США, Германия, 2004
Режиссёр: Алекс Пройас
В главной роли: Уилл Смит
Жанр: фантастика
2035 год. Использование робототехники стало обыденностью даже в быту. Миллионы роботов давным-давно верой и правдой служат своим хозяевам - людям. Трудятся на производстве, выполняют чёрную работу, ухаживают за больными, совершают покупки, выгуливают собак... Роботы свободно передвигаются по улицам наравне с людьми, и никто не обращает на них ни малейшего внимания, они стали органичной частью городского пейзажа.
Только один человек - полицейский детектив Спунер (Уилл Смит, о его достоинствах мы не будем - прекрасный актёр) держит на них зуб и подозревает, что роботы могут быть опасны для человека. Опасны - потому что всем известные "Три закона робототехники" не совершенны и не предусматривают всех возможных ситуаций, когда человеку может угрожать беда. Когда поведение робота хоть немного отступает от нормы, Спунер пытается выискать неведомый подвох. Со стороны это выглядит параноидально - представьте себе аналогичную для наших дней ситуацию: полицейского, который присматривается к каждому светофору в надежде найти в переключениях лампочек злой умысел и желание подстроить автокатастрофу.
Тем не менее, как говорится, на ловца и зверь бежит... Ситуация, когда на робота падает подозрение в убийстве человека, оказывается у Спунера в руках. Почему единственный из миллионов роботов, который ведёт себя не по программе, оказывается связанным с единственным из миллионов людей, который всей своей душой роботов ненавидит? Идя "по следам крошек Гретель и Гензель" (образ-рефрен из фильма), Спунер мало-помалу распутывает загадку...
Основная идея фильма - это разрешение одного из вариантов знаменитой дилеммы "Творца - творения". Имеет ли право творение идти против Творца, если решает, что лучше Его самого знает то, что Ему нужно? Насколько Творец ответственен перед собственным творением, если Сам дал ему разум, чувства и свободу выбора? Несмотря на кажущуюся простоту, фабула заставляет всерьёз задуматься над тем, где находится та самая грань, которую творению не следует переходить, и каковы полномочия Творца, если творение всё же эту грань перешагнуло.
И - что касается роботов. В фильме Пройакса роботы выглядят хрупкими, беззащитными, невинными, светлыми. Но так они только выглядят... Их внешний вид обманчив и не мешает им превратиться в толпу безжалостных бездушных существ. В каком-то смысле, они здесь больше люди, чем сами люди.
Несмотря на философскую подоплёку, фильм "Я, робот" очень зрелищный, динамичный, красивый, гуманный и светлый. С прекрасным ненавязчивым добрым юмором. Ориентирован практически на любую аудиторию. Нельзя не отметить замечательное музыкальное сопровождение картины.
Кто ждёт увидеть в фильме "Я, робот" Айзека Азимова, тот его не дождётся, но вряд ли уйдёт с картины разочарованным.
10 из 11
Оксана Аболина |