Дример
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Повесть вошла в лонг-лист премии "Дебют" в 2007 году.
|
Дример
Глава 1 Робот и мысли
"Сила и Притяжение"
Аладант проснулся от непреодолимого желания выпить воды. Его руки тряслись, тело сотрясал озноб, страшно болела голова где-то в затылке. Он посмотрел на дример Лизы, его жены. Та мирно спала, если это можно было так назвать.
"Уже пятнадцать лет" - почему-то подумал он. Почему именно эта цифра? Именно столько в этом году должно было исполниться их браку. Но ведь ни она, ни он не виноваты в этом. Когда-то давно у них была любовь. А сейчас... А что сейчас? Сейчас у них крепкая семья, тринадцатилетний сын, большая квартира, хорошая работа и... у каждого свой мир, в котором они живут.
- Да, - произнес Аладант, как бы соглашаясь со своими мыслями
Он сел на край дримера, тут же включился небольшой ночник. Его мягкий синий неоновый свет падал под таким углом, чтобы не попадать на лицо жены, при этом озаряя половину комнаты. Аладант даже залюбовался этим зрелищем. Почему он никогда не замечал этого свечения? Аладант осмотрел всю комнату целиком. Обычная комната, каких тысячи, а то и миллионы.
Еще в конце двадцать девятого столетия все дома начали сносить и застраивать старые кварталы новыми однотипными домами из новейшего на тот момент суперпрочного сплава - апримфидуса. Сейчас он уже устарел, ученые открыли еще более прочные сплавы, но апримфидус не перестал быть таким же прочным. Снаружи эти дома были, как и полагается, стально-металлического цвета, внутри - мягко белые. В каждом подъезде строго по тридцать семь квартир - по одной на каждом этаже. Подъездов могло быть и двадцать, и тридцать. Все в целях большой экономии места, материалов, времени на постройку.
Внутри квартиры не меньше трех комнат. Не считая ванной, туалета, кухни и небольшой кладовой. Менять планировку строго запрещалось. У каждой комнаты был свой цвет. У гостиной - коричневый, у спальни - бледно-голубой, у детской - синий и у кухни - желтый. Менять цвет стен строго запрещалось.
Вот примерно так, в бледно-голубом цвете с отражением неонового света и выглядела комната Аладанта. В обстановке комнаты не было ничего сверхъестественного - два дримера по середине как бы разделяли пространство комнаты на две части, возле каждого - по ночнику. Большое - во всю стену - окно сейчас было закрыто. Под ночником - комод со всякой всячиной, если подойти к нему и нажать на маленькую неприметную кнопку, то вместо него возникнет большой платяной шкаф. Такой же комод со стороны дримера Лизы. Два портативных компьютера возле стены, опять-таки каждый в своем пространстве и... В общем-то все, больше ничего.
Аладант любовался, водя взглядом по комнате, еще никогда в жизни он не наблюдал подобного. Все играло новыми красками, яркими и очень контрастными между собой.
- Вам не спится? - раздался сзади удивленный механический голос.
Аладант вздрогнул и обернулся. Это был Дримлоу - робот, обязанный следить за состоянием всех дримеров квартиры, ну и, разумеется, помогать по дому: убираться, сопровождать сына в школу.
- Нет, Дримлоу, - произнес Аладант. - Просто захотелось выпить воды.
- Выпить воды? - снова удивился робот.
- Да, - твердо сказал Аладант, уже осознавая свою ошибку, и поправился - И сходить в туалет.
- Фух, - картинно выдохнул робот, - а я уж думал, что ваш дример неисправен.
- Нет, с ним все в порядке. Просто я хочу воды и в туалет.
Город
Я закрыл книгу. Уже после прочтения первых строчек у меня проснулось чувство интереса. Да, так уже больше никто не пишет. Да и в магазинах можно встретить, лишь научную литературу, ну или учебную - художественная медленно, но верно умирала. Книги великих писателей, если и существуют, то только в электронных вариантах, или у таких же одержимых, как я, но нас мало...
Что-то меня заинтересовало в этой книге, но что? Не знаю. Такое ощущение, что все, в ней описываемое, мне уже давно знакомо, когда-то было. Подобные картины я уже где-то видел, но это было на голограммах очень далекого времени, сейчас такие даже и не снимают.
Тут я почувствовал небольшую боль в спине, в районе позвоночника. Это было верным признаком того, что пора бы немного пройтись. В моем возрасте нужно больше двигаться, хотя, скорее, это нужно было делать раньше. Чем активнее ведешь свой образ жизни, тем дольше проживешь. Но человек задумывается об этом только тогда, когда уже поздно. Вот есть те люди, которые думают, рассчитывают, продумывают все наперед, а есть мы - лентяи - которые всю жизнь откладывают все на потом, делают все в последний момент. Но в этом есть свои плюсы. Так жизнь кажется гораздо насыщенней, интересней. Когда все знаешь наперед, все рассчитываешь и предугадываешь, становится скучно и, как минимум, неинтересно.
