Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Забавные игры - рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Funny Games

Австрия, 1997 г
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Сюзанна Лотар, Ульрих Мюэ, Арно Фриш, Франк Гиринг

США, 2007 г
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Наоми Уоттс, Тим Рот, Майкл Питт, Брэйди Корбет

Жанр: ужасы, криминальная драма



кадр из фильма 2007 г



Как-то, много лет тому назад, в годы дальней моей молодости, пришлось мне присутствовать при ограблении квартиры. Той самой квартиры, где я родилась и прожила до того всю свою жизнь. Семья была на даче, соседи на лето разъехались, оставалась я одна, и вот кто-то шумно влез в квартиру, слышались грубые возбужденные мужские голоса, кто-то ломился к соседке, кто-то - в мощную дубовую коридорную дверь, за которой находилась уже хлипкая фанерная дверь в мою комнату, вышибить которую ударом ноги не представляло труда. И, надо сказать, мне тогда стало страшно. Очень страшно. В голове у меня лихорадочно вертелись несколько способов того, как можно поступить в этой ситуации, но все они были далеко небезопасны и заведомо раскрывали грабителям мое местонахождение. Я не знала, как поступить. И я чувствовала страх и беспомощность, ибо только в кино легко взять в руки первое попавшееся орудие и за пару минут справиться с многочисленным противником.




кадры из фильма 1997 г




Так бывает во многих боевиках. Но не в картине Михаэля Ханеке "Забавные игры". Это страшная картина. Пожалуй, самая страшная и незабываемая, которую мне довелось видеть. Ибо режиссер, снявший фильм, сумел стереть грань между залом и экраном, вовлёк зрителя в само действо картины, втянул его в треугольник "жертва-мучитель-зритель", где действие то и дело с экрана соскальзывает в реальность, в зал, он не дал смотрящему остаться в стороне, заставил в полной мере прочувствовать ситуацию изнутри, испытать панику, ужас, беспомощность, безнадёжность обыкновенной семьи, попавшей в лапы к изощрённо циничным отморозкам. Фильм 97-ого года настолько сильно воздействовал на человеческую психику, что на показ его на Каннском фестивале в зал не допускались беременные и дети, а зрителей предупреждали о присутствии в фильме почти непереносимых сцен насилия. И тем не менее, зал реагировал бурно и нервно. И это при том, что в "Забавных играх" сцены физического насилия практически отсутствуют, за исключением одного маленького эпизода в самом начале - удара клюшкой по колену, и одного, столь же небольшого, в самом конце. Кинокритик Андрей Плахов назвал "Забавные игры" самым шокирующим фильмом Европы.





кадры из фильма 2007 г



Два симпатичных молодых человека в белых костюмах, Питер и Пауль, в течение двух часов экранного времени и двенадцати часов сюжетного глумливо и жестоко измываются над семьей из трех человек. Действие камерное, происходящее почти весь фильм на территории дома и дачного участка. Казалось бы, ничто не предвещает беды. Обыкновенная семья: жена Анна, муж Георг и их двенадцатилетний сын Жоржи приехали в свой загородный дом отдохнуть. Покататься на собственной яхте. Пообщаться со знакомыми. Просто соседка послала за яйцами одного из своих молодых родственников. Это очень вежливый, улыбающийся, предупредительный юноша. Только ужас какой неуклюжий. Взял и уронил яйца. Нечаянно обронил мобильник в раковину с водой. А вот и приятель его пришел. Хочет попробовать клюшку для гольфа. Он тоже очень вежливый. Только подзатянулось это посещение, и несмотря на то, что мальчики такие культурные, что-то странное в их поведении, глумливое, хотя это так неуловимо, что подошедшему от яхты мужу даже сложно так сразу объяснить... А потом всё завертится так, что мало не покажется. А мальчики будут всё такие же предельно вежливые и беспредельно жестокие... Они не задумаются о "твари дрожащей" - они всего лишь забавляются от скуки.




кадры из фильма 2007 г


Ханеке изучал не только театральное искусство, но и философию, и психологию. В "Забавных играх" он включил все эти свои умения в действо и создал не просто жёсткий, ошеломляющий психологический триллер, но фильм-игру. Здесь всё по-настоящему и всё понарошку. Мальчик стреляет в бандита в минуту отчаяния из ружья, но ружьё незаряжено, но когда из ружья выстрелит бандит, в нём окажется пуля. Когда действие пойдёт не по сценарию, разработанному подонками, один из них схватит пульт и отмотает сцену назад, заставив пойти события так, как им задумано. Это еще больше усилит неизбежность. А обращения Пауля и Питера с экрана в зал сделают зрителя соучастником происходящего. Фильм показывает не только насилие, которое может неожиданно совершиться над каждым человеком, но и заставляет зрителя оценить свое собственное отношение к жестокости. А самое главное к тому, что оно показывается как шоу.




кадры из фильма 1997 г




"Ты рассуждал о трудностях коммуникации между материальным и нематериальным мирами", - говорит один из этих подонков другому почти в самом конце фильма и начинает рассуждать о возвращении из мира придуманного в мир реальный, практически приближая самих себя вплотную к тому, что происходит уже не на экране, а в зале. Чтобы каждый понимал - это может произойти завтра и с тобой. Мы, созданные современной этикой, современным искусством, современными СМИ, маньяки, те, которых вы сами все равно оправдаете трудным детством, так уж вы воспитаны, мы придем и уничтожим вас. Так это выглядит перед тем, как Пауль и Питер отправятся издеваться над следующей семьей.

В 2007 г. Ханеке снял ремейк по собственной картине, практически один к одному, сдублировав каждую мизансцену, каждое слово и жест героев. Только актёров взял других, американских. Ибо хотел донести свою картину и до американского зрителя. Но фильм провалился в прокате. За десять лет новое поколение привыкло к жестокости настолько, что его не проймёшь даже "Забавными играми".




кадры из фильма 2007 г


И напоследок воспоминание Андрея Плахова: "Я вспоминаю свои ощущения от Ханеке, когда фильм "Забавные игры" показывался на Каннском фестивале, это был юбилейный фестиваль. В общем, действительно, очень закаленные фестивальные волки, некоторые наши коллеги известные просто вышли из зала где-то за 10 минут до конца фильма и спасались в баре за бокалом виски. Потому что было ощущение такого мощного удара".

Предупреждение: людям с неуравновешенной психикой, беременным и детям, действительно, лучше этот фильм не смотреть.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"