Абрамов Вячеслав Игоревич: другие произведения.

14. Про аппарат человеческой зависимости

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Итак, мы решились всё же определить, что в нашем восприятии мира принадлежит самому миру, а что принадлежит нам самим.
  
  Выясняя отношение "я" к внешнему миру, глубоко копать особого смысла и нет, потому что, надеюсь, и так всё прояснится. Всего лишь потребуется "заценить" наш аппарат восприятия и обратиться к элементарной психологии.
  
  Самой элементарной единицей нашего восприятия является ОЩУЩЕНИЕ. Как бы самой элементарной, потому что ощущения могут становиться сложными. Ощущение - это некая перемена в состоянии сознания, производимая, как нам кажется, какой-нибудь переменой в состоянии внешнего мира по отношению к нам.
  
  Но надо и отметить, что вполне это может быть перемена в состоянии нашего сознания по отношению к внешнему миру.
  
  Наука учит, что тело, в том числе и наше, является частью внешнего мира. Не будем и здесь входить в рассмотрение научных парадигм и построений. Для нас достаточно определить ощущение как переменную величину в состоянии сознания, как основной элемент этой перемены. Испытывая ощущение, мы предполагаем, что оно является отражением каких-то изменений во внешнем мире.
  
  Испытанные ощущения оставляют след в уме и зарубку в памяти. Накопляясь, эпизоды запомненных ощущений в сознании "сортируются" в группы по сходству, ассоциируются, слагаются, противопоставляются. И из групп ощущений образуются ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
  
  Можно представить и так, что представления - это групповые воспоминания ощущений. Причём, при образовании представлений ощущения группируются по двум ясно выраженным направлениям. Первое направление - по характеру ощущений, второе - по ВРЕМЕНИ получения ощущений.
  
  Когда в группу, образующую одно представление, входят разнообразные по направленности ощущения, они приписываются общей причине. При этом предполагается, что данное представление отражает реальные свойства этого объекта.
  
  При дальнейшем усложнении психической жизни с представлениями происходит то же самое, - накопляясь, "образы представления" ассоциируются, слагаются, противопоставляются, образуют группы и, в конце концов, образуют ПОНЯТИЯ.
  
  Образование понятий ведёт к образованию слов и к появлению речи. Зачатки речи, судя по братьям меньшим, появились ещё на самой низкой ступени психической жизни, в период мышления через ощущения, и усложнились в период жизни представлениями. Но без понятий - это не речь в текущем значении этого слова.
  
  Речь состоит из слов, каждое слово выражает какое-то понятие. Понятие и слово в сущности одно и то же, только понятие как бы сидит внутри, а слово - вырывается наружу. И действует снаружи.
  
  Словами выражают не токмо понятия, но и идеи. Идеями называются понятия более широкие, охватывающие группы разнородных представлений или даже группы понятий. Идею можно представить как сложное или отвлечённое понятие.
  
  Есть простые ощущения органов чувств: вид и цвет, запах, звук, осязаемость и вкус и прочие. Есть ощущения простых эмоций: удовольствия, неудовольствия, радости, страха, гнева, смеха и многих других.
  
  Сложные ощущения и высшие эмоции (эмоциональные переживания) уже относят к интеллектуальной, моральной, эстетической, религиозной составляющим психики. Содержание даже простых ощущений, не говоря уже о сложных, никогда целиком не укладывается в понятия или в идеи и никогда не может быть правильно и точно выражено в словах. Слова могут только обозначить, навести на какое-то ощущение.
  
  Передача эмоциональных переживаний и эмоционального состояния составляет цель искусства. Его формами люди стараются выразить и передать то, чего они не могут выразить и передать только словами.
  
  Если что-либо имеет низшие формы, то оно должно иметь высшие, хотя бы в потенциале. Без этого не было бы никакого развития. Следовательно, если ощущение есть нечто низшее по отношению к представлению, представление - низшее по отношению к понятию, понятие - низшее по отношению к идее, - то это значит, что должно существовать или образоваться нечто высшее по отношению к идее.
  
  И это высшее уже известно, хотя для него ещё нет признанного и общепринятого названия. Интуиция - может быть, самое подходящее слово. Однако, высшие виды интуиции часто смешивают с низшими видами, пребывающими в подсознании, которые образуются из представлений, глубоко закреплённых эмоционально. И из-за этого обозначенное как интуиция "деградирует".
  
  Очевидно, что высшее должно развиваться дальше и давать возможность выражать всё новые и новые ряды впечатлений, всё более широкие круги идей и понятий в сочетании с различными эмоциональными тонами. Это уже будут СОСТОЯНИЯ, получаемые из ПЕРЕЖИВАНИЙ.
  
  А переживание - это... Это - ого-го! Это то, что уже не выбивается ничем, кроме более заряженного переживания. А состояния - это то, что нами полностью владеет и во многом определяет даже устремления!
  
  Искусство всегда шло в авангарде психической эволюции. До недавнего времени. А с недавнего времени что-то произошло.
  
  Тем не менее, что есть, то есть. Как есть и другое.
  