Уж лучше я буду таким вот лентяем, но который, тем не менее, умеет в нужный момент предугадать ход событий, успеть когда это необходимо... Да, это мне по душе!
С такими мыслями я дошел до конца аллеи и повернул направо. Все это время мой пес Дионис, которого я вынужден был выгуливать, непрерывно следовал за мной. Это было довольно умное и послушное животное и в то же время не перестававшее оставаться животным. Хотя, чем мы - люди - отличаемся от животных. Если хорошо подумать, то различия минимальны.
Я прошел вглубь аллеи и сел на очередную лавочку, возле большого раскидистого дуба. Этот маршрут я повторял каждый день, точнее вечер. Когда уставшие люди приходили с работы, ужинали и мирно отдыхали в узком семейном кругу, я чаще всего еще даже не выходил из квартиры. Лишь по вечерам, уже ближе к ночи, сознание того, что нужно выгулять собаку, заставляло меня покинуть свое привычное место обитания и проникнуть в более непривычное, чужое и совсем безрадостное для меня. Честно говоря, прогулки на свежем воздухе не доставляли никакого удовольствия совершенно. Но завести робота, который бы выгуливал пса, почему-то не было никакого желания. То ли это какая-то странная неуверенность в них, то ли моя старая детская неприязнь.
А может плюнуть на все и действительно завести?
В доме бы прибирался, готовил еду и собаку выгуливал. Раньше с этим не было никаких проблем, потому что была жива жена. Да и на улице в то время я появлялся с большим удовольствием. А как ее не стало, все как будто стало чужим. Даже собака иногда кажется какой-то не от мира сего, как и все остальные люди. А еще говорят, собака - друг человека.
Гхм... действительно. Ведь именно для этого я ее заводил, чтобы видеть: роботы никогда не заменят живых существ. Какой же в нем смысл? Н-да... не понимаю, зачем люди заводят собак, а потом роботов, которые бы за ними ухаживали. Наверное, все из-за лени. Из-за великой человеческой лени.
Вон, кстати, идет представитель подобного класса. Робот-помощник. И как раз с собакой. Спорю на что угодно, его хозяин только что вернулся домой после тяжелого трудового дня, съел свой ужин, улегся перед голографом, увидел собаку, вспомнил, что с ней нужно гулять и послал робота. А сам, упиваясь собственной гордостью, что он выполнил свой долг перед "другом человека", лег обратно и уперся в голограф.
Нет. Вариант с роботом совершенно точно отпадает.
- Я вам не помешаю? - раздалось откуда-то сверху.
Я поднял голову. Возле скамейки стоял тот самый робот, который, как и я, был обречен на выполнение этого долга перед другом человека. И если я был должен только Дионису, то робот еще и своему владельцу. За своими мыслями я не заметил, как это "Величайшее Создание Человечества" подошло ко мне и пыталось изобразить на механическом лице некое подобие улыбки. Тем не менее, отказывать кому-то или грубить, было не в моих правилах. Скорее относиться с уважением и оставлять после себя благоприятное впечатление - от этого я получал большее удовольствие.
- Нет, - тоже улыбнувшись, ответил я. - Не помешаете. Присаживайтесь.
На лице робота, почему-то вдруг появилось удивление. Видимо, он не ожидал такого радушия. Хотя на что же он еще надеялся, если не на положительный ответ. Нужно быть совсем безумной железкой, чтобы подойти к человеку, заговорить с ним, будучи уверенным, что он тебя пошлет.
Робот, несмотря на свое удивление, учтиво поклонился и сел рядом со мной на скамейку. Когда он отпустил собаку, я так и не видел. Надо бы поменьше углубляться в собственные мысли, а то так может и случиться что-нибудь недоброе, пока витаю в облаках.
- Вы недавно сюда переехали? - спросил робот, внимательно следя за своей собакой.
- С чего вы взяли? - удивился я. Не знаю почему, но этот робот не вызывал у меня негатива.
- Я вижу вас здесь первый раз.
- Ну, это еще ничего не значит. Просто я впервые выгуливаю пса так поздно.
- Так поздно? - удивился робот. - Еще всего лишь восемь часов вечера.
- Ну да, - немного смутился я, - просто я выгуливаю пса один раз в день, только для того, чтобы он побегал и подышал свежим воздухом. Все остальное он с легкостью может делать дома.
- А вот я никак не могу уговорить мадам Салватор поставить в квартире туалеты для домашних животных. Дом, в котором мы живем, очень стар; семья мадам Салватор живет в нем уже более двухсот лет, поэтому и такого встроенного туалета для животных в нем нет. Да и мадам Салватор - женщина довольно старых взглядов. Считает, что собакам не очень удобно в этих туалетах, в чем лично я очень сильно сомневаюсь.
