Аболина Оксана Валентиновна: другие произведения.

Мысли на первой седмице Великого Поста

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  На днях мы беседовали с одним из френдов не о Великом Посте, а о посте как таковом, и возникла идея, что надо бы записать то, о чем мы тогда говорили. Но чем больше я об этом думаю, тем дальше уходят мысли от высказанного тогда, потому что - да, и вот это надо бы по-другому, и вот это. А, собственно, почему так уж все по-другому? Попробую, как получится.
  
  Великий Пост - это такой длинный понедельник, с которого можно (и нужно) начать жизнь заново. Очиститься от всего того, что за год накопилось в душе плохого, скверного, отказаться от суеты, от мелкого, наносного, перестроить свою жизнь, попытаться взять себя в руки и настроиться на жизнь с Богом. Этот пост и начинается всегда в понедельник. Который на Руси называется "чистым". В этот день и положено было - сходить в баню, очистить свой дом от накопившегося мусора. Короче, начать генеральную уборку - еще на физическом плане. Все - масленица позади, впереди - долгий напряженный семинедельный труд души. И утешив предварительно плоть, объевшись блинами, вдоволь навеселившись, пора подумать о главном.
  
  Самому никак. Нужна помощь Бога. И уже с вечера понедельника начинается в храме четырехдневное чтение Великого Покаянного Канона Андрея Критского. Именно в Великий Пост каждый чувствующий себя больным может очиститься от греха в таинстве соборования. И каждый день, кроме субботы и воскресенья, читается покаянная молитва Ефрема Сирина:
  
  Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
  Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
  Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
  Сколь много, несмотря на краткость, заложено в этих трех небольших фразах. Просьба - освободить от рабства греху, от искушений, который на нас нападают, просьба - даровать то, что необходимо душе человеческой для спасения, и просьба - иметь дар различения, видеть свои грехи и уметь прощать ближнего за его грехи. Цепляет до боли и доводит до катарсиса. А как без боли спастись?
  
  Об этой именно молитве, незадолго до гибели, Пушкин написал великолепное стихотворение:
  
  Отцы пустынники и жены непорочны,
  Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
  Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
  Сложили множество божественных молитв.
  
  Но ни одна из них меня не умиляет,
  Как та, которую священник повторяет
  Во дни печальные Великого поста;
  Всех чаще мне она приходит на уста
  
  И падшего крепит неведомою силой:
  Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
  Любоначалия, змеи сокрытой сей,
  И празднословия не дай душе моей.
  
  Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
  Да брат мой от меня не примет осужденья,
  И дух смирения, терпения, любви
  И целомудрия мне сердце оживи.
  
  Такие вот дела. И что, получается, собственно, важно? Человеку свойственно вообще, а современному в особенности - понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Обитая тут в блогах, я сталкиваюсь с удивительной вещью. Как-то раньше приходилось - но не настолько это было явственно и очевидно. Есть грешник и есть грех. Грешника следует прощать. А грех следует ненавидеть. И не есть хорошо оправдывать грех - в себе или в другом. Но грешника и грех надо очень хорошо различать. С какой-то всеядностью современный человек зачастую склонен оправдывать любой грех и при этом зачастую люто не любит ближнего своего. И не только к язычникам, к нашему брату христианину, это также относится. И ко мне, межпро, тоже.
  И мы, пытаясь оправдать тех, кого любим (и себя в том числе), начинаем оправдывать то зло, которое они совершают. А вся штука в том - что зло остается злом, кто бы его ни совершал - мы сами, наши самые близкие люди или враги. И не понимая, что зло - это зло, мы смещаем на этической шкале ту точку нравственности, которая является эталоном.
  
  Вот для примера. Я не помню точные цифры. Мне рассказывали мои участковые врачи: и взрослый, и Лешкин детский. Лет тридцать назад была одна норма гемоглобина. Затем оказалось, что в городах до этой нормы стало мало народу дотягивать и границы этой нормы опустили. А потом еще раз. И то, что является нормой по уровню железа в организме человека сейчас - два-три десятка лет назад было болезненной патологией.
  
  А душа намного более тонкий организм, чем тело. Разве можно так легко и просто отказываться от того, на чем она в принципе держится? Есть аксиомы, они заложены в Священном Писании. Почему-то сейчас оказывается, что аксиомы - это теоремы, требующие доказательств. Но это ведь просто: быть добрым, щедрым, честным, благодарным - хорошо; гневаться, лгать, изменять, предавать - плохо. Есть да, есть нет. Человек в середине. Человека нужно прощать. За человека нужно молиться. И верить, что он найдет свой путь к Богу. И зло - не следует путать с самим человеком.
  
  Уффффф, я столько об этом писала, а все приходится заново и заново доказывать. Как у Галича: а я, крестом раскинув руки, как оступившийся минёр, всё о беде да о разлуке...
  
  Да, так вот вернемся к посту. Пост - это когда мы отказываемся от зла. От суеты. От излишней пищи. В прежние времена пост имел еще очень важное прикладное значение: сэкономленные на мясе деньги, отдавали нищим, вдовицам, сиротам. Кураев пишет, что где-то в Италии, в горах, он был в монастыре, где едят мясо (монахи вообще его никогда не едят, только рыбу). Он их: что? почему? А они объясняют: у нас, дескать, рыба безумно дорогая, вот мы ее не едим, экономим, и деньги раздаем. Вот в этом смысл - в умении отказаться от того, что дорого.
  
  А у нас? Морепродукты: осьминоги, кальмары, крабы - приравниваются к растительной пище. Их можно в любой день поста. Но они стоят безумно дорого. И что происходит? Человек, не осознав подчас, для чего ему пост и зачем, начинает выстраивать невероятно сложные меню, с кучей дорогих продуктов - ну да, соевое молоко, майонез, сметана - дороже натуральных. У нас в Питере во всяком случае. За ними еще надо ехать в специализированный магазин. И получается, что забота о постном питании перерубает идею поста поперек. Да по количеству кулинарных книг о постной пище можно уже увидеть, сколько излишнего внимания этому посвящено. Человек начинает заботиться о том, как ему вкусно поесть. А смысл-то в том, чтобы хоть немного себе отказать в том, что тебя привлекает в миру, от того, что тебя держит. Ведь гортанобесие - один из серьезных грехов. Ну, хоть на время поста как-то ограничить себя в этом.
  
  Но ведь смысл не только в этом. Ведь еще, смотрите, пост - это встреча с Богом. Это отказ от ВСЕГО того, что дорого на плотском и даже душевном уровне - это восхождение к духу. И здесь нужно понять: ведь кино, развлекательное чтение, интернет, да, даже любимая работа, семья - это все для нас важнее, чем Бог. Но если мы не способны от этого отказаться, и не всегда далеко нужно, Бог этого не требует от человека - но осознание того, какое место что для тебя занимает в этой жизни - это тоже функция поста.
   Всё, на сегодня хватит. Устала что-то. :)
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) А.Григорьев "Проклятый.Начало пути"(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"