На днях мы беседовали с одним из френдов не о Великом Посте, а о посте как таковом, и возникла идея, что надо бы записать то, о чем мы тогда говорили. Но чем больше я об этом думаю, тем дальше уходят мысли от высказанного тогда, потому что - да, и вот это надо бы по-другому, и вот это. А, собственно, почему так уж все по-другому? Попробую, как получится.
Великий Пост - это такой длинный понедельник, с которого можно (и нужно) начать жизнь заново. Очиститься от всего того, что за год накопилось в душе плохого, скверного, отказаться от суеты, от мелкого, наносного, перестроить свою жизнь, попытаться взять себя в руки и настроиться на жизнь с Богом. Этот пост и начинается всегда в понедельник. Который на Руси называется "чистым". В этот день и положено было - сходить в баню, очистить свой дом от накопившегося мусора. Короче, начать генеральную уборку - еще на физическом плане. Все - масленица позади, впереди - долгий напряженный семинедельный труд души. И утешив предварительно плоть, объевшись блинами, вдоволь навеселившись, пора подумать о главном.
Самому никак. Нужна помощь Бога. И уже с вечера понедельника начинается в храме четырехдневное чтение Великого Покаянного Канона Андрея Критского. Именно в Великий Пост каждый чувствующий себя больным может очиститься от греха в таинстве соборования. И каждый день, кроме субботы и воскресенья, читается покаянная молитва Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
Сколь много, несмотря на краткость, заложено в этих трех небольших фразах. Просьба - освободить от рабства греху, от искушений, который на нас нападают, просьба - даровать то, что необходимо душе человеческой для спасения, и просьба - иметь дар различения, видеть свои грехи и уметь прощать ближнего за его грехи. Цепляет до боли и доводит до катарсиса. А как без боли спастись?
Об этой именно молитве, незадолго до гибели, Пушкин написал великолепное стихотворение:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне сердце оживи.
Такие вот дела. И что, получается, собственно, важно? Человеку свойственно вообще, а современному в особенности - понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Обитая тут в блогах, я сталкиваюсь с удивительной вещью. Как-то раньше приходилось - но не настолько это было явственно и очевидно. Есть грешник и есть грех. Грешника следует прощать. А грех следует ненавидеть. И не есть хорошо оправдывать грех - в себе или в другом. Но грешника и грех надо очень хорошо различать. С какой-то всеядностью современный человек зачастую склонен оправдывать любой грех и при этом зачастую люто не любит ближнего своего. И не только к язычникам, к нашему брату христианину, это также относится. И ко мне, межпро, тоже.
И мы, пытаясь оправдать тех, кого любим (и себя в том числе), начинаем оправдывать то зло, которое они совершают. А вся штука в том - что зло остается злом, кто бы его ни совершал - мы сами, наши самые близкие люди или враги. И не понимая, что зло - это зло, мы смещаем на этической шкале ту точку нравственности, которая является эталоном.
Вот для примера. Я не помню точные цифры. Мне рассказывали мои участковые врачи: и взрослый, и Лешкин детский. Лет тридцать назад была одна норма гемоглобина. Затем оказалось, что в городах до этой нормы стало мало народу дотягивать и границы этой нормы опустили. А потом еще раз. И то, что является нормой по уровню железа в организме человека сейчас - два-три десятка лет назад было болезненной патологией.
А душа намного более тонкий организм, чем тело. Разве можно так легко и просто отказываться от того, на чем она в принципе держится? Есть аксиомы, они заложены в Священном Писании. Почему-то сейчас оказывается, что аксиомы - это теоремы, требующие доказательств. Но это ведь просто: быть добрым, щедрым, честным, благодарным - хорошо; гневаться, лгать, изменять, предавать - плохо. Есть да, есть нет. Человек в середине. Человека нужно прощать. За человека нужно молиться. И верить, что он найдет свой путь к Богу. И зло - не следует путать с самим человеком.
Уффффф, я столько об этом писала, а все приходится заново и заново доказывать. Как у Галича: а я, крестом раскинув руки, как оступившийся минёр, всё о беде да о разлуке...
Да, так вот вернемся к посту. Пост - это когда мы отказываемся от зла. От суеты. От излишней пищи. В прежние времена пост имел еще очень важное прикладное значение: сэкономленные на мясе деньги, отдавали нищим, вдовицам, сиротам. Кураев пишет, что где-то в Италии, в горах, он был в монастыре, где едят мясо (монахи вообще его никогда не едят, только рыбу). Он их: что? почему? А они объясняют: у нас, дескать, рыба безумно дорогая, вот мы ее не едим, экономим, и деньги раздаем. Вот в этом смысл - в умении отказаться от того, что дорого.
А у нас? Морепродукты: осьминоги, кальмары, крабы - приравниваются к растительной пище. Их можно в любой день поста. Но они стоят безумно дорого. И что происходит? Человек, не осознав подчас, для чего ему пост и зачем, начинает выстраивать невероятно сложные меню, с кучей дорогих продуктов - ну да, соевое молоко, майонез, сметана - дороже натуральных. У нас в Питере во всяком случае. За ними еще надо ехать в специализированный магазин. И получается, что забота о постном питании перерубает идею поста поперек. Да по количеству кулинарных книг о постной пище можно уже увидеть, сколько излишнего внимания этому посвящено. Человек начинает заботиться о том, как ему вкусно поесть. А смысл-то в том, чтобы хоть немного себе отказать в том, что тебя привлекает в миру, от того, что тебя держит. Ведь гортанобесие - один из серьезных грехов. Ну, хоть на время поста как-то ограничить себя в этом.
Но ведь смысл не только в этом. Ведь еще, смотрите, пост - это встреча с Богом. Это отказ от ВСЕГО того, что дорого на плотском и даже душевном уровне - это восхождение к духу. И здесь нужно понять: ведь кино, развлекательное чтение, интернет, да, даже любимая работа, семья - это все для нас важнее, чем Бог. Но если мы не способны от этого отказаться, и не всегда далеко нужно, Бог этого не требует от человека - но осознание того, какое место что для тебя занимает в этой жизни - это тоже функция поста.