Эта речь произвела на меня сильное впечатление, еще никогда при мне роботы не высказывали своего собственного мнения. Такова была политика Правительства - роботы не должны считать себя личностью, не должны выделять себя из рядов таких же, как они. Людям, в общем-то, на это глубоко наплевать, потому что в роботах они видели лишь орудие труда, очень удобную вещь в хозяйстве. И если поначалу его считали роскошью, то чуть позднее таким же безусловным предметом обихода, как ложка или стакан.
Но!
До сих пор существует очень большое "но"!
Робот изначально задумывался как носитель искусственного интеллекта, НИИ, первая машина которая в состоянии думать, оценивать, рассчитывать, предполагать, устранять ошибки и неточности, допущенные человеком. Но какой же интеллект без личностного осознания?
Вот так, методом проб и ошибок, человек создавал новый велосипед: предмет, полностью ему подвластный. Но, также как с велосипеда можно было упасть, роботы нечасто, но ошибались, и тогда это "падение" отдавалось не только болью в ладонях.
Что сделали люди с личностным осознанием?
Внушили этим "личностям", что их долг служить человеку, это их предназначение, в этом их правда, это их жизнь и в этом... их смерть. Их мозг вмещал столько информации, сколько не мог вместить человеческий, хотя и это спорный вопрос. Скажем так, вместимость человеческого мозга куда больше, просто поиском роботы пользовались более успешно.
Что до их развития, то человек был первым и единственным богом для робота. Но все люди разные. И пока одни упивались собственным величием, у других сжималось сердце оттого, что такие же живые существа, которых отливали на заводе, кому-то служат.
И эти кто-то - всего лишь люди.
- Так значит, вы выгуливаете собаку мадам Салватор? - спросил я.
- И это тоже.
Мне показалось, или этот робот действительно вздохнул?
- Вообще, я больше выполняю работу по хозяйству. Мадам Салватор довольно преклонного возраста, к тому же сильно больна, поэтому не может больше выгуливать свою собаку - ей даже трудно встать с постели, не то, что куда-то пойти. Вот так на мои плечи легла еще одна обязанность, хотя раньше собаку выгуливала она сама, мне доводилось это делать лишь в редких случаях.
Я внимательно посмотрел на этого робота.
- Для робота вы очень много размышляете, - произнес я.
- Это плохо? - перевел взгляд с собаки на меня робот.
Я посмотрел в его глаза, если два светящихся эллипса можно было так назвать. Воцарилось молчание. А ведь этот робот уже очень стар, почему-то подумал я в этот момент.
- Конечно же, нет, - произнес я, чтобы хоть как-то разрядить нависшую тишину. - Чем больше развит интеллект робота, тем лучше. Ведь роботы ничем не хуже людей, а в некоторых ситуациях даже лучше.
Робот посмотрел на меня уже с интересом. Удивительно меняется его лицо в зависимости от сказанного мной. Таких роботов уже давно не делают, потому что делать роботов похожими на людей вдруг стало запрещено.
- Не зря вы мне сразу понравились, - улыбнулся мой собеседник. - Что вы читаете? - спросил он, увидев в моих руках небольшой томик.
Я повертел в руках недавно начатую книгу.
- Художественная литература, - пожал плечами я и показал обложку роботу. - Не думаю, что вас это заинтересует.
- "Сила и притяжение"! - неожиданно для меня обрадовался робот, прочитав вслух название книги. - Это книга мадам Салватор.
- Кого? - поразился я. Взглянул на обложку и только тут сообразил, что автором романа, который я держал в руках, является Джессика Салватор! Женщина, которая еще не забыла, что значит фантазировать. Определенно мне начинал нравиться этот робот все больше и больше.
- Мадам Салватор, - повторил робот. - Женщина, о которой я вам говорил. Большая любительница романов. Потому-то никто не удивился, когда она написала свой.
- Очень странно, - задумчиво пробормотал я. - Дело в том, что я иногда преподаю в университете именно современную художественную литературу. Вхожу в состав общества, которое так же этим увлекается, и знаком почти со всеми авторами современности. Честно говоря, их не так много, но до сих пор я и подумать не мог, что кто-то еще кроме них напишет роман.
- Это плохо? - удивился робот. Его мимика меня поражала. Когда механическое лицо удивлялось - брови поднимались наверх, когда ему что-то не нравилось, соответственно - сдвигались ближе к глазам. Лицо робота было сложным механизмом, с невероятным количеством точек. Иными словами, выражение лица менялось в зависимости от ситуации.
Не то, что сейчас: роботы с немыми лицами были все больше похожи на консервные банки.
- Нет, - слегка наклонив голову, ответил я. - Это хорошо, даже очень хорошо, чем больше появляется новых авторов, тем сильнее развивается эта область искусства, также как это существует в роботостроении, в машиностроении и прочем.
