернете, но в них мало научного содержания, большей частью это народные легенды и околонаучные теории. Серьезных академических работ крайне мало. Профессор Ализаде посоветовал мне обратиться к вам, так как вы, по его словам, занимались данной тематикой. Просветите меня, пожалуйста, в этом вопросе.
- Хорошо, Аракс. Начну с общих сведений и попытаюсь в двух словах рассказать вам историю этих городов и легенд, связанных с ними. Как вам известно, уровень Каспийского моря менялся на протяжении тысячелетий, сейчас мы наблюдаем постепенное снижение уровня моря. Известны эпохи, когда уровень Каспия был ниже чем сегодняшний, потом наступали периоды, когда море резко наступало на берег, затопляя города и прибрежные поселения. Те города, которые вы упомянули действительно существовали, кроме Шахри Йунан, который является всего лишь народной легендой. Также необходимо уточнить, что Сабаил, это не город, а всего лишь замок, возможно военное укрепление или таможенное строение. Споры о функции Сабаильского замка в научной среде идут до сих пор. Аракс, вас не утомит мой немного долгий рассказ?
- Нет, что вы? Профессор! Мне очень интересно, продолжайте. Если позволите, я буду записывать некоторые места.
- Конечно, записывайте. Я вам в конце порекомендую научную литературу по данному вопросу, а не эти россказни из интернета. Вы также можете зайти ко мне на кафедру, когда я выйду из отпуска, я дам свою монографию на эту тему.
- Огромное спасибо, профессор. Буду очень вам признателен.
- Итак, начнем с самого знаменитого подводного строения, "Каспийской Атлантиды", как иногда называют Сабаильский замок. Замок был построен в 1232 году зодчим Зейнаддином ибн Абу Рашидом Ширвани, по приказу Ширваншаха Фарибурза III. Сабаильский замок или Баил Гесри, как его сейчас называют, располагался на острове, вытянутом с севера на юг и отделенным от берега небольшим проливом шириной примерно в двести метров. Я не буду вам в подробностях рассказывать архитектурные и строительные особенности замка, его длину и другие детали, все это вы найдете в той литературе, которую я вам дам. Скажу только, что, тщательно изучив данные особенности ученые Академии Наук тогда еще в Советском Азербайджане пришли к выводу, что замок не был военным сооружением, так как его стены и расположение башен не были предназначены, чтобы выдержать осаду или штурм извне. Кроме того, в нем не могли укрыться воины, по крайней мере достаточное их количество, чтобы пережить осаду. В начале двадцатого века уровень Каспийского моря стал понижаться, это привело к тому что укрепления Баил Гесри показались из воды и сотрудникам Академии Наук, тогда еще Советского Азербайджана удалось сделать точный план замка, были найдены каменные плиты с барельефами и сделаны другие важные открытия. Сабаильский замок называли по-разному, среди названий Баил Гесри, Баиловские камни, Шахри Саба и даже известное вам название, Шахри Йунан, которое вы упомянули. Все это связано с народными легендами вокруг замка. Советую почитать по этой теме монографии Вознесенского, Ашурбейли, Исмизаде, Джафарзаде и других ученых. В конце беседы, я дам вам полный список научной литературы. Точная дата затопления замка не известна, предположительно это 1306 год, когда в Каспийском море произошло сильное землетрясение. Что касается поселения Гайтара, то о нем очень мало сведений. К сожалению, не удалось найти руины этого селения. Однако известно, что поселение Гайтара располагалось дальше Сабаильского замка. Сведения о нем встречаются даже у Клавдия Птолемея, который описывает его как настоящую крепость. Скорее всего, Гайтара играл в прошлом роль морского порта, так как уровень Каспийского моря был ниже, то соответственно и порт располагался дальше сегодняшней береговой линии. Несомненно, Гайтара было значительным сооружением, по сравнению с небольшим Сабаильским замком и под воду Гайтара ушло раньше, примерно во второй половине первого тысячелетия нашей эры, во время очередного повышения уровня моря. К сожалению, это то малое, что я сейчас могу вам рассказать об этом городе. Еще одним затопленным городом был Абескун.
- Профессор, извините, что перебиваю, но я до сегодняшнего дня ничего не слышал про Гайтара.
