Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Ричард Ii - рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Среди друзей-киноманов разговоры о британском телевизионном проекте "Пустая корона" велись давным-давно, появления "Генриады" ждали нервно, напряжённо. Дождались. Первую серию - экранизацию пьесы Вильяма Шекспира "Ричард II" - сегодня наконец удалось посмотреть, рецензию писать не буду, я не шекспировед, но поделиться впечатлениями надо. Ибо вещь! Вещь-то вещь, но не совсем однозначная.

Начну издалека. У меня со студенческих лет осталось весьма неприязненное отношение к историческим пьесам Шекспира. Они мне в те достопамятные времена казались бессюжетными, скучными и безнадёжно устаревшими. Образы королей, придворных сливались в один интриганский котёл, смешивались, и было трудно разглядеть индивидуальность каждого персонажа. Так и застряло в моём сознании на пару десятилетий представление о "Генриаде" как о чём-то чрезвычайно занудном.

Британский режиссёр Руперт Гулд этот стереотип разрушил. Сам Гулд для российского зрителя человек новый, словно с луны свалившийся, да и в Англии он снял немного - "Макбета" для ТВ, а больше в послужном списке, вроде, ничего и нет. Так что "Ричард", хоть и не дебют, но почти. И, получается, о творческой кинозрелости говорить рановато, хотя возраст у Гулда далеко не юношеский - сорок лет.

Тем не менее, картину он снял очень красивую, и с этим, наверное, спорить никто не станет. Ландшафтами, декором фильма можно любоваться, даже не вникая в суть сюжета, и почти два с половиной часа экранного времени просто медитировать на картинку, и скучать всё равно не придётся. Прекрасная операторская работа Дэнни Коэна явственно передаёт ощущение атмосферы средневековой Англии. Голубоватая дымка туманного Альбиона сменяется ясной прозрачностью солнечных дней. А на сером угрюмом фоне старинных замков белоснежная фигурка Ричарда - словно луч света в тёмном царстве предательства и козней. И всё это под аккомпанемент чудесной шекспировской поэзии, замечательно гармонирующей с видеорядом.

Второе, что бросается в глаза - прекрасный актёрский состав. В роли Ричарда снялся Бен Уишоу, Болингброка - Рори Киннер, герцога Йорка - Дэвид Суше, Гонта - Патрик Стюарт, графа Нортумберленда - Дэвид Морисси. Ни тени фальши, персонажи убедительны и достоверны.

А вот дальше начинается большое и жирное "НО", потому что я только догадываться могу, что именно задумал показать Гулд. Напоминаю, я совершенно не помню шекспировской пьесы, а потому просто расскажу, что увидела.

Король Ричард. Существо утончённо истеричное. Изнеженное, субтильное, изящное, а моментами даже подозрительно женственное. В нём сочетаются, и весьма органично, надо признать, сочетаются, свойства, совершенно несовместимые: с одной стороны он пафосный болтун, склонный к позёрству, показушности, и чем дальше, тем больше, он просто вульгарно не может остановиться и язвит, и кроет врагов, когда нужно бы с достоинством молча удалиться, апофеозом его словесного поноса становится сцена отречения от трона.

С другой стороны, Ричард - до мозга костей аристократ, и не просто аристократ - король. Когда он говорит о своей богоизбранности, это не пустой звук, царственное величие в нём постоянно присутствует, как бы безобразно он себя ни вёл. А ведёт он себя далеко не всегда как подобает мудрому правителю. И то, что он пожинает плоды собственной алчности, понятно без комментариев. Но он король. Современному зрителю трудно понять, насколько важно было понятие богоизбранности монарха для людей прошлых времён. Монарх может быть чудовищем, но он ставленник божий, и значит, бунт против него - это бунт против самого Бога.

До этого момента мысль Гулда мне понятна. Но вот зачем он создал прямую ассоциацию "Ричард-святой Себастиан" - а эта аллюзия недвусмысленно присутствует в фильме - я понять не могу. Так же, как и аналогию между Ричардом и Христом. Смерть Ричард, конечно, принял мученическую, но не как подвиг, а как расплату за свои грехи.

Очень противоречивым и опять же непонятным показался мне образ герцога Йорка в замечательном исполнении Дэвида Суше, известного как Пуаро. Йорк - змея подколодная, то он за короля, то против, то сына своего предаёт, и логика его поступков совершенно непредсказуема. Суше убедителен, его герою веришь, но его действия кажутся непостижимыми.

Не буду останавливаться на других персонажах. Отмечу только, что очень сомневаюсь в том, что епископ Карлейльский мог быть в 14 веке негром. Толерантность, имхо - мамаша абсурда, и лучше бы кино её избегало. К счастью, среди вассалов короля нет хотя бы азиатов.

И всё-таки несмотря на эти промахи, фильм прекрасный, и смотреть советую обязательно!

9 из 11

Великобритания, 2012
Режиссёр: Руперт Гулд
Сценарий: Вильям Шекспир, Руперт Гулд
В главных ролях: Бен Уишоу, Патрик Стюарт, Дэвид Суше и др.
Жанр: историческая драма



Информация о проекте "Пустая корона"











  

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"