Есть люди, про которых говорят, что они не от мира сего. В своих поступках они, независимо от обстоятельств, руководствуются этическими правилами, а вернее, велениями совести. И этим они отличаются от людей обычных, людей мира сего, коих большинство. Обычный человек знает, что такое хорошо и что такое плохо, но знает против своей воли, ибо далеко не всегда желает следовать тому, что подсказывает совесть, в основе его поступков лежит здравый смысл, а этот здравый смысл представляет собой не проявление разума, а всего лишь эгоистическое нежелание потерять определенные удобства, комфорт, положение в обществе, материальное благополучие. Тем не менее, обычный человек любит порассуждать о нравственности, хотя частенько с немалой долей лукавства. Ему хочется, чтобы его считали славным парнем, но очень не хочется прилагать к этому определенных усилий, вот он и балансирует по канату этики, то стараясь сделать доброе дело, когда это не слишком затруднительно, то пытаясь не совершить откровенно злой или несправедливый поступок. Он с большим уважением относится к человеку не от мира сего, к человеку совести - ибо сам так жить не может и не хочет, но в глубине души знает, что истина и спасение кроются в поведении именно таких людей.
Но случается так, что правильный, честный, милосердный и справедливый поступок человека совести не встречает понимания и отклика у окружающих. Это происходит тогда, когда поступок такого человека идёт вразрез с интересами обычных людей. И тогда они очень быстро забывают, что такое хорошо и что такое плохо, они готовы смешать эти понятия, и не только смешать, но поменять их местами. И тогда они начинают говорить, что белое - это чёрное, а чёрное - это белое. А тем, кто не верит, добавляют, что всё на свете относительно, ведь с этим не поспоришь. Некоторые люди настолько увлекаются подменой понятий, что навсегда забывают об истинных ценностях. Тогда они перестают быть обычными людьми и становятся монстрами. Монстр - это та часть человеческого существа, которая перестаёт различать добро и зло, руководствуется самыми темными, низкими и приземлёнными инстинктами души. Монстром становится и человек, носитель подобного мировоззрения.
Откровенных монстров, к счастью, совсем не так много. Может быть, чуть больше, чем чистых альтруистов, людей совести. Большинство же людей неоднократно в течение жизни склоняются то в одну, то в другую сторону. В каждом изначально заложено и умение совершать правильный поступок, независимо от собственной выгоды, и способность быть бездушным, жестоким эгоистом. Многое зависит от наследственности, многое от воспитания, многое от собственных волевых усилий, многое от чуждого влияния. Разумеется, любой режим, и тоталитарный в том числе, использует это свойство толпы - умение пластично подлаживаться под прививаемую ей идеологию. Для того, чтобы эффективно контролировать массы людей, необходимо породить в них монстра, а для этого прежде всего следует изгнать из человека человека, обесценить ценности, обезличить личности.
Доктор Тэнма, молодой японец-нейрохирург работает в клинике Дюссельдорфа. Он очень талантливый врач и зачастую способен спасти пациента в самых безнадёжных ситуациях. Тэнма на хорошем счету у директора клиники. Одна беда - он человек совести и не хочет понимать и принимать политику корпорации, которая чётко распределяет приоритеты: все силы следует положить на лечение выгодных больных, богатых, знатных, имеющих значительный вес в обществе людей. Для Тэнмы все жизни равны. Один раз он ещё может послушаться категорического приказа директора и оставить бедного пациента-эмигранта неопытному врачу, чтобы пойти оперировать известного певца. Но даже японская склонность к иерархическому послушанию не способна его заставить покривить душой дважды. Когда ситуация выбора повторяется, Тэнма отказывается оперировать мэра и спасает ребёнка с огнестрельным ранением головы, который поступил в приёмный покой раньше.
Раненого мальчика зовут Йохан Либерт. Из новостей Тэнма узнает, что в дом его родителей проник преступник и убил их. В живых остались только Йохан и его сестра-близнец Анна, но девочка находится в шоковом состоянии и ничего не может рассказать о совершённом преступлении.
