США, 2010
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В главной роли: Леонардо ди Каприо
Жанр: психологический триллер
Мощный фильм. Стильный. Атмосферный. Эмоциональный. Умный. А ещё нервный. Страшный. Гениально выдержанный композиционно. Выверенный до мельчайших деталей. Обрушивающийся, как шквал. Проникающий в сознание и пугающий его. Открывающий в самом заторможенном зрителе способность к эмпатии - ибо включает его в действие с самых первых кадров, завораживает, заставляя физически прочувствовать всё то, что испытывает Тедди (Леонардо ди Каприо) - главный герой картины: промозглую погоду, сумасшедший ветер, холодные капли дождя на лице, но главное - ни на секунду до финальных титров не отпускающее лихорадочное напряжение, страх и неизбежно нарастающую паранойю. Попробуйте посмотреть "Остров проклятых" и не проникнуться всем этим до самых печёнок!
По жанру "Остров проклятых" - психологический триллер. И не обращайте внимания на вульгарное наименование, это наши переводчики, как всегда, постарались. Простите мне мой английский, но кажется, что всё-таки самое близкое лексическое значение для "Shutter Island" - это "Закрытый остров. Короче, фильм - отнюдь не ширпотреб, это высокохудожественное произведение с высокой степенью накала.
Сюжет даже близко нельзя пересказывать. Там всё строится на нюансах. На мимолётных видениях, на диалоге. Момент - и всё действие поворачивается к тебе совершенно другим боком. Ещё момент - и всё снова меняется. И ни на секунду не отпускающее героя и зрителя ощущение: где истина, а где ложь? Сюжет построен на сомнении. Если вам один человек подозрительным голосом скажет о новом знакомом: "А ты давно его знаешь?", - затем другой - в вас не проснётся паранойя? А если при этом вокруг опасность, и кажется, что все сговорились и врут, неясно зачем, неясно почему... Как в таком ощущении жить? И всё это усугубляется месторасположением действия - изолированный страшный скалистый остров с психлечебницей для самых опасных преступников, отрезанный от мира не только расстоянием, но и обрушившимся на него чудовищным ураганом.
Этот ураган не только в природе - он происходит в душе главного героя - полицейского маршала Тедди, казалось бы, сильного парня, но на деле абсолютно беззащитного, и далеко не только от того, что при вступлении на остров он вынужден сразу сдать своё оружие, но лучше об этом вы узнаете сами при просмотре ленты.
Нельзя не отметить звуковое оформление фильма. Не только музыка, весь звукоряд - яркий, сочный, динамичный, преследует одну цель - подчеркнуть тревожность и зыбкость происходящего. Визуальный ряд - тёмный, почти готический, грозные ландшафты и пейзажи, сумрачная, напоминающая крепость клиника. Операторская работа - на высоте. Что редкость для триллера вообще - удивительное чувство меры Мартина Скорсезе. Он весь фильм словно бы идёт, даже не идёт а стремительно несётся по самому краю пропасти, но ни разу не делает неверного шага. Каждая деталь на своём месте и служит общей идее.
Прекрасный сценарий. Отлично выстроенные диалоги. Актёрская игра... Лучшая роль Леонардо ди Каприо из мной виденных. Здесь он ярко продемонстрировал, что способен играть сложнейшую психологическую роль. Очень загадочный персонаж у Бена Кингсли, но она целиком умещается в его амплуа и подходит ему идеально. Менее ярко выражен герой Марка Руффало, но ему и предназначено изначально находиться немного в тени, это тоже часть композиционного замысла.
Финал картины ошеломляет. Причём дважды (поскольку финальных сцен две и обе всё ставят с ног на голову), но будьте внимательны к последней фразе, произнесённой Тедди - при первом просмотре я не придала ей значение, а в ней скрыто - о, очень многое! просто всё начинает выглядеть совершенно иначе, если вдуматься, почему и зачем эта фраза была произнесена.
К просмотру обязательно. 11 из 11.
(c) Оксана Аболина |