Да. Искусство совсем потеряло свой шарм. Превратилось во что-то бесформенное. Роботостроение было основным его направлением. Появилось много известных мастеров, которые создавали очень красивых и оригинальных роботов.
Но что они делали?
Лишь совершенствовали уже созданный кем-то велосипед.
Хотя, может, истинное предназначение искусства именно в этом?
- Искусство - лишь способ познания мира, - довольно весомо заявил робот. - Загвоздка в том, что Мир уже давным-давно познал себя. Хочет ли он, чтобы его познавали?
- А может, нет? Может, наоборот? Мир познает себя через нас? - неожиданно пришли в голову мне слова, которые я не замедлил озвучить.
- Интересный вопрос, - улыбнулся робот. - И, тем не менее, мне уже пора. Могу вас попросить об одолжении?
- Смотря о каком...
- Вы преподаете в университете художественную литературу, а значит, хорошо ее знаете. Вы не могли бы после прочтения книги рассказать о своих впечатлениях? Это очень важно для мадам Салватор. Дело в том, что она смертельно больна, и жить ей осталось не так долго. Думаю, ей было бы приятно услышать отзыв о своем произведении из уст человека, понимающего в этом.
- Хорошо, - пожал плечами я. - Но как мы с вами встретимся?
- Я здесь каждый день в восемь часов вечера. Гуляю в основном где-то по этой аллее. Так что меня несложно найти.
Глава 2 Она
Странные, непонятные чувства овладели мной по дороге домой. Я погрузился в глубокие раздумья и никак не мог освободиться от них.
В таком состоянии я бываю все чаще и чаще после смерти жены. А что еще остается делать, кроме как не думать? Ведь другой радости больше не осталось.
Дома я разделся, пошел на кухню выпить свежезаваренного кофе. Вот то, что мне сейчас необходимо больше всего.
Заварив кофе и, устроившись поудобнее в кресле, я углубился в чтение.
"Сила и притяжение"
Жизнь изменилась. Аладант чувствовал это. Все в его жизни стало больше походить на... жизнь.
"Неужели это правда? - подумал он. - Все, что она сказала - правда! И от этого никуда не деться, никуда не убежать, не скрыться, а если попытаешься, то тебя поймают и заставят. Ты же подчинен системе и ничему более, ты - часть огромной системы, марионетка в игре, правила которой нарушить не в состоянии, потому как толком их не знаешь. А что знаешь??"
Аладант остановился, перебирая в уме фрагменты из своей жизни.
"Ничего! - пришел к выводу он. - Кроме того, что тебе нужно было знать. Сначала родители, воспитывая, внушали, что есть общепринятые нормы, которым подчиняются все. Потом в школе учили по принятым кем-то правилам. Этот кто-то решил, что должен знать каждый! Даже в университете, который выбираешь сам, учат совсем не тому, что, возможно, хочешь ты, а тому, что считается необходимым. И после этого еще говорят, что все правильно. Разве это правильно?
После университета начинаешь работать или продолжаешь свою научную карьеру. Так или иначе, незаметно, буквально по-маленькому шагу, вливаешься в ту громадную систему и начинаешь играть в игру, которая тебя совершенно не увлекает и не доставляет никакого удовольствия от процесса".
Зажегся большой свет, прервав думы Аладанта. Запищал будильник. Сейчас проснутся Лиза и Алан.
- Ты заболел? - спросила жена за завтраком.
Они сидели за столом, ели чрезвычайно питательные, приготовленные только из самых полезных и необходимых для здоровья злаков хлопья, вкус которых был похож больше на сырые зерна, нежели на хлопья.
- С чего ты взяла?
- Неважно выглядишь.
- Может быть. Не знаю, что-то действительно не здоровится.
- Тогда не ходил бы сегодня на работу, взял бы больничный, - сочувствующе посмотрела на него жена.
- Нет, - твердо заявил Аладант. - Я должен выполнять свой долг Гражданина. Если отвлекаться на болезни, не останется время для главного.
- Смотри сам, - пожала плечами Лиза, заканчивая свой завтрак. - Сможешь отвезти Алана в школу? Мне сегодня необходимо прийти пораньше.
- Без проблем, - ответил Аладант. - Беги на работу, выполняй свой Долг.
Он улыбнулся, но это получилось как-то неестественно жизнерадостно. Лиза внимательно посмотрела на него.
- Может, действительно сегодня не пойдешь? - спросила она. - У тебя очень нездоровый вид.
- Нет причин для беспокойства. Чувствую себя превосходно, а измученный вид, скорее всего, от давления.
- Да, возможно, - согласилась жена. - Сейчас многие этим мучаются. Тогда если станет очень плохо на работе, вернись домой. Уж лучше отлежаться несколько дней и начать с новыми силами, чем валяться несколько месяцев в больнице.
