"Куб" (Cube) Винченцо Натали, конечно же, все смотрели, но я свои пять копеек в копилку рецензий всё-таки заброшу, потому что очень и очень немногие фильмы 15-летней давности мне столь мощно впечатались в память. Я его только что пересмотрела, и удивительное дело - не только ощущение, что картина не устарела, но даже кажется, стала глубже.
Итак, сюжет. Представьте себе, что вы занимаетесь своими делами: печатаете на компьютере, обедаете, идёте по улице, разговариваете со знакомым, и вдруг - бац! - просыпаетесь в непонятном месте. "Может быть это преисподняя", - мелькает мысль, которую озвучит впоследствии один из героев фильма, но вы быстро отметёте эту идею в сторону: да, место, куда вы попали, чуждо человеку, но оно явно рукотворно. Это огромный куб, состоящий из множества одинаковых холодных кубических комнат, соединённых переходами, часть комнат наполнена смертельными ловушками.
В этом кубе оказывается заточённой группа на первый взгляд случайно подобранных людей: врач, студентка-математик, полицейский, инженер, рецидивист, умственно отсталый с синдромом саванта. Вместе они могут попытаться найти выход, поодиночке - только погибнуть. Завязываются, сталкиваются лбами, притираются непростые отношения людей, каждый из которых находится в состоянии глубокого стресса, и неизвестно, кто сорвётся, а кто поведёт себя достойно в следующую минуту. Не у всех психика окажется достаточно гибкой, чтобы до конца реагировать на быструю смену обстоятельств, сохраняя в себе человеческий облик. Ещё неизвестно, перемелет ли тебя куб физически, но психику он попытается сломать каждому.
Кто построил это чудовищное строение? Никто и все вместе. К этому выводу приходят герои картины, запуская в сознание зрителя сумбурный метафизический подтекст:
"- Вам трудно это понять, но заговора нет. Босса нет. Это грубый расчёт, действующий под видом гениального плана. Вы понимаете, Большой Брат не следит за вами.
- Это что за объяснение?
- Лучшего вы не получите. Я пришёл к выводу, что ТАМ никого нет.
- Кто-то должен был это одобрить.
- Что "это"? Только мы знаем, что это.
- Мы не представляем, что это.
- Мы знаем больше всех. Кто-то что-то знал. Но всех уволили, выгнали или продали. Даже если у этой штуки была своя цель, она где-то затерялась. Всё это произошло случайно. Это забытый вечный общественный проект..... Мы оба детали системы: я нарисовал ящик, ты в него попал. Мы здесь потому, что эту штуку никто не контролирует".
Вывод совершенно логичный: ведь если предположить, что вселенная образовалась сама по себе, то и куб мог возникнуть без определённого замысла. И если куб - действительно, всего лишь ошибка системы, не является ли он моделью человеческого общества в целом, как её рисует теория эволюции?
Фильм держит в напряжении от первого до последнего кадра, даже когда знаешь, чем всё закончится: и это благодаря оригинальной идее, вдумчивому сценарию, тщательно прописанным развивающимся по ходу действия характерам, отличной игре, талантливой режиссуре и строго выверенной композиции.
Несмотря на малобюджетность (или благодаря ей), "Куб" - один из лучших образцов психологической фантастики. Практически он стал культовым. Его находки использовались при создании множества других картин, среди которых "Пила", "Пять неизвестных", "Хижина в лесу".
Смотреть обязательно. 9 из 11
Канада, 1997
Сценарий: Андре Бьелич, Винченцо Натали, Грэм Мэнсон
Режиссёр: Винченцо Натали
В главных ролях: Морис Дин Винт, Дэвид Хьюлетт и др.
Жанр: ужасы, триллер, фантастика, драма
|
|