Служение - это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высокопродуктивно выполнять любую взятую на себя работу.
Из словарной статьи
"На исходе дня" - сложная и глубокая психологическая драма о служении - в самом высоком смысле этого слова, как его понимают, на национальном уровне, наверное, только англичане и японцы. И именно японец, живущий в Британии (никто бы другой не сумел - только тот, у кого самурайский кодекс в крови), написал роман, который лёг в основу картины об удивительной самоотверженности маленького английского человечка, дворецкого Стивенса (Энтони Хопкинс), положившего всю свою жизнь на то, чтобы служить и прислуживать представителю знатного британского рода.
Но всё-таки служить и прислуживать - это далеко не одно и то же. И жертвы, на которые идёт Стивенс, руководствуемый своим обострённым чувством долга и достоинства, вызывают не только восхищение, но и острую жалость, даже гнев, потому что служение само по себе - как стиль жизни - оказывается бесплодным, если цель его ничтожна. Представьте себе монаха-аскета, который добровольно отказался от семьи, женской любви, личной свободы, отдыха, от всего человеческого, даже от собственного мнения - ради служения Богу и спасения души. Стивенс - тот самый монах, но все его усилия к усмирению собственного духа и плоти - ради, хоть и недурного, но очень недалёкого человека, который совершает по жизни серьёзные ошибки (действие происходит во время развёртывания Второй Мировой войны), о которых впоследствии горько пожалеет.
Стивенс - предельно внимательный человек, он видит, когда его хозяин ошибается, но он сам загнал себя на прокрустово ложе сверхпослушания и даже когда внутренне не согласен с хозяином, оправдывает его слова и поступки:
"Мисс Кентон, мы с вами многого не понимаем в этом мире, а его светлость решает огромные проблемы и во многом разбирается, например, касательно природы евреев"...
Вообще меня весь фильм не отпускало ощущение, что фильм построен на христианских аллюзиях. Как Стивенс реагирует на смерть отца? Как велел Христос: "Оставьте мёртвым хоронить своих мертвецов". Но ради чего? Ради пустышки - чтобы проводимый хозяином банкет прошёл без сучка, без задоринки.
Своё кредо Стивенс выразил в бесподобном по абсурдности и самоунижению монологе:
"Я считаю, мистер Бэн, что человек не может быть доволен собой, пока он не сделает всё для своего работодателя, это возможно лишь тогда, когда работодатель выше тебя не только по статусу и богатству, но и в моральном смысле".
Хопкинс играет бесподобно. Это, мне кажется, лучшая его роль. Он сумел воплотить в своём герое совершенно противоположные черты: неимоверную гордыню, чувство собственного достоинства и глубочайшее, до самоуничижения, смирение; ум и близорукость; доброе сердце и чопорность.
Как-то написалось лишь об одном аспекте этой картины, но в ней заложен далеко не один смысловой слой, да и сюжет, и психологические портреты персонажей, которые больше недоговаривают, чем говорят, гораздо богаче. В общем, очень и очень рекомендую к просмотру.
Фильм номинировался по многим категориям на "Оскара", уступив основной приз (имхо, несправедливо) "Списку Шиндлера".
11 из 11
Страна: Великобритания, США, 1993
Режиссёр: Джеймс Айвори
Сценарий: Рут Правер Джхабвала, Кадзуо Исигуро
В главных ролях: Энтони Хопкинс, Эмма Томпсон
Жанр: драма
|
|