- Это не мудрено, скорее всего вы слышали про Шахри Йунан - Греческий город и про поход Александра Македонского в Атропатену. Это все легенды и поздние вставки к ним, в этих мифах смешались все, и люди, и кони. В одной и той же легенде вы можете встретить Александра Двурогого, то есть Македонского, затопление города, нашествие русов на Бердаа, так называемый каспийский поход варягов, и даже поздние исторические события, такие как османское завоевание Баку и другое. В этих мифах трудно отделить вымысел от правды, но они дают ценную информацию для работы ученых Академии Наук. Итак, я продолжу. Абескун - как видно из названия на персидском - "Место на воде". Одноименный остров и город, расположенный много южнее Баку, в устье Куры. Из средневековых арабских и персидских источников известно, что в период своего расцвета в Абескуне процветали ремесла и даже в столь необычных условиях сельское хозяйство, что позволяет судить об острове как о довольно крупном участке земли, а не о маленьком островке с деревушкой по середине. Если в случае с Сабаильским замком затопление произошло быстро, то как мне кажется, но со мной могут не согласиться мои коллеги, затопление Абескуна проходило медленно и не в результате природного катаклизма, такого как землетрясение, а в результате постепенного поднятия уровня Каспия. Посудите сами, из средневековых источников известно, что на острове скончался Хорезмшах Аладдин Мухаммед II после того как потерпел поражение от монголов и бежал на этот остров. К тому времени на Абескуне уже существовала резервация для прокаженных. О чем это говорит? О том, что Абескун постепенно пришел в упадок и дело дошло до того, что его стали использовать как некий лепрозорий средневековья. Я считаю, что упадок был связан с поднятием уровня Каспийского моря и постепенным затоплением пахотных земель. Что привело к упадку сельского хозяйства и впоследствии к упадку ремесел. Достоверно известно, что Абескун уже к 1304 году был под водой.
- Профессор Тагизаде, расскажите, пожалуйста про Шахри Йунан. Эта легенда меня особенно интересует.
- Минуточку, мой мальчик. - Улыбнулся профессор и отпил глоток чая. - В этом кафе готовят отменную турецкую пахлаву. Страсть как я ее люблю. Не в обиду будет сказано по отношению к нашей, бакинской пахлаве.
Аракс тоже заказал себе вторую порцию пахлавы и еще чай. Все это время пока профессор Тагизаде рассказывал ему о древних городах, он делал заметки в своем блокноте и думал, о той рыбе, которая билась в груди Дениз вместо сердца.
- Шахри Йунан - это легенда. Древняя и красивая легенда о Греческом городе на берегу Каспийского моря. Хотя здесь отродясь не было греков, разве что византийские купцы. В этой легенде рассказывается о походе Александра Македонского в Баку, где его встретили с большим почетом, и местный правитель сохранил свой титул и свою власть благодаря тому, что не стал сопротивляться великому завоевателю. Однако соседний город, принадлежавший грекам, Шахри Йунан отказался покориться Александру. Великому завоевателю помог покорить город Аристотель, или в местном варианте - Арастун. По легенде он придумал особенную жидкость, которая превращала камень в известь, и с ее помощью сделал канал, по которому Александр затопил город. Это один из вариантов легенды. Другой вариант легенды еще более фантастичен, так как переносит сюда и других действующих лиц, в том числе и Платона. По этой легенде, Аристотель уже не просто исполнитель, но и главный виновник гибели Шахри Йунана. Как гласит легенда, Платон жил и учил на берегу Каспийского моря, одним из его учеников был Аристотель. Со временем Аристотель так возгордился собой, что, поссорившись со своим учителем, изобрел жидкость, которая превращает камень в известь и окатил этой жидкостью гору, на которой стоял Шахри Йунан, в котором жил Платон. В результате город опустился и Каспийское море поглотило его. Как видите, дорогой Аракс, эти легенды не имеют ничего общего с реальностью. В них переплелись несколько событий, в первую очередь это затопление города и нашествие Александра Македонского. Возможно упоминание греко-македонских войск, это попытка привязать поднятие уровня Каспия и затопление древних городов к определенному событию в истории. Может быть речь даже идет не о греках и Александре Великом, а о другом завоевателе, которому народные сказания придали черты великого македонского царя. Достоверно известно, что на побережье Каспийского моря не было крупных греческих городов. Мое мнение таково, что речь шла о небольшой торговой колонии византийских купцов, расположенной рядом, а может быть и в самом городе, возможно это был город Гайтара. Я склонен полагать, что если Гайтара - это морской порт, то византийские купцы могли основать там свое небольшое представительство, типа колонии. В любом случае, город Шахри Йунан - это всего лишь легенда, а реальные затопленные поселения я вам уже назвал. Это Сабаильский замок, Абескун и Гайтара. Вот вкратце все, что я могу вам сообщить. - С улыбкой закончил профессор Тагизаде.