Спасение ребёнка выходит Тэнме боком - он теряет обещанную ему перспективную должность, вообще оказывается на грани краха карьеры, его невеста Ева, дочь директора клиники, разрывает помолвку, начальство при каждом удобном случае ставит Тэнму на место и чинит ему всевозможные препятствия для того, чтобы он как следует осознал - не следует переть против рожна, имя которому "корпоративный дух". А тут ещё, как на грех, сваливаются новые беды: убийство директора клиники и двух его сослуживцев и загадочное исчезновение детей-близнецов, при этом главным подозреваемым оказывается, разумеется, Тэнма, и конечно же, у Тэнмы нет даже намёка на алиби.
Однако, в этот раз всё обходится. Дело об убийстве директора клиники оказывается висяком и с Тэнмы снимаются обвинения, лишь один полицейский - следователь Рунге, с бульдожьей хваткой Жавера, надеется рано или поздно посадить Тэнму за решётку. Но зацепиться ему особо не за что. И для Тэнмы проходят девять благополучных лет в должности начальника отделения.
Но затем забытая, казалось бы, история возвращается - так, словно девяти лет и не было. На горизонте Тэнмы появляется исчезнувший в былые дни Йохан - теперь он уже не мальчик, а прекрасный, изящный юноша-блондин, немногословный и загадочный, он возвращается для того, чтобы на глазах у Тэнмы убить его пациента. И доктор опять становится подозреваемым.
А Тэнма отныне сознаёт, что, рискуя своей карьерой, спас чудовище, монстра, для которого человеческая жизнь ничего не значит. Его кредо "Все жизни равны" теперь уже не кажется столь однозначным и справедливым жизненным принципом. И когда нравственные нормы доктора Тэнмы дали трещину, через нее стали вылезать щупальца монстра: "Я тебя породил, я тебя и убью". К такому, совершенно логичному выводу приходит Тэнма. И начинается его погоня за Йоханом. Погоня, которая не сводится к вульгарному убийству, нет, это обретение нового опыта - распознавание монстра в себе, в окружающих, в обществе в целом, понимание самого Йохана и того, что сделало его идеальным убийцей. Вынужденный уход от повседневной службы в больнице перерастает в истинное служение, ведь теперь Тэнма - гонимый и преследуемый изгой, подозреваемый во множестве преступлений. Именно теперь искренность и истинность его кредо проходят подлинную проверку - на его пути встречаются самые разные люди, добрые, умные, хорошие, но не только они - как много среди тех, с кем он теперь общается, отребья - проститутки, воры, нелегалы, убийцы, даже фашисты... Многим из них Тэнма не только протянет руку помощи, когда они будут в этом нуждаться, но сумеет пролить в их жизнь свет собственной, обретаемой на пути, мудрости.
И не случайно Анна Либерт, сестра-близнец Йохана, осознавшая, каким чудовищем он является, проходит столь же долгий, как и Тэнма путь, и цель её та же - убить монстра. Но всё-таки присутствует разница в опыте - Тэнма начинает с нуля, Анна же окунается в ад своего прошлого для того, чтобы, как и Тэнма, придти к чисто христианскому принятию ситуации и прощению. Как бы ни выглядело это прощение нелепо и даже кощунственно после учиненной Йоханом бойни в маленьком немецком городке.
В фильме часто встречаются дети. Это далеко не всегда невинные ангелочки с крылышками. Иногда это оказываются заражённые проказой истребления, покалеченные души, опустошённые и стремящиеся к хаосу. Эта тема поднимается в "Монстре" многократно. Именно страшные эксперименты над детьми привели к появлению в этом мире Йохана, идеального убийцы-лидера, которого хотят заполучить многие деструктивные организации и партии.
Есть ли для этих погибших детей шанс спастись? И здесь создатели фильма дают положительный ответ. Мы встречаем героев, прошедших в детстве все круги ада, с тяжестью несущих свой опыт, но выбравшихся из мрака ненависти.
