ДРАМА
Аритмия. Россия, 2017. Режиссёр - Борис Хлебников. Сценарий: Наталия Мещанинова и Борис Хлебников. В главных ролях: Александр Яценко и Ирина Горбачёва.
В 2017 году российское кино себя почти что реабилитировало - вышли в прокат несколько хороших фильмов и среди них два практически шедевра (ну, или почти шедевра). Во всяком случае, ничего подобного за последние годы у нас не выпускалось. И, как водится, эти замечательные фильмы поставили современному обществу острые социальные диагнозы: "Нелюбовь" и "Аритмия". (Поправка - позже вышла также прекрасная спортивная картина "Движение вверх", но рецензия на "Аритмию" мной была написана раньше, а переделывать влом).
Про "Аритмию" уже столько всего сказано, что мне и добавить особо нечего. Фильм - про мытарства талантливого врача "скорой помощи" Олега (Александр Яценко), который из подросткового инфантилизма впал в кризис среднего возраста, и потому его крутит, и потому он безудержно много пьёт (как можно дотерпеть без выпивки до дома, если "я уже полчаса ничего не пил"?) и ведёт себя, как совершеннейший раздолбай. Ну, а как иначе снять накопившийся стресс: бесконечные выезды к пациентам, скандалы родственников, километровые пробки на дорогах, жалобы начальству, объяснительные, ругань с врачами в приёмных покоях, и опять больные, больные, больные, и каждому надо помочь, даже если инструкции не позволяют, а если, спасая одного, не успеешь к другому, как с этим дальше жить? И вот на фоне всего этого хаоса для полного счастья жена (Ирина Горбачёва), тоже врач, сообщает, что хочет развестись. А ещё новое начальство метёт по-новому, и ладно бы - горело желанием помочь сотрудникам и больным, так ведь нет же, как раз-таки наоборот...
В 1999 году Мартин Скорсезе выпустил замечательный и в некотором роде поэтический фильм с Николасом Кейджем в главной роли на ту же самую тему - кризис среднего возраста парамедика "скорой помощи", на которого тяжким грузом наваливаются смерти не спасённых им пациентов и неустроенность выживших. Там те же бесконечные выезды, разговоры с напарниками, душевные терзания, попытки совершить чудо в немыслимых ситуациях, которые иногда удаётся осуществить, а иногда - нет... ("Воскрешая мертвецов")
Но хотя влияние фильма Скорсезе то и дело ощущается (особенно сильно перекликается эпизод, где Олег кормит мнительную тётку "новым лекарством от всех болезней" со сценой, где парамедики лепят хроническому суициднику на лоб "только что изобретённый пластырь от плохих мыслей") "Аритмия" снята совсем по-другому - на нашей российской почве, и где выросло столько кинобезнадёги, вдруг появился росток надежды. А почему? А потому, что сценаристы любят своих героев - нескладных и неустроенных, они наделили их добрыми сердцами, для которых все разговоры (в том числе о разводе) - это только разговоры, неумелая попытка воздействовать на собеседника словом, кстати, и не получается зачастую словом - ни с женой, ни с начальником, ни с пациентами, невербальное общение, оно как-то убедительней, приласкать или дать по морде - оно понятней, оно от души идёт. И никуда Олегу не деться от них, ни от жены, ни от начальника: одна будет выставлять вещи, а потом бросаться искать, чтоб уберечь от бед (и это называется "два сапога - пара", потому что и она такая же, без него никуда), а другой - будет вечно ставить препоны в работе, гнобить и мешать делать своё дело. А Олег будет снова ехать по вызову - туда, где нужна его помощь, а машины в километровых пробках будут уступать ему дорогу.
Авторское кино, 10 из 11
|