- Профессор! Спасибо, спасибо вам большое! Вы мне очень помогли.
- У вас есть какие-то вопросы?
- Думаю, пока нет. Вы обещали дать мне список литературы. Я хочу изучить как можно больше материалов об этом, и если возникнут вопросы, я могу к вам обратиться?
- Конечно! Я всегда рад помочь молодым. Вы ведь будущее поколение. - Он продиктовал Араксу список литературы, который тот записал.
- Аракс, если вам действительно интересна эта тема, подумайте о возможной учебе в аспирантуре. Буду рад быть вашим научным руководителем.
- Это большая честь для меня, профессор Тагизаде. Я обязательно подумаю об этом.
Внезапно профессор увидел за окном женщину в белом платье, которая пристально смотрела на него. Профессор Тагизаде запнулся и сильно побледнел.
- Профессор! Профессор! С вами все в порядке? - Спросил Аракс.
- А? Да, все хорошо. Извините, чуть не забыл, девушка, то есть женщина по имени Дениз просила передать вам, что ждет вас и что ваша душа-дыхание Нафс сейчас среди камней Гобсустана.
- Что? Я вас не понял.
- Мне надо идти. До свидания. - Резко прервал его профессор. Он быстро встал и заплатив за чай с пахлавой поспешно удалился. Аракс не стал за ним бежать, он сидел за столом и вспоминал тот страшный день, когда проснулся и не увидел своего отражения в зеркале. Как оказалось, это был всего лишь сон во сне.
Профессор Тагизаде неспешно прогуливался по бакинскому бульвару. Он не хотел идти домой, его там никто не ждал, кроме холодной постели и болтливого телевизора. Он долго сидел на скамейке и смотрел на Каспийское море. Настал вечер и с Востока пришла тьма. Каспийское море тихо шуршало волнами, стараясь не перебивать голоса людей, прогуливающихся по берегу. Профессор Тагизаде встал, дошел до того места, откуда видны руины Сабаильского замка, который одиноко прячется в волнах Каспия, но море больше не в силах закрывать древние камни от взора любопытных и медленно уходит, обнажая историю. Профессор еще долго смотрел на эти камни, словно прощаясь с ними, а потом медленно побрел домой, в который так не хотел возвращаться.
Было уже поздно, когда он лег спать. В окно светила луна, бросая в комнату необычный, молочный свет, в котором все предметы кажутся другими. Профессор уснул и не заметил, как в его спальне бесшумно двигалась тень с прозрачной бородой, выкрашенной хной.
Профессор Тагизаде проснулся от того, что кто-то душил его подушкой. Он брыкался, толкался, пытался выползти из-под навалившегося на него убийцы, но тот еще сильнее прижал профессора к кровати и продолжал душить. Внезапно мочевой пузырь профессора Тагизаде не выдержал, и он обмочился. Вместе с мочой из него вытекала жизнь. Он умер, когда из него вытекла последняя капля. Убийца выпорхнул в окно седьмого этажа и умчался в Страну оврагов, туда где было много камней, жаркий ветер и любимые стихи.
А в это время испуганная душа профессора Тагизаде, похожая на худую и больную девушку с черными волосами и белом балахоне сидела в углу, прижав колени к подбородку. С каждой минутой тошнотворная вонь в комнате становилась сильнее, потому что смерть обычно пахнет мочой и калом.
Кура и Аракс
Она родилась в Турции, всю жизнь прожила в Грузии, свою смерть встретила в объятиях Каспийского моря, куда приехала чтобы встретить любовь.
Ей нравилось носить длинные черные платья, курить дорогие сигареты, которые пахли духами, ходить на высоких каблуках. У нее была гордая осанка, приятный на слух голос, а через аромат ее духов пробивался сладковатый на вкус запах ее тела. Она привыкла получать желаемое, отчим ей во всем потакал, но несмотря на это самым сильным ее желанием было избавиться от того одиночества, которое преследовало ее в толпе людей. У нее была легкая походка, но, когда ей кто-то нравился она шла медленно, покачивая бедрами, словно ее бедра о чем-то тихо перешептывались под черным длинным платьем. На женщин она смотрела с таким же желанием, как и на мужчин, и некоторые из них отвечали ей взаимностью. Каждое утро она просыпалась с новыми мыслями, которое по четным дням недели были похожи на женские, круглые, а по нечетным на мужские, острые и колючие. Мужчины часто узнавали ее лицо, хотя встречались с ней впервые. Ее сны пахли морской водой, имели солоноватый привкус и в них все время что-то еле слышно звенело. Она завтракала рыбой, которую ей подавали на веранде дома ее отчима в Тбилиси в районе Ваке. Сначала она смотрела куда-то вдаль, потом выкуривала сигарету и только потом принималась за еду. Она не любила дом, в котором жила, потому что в нем не было воспоминаний и часто ходила на другой берег реки Мтквари, чтобы подышать воспоминаниями старых кварталов. Там она обедала в ресторане 144 stairs, танцевала в клубе Mtkvarze на улице Агладзе, потом уставшая шла в бар Rooms Tbilisi на улице Костава, чтобы напиться и забыть еще один день. Но каждый раз поздно ночью, почти под утро она возвращалась домой, трезвая от той тоски, которая в ней не помещалась.