  Если пространство с его характеристиками есть свойство нашего сознания, а не внешнего мира - то трёхмерность мира должна, так или иначе, зависеть от текущего устройства нашего психического аппарата.
  
  Вопрос конкретно можно поставить так: в каком отношении к трёхмерной протяженности мира стоит тот факт, что в нашем психическом аппарате имеются ощущения, представления и понятия?
  
  Другими словами : мы обладаем таким психическим аппаратом, каким обладаем, и мир - трёхмерен. Как доказать, что трёхмерность мира зависит от такого устройства нашего психического аппарата?
  
  Несомненно, доказать или опровергнуть это можно только при помощи опыта.
  
  Если бы мы могли изменить свой психический аппарат и увидели бы тогда, что мир кругом нас изменился, то это было бы доказательством зависимости свойств пространства от свойств нашего сознания.
  
  Конкретно, если бы получилось к трём существующим у нас единицам психической жизни прибавить четвёртую, а именно - сделать высшую интуицию, существующую сейчас в зачаточном виде, эффективным инструментом, и если бы при этом пространство из трёхмерного стало четырехмерным, - то это доказало бы, что пространство с его свойствами является формой нашего чувственного восприятия.
  
  К сожалению, такой опыт проделать невозможно, - вот так взять и изменить свой или чужой психический аппарат мы не спрособны. Поэтому приходится искать другие способы доказательства.
  
  Если невозможен опыт, то может быть, возможно наблюдение? Но наблюдение даст результат только при условии, что мы обнаружим существа с психикой выше или ниже наших свойств.
  
  Существ, а может быть СУЩНОСТЕЙ, с психикой выше нашей, существующих в условиях аналогичных с нашими, мы не знаем. Вернее, знать не хотим, особенно этого не хочет наука. Но существа с психикой ниже нашей, несомненно, есть - это животные.
  
  Животная психика строится целиком на инстинктах. Инстинктивными действиями называются действия целесообразные, но совершаемые без сознания выбора и без сознания цели.
  
  Они появляются с появлением чувственного тона ощущения, то есть с того момента, когда с ощущением начинает быть связано сознаваемое чувство удовольствия или страдания. И ими управляет удовольствие или страдание.
  
  То есть, до появления самосознания, то есть человеческого интеллекта, во всё животное царство управляется стремлением получить или удержать наслаждение, или избегнуть страдания.
  
  Значит, можно совершенно уверенно сказать, что инстинкт есть удовольствие - страдание, которое, как положительный и отрицательный полюсы, заставляет животное совершать сложные действия, вплоть до настолько целесообразных, что они кажутся сознательными. И не только сознательными, но и основанными чуть ли не на предвидении будущего. Например, явное ощущение приближающихся природных катаклизмов.
  
  Но все эти действия в действительности объясняются одним инстинктом, инстинкт - руководитель животной жизни. Но это только пока инстинкт целесообразен. Как только он перестает быть целесообразным - он делается руководителем смерти, и вид быстро вымирает.
  
  Удовольствия - страдания приятны и неприятны не для той пользы или вреда, которые они приносят, а вследствие этого. Нормально?!
  
  У двух разных видов одно и то же внешнее воздействие может быть для одного полезным и приятным, для другого - вредным и значит, неприятным.
  
  Ясно поэтому, что подчинение удовольствию - страданию должно быть целесообразно. Приятное приятно, потому что оно полезно, неприятное неприятно, потому что оно вредно.
  
  А у человека, обладающего "надстройкой" интеллекта, эта надстройка может сносить напрочь этот регулирующий механизм. Мы можем получать удовольствие от того, что причиняет даже явный, даже осознанный вред.
  
  Следующей ступенью за инстинктивными являются действия сознательные и автоматические.
  
  Иногда сознательные действия совершаются так быстро, что кажутся бессознательными. Но всё-таки это сознательное действие, если совершающий его субъект знает, что он делает.
  
  Автоматические действия раньше были у данного субъекта сознательными и от частого повторения стали совершаться без привлечения сознания.
  
  Автоматические действия часто смешиваются и путаются с инстинктивными, но между ними - огромная разница. Автоматические действия создаются в течение жизни конкретного субъекта. И прежде, чем стать автоматическими, они должны были быть у него сознательными. Инстинктивные действия создаются в течение жизни вида, и способность к ним в готовом виде передаётся через наследственность. Они никогда не были сознательными у отдельных индивидуумов данного вида, а образовались из ряда сложных рефлексов.
  
  Мы знаем об инстинктивном разуме, что он действует, обладая одними только представлениями и ощущениями, на низших ступенях - обладая одними ощущениями. Инстинктивный разум напрямую зависит от эмоций. Только эмоции дают ему возможность производить тот выбор между сложившимися представлениями, что со стороны производит впечатление суждения и умозаключения. Но это околосказочное впечатление, в действительности животное не обдумывает своих поступков, а живёт инстинктами и эмоциями, подчиняясь в каждый данный момент наиболее сильному побуждению.
  
   Теперь, сравнивая свойства восприятия примитивной животины и отошедшего от примитивного животного состояния человека, можно попробовать определить, будет ли изменение мироустройства от изменения свойств психического аппарата.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"