- Хорошо, - кивнул Аладант. - Обязательно последую твоему совету.
- Ну, все, я побежала.
И, чмокнув Аладанта, Лиза умчалась на работу. Ему же спешить было некогда.
Аладант работал в огромной компании, которая занималась изготовлением дримеров. Его роль в ней была незначительна. Он знал лишь свой участок работы, впрочем, как и многие, кто работал в подобных компаниях. Все самое основное было скрыто большой тайной. На поверхности лишь мелочи, которые уже давно не были никому интересны.
Каждый день Аладант приходил в компанию в девять часов утра, проходил большой пропускной пункт и после нескольких проверок личности попадал внутрь. Там не было ничего особенного. Огромное количество кабинетов, как и полагается в огромной компании. По одному на каждого человека. Через каждый кабинет проходит конвейер, на котором с четкой периодичностью в нужном месте должна стоять именно та деталь, которую производит данный человек.
Вот такой вот тоскливой, однообразной, но очень полезной для общества работой занимался Аладант.
- Дримлоу! - крикнул он, доев свой завтрак и вставая из-за стола. - Отведешь Алана в школу? Мне сегодня нужно попасть еще в одно место, перед тем как поехать на работу.
- Конечно же, сэр, - беспрекословно кивнул робот.
Аладант спешил, хотя времени у него было еще много. Предварительно, выйдя из дома, он позвонил на работу, предупредил, что не придет. Какие уж тут высокие цели? Какой долг? Долг кому? Перед кем? Чем мы кому-то обязаны кроме родителей? Государству?
А что такое государство?
Аладант пока не мог дать точного ответа на этот вопрос. Он еще был не так глубок в своих размышлениях, как Она...
А все началось именно тогда, в Сомниуме...
Город
Помнится, я уже читал подобное когда-то давно. Идеальный мир. Мир, в котором человеку нужна была самая малость. И эта малость называлась... свободой. Личностной свободой.
А я свободен?
Сейчас, вот уже сейчас. Идет двадцать пятое столетие, вроде бы и развиваться уже некуда, нельзя придумать что-то более удобное, чем тот мир, в котором мы живем. Ан нет. До сих пор наука движется вперед и находит все новые и новые пути своего воплощения, воплощения человеческой фантазии.
Можно много думать на этот счет, перебирать различные варианты - "что же будет дальше?", "к чему все это идет?". Исход будет один. Если он вообще будет.
"Сила и притяжение"
- Вы были на Игнисе? - спросил Ферокс, один из самых наглых и нахальных типов, что видел Аладант.
- Самое жаркое место Сомниума? - переспросил Аудах, тоже еще тот тип. Говорят он из тех, кто не работает, а сидит на шее у богатых влиятельных родителей. Такое трудно представить, но вполне возможно...
- Да, - кивнул Ферокс
- Конечно, - с довольной улыбкой произнес Аудах.
- Конечно, были.
- Кто там не был.
- Одно из самых популярных мест. - Подтвердили еще трое подобных же типов.
Честно говоря, такая компания не вполне радовала Аладанта. Он только и искал повода, чтобы побыстрее уйти от них. Хотя сам первый подошел, но только потому, что больше никого знакомых не было.
- Так вот, на Игнисе... - продолжил Ферокс, но Аладант его уже не слушал.
Ему было совершенно неинтересно что, как и с кем случилось когда-то на Игнисе. Более глупой темы для разговора и придумать нельзя было. Аладанта очень раздражало это общество. Все эти напыщенные неуклюжие человечки, которые здесь, в Сомниуме, ничего собой не представляли, так же, как все остальные, но, тем не менее, старались держаться выше остальных. Будто они чем-то лучше. Также ходят на работу, также являются частью системы, кому-то подчиняются, кого боятся, кому-то завидуют. И все же всем своим видом показывают, что они лучше, чем остальные. Таких в Сомниуме было большинство.
Не скрывая своей неприязни, Аладант стал разглядывать окружающих.
Обычное общество усталых работяг, которые пришли домой после тяжелого трудового дня и легли в свой дример отдыхать. Кто веселился, кто устало беседовал, кто ждал друзей, в общем, все, что нужно человеку, если он нуждался в общении, случайных знакомствах, связях и прочем.
Сомниум велик.
Аладанта что-то сразу привлекло в Ней. Создалось ощущение, будто он Ее уже где-то видел. Она стояла у барной стойки совсем одна, будто кого-то ждала. Если Она стояла просто так, то выбрала чрезвычайно не подходящее место для уединения - помещение было заполнено людьми до отказа.
- Аладант! - воскликнул Ферокс.
- Что? - машинально спросил тот.
- Мы тебе не мешаем? - с лукавой улыбкой сказал Ферокс.
- Нет... я сейчас.