У нее была тонкая бледная кожа, сквозь которую можно было увидеть ее вены и густые черные волосы. Несмотря на молодость, она выглядела как одна зрелая женщина в белом платье, с которой ее часто путали.
Кто-то рассказал ей, что на берегу Каспийского моря есть город, в котором сны превращаются в явь, а явь незаметно перетекает в сны. Она забыла про этот рассказ, но однажды во сне она увидела красивый подводный город из белого мрамора, в котором встретила молодого человека и влюбилась в него с первого взгляда. С тех пор она часто в своих снах посещала этот город и ждала его там. Однажды, после того как они занимались любовью на мраморных ступенях древнего храма, молодой человек, который поселился в ее снах прошептал, целуя ее грудь, что море, которое заменило им небо - это Каспий и скоро они встретятся на его берегу. Проснувшись, она не стала завтракать. Вместо сигарет взяла свой паспорт, села в белый кабриолет, подаренный отчимом и уехала туда, где жила ее любовь, на берег Каспийского моря.
Его душа родилась в горах Турции, а тело в Иране, где он провел детство и где его научили гадать по стихам и влюбляться, глядя на рисунки. Когда он был маленький он всегда носил белую одежду, белые брюки, белую сорочку, а на огонь дышал через повязку на лице, чтобы не испачкать своим дыханием языки пламени. В детстве он боялся толпы и красивых женщин, любил загадки и мечтал жить на берегу моря. Когда он стриг ногти, он держал в зубах красную нитку, чтобы злые духи не овладели его телом. Каждое утро он просыпался чуть позже солнца, но всегда с ним здоровался. Его мысли всегда отражались на лице, но не потому что он был глуп, а потому что красивое лицо похоже на зеркало.
Однажды во сне он встретил женщину, в белом платье и с черными волосами, вместо сердца в ее груди билась рыба. Она сказала, что они скоро встретятся на берегу моря. Он попросил показать ему где живет эта женщина, тогда она взяла его за руку и отвела в красивый город из белого мрамора. Там на большой площади стоял огромный храм, похожий на усеченную пирамиду, точнее на трапецию без окон. Вход в святилище находился с восточной стороны. Загадочная женщина в белом платье повела за собой, и они вошли в храм. В середине огромного зала на алтаре стояла ее статуя из мрамора в натуральную величину. Женщина сняла с себя белое легкое платье и там, прямо на подножии алтаря они занялись любовью. С ней он потерял девственность во сне.
После того сна прошло несколько лет, его отец переехал вместе с семьей в город на берегу Каспийского моря, где купил квартиру, из окон которой был виден Восток и вода.
У молодого человека были черные глаза и черные волосы, тонкая и бледная кожа и в детстве он был похож на девочку, пока наяву, а не во сне познал первую женщину, которая была старше его на десять лет. После этого он сам постарел на десять лет, а его душа научилась петь песни, которые он слышал во сне. Его еда всегда была пересолена, но казалось он этого не замечал, потому что всегда было наедине со своими мыслями, с которыми иногда громко разговаривал. В его снах он часто бегал по тому неизвестному ему городу и искал храм, но никак не мог его найти. После таких снов он просыпался в своей постели уставшим, потным и голодным, как после долгого пути.
В городе, куда он переехал вместе с семьей он научился говорить по-русски, по-английски, и только для молчания и любви он выучил родной язык своего отца, ту необыкновенную и горько-сладкую смесь турецкого дыхания и персидской музыки, которая называется азербайджанский язык. Когда он поступил в университет, отец подарил ему дорогой красивый костюм, черный пиджак и черные брюки. Из прошлой жизни он оставил только иранскую белую сорочку. Эта сорочка напоминала ему его детство в Иране, которое он не хотел забыть и которое имело едва уловимый привкус персидской тоски.
