Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Одержимость - рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Одержимость

Фильм, с которым чаще всего сравнивают "Одержимость", хотя они совсем и не похожи - это "Чёрный лебедь" Аронофски. Объединяет картины тема - да, обе они про людей из мира музыки и обе - про стремление к совершенству, требующее полной самоотдачи и превосходящее человеческие силы, но построены они по-разному. Да и как им быть одинаковыми, если героиня "Чёрного лебедя" - хрупкая балерина, а основной персонаж "Одержимости" - юный джазовый барабанщик? Различны характеры персонажей, темп, драйв и режиссёрский подход к фильму. Хотя большую часть времени в сюжете "Одержимости" составляют репетиции оркестра - смотрится она с нарастающим напряжением, словно триллер, а финальный 20-минутный эпизод - "дуэль" - исполненный на уровне шедевра, реально способен довести зрителя до озноба.

При этом сюжет, бесхитростный и, на первый взгляд, совершенно прямолинейный - вызывает сложную и противоречивую гамму чувств. 19-летний Эндрю Ниман (Майлз Теллер), барабанщик первого курса престижной нью-йоркской консерватории, мечтает занять достойное место среди великих джазовых музыкантов. Для этого он готов пожертвовать практически всем, чем придётся - и прежде всего, конечно, свободным временем, но и всей личной жизнью тоже: семьёй, друзьями, вечеринками, любовью. Сам Эндрю на вид заурядный паренёк, по нему не скажешь, что в нём прячется мощный творческий потенциал, но что-то такое в нём разглядел легендарный дирижёр и преподаватель консерватории Флетчер (Дж.К.Симмонс). Он приглашает юношу во второй состав своего оркестра, и с этого момента для того начинается череда тяжёлых испытаний. Дело в том, что Флетчер - тиран и деспот, его кредо таково, что гения можно вырастить только кнутом ("удар хлыста" - так буквально переводится название фильма "Whiplash"), и никаких пряников, ни малейших поблажек - как только музыкант услышит слово "молодец", как считает дирижёр, он остановится в своём развитии, не сможет вылезти из своей шкуры и прыгнуть выше головы. Ниман в некотором роде становится любимым учеником Флетчера, именно его тот выбрал в своего потенциального Бадди Рича. И поэтому Ниман подвергается наибольшим оскорблениям, унижениям, изуверским выходкам Флетчера. Попутно летят и другие головы в оркестре. Но всё это незначительные колебания воздуха для дирижёра, а для барабанщика - жёсткое испытание на пути к выбранной цели. Кровь из стёртых палочками рук, падающая на барабан - минимальная жертва, которую может принести музыкант. Будут жертвы и покрупней. Но быть любимчиком Флетчера и лезть из кожи вон, чтобы превзойти самого себя, - далеко не гарантия успеха, похоже, дирижёр держит барабанщика на дальнем прицеле, пока тот пытается добиться скорых результатов.

Весь фильм - это упорное и стойкое противоборство главных героев, в котором Ниман заранее обречён на поражение, во всяком случае, на период "дрессировки". Тем сильнее финальная сцена - прорыва музыканта через себя, когда он восстаёт против своего угнетателя Флетчера, который продолжает над ним измываться, пока наконец не понимает, что нашёл и воспитал-таки своего Бадди Рича.

Фильм - победитель кинофестиваля "Санденс". Вслед за этой он получил множество других престижных наград и стал считаться критиками одним из десяти лучших фильмов 2014-го года. Симмонс получил "Оскара", премию BAFTA, "Золотой Глобус" и др. за лучшую роль 2-го плана. Также у фильма немало премий за лучший монтаж и звук.

Надо сказать, что Симмонс в роли тирана-учителя, действительно, великолепен и его награды заслуженны, в некоторых сценах, где Флетчер издевается над Эндрю, просто мороз дерёт по коже. Но и Теллер хорош. Он и сам увлекается музыкой, со школьных лет играл на саксофоне, гитаре, фортепиано и ударных, а, готовясь к репетициям, тренировался по 4 часа в день несколько раз в неделю и, как утверждают, кровь на барабане - это его собственная кровь. Эпизод с аварией также несколько похож на взятый из биографии актёра - однажды, в 2007-м году, Теллер, возвращаясь с музыкального фестиваля во Флориду, попал с друзьями в серьёзную аварию - машина перевернулась семь раз и поначалу друзья его даже посчитали погибшим.

Монтаж тоже получил награды по заслугам - он удивительно точен и целесообразен в финальной сцене "дуэли", именно благодаря ему прежде всего нарастает драйв в этой сцене, и эпизод получился невыносимо прекрасным.

Фильм - однозначно в коллекцию. 9,5 из 11 (финальная сцена и сцена аварии - 11 из 11).

СКАЧАТЬ перевод проф. (многогол.закадр.), озвучка - Первый канал.


Страна: США, 2013
Режиссёр: Дэмьен Шазелл
Сценарист: Дэмьен Шазелл
В главных ролях: Майлз Теллер и Дж.К.Симмонс
Жанр: музыкальная психологическая драма


Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость

Одержимость
ОдержимостьОдержимость

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"