И, оторвавшись от этого кружка высокомерия, он, будто в глубоком сне пошел туда... к барной стойке. Ферокс и остальные проводили его недоумевающими взглядами, а через секунду, уже напрочь забыв его, продолжили свой бессмысленный разговор.
- Вы здесь одна? - осторожно спросил Аладант, сев на стул рядом с Ней.
Обычно он так не поступал. В его сознании всегда существовала какая-то странная паническая боязнь женщин.
- Как видите, - повернувшись к нему, сказала Она.
Черные волосы, черные бездонные глаза, черное платье. Девушка на вид лет тридцати-тридцати пяти, скорее всего уже мать нескольких детей. В Ее внешности не было ничего экстраординарного, даже наоборот, она отдавала какой-то простотой.
- Я имел ввиду - вы кого-нибудь ждете?
- Ах, это! - усмехнулась Она. - Нет, никого. Кроме вас, разумеется.
- Меня?
- Вас это удивляет, Аладант?
"Откуда она знает, как меня зовут?" - мелькнуло в мыслях у мужчины.
- Я давно вас жду, давно за вами наблюдаю и хочу поговорить, - будто прочитав его мысли, сказала Она.
- Да? И о чем же?
- О том, что вас мучает большую часть времени.
- О системе?
- Ну, ни о ваших же отношениях с женой.
Аладант изумленно взглянул на Нее.
- Да. Я очень много знаю про вас. Не удивляйтесь так. Я такой же человек, как и вы. И так же, как вы, хочу справедливости.
- Продолжайте, - задумчиво глядя на нее, сказал Аладант.
- А что продолжать? Вы итак уже многое знаете без меня. Это очевидно. Вы не хотите подчиняться системе, которая формировалась многие века. И вот, когда она уже обрела форму, многим пришлась не по вкусу. Но эти все смирились со своей участью. Все, но не вы, не я. Долг Гражданина, который каждый день нам приходится выполнять - неужели это то, ради чего стоит жить?
Она многозначительно посмотрела на Аладанта.
- Я так не думаю.
- Вот видите, - улыбнулась Она. - Наши мировоззрения схожи. Но вы до сих пор боитесь не подчиниться системе. В этом нет ничего страшного. Я тоже по началу боялась, но потом поняла, что так лучше. Лучше для меня.
- Что вы имеете в виду?
- Не заходите в Сомниум, не запускайте дример, и тогда вы увидите, от чего избавило нас государство.
- Но диэл...
- Диэл легко обмануть, он всего лишь машина, которая в отличие от людей, способна не подчиняться системе.
Аладант смотрел на нее изумленными глазами.
- Ложитесь в дример, включите его, но не надевайте лодэр, - продолжала Она. - Тогда диэл ничего не заподозрит, а даже если и заподозрит, то ничего никому не расскажет. Наблюдать за тем, в Сомниуме вы или нет, не входит в его обязанности. Первый раз система вас просто не найдет, и решит, что вы в очень далеком месте Сомниума и престанет вас искать, такое уже было, ложные тревоги уже слишком надоели Правительству, и они перепрограммировали всю систему. И второй, и третий раз, она не будет бить тревогу. Выйдите в Сомниум на четвертую ночь, лишь для того, чтобы система вас нашла и перестала быть в режиме постоянной проверки. После этого вновь не выходите две ночи. Тогда, на утро седьмого дня мы с вами вновь встретимся. Только не здесь, а в Городе.
- Но...
- Ничего не говорите, - взывающее посмотрела на него Она. - Здесь мой номер телефона, - она положила на стол небольшой голограф размером с камешек. - Звоните мне строго на утро седьмого дня. Если не позвоните, я сочту, что вы не последовали моему совету, и вы меня больше никогда не увидите. А сейчас прощайте.
Встав со стула, она быстрым шагом вышла из помещения.
Аладант сидел в недоумении. Положив голограф в карман, он вышел вслед за ней, но Она уже скрылась из вида.
Глава 3 Молчание дримера
Город.
- Вы все-таки пришли, - увидев меня, улыбнулся робот.
- Я не мог не прийти, - улыбнулся я в ответ.
Мы вновь встретились все на той же аллее все на той же лавочке все с тем же роботом. Робот выгуливал своего пса, я - своего. И, пока совершали свой ежедневный моцион, у нас было время побеседовать.
- Так вы почитали книгу? - спросил робот, все так же не сводя глаз с пса.
- Нет. Никак не смог совладать со сном ближе к утру, - усмехнулся я. - У многих людей в моем возрасте начинается бессонница, я же засыпаю на ходу.
- Вам не понравилось?
- Нет, отчего же... Пока многое непонятно, но это ведь только начало.
- Да, - согласился робот, - начало всегда не так интересно, как конец.
- Видите ли... - я остановился, подбирая слова для обращения к нему, но моего словарного запаса не хватило, чтобы подобрать хоть что-то, не обидевшее робота. - А у вас есть имя?
