Чувство, застывшее во времени
Страшно, когда погибают дети. Ещё страшнее, когда дети выносят смертный приговор преступнику и приводят его в исполнение. Потому что, кроме них, сделать это некому. И помочь им никто не может, разве только мёртвые...
Если вторая часть дилогии - "Лабиринт Фавна" - рассказ о девочке, убежавшей от ужасов войны в страшную сказку, то "Хребет дьявола" - это мужской вариант истории. Мальчишеский взгляд на войну жёстче, реалистичнее, беспощаднее. Не дети в этот раз убегают в иной мир, а мир мёртвых вторгается в их реальность, взывая о справедливости и воздаянии. Только в одном пацанам из "Хребта дьявола" легче, чем героине "Лабиринта Фавна" - они не одиноки, вместе им легче противостоять злу.
1939 год, гражданская война в Испании. Кажется, она далеко, в дне пути от приюта Санта-Люсия. А в приюте безопасно - каменные стены, похожие на крепость, куда враг не сможет пройти. Поэтому сюда и привозят мальчишек, чьи отцы сражаются на войне. Правда, посреди двора торчит страшным напоминанием о войне, вкопавшаяся в землю и невзорвавшаяся авиационная бомба. Если приложить к ней ухо, услышишь тиканье - бомба жива, она спит, она ждёт своего часа...
12-летнего Карлоса (Фернандо Тилве) - интеллигентного, воспитанного, умного и отнюдь не трусливого мальчика - судьба забрасывает в Санта-Люсию. И преподносит ему нелёгкие испытания. Но прежде всего он должен найти общий язык с ребятами, некоторые из которых покалечены войной и озлоблены. Особенно Хайме - главарь местной шпаны. А ещё Карлосу предстоит разобраться, чего от него хочет трудно уловимый призрак мальчика Санти, который всё время его беспокоит, но не может выразить свою волю.
Скоро станет ясно, что война - не там, где люди собираются в войска. Не только там. Она везде, где зло, безнравственность, жестокость, страх противостоят добру, милосердию, беззащитности и любви. И каждому из выживших детей придётся решать, что делать: стать покорной жертвой или сражаться.
Этим "Хребет дьявола" напомнил мне виденный в детстве страшный французский фильм о войне "Старое ружьё". Страшный не столько зверствами фашистов, сжигающих мирных жителей из огнемётов, сколько тем, что оружие берёт в руки человек, который меньше всего на свете к этому приспособлен - старый, добрый, интеллигентный профессор. Это всё равно что представить Януша Корчака с гранатой в руках.
Гораздо более отдалённо "Хребет дьявола" напоминает "Повелителя мух". Но напоминает. Группа детей, заострившая деревянные колья и отправляющаяся на охоту за человеком - это по-настоящему страшно. Хотя мотивы охоты здесь, конечно, совершенно иные. И что рядом с этим окровавленный призрак, грозящий гибелью?
И ребята, и взрослые играют в этом фильме превосходно, создавая очень живой эмоциональный фон. Особенно мне понравился парнишка, исполняющий роль Хайме (Иниго Гарсес) - персонаж очень сложный: тонкий, ранимый, и в то же время озлобленный, независимый, гордый, способный и на великодушный поступок и на кровавую месть. И хотя образ у него противоречивый, он очень цельный и симпатичный герой.
Взрослые в картине тоже совершенно неоднозначны, даже самые положительные - воспитатели: директриса Кармен (Мариса Паредес) и доктор Касарес (Федерико Луппи) совершают непростительные ошибки, но остаются верны себе и своим идеалам.
Нужно упомянуть, кстати, о том, почему фильм так называется. "Хребет дьявола - это физическое уродство, шипастые позвонки, выступающие над кожей. Эмбрионы с хребтом дьявола, законсервированные в банках с ромом, хранятся в кабинете доктора. В народе этот ром популярен - говорят, он исцеляет импотенцию и многие болезни. А дети с таким изъяном - нежеланные дети, они никому не нужны.
Есть ли надежда для Карлоса, Хайме, Совы и остальных выживших ребят, или они навечно останутся с неразорвавшейся в душе авиационной бомбой, только и ждущей своего часа? - это вопрос, на который Гильермо дель Торо не даёт прямого ответа.
"Хребет дьявола" смотреть обязательно. Хорошо перетряхивает душу и надолго оставляет замечательное послевкусие.
11 из 11
Испания, Мексика, 2001
Режиссёр: Гильермо дель Торо
Сценарий: Гильермо дель Торо и др.
В главной роли:Фернандо Тилве
Жанр: драма, мистика
|
|