Самой трагичной и замечательной среди этих личностей представляется фигура журналиста-шпиона Гриммера (это вообще мой любимый герой в сериале). Гриммер - улыбчивый, коммуникабельный, немножко наивный и очень глубокий человек. Он по-доброму прагматичен. Его мучает только одно - в детстве он потерял способность чувствовать. Он не ощущает боли, когда умирают и страдают его близкие, он не умеет радоваться, мало того, в нем с раннего детства живет чудовищный монстр, рядом с которым монстры Тэнмы или Анны - ангелочки с крылышками, но он делает всё, что должен делать человек, обладающий совестью - и он добивается своей цели, в нем рождаются чувства. Таков один из путей христианской святости - не имея веры, идти путём веры, и кто справится - тому дано будет, по усилиям его.
Многие герои сериала (в том числе Йохан и его сестра) в детстве читали книги с картинками чешского автора Франца Бонапарты, оказывавшие пагубное влияние на психику. Самой сильной оказалась книжка комиксов под названием "Монстр". Её часто показывали и цитировали в фильме:
Но однажды он стал таким голодным... "Дивись на меня! Дивись на меня!".
"То монстр во мне растёт огромный!". Мальчик съел отца, всех слуг, всех-всех.
Грызь-грызь. Кусь-кусь. Чав-чав. Хрум.
Грызь-грызь. Кусь-кусь. Чав-чав. Хрум.
Грызь-грызь. Кусь-кусь. Чав-чав. Хрум.
Эти тексты страшной детской сказки на полном серьёзе воспринимают взрослые - ведь именно благодаря этим сказкам открылась череда смертей в 511 детском доме, где почти никто не уцелел. И как глумливо, издевательски звучит это "Грызь-грызь. Кусь-кусь. Чав-чав. Хрум".
Все взрослые, хотят того или нет, так или иначе экспериментируют над своими детьми. Идеальных родителей нет. И сказки, которые они дают читать и смотреть своим детям, программируют малышей на всю жизнь. Помню, в детстве мне попалась книжка, тоже чешского автора, наверное, из той же серии, что и в "Монстре", в этой книжке городом старались овладеть роботы. Самый ужас был в том, что роботы умели точь-в-точь прикидываться родителями - самыми близкими ребенку людьми. Эта книжка не один год разъедала моё сознание, порождая сомнения в истинности моей семьи. Есть сказки, которые детям нельзя давать читать. Ибо они выпускают из подсознания монстров, которых потом очень нелегко загнать обратно. Даже самые любящие родители не застрахованы от подобных ошибок воспитания, что говорить о стремящихся вырастить идеальную расу фашистах, в руки которых попадают дети-сироты.
И всё-таки, и всё-таки... пережившие в своей жизни все ужасы герои принимают истину слов Тэнмы: если у человека нет хороших воспоминаний, значит, нужно прямо сейчас начать их создавать. И эта мудрость, помогающая выбраться из самых безнадёжных ситуаций, - светлый ориентир всего сериала.
О фильме много еще можно чего сказать. Все-таки 74 серии, около сотни уникальных персонажей, но мне пора сворачиваться, а то уже выхожу из формата рецензии. Хочется только добавить, что в отличие от большинства фильмов аниме, "Монстр" выполнен в реалистичной манере. И это, несомненно, радует. Особенно то, что все многочисленные герои настолько оригинальны, что никого из них не спутаешь с другим, они легко запоминаются. Каждый из персонажей имеет свою судьбу и сюжетную линию, так или иначе переплетенную с основным сюжетом. Никого из них не выдернешь произвольно из основного повествования, без любого из героев, картина будет неполной, как мозаика без паззла. Очень порадовали природные пейзажи и виды городов, а также музыкальный ряд, особенно заставка и финальная песни. Но выше всяческих похвал - композиция, сюжет, идея, причем несмотря на то, что произведение очень развернутое вширь, к концу оно становится и лучше, и серьезней, и глубже. Пожалуй, это лучший аниме-фильм, который мне довелось видеть.
11 баллов из 11
ЗЫ. Рецензия Single, которой приношу благодарность за наводку на этот аниме-сериал.
|