|
|
||
Триер, конечно, гений. Для кино он - что Достоевский для литературы. Бесстрашно окунается в глубину человеческой природы, препарируя самое интимное - взаимоотношения человека и Бога. И никаких запретных тем, даже, скорее, наоборот - они у режиссёра напоказ. На грани фола - о разврате, о сексе, до невозможности откровенно - и предельно целомудренно.
"Рассекая волны" - самый его лиричный фильм из тех, что я видела. Максимально ясный и прозрачный. Хотя, почитав отзывы в сети, можно увидеть, что понят, даже весьма приблизительно, он далеко не всеми. Нельзя постичь Триера, не пережив встречи с Богом.
Сюжет несколько диковат даже для искушённого зрителя, но гармоничен и самодостаточен. В 70-е годы прошлого века в шотландском селении юная Бесс выходит замуж за зрелого мужчину - Яна. Бесс - чистая сердцем, простодушная, смешливая, дитя Бога, с пронзительно нежной душой. - она резко контрастирует с односельчанами, особенно когда посещает местный протестантский приход, где преобладают жёсткие атрибуты морали, а милосердия нет и в помине (привет, Догвилль!). Местный храм не имеет колоколов, и не потому, что приход беден, а потому что они ему не нужны.
Ян тоже не похож на местных, он здесь чужой. Могучий, огромный, но светлый добродушный и уютный. Между молодожёнами воцаряется любовь, которую омрачает лишь скорый отъезд Яна - ведь он работает многодневными сменами на буровой вышке.
Бесс молится о скором его возвращении, предчувствуя беду, ибо молитва её неправильна, эгоистична, как она сама её понимает, ведь Бога следует просить не о том, что требует душа, а о том, чего хочет Сам Бог. И беда приходит: производственная травма, Ян парализован. Зато он дома. О том ли просила Бесс? Но ответ именно таков.
Желая отпустить жену, Ян просит её найти другого мужчину, он постоянно настаивает на этом, а поскольку состояние его оставляет желать лучшего, то в полугорячечном бреду он требует от Бесс отчёта о том, как она ему изменяет. И в какой-то момент в Бесс проникает идея того, что физически изменить Яну - это та жертва, которую хочет от неё Бог для спасения любимого.
Это труднопостижимо, но когда человек общается с Творцом, не зная толком, чего Тот от него желает, он домысливает за Него Его ответ (и так постоянно делает Бесс, превращая молитву не в монолог, а в диалог с Богом, отвечая самой себе вместо Него). И да, любой человек в глубине души всегда уверен, до печёнок, что должен совершить самое тяжёлое, самое невозможное, отдать себя целиком - и только такая жертва имеет для Бога какую-то цену, какой бы иррациональной эта жертва ни выглядела в глазах окружающих. Это за гранью понимания, но, похоже, Бог ждёт от людей именно этого.
И бедная девушка, совершая разврат ради спасения любимого, поднимается над миром и обретает святость в глазах Бога, на удивление тем немногим, кто не оставил Бесс.
На роль Бесс Триер взял тогда её совсем неизвестную молодую актрису Эмили Уотсон. Я знаю несколько её ролей, но нигде она даже близко не подходила к столь сильному и глубокому раскрытию образа. Потрясающая психологическая откровенность. Невероятная роль. Конечно, Уотсон - очень талантливая актриса, но тут она гений. А Триер - гений в кубе, ибо сумел всё это построить в кадре и запечатлеть на плёнке.
Рассекая волны ( Breaking the Waves). Дания, 1996. Режиссёр - Ларс фон Триер. В главных ролях: Эмили Уотсон и Стеллан Скарсгард. Драма, притча. 11 из 11. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"