Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Метро - рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Когда мне предлагают посмотреть что-нибудь новое из российского кинематографа, я всегда отчаянно отнекиваюсь и нахожу любую причину, чтоб отказаться, ибо... ну вы сами понимаете, почему наши фильмы смотреть не хочется - это ж одно разочарование. Горе, а не кино. Хорошо, что любое правило имеет исключения. "Метро" Антона Мегердичева - одно из них. Редкое исключение. Правда, поверьте, славный фильм.

В основе сюжета - события, связанные с катастрофой в метро, когда из-за ослабленного многочисленными новостройками грунта вода из Москвы-реки размыла стены старого тоннеля и образовался так называемый плывун. В водной западне оказались пассажиры одного из поездов...

В реальности в Москве подобных событий не было. Но нечто похожее происходило в Санкт-Петербурге. Питерцы хорошо помнят, как в 1995 году было объявлено о прорыве в ночные, нерабочие часы, плывуна между станциями Лесная и Площадь Мужества. На десять лет жители огромного спального района - Гражданки, оказались отрезаны от города, связь была исключительно наземной, но никто не роптал, понимали: всё могло кончиться гораздо хуже, городу повезло, причинённые неудобства - это минимальная цена, которую он заплатил за технические недочёты в борьбе с разгулявшейся стихией.

До катастрофы. Первые кадры показались подозрительно "голливудскими": постельная сцена с блондинкой, затем совершенно невозможный и неправдоподобный для России эпизод в больнице - за носилками с привезённым задыхающимся пациентом, в операционную несётся бригада хирургов... Вы такое когда-нибудь в реальности видели? Вот и я нет. Правда, в следующей сцене всё встаёт на свои места - российский дурдом начинает рулить: чтобы осветить под нужным углом операционный стол, медбрат обезьянкой прыгает на хирургический светильник. Несоответствие двух культур. Тут понимаешь - это юмор такой. И, между прочим, смешной юмор. Его по сюжету не так много, он больше в ткани повествования, чем в шутках, но композиционно он там, где уместен. Смешит, не раздражает. А опасения были...

- Надо принять какие-нибудь меры. - Надо. Вот и прими. А то ходишь не в свою смену - трезвый, вот всякое и мерещится...

Всё начало картины, до катастрофы, по стилю, киноязыку напоминает канадский фильм "Разрушенный город" (о взрыве в Галифаксе). Тревога постепенно нарастает. В центре драматических событий, как и там - семья: отец, мать (та самая блондинка), их маленькая дочь; а ещё любовник матери... Несколько навязчиво старик-диспетчер вспоминает о том, что вода, которую он обнаружил в тоннеле, какая-то не такая. Штамп? Да, но в необычном ракурсе - с добродушной усмешкой. Благодаря ему начинаешь воспринимать события чуть-чуть понарошку, не окунаясь в них полностью.

Катастрофа. Эмоциональная кульминация фильма. Снято удивительно мощно, безо всяких скидок на "российское". Спецэффекты на уровне. Массовка - вообще одно из самых сильных режиссёрских и операторских достижений в "Метро" - здесь просто завораживает. Целый поезд людей в "час пик", крупным и средним планом, переживающих за короткие пару минут экстренного торможения разогнавшегося на полную скорость локомотива непонимание, перерастающий в ужас страх, который просто не успевает, так быстро всё случается, превратиться в панику, шок, боль и снова непонимание.

После катастрофы. Гора трупов. Те, кто выжил, начали приходить в себя. Вероятно, для простоты повествования все, кто выжил, оказались, хоть и с травмами, но вполне так ходячими. Они и пошли, невзирая на включённый контактный рельс и хлюпающую под ногами воду, к выходу из тоннеля. А в реальности пошли бы? Да наверняка, многие ведь ни разу в жизни не задумывались, откуда берётся ток в поездах метро... Самые умные или задержавшиеся по иным причинам - остались и двинулись позже уже маленькой группкой. В этой группке, по иронии судьбы, оказались среди прочих маленькая девочка с отцом и любовник её матери. Большинство последующих событий будет связано как раз с ними.

Актёры играют душевно, хватает и страстей-мордастей между героями, и острых сюжетных поворотов, так что создаётся уникальная атмосфера, отличающая "Метро" от западных фильмов-катастроф. Правда, вот неоднократные героические поиски антиастматического баллончика мне подозрительно напоминали сериал "Остаться в живых", но да это пустяки.

Вообще огрехи есть в фильме, местами клюква так и сыпется на голову... вот с тем же контактным рельсом или поражающий воображение момент, когда оказывается, что бункер метро напрямую связан с ливневой канализацией. Но, вы не поверите, это всё проскакивает по краю сознания, не мешая восприятию фильма, потому что реальная достоверность и киношная - они всё-таки разные. Как в "Шахте", которой многое прощаешь, потому что, ну, дюже интересно смотреть.

Смотреть ли? Ну, если хотите за наше кино немножко порадоваться, то да! Только не настраивайтесь на "Метро" как на слишком серьёзный фильм...

7,5 из 11


Россия, 2012
Режиссёр: Антон Мегердичев
В главных ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова
Жанр: фильм-катастрофа

























Метро

Метро

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"