На новой родине он полюбил старый квартал из камней и воспоминаний, куда часто ходил и где случайно встретил девушку с черными бархатными глазами с поволокой.
Однажды он пришел в этот старый квартал, чтобы спрятаться от мыслей и подышать запахом солнца. Его любимым местом было кафе грузинской кухни "Джорджия", где он неизменно заказывал кофе по-восточному. Со стороны Каспийского моря пришла девушка с черными как печаль волосами и глазами, которые видят насквозь. Она села за столик напротив и тоже заказала кофе по-восточному. Когда ей принесли чашку с горькой улыбкой и стакан холодной воды, она развернула книжку, путеводитель и принялась читать. Он смотрел на нее и не мог оторваться, боясь, что, если повернет голову девушка исчезнет. Она была как две капли воды похожа на женщину из его снов, но только моложе. Заметив его взгляд, она быстро посмотрела на него и обожгла глазами так сильно, что он содрогнулся, но выдержал и не отвел взгляд. Она не выдержала и попыталась продолжить чтение путеводителя, из слов которого она составляла стихи, но ее руки тряслись, а глаза перестали различать буквы. Ей тоже хотелось смотреть и любоваться, но больше всего она хотела, чтобы смотрели на нее и любовались ее красотой.
Она позвала официанта и попросила счет, увидев это, он сделал то же самое. Они одновременно вышли из кафе, она шла чуть впереди, он как маленький ветерок за ней. Она шла медленно, чтобы он мог за ней успеть. Так они прошли по устланной коврами улице Асефа Зейналлы к Девичьей башне. Там она остановилась и позволила ему подойти ближе.
- Ты хочешь у меня что-то спросить? - Ее голос был похож на журчание воды.
- Что ты сейчас читала? Что это за книга? - Его голос был похож на смутное воспоминание.
- Это путеводитель по Баку. - Ответила она. - Ты хорошо знаешь город?
- Да, я знаю здесь многое. Этот город похож на сон, поэтому обычный путеводитель тебе не поможет. Чтобы понять этот город, нужно не только смотреть на то, что происходит вокруг, но и слушать его дыхание. Город невозможно представить без Каспийского моря, на берегу которого расположен Баку. Чтобы получить удовольствие от сна, нужно научиться правильно его смотреть, а точнее жить в нем.
- Тогда покажи мне твой город, твой настоящий Баку. Расскажи мне о нем. - Поспросила она. - Иногда мен кажется, что я хочу умереть в этом городе.
- Мы с тобой сейчас стоим там, где бьется сердце Баку. Это - Старый город или Крепость. Я все тебе покажу и расскажу и даже подарю книжку, настоящий путеводитель в стихах.
Они шли рядом по проспекту Нефтяников в сторону подземного пешеходного перехода, стены которого были украшены сюжетами из народных сказок, а за ними незаметно шел южный ветер Гилавар. Там они перешли на другую сторону и оказались перед Каспийским морем, которое тихо дышало, ожидая их появления. Весь день он рассказывал ей о Баку и о ласковом море. Наступил вечер, они стояли на набережной, дышали морским воздухом с и тихо беседовали, в то время как их лица ласкал нежный ветер.
- Существует легенда, что на самом дне Каспийского моря, в самых темных его глубинах живет огромная слепая рыба, которая слышит мысли людей, живущих на берегу. - Сказал он.
- И она сейчас слышит мои мысли? То, о чем я думаю? Я слышала другую легенду, о том, что на дне твоего любимого моря есть город, который ушел под воду и забрал с собой мечты и сны людей на берегу.
- Я тоже слышу твои мысли и чувствую, как пахнет твое тело. От этого я начинаю забывать, как меня зовут и какой цвет у лунной ночи.
- Если это так, то я могу тебе все это напомнить. Я хочу, чтобы ты показал мне свои сны, я хочу посмотреть их, когда ты будешь спать. Я остановилась в гостинице, недалеко от берега. Это очень странная гостиница, в каждой ее комнате живет грустное привидение. Приходи этой ночью ко мне как лунный свет, и я открою для тебя окна. Я не хочу спать одна, мне страшно, что мое одиночество набросится на меня ночью и задушить слезами. - Ее голос задрожал от этих слов. - Приходи, я очень этого хочу. - Прошептала она.
Ночью он пришел к ней в гостиницу. Окна ее номера были открыты настежь и свет Луны заливал ее молоком, а запах моря душил в крепких объятиях. Из открытых окон они оба слышали, как дышит город и как задумчиво плещется вода в Каспийском море, как будто что-то считает. Но, никто не слышал их. Потому что все что происходило при лунном свете, происходило молча.