Болгария, 1979
Режиссёр: Христо Христов
Сценарий: Павел Вежинов
В главных ролях: Иннокентий Смоктуновский, Ваня Цветкова
Жанр: драма, притча
Не знаю, существует ли такое понятие как "болгарский кинематограф". Смотреть фильмы, снятые в этой маленькой братской славянской стране, мне до сих пор не доводилось. За исключением одного, который уже 30 лет является одним из моих любимых и неизменно заставляет к себе то и дело возвращаться . Это фильм "Барьер" Христо Христова, снятый по одноимённой повести Павла Вежинова.
0чень тонкая и поэтичная картина, мудрая, прозрачная и простая. Впрочем, такая ли уж и простая эта история любви? Встретились однажды композитор Антоний Манев (Иннокентий Смоктуновский) и словно свалившаяся с луны девушка Доротея (Ваня Цветкова), о которой правильнее всего было бы сказать, что она не от мира сего, юродивая, но язык как-то не поворачивается. Потому что как назвать существо столь чистое, невинное и прекрасное, которое умеет летать, юродивой? Эта девушка настолько легка и невесома, что рядом с ней любой человек покажется тяжёлым и приземлённым. И прожжённый циник Манев тоже себя таким чувствует. Эгоист - это клеймо к нему приклеивают и бывшая жена, и доктор Юрукова, и он сам. И мы видим - да, эгоист, ещё какой... Но положа руку на сердце, кто из нас способен привести в дом незнакомую девушку, которой некуда податься - не для того, чтобы переспать с ней, а из жалости, хотя неисправимый Манев и кидает на неё похотливые взгляды, и спрашивает двусмысленно: "Чем теперь займёмся?" Но ведь не переспал, а накормил, пригрел, а когда утром исчезла, отправился к её доктору и, узнав, что больна шизофренией, не отвернулся, а оставил у себя, прописал в своей квартире, нашёл работу, многому научил, старался, как умел, помочь, оберегал... не уберёг. Не сумел перешагнуть барьер здравого смысла, не смог ко всей этой бездне добра добавить душевной чуткости. А если бы сумел, то что получилось бы?
Дуэт, исполняющий роли двух главных героев, великолепен. Иннокентий Смоктуновский - гениальный актёр, способный без слов, одной лишь мимикой, выразить всю гамму сложнейших человеческих чувств. На протяжении фильма он показывает, как меняется душа его героя под влиянием музы, ангела, пришельца нездешнего...
Адажио Альбинони замечательно вписывается в повествовательную ткань "Барьера", поднимая на недосягаемую высоту наиболее драматичные моменты.
И, конечно, диалоги, в которых немало вкусностей, типа:
"Дорога к тюрьме не такая уж и светлая..."
"Правда, лучше воображать, что ты кто-то, чем быть никем?"
"Я одного не понимаю, как счастье может быть ничтожным или даже противным?"
Я считаю, что "Барьер" должен быть в фильмотеке каждого киномана и обязателен к просмотру.
10 из 11 |