Netflix поразил на удивление пронзительной и глубокой адаптацией романа Ремарка, не ожидала от них. Книгу я читала в 14 лет - возраст, когда столь серьёзный роман невозможно воспринять абсолютно адекватно в силу недостатка жизненного опыта, так что я сравнивать с первоисточником, по этой причине, не буду. Чисто о фильме.
Картина сильная, даже мощная, пробивает насквозь. На фоне текущих событий ещё и весьма актуальная.
Кто не в курсе, роман Ремарка был посвящён событиям 1-й Мировой войны, когда много месяцев подряд западный фронт немцев находился практически на одном и том же месте (плюс-минус несколько сот метров). Мальчики-старшеклассники добровольцами отправляются прямо из гимназии на войну. И сталкиваются с совершенно ими не ожидаемой жёсткой действительностью, где только грохот, грязь, голод, холод, ужас, огонь и много-много смертей - всё то, что противоречит живой природе, а особенно - юности. И нельзя этим нежным птенчикам повернуть обратно домой, нужно учиться выживать прямо вот здесь, в окопе - тем, кому удастся перенести первые артобстрел и штыковую атаку. Но выжить мало кому удаётся: даже когда наступают первые минуты мира, война продолжает собирать кровавую жатву.
Фильм создала Германия - немцы вообще сняли довольно много в последнее время картин о 2-й Мировой, где пытаются осознать, как так вышло, что их деды и прадеды устроили то, чему ужасается весь мир уже много десятков лет. Прикосновение к истории 1-й Мировой - вероятно, первое в их кинематографе в эти годы. Режиссёр выносит свои (и Ремарка) раздумья на суд зрителя честно, беспристрастно, с великой печалью. Для его героя - молодого бойца Пауля Боймера, остаётся открытым вопрос, почему война - сука, которую никто не хочет, но полмира в ней участвует?
Хронометраж картины 2,5 часа и почти всё это время - батальные сцены, которые представляют собой просто бессмысленную бойню, а между ними - скрываемые напускной грубостью и брутальностью вояк, лирические эпизоды - нежности и любви бойцов к тому, что осталось за горизонтом, там, в мирной жизни.
Одна из главных тем - тема переговоров, ведь от желания-нежелания тех людей, которые решают судьбы миллионов, найти общий язык, договориться о мирном решении конфликта, спасти миллионы жизней, зависит, сколько людей вернётся к своим родным и близким.
Все, конечно, сравнивают "На западном фронте без перемен" с "1917" Сэма Мендеса. Мне он кажется и атмосферней, и психологически достоверней английской картины - это не взгляд со стороны, а изнутри.
9 из 11
На западном фронте без перемен (Im Westen nichts Neues)). Германия и др., 2022. Режиссёр - Эдвард Бергер. В главной роли - Феликс Каммерер. Военно-историческая драма.