США, 2005 Режиссер: Стивен Спилберг В главной роли: Том Круз
Ни об одном фильме не довелось читать столь взаимоисключающих отзывов. Диапазон оценок: от "великолепно, лучший фильм Спилберга" до "ужасно, как можно было так испортить великого Уэллса". Такой же противоречивый размах оценок вызывает игра Тома Круза: от лучшей его роли до худшей. Я не люблю крайности. И не считаю, что "Война миров" - самое замечательное творение Спилберга, равно как его нельзя назвать и плохим. И вот почему.
Кино - жанр прежде всего зрелищный. И этому требованию "Война миров" отвечает вполне. В 2006 году фильм был номинирован на премию "Оскар" в категории"лучшие спецэффекты". Спецэффекты создавались таким известным мастером своего дела как Деннис Мюрен, обладателем 8 Оскаров (фильмы "Инопланетянин", "Возвращение джедая","Индиана Джонс и храм судьбы","Терминатор-2", "Парк юрского периода" и др.) Эффекты в "Войне миров", надо сказать впечатляют, особенно проезжающий на огромной скорости мимо станции горящий поезд, рушащийся виадук, убегающая из-под ног людей мостовая с вылетающей, как гильзы от пулеметной обоймы, брусчаткой, агонизирующий треножник инопланетян.
Однако, критикуют "Войну миров" отнюдь не за спецэффекты. Большинство претензий высказано в адрес сценариста, который слишком американизировал сюжет, далеко уйдя от первоисточника. Я, откровенно говоря, роман Уэллса едва помню, читала в детстве и впечатления он на меня не произвел. Показался нарочито наивным. В фильме этот момент наивности и простоты присутствует, и даже местами демонстративно, так что за ним виднеется загадочная ухмылка Спилберга, при виде которой задаешься вопросом: "А что он хотел этим сказать?"
Действительно, заставка и финал, обрамляющие сюжет, кажутся крайне нелепыми: злобные инопланетяне, как нам становится известно, миллион лет назад схоронили в толще земли свои гигантские аппараты-треножники, с целью, вероятно, напасть на нас, когда мы превратимся в развитую цивилизацию. Логика инопланетян для нас недостижима: почему, спрашивается, было не шарахнуть по людям сразу, как прибыли, и не извести этот зловредный вид, пока он не расплодился? Нет, решили обождать. И вот, изучая нас миллион лет, умные, но бездушные иноземные существа совершают губительную для них ошибку - не учитывают тот фактор, который знает всякий земной школяр средней успеваемости - на планетах существуют микроорганизмы, способные повредить пришельцу, не защищенному множеством поколений предков, выработавших к ним иммунозащиту.
И вот, эти две нелепости, заключившие внутри себя апокалиптичный сюжет, подчеркивают, как мне кажется, желание Спилберга показать хрупкость нашего мира - ведь именно с нелепой случайности, абсолютно невероятной, такой, как закопанные миллион лет назад в земле аппараты, может начаться глобальная катастрофа - какая? да какая угодно. Случайности ждут на каждом шагу и нет возможности к ним подготовиться заранее и подстелить соломку. Откуда шарахнет - неизвестно.
Так же точно - абсолютно неожиданно - гибнущее человечество вдруг спасается. Практически ничего не сумев противопоставить агрессии извне. И это выглядит еще большей нелепостью, чем появление треножников. Игра, в которую сыграли наверху, оставила нам неприятную роль жертв, не способных сопротивляться; бездумных животных, леммингов, несущихся по дорогам, гонимых инстинктом спасения и гибнущих. Никакой войны миров, собственно, нет, есть только целенаправленное истребление вида, эдакий межпланетный геноцид.
Упреки в американистости обоснованы, но опять-таки, здесь присутствует нарочитая американистость, которая больше смахивает не то, чтобы на пародию - на зеркало, которое подставил Спилберг соотечественникам под нос: посмотрите на себя, где ваша демократия, где ваши достижения, где ваше хваленое всё, если в мгновение ока все достижения и идеалы цивилизации рушатся, у человека не остается ни благополучия, ни технических возможностей, ни крова, ни еды, ни воды, ни защищающих человека городов, законов, свобод, армии, а главное - безопасности, а сами люди на глазах теряют человеческий облик, думая только о спасении и идущие ради него на всё.
И если есть в сюжете откровенно слабые места, то связаны они со схематичностью большинства персонажей. Характеры переданы лаконично, мазками, местами утрированно, практически так, как их видит главный герой в исполнении Тома Круза - недалекий, необустроенный, полумаргинальный крановщик Рэй Ферье, которого бывшая супруга с новым мужем одарила на уик-энд собственными детьми - тинейджером Робби и малышкой Рэйчел. Педагог из Рэя никакой, взаимопонимания с детьми достичь не удается, несмотря на то, что прижало настолько, что пора бы объединиться и делать одно дело.
Но делать дело приходится одному Рэю. Ему надо отвезти детей в Бостон, туда, куда уехала, бывшая жена. Ведь его собственный дом, и сам город разрушены до основания. Девочка в панике, полфильма в истерике, что раздражает зрителя - не так себя должна вести героиня фильма, не так, должна быстро помудреть, вести себя спокойно и слушаться папочку. Но девочка ведет себя не по законам кинематографа, а по законам страха - она боится, и не умеет скрыть свой страх. Так пищат испуганные котята, когда надеются, что кто-то из старших им поможет. А кто может помочь, когда и старшим страшно не меньше, чем ей. Робби одержим идеей идти посражаться с треногами. В критический момент, когда Рэю надо спасать дочь, он бросает его и сестру и уматывается на фронт. Правда, когда измотанный герой с дочкой на руках появится около дома, куда уехала его бывшая жена, Робби уже окажется там, с повинной головой, но, похоже, не слишком обрадовавшийся отцу.
Финал вообще выглядит странно, во всяком случае для россиянина. Преодолевший всевозможные трудности, прошедший через страшные испытания герой приводит в целости и сохранности дочь своей бывшей супруге. Вся ее семья молчаливо выходит на крыльцо. Звучит короткое "спасибо". И даже приглашения войти в дом мы не услышим. Ничего не имел прежде, а что имел - потерял, Рэй остается без дома, без семьи, без работы, а теперь еще без той цели, которая заставила его пройти через все перипетии сюжета.
Круз понравился. Хотя после сложного и многозначного героя "Магнолии" кажется, что роль столь недалекого персонажа ему не пойдет. Нет, Круз прекрасно справился. Мускулы, ловкость, физическая сила с одной стороны, примитивность, прямолинейность, негибкость - с другой. Именно такой, идя напролом к своей цели, стремящийся уберечь своих самых близких, при большой дозе везения, имеет шанс спастись сам и спасти близких.
Хорош герой Тима Роббинса - полусумасшедший Огилви, приютивший погибающего Рэя с дочкой и маниакально стремящийся прорыть подземные ходы между городами, чтобы создать сопротивление. Огилви погибает от руки Рэя, так как ведет себя неадекватно, постоянно создавая опасные для них всех ситуации. Стремление закрыть дочери в самом буквальном смысле на это глаза - завязать их - выглядит также нелепо: попытка вести себя по-человечески в нечеловеческих условиях выглядит как насмешка над здравым смыслом.
И в общем-то, несмотря на неоднозначность восприятия сюжета, схематичность персонажей, фильм захватывающий, напряженный, эффектный.
7 баллов из 11.
(c) Оксана Аболина |