
Это только кажется, что страсти за полтыщи лет измельчали ("обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."). Копнёшь чуть глубже, а за семейными разборками, за дележом квартир случается порой столько боли и неблагодарности. И шекспировские страсти кипят у соседей за стенкой. И плачут по углам обиженные детьми старушки, и бомжуют изгнанные из родных домов старики. Никто из них не был королём - обычного рода-племени. Но трагедия короля Лира актуальна в наши дни, как и в прошлые времена.

Шекспировские тексты в современном антураже уже не раз выходили на кино- и телеэкраны. Дошла очередь и до "Короля Лира". Впервые он был показан на канале BBC-2 в мае этого года. В постановке принял участие прямо-таки звёздный состав. Короля Лира сыграл 80-летний сэр Энтони Хопкинс, старших дочерей - Эмма Томпсон и Эмили Уотсон, графа Кента - Джим Картер, графа Глостера - Джим Бродбент, его старшего сына Эдварда - Эндрю Скотт, Освальда - Кристофер Экклстон.

Сыграли так - что мурашки по коже. И безумно жаль нищего и полубезумного старика, упавшего с вершины социальной лестницы на самое нищее дно, поверившего словам о любви и раздарившего своё королевство неблагодарным дочерям, выставившим его за порог, что послужило в дальнейшем причиной всяким неприглядным вещам - таким, как предательство, коварство, ревность, подлость, двоежёнство, обман, заговоры, выцарапывание глаз и т.п.

Хопкинс просто поразительно в форме для своих 80 и, как всегда, гениален, передавая и сильные страсти: гнев, обиду, боль; и тонкие чувства - нежность, раскаяние. Когда его герой впадает в безумие, правый глаз у него становится совершенно сумасшедшим, в то время как левый свидетельствует о сохранившихся в нём остатках разума.

Эмма Томпсон и Эмили Уотсон в совершенно нетипичных для себя ролях сыграли достоверно и убедительно, особенно трудно, думаю, было Уотсон с её подкупающей внешностью, к которой, как кажется, не может прилипнуть никакой злой помысел. Очень удивил Эндрю Скотт, как-то мне он попадался всё больше в злодейских ролях, а тут, помимо того, что его герой тоже впал в нищету и безумие, но временами тонок, нежен, и глаза у него как не свои - такие добрые...

Есть ли необходимость осовременивать постановку? Зло остаётся злом, добро - добром в любое время. Но почувствуешь ли в игре актёров в исторических костюмах актуальность происходящего? Ведь и у злых сестёр есть какая-то своя правота, понятная любому нашему современнику: кому захочется, чтобы в его дом притащили на постой пьяную шумную и совершенно не контролируемую ораву вояк? Да и сам Лир далеко не идеальный и отец, и король; и человек, вероятно, не самый хороший. Однако, чёрная неблагодарность остаётся неблагодарностью, как её ни объясняй.
На случай, если вы вдруг не читали шекспировскую пьесу и не видели её в театре, перед просмотром желательно ознакомиться с текстом, всё-таки не самое простое зрелище. 9 из 11
ТРАГЕДИЯ
Король Лир (King Lear). Великобритания, 2018. Режиссёр - Ричард Эйр. В главной роли - Энтони Хопкинс. |