Всегда с подозрением ожидаешь беспросветных зарослей клюквы в постановках русской классики за рубежом. Но неожиданно удачная версия "Преступления и наказания" от английского телевидения (BBC). Раскольников - Джон Симм (наиболее известный российскому зрителю как Сэм Тайлер из "Жизни на Марсе"), Порфирий Петрович - Иен МакДермид, Свидригайлов - Найджел Терри. Не так, чтобы режиссёр Джулиан Джаррольд дышал православным духом, но к пониманию Достоевского оказался много ближе, чем иные российские дамы, кичащиеся своим знанием классики.
К идейной составляющей фильма - вообще никаких претензий. Несколько иными чисто визуально воспринимались некоторые из персонажей, а Лужин, если мне не изменяет память, и вовсе должен вызывать гадливость и отвращение непрошибаемым отсутствием порядочности - но тут просто обыкновенный чинуша, которого даже чуток жаль.
Раскольников Джона Симма вполне себе классический. Патлатый, небритый, неухоженный голодный студент, давно перешедший грань нервного срыва и весь повёрнутый на своей идее. Лихорадочный блеск в глазах в течение всего фильма, да и поведение такое, словно человек в горячке и не совсем осознаёт, что делает. Порфирий его, бедолагу, даже жалеет. В последних сценах, начиная от прощания с матерью, которое прошибает до слёз, Симм и вовсе порадовал, перейдя на такой уровень глубины чувств, который я от него не ожидала - обычно он хороший актёр, но ровный, без всплесков.
Сонечка Мармеладова под мощным гнётом школьного обучения всегда воспринималась стереотипно, как несчастное забитое существо - в фильме же у неё двоякий образ, непривычно её видеть на панели, разукрашенную как шлюха, а затем - скромной, тихой, набожной, со светящимися глазами, только нимба не хватает, а ведь по сути такое прочтение более верное.
Порфирий, Свидригайлов и Разумихин просто великолепны. Хороши и мать, и Дуня, и Заметов, и Зосимов. Лужин - я уже говорила, непривычен.
Натурные, хотя и обрывочные питерские пейзажи. Периодами нежданно-негаданно выскакивает любимый, по всей видимости, режиссёром Иоанновский мост, который совсем в другом районе, но это так, мелкие придирки.
Много сцен с крупным планом. И весьма-весьма атмосферно. Визуальный ряд при этом подчас - словно живопись маслом.
Обидно, думаю, наши так уже вряд ли когда снимут...
9,5 из 11
Страна: Великобритания , 2002
Режиссёр: Джулиан Джаррольд
Сценарист: Тони Мэрчент
Первоисточник: Фёдор Достоевский
В главной роли: Джон Симм
Жанр: драма
|
|