|
|
||
Начало фильма у меня вызвало щемящее и ностальгическое воспоминание о стихотворении Бориса Слуцкого "Лошади в океане". Помните, наверное, эти пронзительные строки:
У Ильдико Эньеди не лошади - коровы и быки. Вместо океана - мясокомбинат. Суть не меняется, страшные в своей документальности подробные сцены убиения коров на скотобойне. А коровы - печальные, с выпуклыми обречёнными и такими живыми, такими одухотворёнными, глазами, молчаливо подгоняемые к камере, где им шею скуёт металлический ошейник; здесь их убьют током, отрежут голову, сольют кровь, разделают всё ещё дёргающуюся тушу. Всё это снималось на реальной скотобойне, не для кино, взаправду, эту говядину со скотобойни (второго качества) кто-то после ел на обед.
Фильм, в самом-то деле не о скотобойне. И даже не о защите животных или вегетарианстве. Фильм о любви, но эту сцену вы не забудете на всём его протяжении. Да и после она едва ли отпустит вас, как и вся картина в целом. Здесь сплетён в тугой ком нерв, нерв обострённого восприятия реальности. Или ирреальности. Нерв, остро реагирующий на тончайшее прикосновение, даже больше - на намёк на прикосновение. И здесь всё вместе - поэзия, красота, любовь, смерть, вечность, природа, кровь, мясо.
Два человека встретились на скотобойне. Нет места приземлённей и неуместней для любви. Но между ними - любовь. Она возникла в их снах задолго до их первой встречи. Он - Эндре (Геза Морчани), финдиректор мясокомбината, сухорукий стареющий задумчивый и не слишком общительный флегматик, который испытывает сочувствие к убиваемым животным. Она - Мария (Александра Борбей), новый инспектор по качеству продукции, имеет феноменальную память, но страдает аутистическим расстройством вроде синдрома Аспергера, ходит по вечерам советоваться про жизнь к своему детскому психологу и подозрительно, чуть не в деталях, напоминает другого известного персонажа - следователя из шведского сериала "Мост" - Сагу Норен. Обоим героям снится бесконечный сон, где Эндре - олень, а Мария - олениха. В зимнем лесу они раскапывают траву, пьют воду из ручья и лишь случайно иногда соприкасаются носами. Нелепая и грубая шутка одного из сотрудников приводит к тому, что Эндре и Мария узнают тайну друг друга про этот сон, и между ними появляется тонкая осторожная духовная связь.
Сны выглядят как реальность двух освобождённых чутких и хрупких душ, а реальность - как морок, назойливая ничего не значащая повседневность. Но и она, даже в самой грубой телесности, в пульсирующей крови, где, как известно, сокрыта душа всего живого, пропитывается волшебством любви. Стоит отказаться от души в пользу тела - и всё летит в тартарары, мир рушится, жизнь гаснет, уходит.
Любовь, кровь, жертвоприношение - вещи, старые, как мир, и столь же привычные, избитые, в наши дни они теряют значимость и цену. Эньеди заставляет увидеть их такими, какие они есть в своём изначальном смысле.
Фильм уникальный, но он ассоциируется с некоторыми другими известными фильмами - поэтической атмосферой с "Патерсоном" Джармуша, параллелизмом человека и природы - с "Легендой о Нараяме" Сёхэя Имамуры, тонкой связью между душой и телом - с "Бычарой" Михаэля Роскама.
ФИЛОСОФСКО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ДРАМА О теле и душе (Testről és Lélekről). Венгрия, 2017. Сценарист и режиссёр - Ильдико Эньеди. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"