Абрамович Александр Львович :
другие произведения.
О циклах изменения общественного сознания
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Абрамович Александр Львович
(
alex_look@bk.ru
)
Размещен: 09/07/2007, изменен: 17/02/2009. 85k.
Статистика.
Статья
:
История
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Обосновывается существование 36-летнего цикла как основного исторического цикла, связанного со сменой поколений
О ЦИКЛАХ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
А.Абрамович
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Общественное бытие и общественное сознание (ОС) взаимно
влияют друг на друга. - Структура и основные виды ОС. - По мере
развития человеческого общества роль ОС в историческом процессе
по отношению к факторам общественного производства возрастает.
2. Решающую роль в изменении ОС играет процесс смены поколе-
ний в обществе. - Жизнь "социального" человека как совокупность
12-летних периодов. - Поколения отцов и детей.
3. 36 лет - полный цикл общественной жизни. - Немного пара-
доксов: я - духовный внук своего прадеда. - Механизм защиты ОС
от деградации.
4. Кризис, революция, застой - необходимые периоды развития
ОС в пределах каждого цикла. - Типы поколений. - Типы социальных
людей.
5. Методика поиска 36-летних циклов в истории. - Обоснова-
ние выделения ядра периода. - Объяснение несовпадений.
6. Древний Рим: борьба за ограничение власти нобилитета.-
Братья Гракхи. - Гай Марий. - Гай Юлий Цезарь. - Гай Юлий Август
и установление империи.
7. Средневековая Англия: борьба против абсолютизма. - Пар-
ламент. - Оливер Кромвель. - "Славная революция" и установление
конституционной монархии.
8. Россия: в поисках собственного пути в европейскую цивили-
зацию. - Куликовская битва - пробуждение национального самосозна-
ния. - "Русская идея" набирает силу в соперничестве Москвы с Лит-
вой. - Феодальная война и победа идеи централизации. - Русское
централизованное государство и оформление идеи абсолютизма. -
Союз светской и духовной властей. - Опричнина - начало дворянской
революции. - Установление крепостного права - вершина дворянской
революции. - Полное закрепощение крестьян - завершение дворянской
революции. - Крестьянская война - начало общего кризиса феодализ-
ма в России. - Петр I - начало буржуазных преобразований "свер-
ху".- Бироновщина и становление национальной идеи. - Екатерина II
и "просвещенный" абсолютизм. Зарождение идеи освобождения. - 1812
год и оформление идеи освобождения "сверху". - Духовный крах идеи
освобождения "сверху". Первые социалисты - становление идеи осво-
бождения "снизу". - Народовольцы и победа идеи освобождения "сни-
зу" в общественном сознании. Начало буржуазной революции в
- 2 -
России. - Большевики и идея социализма как абсолютной госмонопо-
лии. Формирование новой буржуазии - идеологической номенклатуры.
- Хрущев и политическая "оттепель". Перерождение номенклатуры из
идеологической в экономическую. - Перестройка и реформа собствен-
ности. Завершение буржуазной революции в России.
Глава 1. Общественное бытие и общественное сознание (ОС)
взаимно влияют друг на друга. - Структура и основные виды ОС. -
По мере развития человеческого общества роль ОС в историческом
процессе по отношению к факторам общественного производства воз-
растает.
Общественное бытие и общественное сознание (ОС) находятся
между собой в сложной взаимосвязи. С одной стороны, их диалекти-
ческое единство обусловлено самим единством общественной жизни;
с другой стороны, каждая из этих двух сторон жизни имеет
собственные яркие проявления, развивающиеся по собственным авто-
номным законам. Общественное бытие определяют, в первую очередь,
экономические отношения, господствующие в обществе. С точки зре-
ния теории общественно-экономических формаций, исторический про-
цесс есть, прежде всего, процесс 2бессознательного 0изменения эко-
номических отношений в обществе по мере развития производитель-
ных сил. Однако, такое понимание истории отражает истину лишь в
первом приближении; можно удовлетвориться этим лишь в случае,
когда интересны только начало и конец исторического процесса, но
не сам его ход. Поскольку сам ход - это 2сознательная 0деятель-
ность людей, очевидно, что ОС активно влияет на ход историческо-
го процесса. Здесь уместно напомнить, что ОС, следуя
марксистскому определению - это совокупность идей, представле-
ний, взглядов, отражающих жизнь общества во всем ее многообра-
зии. При анализе ОС обычно выделяют два уровня - обыденное и те-
оретическое сознание и семь видов: научное, политическое, эти-
ческое, правовое, эстетическое, религиозное и философское. Одна-
ко в настоящее время дополнительно выделяют также экономическое
сознание. При этом наилучшее определение философии выглядит так:
"Философия - это теоретическое обоснование наиболее общей жиз-
ненной позиции человека". Поэтому правильнее не выделять фи-
лософский вид ОС как самостоятельный, а считать его просто тео-
ретическим уровнем этического сознания. При этом мораль можно
назвать "практической философией".
