Абрамов Вячеслав Игоревич: другие произведения.

2. Нет времени, нет пространства

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Существует мир. Я в нём живу. Я в него попал. Может, он меня произвёл.
  
  А во мне существует сознание, которым я осознаю этот мир. И осознаю себя в этом мире.
  
  От этого мира мне никуда не деться. Это даже не мой выбор - в этом мире оказаться. Для меня это факт, действительность. Это не надо доказывать, не надо опровергать. Зачем что-то очевидное доказывать или опровергать? Незачем.
  
  Но вот, ни с того, ни с сего появляется в голове картинка какого-то течения. И я точно понимаю, что это течение есть, было и будет, и что это... Вовсе не течение. Это какое-то сплошное повторение чего-то, но как бы под разными углами. Похоже на разводы в смысле рассоединения и смешения частей одного целого. Как и отчего эти углы меняются, не понятно, но это подчинено какому-то очень важному замыслу! И кроме этого ничего больше нет, и меня - тоже нет!
  
  Картинка появляется и в момент, как только начинаю себя снова чувствовать собой, пропадает. Но, откуда ни возьмись, возникает мысль: а как взаимоотносятся эти мои факты между собой? Сознание и мир? Надо рассматривать сознание как часть мира или функцию мира? Или лучше рассматривать мир как часть или как функцию сознания?
  
  Сия мысль возникла и... была с позором изгнана. Зачем нам, здравомыслящим, отвлечение от фактов? Противоположение "я" и "не-я", сознания и мира, - это чуть ли не единственный очевидный факт, подкрепляющий статус Гомы, который назвал себя ещё и Сапиенсом! Это мы все безоговорочно принимаем - как данное.
  
  Но позор отскочил от этой мысли, как мячик. Из этих двух основных фактов - существование сознания в нас и мира вне нас, непосредственно вытекает совершенно ясное для нас разделение всего, что есть, на субъективное и объективное.
  
  Всё то, что принимаем как свойства мира, мы называем объективным; а всё то, что принимаем как свойства своего сознания, мы называем субъективным.
  
  Мир субъективного мы познаем прямо по совету Мопассана - "близко к телу", непосредственно. Он в нас, он - это мы!
  
  Мир объективного представляется существующим как бы вне нас и помимо нас. Он - это уже не мы.
  
  Когда я закрою глаза, то мир объективного продолжает существовать точно таким же, каким я его сейчас видел. Если я со своим сознанием куда-то исчезну, то мир будет существовать по-прежнему. Я в это верю и даже не сомневаюсь.
  
  А ещё я воспринимаю этот мир во времени и в пространстве, потому что иначе и представить себе его не могу. Я считаю, что объективный мир состоит из вещей и явлений, точнее - перемен в состоянии вещей и явлений. Перемены происходят в пространстве, во времени. Я могу отслеживать эти перемены.
  
  Но если я хоть немного врубаюсь в свои взаимоотношения с миром, то осознАю, что в действительности-то имею только свои собственные ощущения, представления и понятия. То есть, я воспринимаю объективный мир, проецируя в себя свои ощущения, представления и понятия...
  
  Ну, и какой же мир после этого "объективный"?
  
  Мы как-то не имеем сомнений в том, что находим законы существования вещей и явлений помимо нас и вне нашего познания. Но получается, что отдельно от нас о вещах ничего не можем знать. И никаких других средств для проверки объективности своего восприятия объективного мира, окромя ощущений, у нас нет.
  
  Так всё же: причины наших ощущений лежат в нас самих, или в чём-либо внешнем? Или мы знаем, что эти причины заключаются в явлениях внешнего мира, которые и составляют причину наших ощущений, или наши ощущения имеют причины в мире, но эти причины мы чувственным путём познать не можем?
  
  А чувственным путём - это как? Это при помощи органов чувств. А иначе - никак!
  
  А так как мы познаём во времени и в пространстве, и вне времени и пространства мы ничего познать не можем, то время и пространство - необходимые условия нашего восприятия.
  
  В пространстве есть протяжённость, во времени - бытие. Причём, протяженность и бытие не есть свойства вещей мира, а есть только свойства нашего чувственного восприятия! Вне нашего восприятия вещи вполне себе могут существовать вне времени и пространства, но мы никогда не сможем ощутить их вне времени и пространства. То есть это мы, воспринимая вещи и явления своими органами чувств, тем самым налагаем на них условия времени и пространства!
  
  И что же это, братцы, получается? А получается, что пространство и время - только способы нашего восприятия, они же - категории нашего рассудка! Или, другими словами, - только свойства нашего познания мира при помощи органов чувств!
  
   И далее из этого следует: пока мы не начинаем наблюдать этот мир, он не имеет протяжения в пространстве и бытия во времени. Нету времени и пространства! Это мы придаём миру эти свойства!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"