Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Прощание - рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


После прославившего её "Восхождения" (1976 г) Лариса Шепитько хотела снимать "Село Степанчиково", но её муж - Элем Климов - уговорил её обратить внимание на "Прощание с Матёрой" Распутина. И Шепитько задумала снять "Матёру". Написала сценарий. Собрала группу. Уехала на Селигер и сняла главную сцену, ставшую для неё единственной - сожжение векового древа, которое местные жители почитали священным (как в будущем священное Древо-дом на"ви в "Аватаре" у Кэмерона).


А 2-го июля 1979-го Шепитько с пятью другими членами съёмочной группы погибла во время аварии, когда они ехали "на натуру".

В память о жене Климов решил доснять фильм. Так "Матёра" превратилась в "Прощание" - для режиссёра это звучало вдвойне символично.


Но поздний Климов по стилю совсем другой режиссёр, чем Шепитько. Вряд ли кто-нибудь сможет забыть его "Иди и смотри". Он мощный, как танк, бронебойный. Поэтому сценарий "Прощания" по ходу работы переписывался наново. Также были подобраны несколько других исполнителей ролей.


У Климова получился поразительный фильм - наполненный нежностью и любовью и в то же время суровый. То, что в кадре, красиво; но за кадром спрессовано так много всего и так плотно, что его можно считать даже притчей. По-моему, Климов столько в него вложил, сколько сам Распутин не вкладывал в книгу (хотя я давно читала, в юности, деревенская проза меня тогда не привлекала, может быть, я чего не поняла).


Сюжет незамысловат. Островная деревня Матёра доживает последние дни - на её месте собираются устроить водохранилище для ГЭС. Людям в городах нужно электричество, и это прогресс. Местных переселят в город - и им там будет хорошо, комфортно.


Но люди воспринимают вынужденное переселение как страшную и горькую беду, которая выглядит на экране как трагедия народа, который теряет всё самое прекрасное и главное в своей жизни: связь с предками, с природой, народные обычаи, веру, красоту отношений. А деятели прогресса выглядят как чужаки (см. тот же "Аватар", который духовно схож с "Прощанием"), которые, не ведая, что творят, разрушают целостность связи человека и окружающего его мира.


Христианство, язычество - всё здесь понамешано. И то ли молитвы напоминают заговоры, то ли заговоры - молитвы. Шепитько, как и вся советская интеллигенция 70-х, жила духовным поиском и дышала живым религиозным чувством в мистическом ощущении чуда. И это в картине очень даже присутствует. Одна из самых сильных сцен у Климова - когда отчаявшиеся люди вдруг начинают плясать в безумном веселии, а затем несутся скопом к реке, напоминает эпизод из "Андрея Рублёва" Тарковского - когда монахи в тумане оказываются посреди языческого празднества.


В картине много скрытых символов, которые можно легко проглядеть. Например, Петренко играет главного и самого идейного из тех, кто стоит за разрушением Матёры, и при этом он очень напоминает в этом образе Ленина. И трагедия одной деревни начинает выглядеть как трагедия всей страны, где правители убивают граждан, а новые, сознательные граждане - родину.


Визуально "Прощание" прекрасно и страшно. И оторваться от него невозможно. А после просмотра хочется увидеть ещё раз.

Гениальное кино. 11 из 11


Прощание (). СССР, 1981. Режиссёр - Элем Климов. В главных ролях: Стефания Станюта, Лев Дуров, Алексей Петренко, Леонид Крюк. Драма.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"