Структуру ОС можно представить в виде концентрических ко-
- 3 -
лец. Внешняя граница отделяет сферу человеческого ОС от области
непознанного: затем идут области научного сознания, экономи-
ческого сознания, политического сознания, этического сознания,
правового сознания, эстетического сознания и, наконец, ядро ОС -
религиозное сознание. ОС развивается в процессе познания, что
означает в нашей терминологии рост площади, занятой кольцами.
По мере развития общества влияние ОС на ход исторического
процесса усиливается вследствие действия нескольких факторов:
- увеличения скорости передачи информации в обществе;
- повышения восприимчивости общества к новой информации
вследствие роста общего культурного уровня;
- превращения науки в непосредственную составляющую произ-
водственного процесса (развитие "информационных" технологий).
Последнее особенно важно, поскольку позволяет утверждать,
что динамика изменения научного сознания во все большей степени
совпадает с динамикой роста производительных сил. Таким образом,
роль ОС в историческом процессе по сравнению с традиционными
факторами общественного производства (географическими, социаль-
ными, этническими, отношениями собственности и др.) возрастает.
Глава 2. Решающую роль в изменении ОС играет процесс смены
поколений в обществе. - Жизнь "социального" человека как сово-
купность 12-летних периодов. - Поколения отцов и детей.
Каждый вид ОС, отражая специфическую предметно-практическую
деятельность, обладает относительной самостоятельностью и разви-
вается более или менее автономно, по своим собственным законам.
Познание этих законов составляет предмет изучения множества фи-
лософских и социологических дисциплин. Однако существуют общие
законы развития ОС, связанные с наиболее глубинными его
свойствами: цельностью, т.е. наличием структуры, подразумевающей
определенное взаимодействие между всеми формами ОС, и дискрет-
ностью, связанной с наличием текстуры - множества различных по
"крупности" индивидуальных сознаний людей. Любая идея имеет
местом своего рождения одно-единственное индивидуальное созна-
ние. Но жизнь свою идея продолжает "в массах", т.е. во множестве
сознаний людей, так или иначе реализующих эту идею в своей прак-
тической деятельности. Поэтому, говоря о законах развития ОС,
под индивидуальным сознанием будем понимать сознание среднего,
"социального" человека.
Индивидуальное сознание обладает определенной консерватив-
- 4 -
ностью. "Тот, кто в молодости не был революционером, не имеет
сердца, а тот, кто к старости не стал консерватором, не имеет
ума" - эта замечательная фраза как нельзя более лучше иллюстри-
рует тот факт, что индивидуальное сознание отнюдь не впитывает
идеи равномерно на всем протяжении физической жизни своего носи-
теля. Сформировавшись в молодости под влиянием господствующих в
обществе идей, индивидуальное сознание затем делает своего носи-
теля проводником этих идей в жизни, лишь в некоторой степени
адаптируя эти идеи применительно к меняющейся ситуации. Новые же
идеи, занимая господствующее положение в идеологии общества,
формируют сознание новых поколений людей. Таким образом, мы
пришли к выводу, что процесс изменения ОС тесно связан с про-
цессом смены поколений в обществе. Чтобы детально рассмотреть
его, вначале рассмотрим основные периоды жизни "социального" че-
ловека.
12 лет, согласно древним восточным гороскопам, образуют
цикл небесной и земной жизни. Пользуясь таким отрезком времени
как модулем, а также понимая, то за относительно "активным" пе-
риодом жизни человека должен неизбежно следовать относительно
"пассивный" период, связанный с "накоплением энергии", жизнь
"социального" человека можно представить следующим образом:
До 12 лет - детство, период формирования характера. Многие
народы именно в 12-летнем возрасте устраивали инициации - обряды
посвящения подростков во "взрослую" жизнь. Можно выделить "ак-
тивное" детство до 6 лет, и "пассивное" детство - от 6 до 12 лет.
От 12 до 24 лет - "активная" юность, период физического
взросления и формирования личности человека. Именно в этом пери-
оде индивидуальное сознание приобретает свои "социальные" осо-
бенности, связанные с идеями, господствующими в обществе в это
время. Заканчивается этот период исполнением воспроизводственной
функции - рождением нового поколения людей.
От 24 до 36 лет - "пассивная" юность, период относительно
пассивного накопления социального опыта. В 30 лет многие люди
чувствуют определенный перелом в сознании, связанный с началом
перехода в новое социальное качество - "ученик" начинает приме-
рять одежды "учителя".
От 36 до 48 лет - начало "активной" зрелой жизни, период
подъема по социальной лестнице.
От 48 до 60 лет - вершина человеческой жизни. Идеи поколе-
ния в этом возрасте становятся господствующими в обществе, это
возраст "учителей".