- Как ни странно, да. Меня зовут Дримлоу, - сказав это, робот, как только мог широко улыбнулся.
- Дримлоу? - переспросил я.
- Да, - кивнул тот. - Это в честь меня мадам Салватор назвала одного из персонажей своей книги. Он играет немаловажную роль в развитии сюжета, и я жутко горжусь, что именно так зовут главного... как это сказать... механического героя романа.
- Понятно, - вновь улыбнулся я. - А я - Леррой Стоун.
Я протянул руку. Дримлоу несильно пожал ее.
- Очень приятно, - произнес он. - Так что насчет книги? Сколько вы успели прочитать?
- Аладант встретился с Ней!
- Действительно, - кивнул робот, - это только начало.
- Я очень медленно читаю. Часто это шло мне во вред, потому что я никогда не успевал прочитать книгу к сроку. Но зато вникаю во все мельчайшие детали. И я думаю, что этот плюс с лихвой покрывает мой маленький недостаток.
- Важнее выносить какие-то выводы из прочитанного, нежели читать лишь бы прочесть, или читать, потому что надо. Так от чтения не получаешь совершенно никакого удовольствия.
- Совершенно верно. Поэтому художественную литературу я читаю с большим удовольствием и очень-очень медленно, чтобы продлить удовольствие как можно дольше.
- Я вас понимаю. Вы можете высказать свою точку зрения о прочитанном?
- Хм... Того, что я прочитал, мало...
- Но все же, - настоял Дримлоу.
- Я никогда не любил системы. Система делает людей зависимыми, и тогда человек теряет свободу. Но так получилось, что, сам того не желая, человек с детства зависит от природы, от воздуха, воды, еды, и это только малая часть. И уже эта зависимость уничтожает его свободу.
- Все от чего-то зависят: люди, роботы, животные, растения. Но зависеть от чего-то и зависеть от кого-то, совершенно разные вещи, и они в корне меняют значение слова "свобода".
Я изумленно посмотрел на робота. Откуда он столько знает? До таких выводов еще не каждый человек додумается, а тут робот. Но именно этими своими доводами он меня и заинтересовал. Я начинал относиться к нему уже совершенно не как к носителю искусственного интеллекта...
- Вы поразительно мыслите, Дримлоу! - воскликнул я. - Не каждый человек может сделать такие выводы.
- А вы, люди, полагаете, что робот - это лишь железка набитая микросхемами, - тяжко покачал головой Дримлоу.
- Я этого не говорил.
- Но так считаете...
- Нет, и никогда не считал. Именно поэтому у меня никогда не было робота-помощника.
- Тогда извините меня, - учтиво произнес Дримлоу, взглянув мне в глаза. - Я рад, что не ошибся на ваш счет.
- В каком смысле?
- Я сразу понял, что вы поймете меня. Как только вас увидел, как только вы ко мне обратились, с уважением, на "вы", как... к человеку...
У меня создалось такое впечатление, что он чуть ли не плачет. Столько чувства было в его словах. Будто он совсем и не робот, будто в его груди бьется настоящее живое сердце, в жилах течет кровь... Это было невероятно!
- Вы знаете, Дримлоу, а я ведь тоже сразу испытал к вам симпатию, - только и оставалось сказать мне. Но это была чистейшей воды правда. - Я никогда не встречал роботов, как вы!
Дома я тут же пошел в душ.
Робот. Носитель Искусственного Интеллекта. Может ли он чувствовать?
А что вообще есть чувства?
Долго же ученые спорили на этот счет. Долго искали ответ на вопрос, на который в принципе не может существовать ответа. Чувства присущи всему живому. Неважно какие. Чувства голода, страха, боли, любви. Но присущи, в той или иной степени.
А можно ли считать робота живым существом?
Все долгое время считали робота лишь набором микросхем. Но ведь он видит! Он слышит, говорит и иногда очень мудрые вещи. Почему же тогда он не может чувствовать? Выходит, может, но только в пределах своих возможностей. Но ведь и человек чувствует в пределах своих возможностей. Ведь вполне возможно, что есть что-то, что человеку не дано испытать никогда. И если принимать такую точку зрения, и смотреть с высоты тех ощущений, тогда и человека можно принимать бесчувственным примитивным существом.
Хм... Каждый чувствует на пределе своих возможностей...
Некоторые люди познали величайшие воплощения бытия, то есть то, что не дано другим. И посчитали всех остальных примитивными формами жизни. Много великих людей рождалось и умирало. О них оставались лишь воспоминания. Но они существовали, и своими умами, своими суждениями, своими открытиями поражали многих. Они способны воспринимать куда больше, чем обычный человек.
Если среди людей могут рождаться подобные феномены, значит, они имеют место быть и среди роботов.
Придя к такому выводу, я наскоро перекусил и вновь углубился в чтение.
"Сила и притяжение"
Первая ночь была невыносимой. Аладант не знал, куда себя деть.
