Аннотация: О том как постмодернисты испортили художественный вкус слону живописцу.
Амаяк Тер-Абрамянц
О ТАЛАНТЛИВЫХ СЛОНАХ, БЕЗДАРНЫХ ЛЮДЯХ И ПОСТМОДЕРНИЗМЕ.
Недавно по телеканалу "Культура" прошёл любопытный сюжет. В Таиланде появился художник слон! И, как говорят, не один. Предприимчивые тайцы демонстрируют туристам их способности за 15 долларов. Неизвестно сколько слонов отсеивается в процессе дрессуры, прежде чем выявляются слоны с художественными наклонностями. На телеэкране можно было видеть как умное и, главное, бескорыстное (в отличие от человека) животное (вот уж не без некоторого усилия теперь слона называю животным!) ухватив своим удивительным, столь же сильным, как и чувствительным хоботом малярную кисть, накладывает мазки разных цветов на холст.
Но самое потрясающее, о чём сообщил голос за кадром, что некий тайский художник научил слона рисовать... слона!!! Процесс рисования, правда, показан не очень убедительно (в кадре лишь хобот и кисть), зато результат сверхвпечатляющий: на холсте появляется изображение слона, примерно так, как его мог бы изобразить 5-ти 6-ти летний ребёнок: четыре ноги, туловище, хобот, ухо, глаз, да ещё цветок в игриво изогнутом хоботе! Конечно, на рисунке изображён лишь контур, но, согласитесь, и одно это изображение могло бы вызвать сенсацию в научном мире, который, однако, почему-то отмалчивается. Но все мы знаем этих занудливых и консервативных учёных червей другое дело масс-медиа - вот уж где каждый найдёт свою правду!
Но дело не в этом. Узнав о слоне художнике в Таиланде, некая леди в Британии, художница постмодернистка встревожилась. Как это так? Слона приучают к вульгарному реализму, игнорируя его внутренний мир! Надо его немедленно спасать пока он окончательно не стал каким-нибудь заурядным бытописцем! И быстренько собрав холсты и краски, она рванула за 10 тысяч километров спасать этот самый внутренний мир слона от мещанской пошлости.
Работала она с ним долго и упорно. Уж не известно каким образом она заставила слона не воспроизводить образы внешнего мира (возможно, била по хоботу или не давала сахару), но своего добилась! Размахивая малярной кистью и окуная её в ведёрки с разными красками слон мазал и мазал на холсте что-то по-видимому отражающее его духовную сущность, впрочем, довольно мажорное.
Однако леди пошла дальше. Она устроила выставку в Лондоне, скрыв имя автора (вы, конечно догадались какого).
Выставка прошла успешно. Высоколобые интеллектуалы и эмансипированные дамы бродили меж холстов, дабы не прослыть профанами, делали глубокомысленные замечания и выводы. Общее мнение сводилось к тому, что создатель этих полотен - натура незаурядная, талантливая, обладающая богатым творческим потенциалом.
Неизвестно как они реагировали, когда в конце выставки им объявили, что создатель этих полотен - слон, к своему счастью избежавший подневольного труда таскания брёвен в джунглях. Получилось некое подобие тихого скандала, который так необходим, чтобы обратить на себя внимание в рыночном мире, где продаются не вещи, а представления о них.
Подозреваю, правда, что все лавры достались не слону, а леди и её постмодернистские картины резко выросли в цене. Не говоря уже о продаже полотен самого слона - говорят, леди не только окупила расходы на поездку в Таиланд, но и приобрела кругленький капиталец и все серьёзные галерейщики с ней теперь советуются. Самому же слону, осмелюсь уже от себя утверждать, не перевели из Англии в Таиланд ни пенса!
Впрочем, я совсем не хотел иронизировать по поводу способностей слона. Этих благородных и умных животных я теперь уважаю ещё больше (о людях промолчу!).
Однако после того как я узнал эту историю мне вдруг впервые за многие годы захотелось посетить Третьяковку и посмотреть на полотна Шишкина и Айвазовского.