- 5 -
От 60 до 72 лет - завершение "активной" зрелой жизни, пери-
од спуска по социальной лестнице.
После 72 лет - "пассивная" старость, потеря всех социальных
функций.
Такое представление о периодах человеческой жизни хорошо со-
впадает с данными науки (начало подросткового возраста - 12-13
лет, длительность цикла биологической смены поколений - 24-25
лет, возраст начала старости и ухода на пенсию - 55-65 лет и т.д.)
Однако нас в данном случае интересует проблема смены поко-
лений не в биологической, а в социальной жизни. Социальная лич-
ность формируется с 12 до 24 лет, вершина этого процесса прихо-
дится на 18 лет. Формирует же эту личность поколение людей от 48
до 60 лет, вершина приходится на 54 года. Таким образом, разница
в возрасте между "духовными" отцами и "духовными" детьми состав-
ляет 36 лет. То есть с периодом в 36 лет идеи поколения "духов-
ных" отцов возвращаются в социальную жизнь вместе с поколением
"духовных" детей. Эта гипотеза, разумеется, нуждается в осмысле-
нии и, самое главное, в веских исторических доказательствах.
Глава 3. 36 лет - полный цикл общественной жизни. - Немного
парадоксов: я - духовный внук своего прадеда. - Механизм защиты
ОС от деградации.
Если принять 36 лет за период смены "духовных" поколений в
социальной жизни и сопоставить его с 24-летним периодом смены
"физических" поколений в жизни биологической, то можно прийти к
нескольким интересным выводам. Во-первых, становится яснее проб-
лема отцов и детей. Суть ее состоит в том, что "физические" дети
никогда не являются "духовными" детьми своих родителей. Действи-
тельно, когда детям 18 лет, их родителям 42 года и они толь-
ко-только начинают набирать вес в обществе. Дедушкам же этих де-
тей в то же самое время по 66 лет, и их поколение уже не домини-
рует. Поэтому поколение детей формирует, условно говоря, поколе-
ние "чужих" людей, становящихся их "духовными" отцами.
Тем не менее, дети оказываются духовно связанными со своими
кровными родственниками. Заметим, что поколение детей отделено
от поколения своих прадедов 72 годами. Но ведь и поколение "ду-
ховных" дедушек этих детей также отстоит на 72 года! Следова-
тельно, речь идет об одном и том же физическом поколении людей.
Можно утверждать, что все мы - "духовные" внуки своих прадедов.
Случайно ли такое положение вещей? Что было бы с обществом,
- 6 -
если бы наряду с кровными узами нас и наших родителей объединяли
и узы духовные? Даже в нынешнее время, в условиях гражданского
общества, кровные узы играют большую роль в нашей жизни, а в
условиях несложившегося гражданского общества роль кровной связи
между людьми была доминирующей. Если к этой связи добавить еще и
сильную духовную связь, то можно сказать определенно: такое об-
щество обречено быть расколотым по родовому признаку, а люди в
таком обществе будут испытывать сильное отчуждение друг от дру-
га. Возможность духовного прогресса такого общества вызывает
большие сомнения. Разные периоды смены поколений в социальной и
биологической жизни обеспечивают процесс консолидации общества:
пусть ты мой идейный противник, зато ты мой отец; пусть ты мне
чужой - зато мы "духовные" братья. Разветвленная система связей
между людьми препятствует деградации ОС, обеспечивая эффектив-
ный, "эмоциональный" обмен информацией между разными поколения-
ми людей, одновременно живущих в обществе.
Глава 4. Кризис, революция, застой - необходимые периоды
развития ОС в пределах каждого цикла. - Типы поколений. - Типы
социальных людей.
Итак, чтобы рассмотреть движение ОС во времени, нам приш-
лось обратиться к процессу смены поколений в духовной жизни об-
щества. Мы утверждаем, что всякая общественно значимая идея с
периодом в 36 лет "возвращается" в социальную жизнь, вызывая тем
самым социальное движение. Однако, исходя из необходимости раз-
вития идей, мы вправе потребовать, чтобы возвращалась она не
точной копией идеи 36-летней давности, а идеей, отвечающей теку-
щему состоянию ОС, идеей, модифицированной лучшими умами эпохи
применительно к общественным потребностям сегодняшнего дня. Та-
кое требование, по-существу, означает, что жизнь идеи в ОС не
прерывается после выхода из активного возраста поколения ее
носителей. Идея в ее новом воплощении формируется, доминирует и
устаревает, чтобы вновь родиться в следующей форме. То есть в
каждом полном цикле жизни идеи в ОС имеются период формирования
идеи, связанный с отрицанием предшествовавшей идеи, период доми-
нирования идеи, связанный с переустройством жизни на новый лад,
и период устаревания идеи, связанный с ее догматизацией в ОС.
Каждому из этих периодов в общественной жизни соответствует свой
тип "социального" времени, тип поколения и тип "социального" че-