Его трясло от страха. Он сильно нервничал, боялся, что если не войдет в Сомниум, то система немедленно даст знать. К нему приедут люди из Управления, начнут выяснять, что случилось, почему не был в системе. Тогда выяснится, что он уже давно не верит в Государство, в Гражданский Долг. Его придадут суду и... и все. Смерть.
И все же ему удалось побороть свой страх. Словно что-то двигало им. Скорее всего, это было желание вновь увидеться с Ней.
Как Она и говорила, Аладант включил дример, лег в него, но не надел лодэр. Крышка дримера медленно закрылась. Жуткая, непривычная тишина настала вокруг. Он слышал только молчание дримера. И темно. Такой темноты, режущей глаза, Аладант еще никогда не видел.
Его трясло, на лице выступал пот, и стекал под пижаму. Аладант закрыл глаза, постарался уснуть, но не смог этого сделать.
Тогда он стал думать. Думать сначала о том, что с ним может быть. Он буквально ждал, что вот-вот крышка дримера откроется, свет ударит ему в глаза, а над ним повиснет чья-то голова в непробиваемом шлеме. Чьи-то руки схватят его, вокруг будут стоять люди с автоматами в амуниции, и все будут требовать от него ответа.
Но постепенно успокоился. Дрожь прошла, страх тоже. Он думал о Ней, уже потом, как-то неожиданно, его мысли зашли о дримере...
...Дример. Венец творения человечества.
Люди долго совершенствовали роботов, находили им все новые и новые применения. Позднее роботов стали называть Носителями Искусственного Интеллекта, сокращенно - НИИ.
Первые НИИ выходили не совсем удачно, выполняли лишь определенные операции, заданные человеком, позднее им привили больше возможности, развили способность мыслить, оценивать свои способности и способности окружающих их людей.
Наравне с этим развивались исследования космоса. И после нескольких неудачных попыток сделать выживание человека в переходе на скорость света возможным, поставили во главе космических кораблей НИИ. Лишь один корабль из бесчисленного множества запущенных вернулся, и то только потому, что робот оценил ситуацию и развернул свой корабль. Он сказал, что космос бескраен, что никаких признаков жизни других цивилизаций больше нет, что мы одни во множестве планет и звезд, и что нет других планет, кроме Земли, на которых мог бы выжить человек.
После многих лет хранения тайны, информация, наконец, просочилась в массы. Случись это в другое время, все прошло бы нормально. Но практически все ресурсы Земли были истощены, а люди только и мечтали о переселении на другую планету. Тогда Правительство едва ли не потерпело крах. И именно тогда на помощь пришел ученый, который разработал дример.
Аппарат, который превращал сон в мечту, а мечту в реальность. Именно это лежало в основе дримера. Он выглядел как большая капсула, закрываемая сверху большой прозрачной крышкой. Человек ложился внутрь, надевал на голову шлем - лодэр, и запускал программу, которая ему больше подходила. Фактически он находился в состоянии сна, но практически, попадал в мир, о котором так давно мечтал. Все, что он хотел, все, чего он желал, становилось реальностью, нужно было лишь задать желаемую программу.
Возможности дримера были безграничны. Он восполнял потребность человека во сне. Во время нахождения в нем силы восполнялись настолько быстро, что хватало всего лишь шести часов, чтобы "выспаться". И в то же время человек видел не какие-то сны, которые приходили спонтанно и неожиданно, он находился в том мире, в каком захотел, вполне материально. Все, что он пил, все, что он ел, он чувствовал так, будто бы это было реальностью, потому что в дримере стояли сенсоры, влияющие на определенные участки мозга, и тут же выдавали результат. Если человек ел пищу, он ощущал ее натуральный вкус, если пил алкоголь, то тут же пьянел, занимался спортом - потел, даже если занимался любовью с женщиной или мужчиной своей мечты, то испытывал оргазм.
Уникальность этого изобретения была невероятна, возможности безграничны.
Так Правительство нашло выход из сложившейся ситуации, построив каждому жителю планеты по одному дримеру. Тогда люди поняли, что у них все есть. Все их мечты сбылись, что им еще нужно было? Ничего. Они каждый день ходили на работу, выполняли свой Долг, а каждую ночь упивались своими мечтами - были самыми богатыми и самыми знаменитыми, самыми популярными, лучшими правителями Государств, всей Вселенной, побывали во всевозможных странах земли, загорали, купались, любили всех и все любили их.
Временами создавалось и выпускалось новое программное обеспечение для дримеров.
Разные эпохи, разные времена, вехи истории. Человек мог жить в каком угодно времени, участвовать в самых знаменитых сражениях, быть знаменитым полководцем или просто жить и собирать свой урожай в какой-нибудь деревне тринадцатого века и воспитывать детей, которые существовали только у него в мечтах, а в реальной жизни их не было.