Абрамович Александр Львович: другие произведения.

Немецкие струны русской души

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Самые жестокие драки случаются между родными братьями


НЕМЕЦКИЕ СТРУНЫ РУССКОЙ ДУШИ

Бывают выборы и бывает Выбор

  

- Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? - спросил Берлиоз.

- Да, консультантом.

- Вы - немец? - осведомился Бездомный.

  -- Я-то?.. - переспросил профессор и вдруг

задумался. - Да, пожалуй, немец... - сказал он.

М.Булгаков. "Мастер и Маргарита"

  
   Что представлял себе Михаил Булгаков, когда написал свое "...и вдруг задумался"? Почему булгаковский Воланд вдруг задумался, если до этого в разговоре с двумя писателями шутя водил их за нос, да и потом по ходу действия романа в тупик никогда не становился? Эта дьявольская задумчивость выглядит как-то подозрительно; как говорил один медвежонок: "Это жж-жж - неспроста." Но то был умный английский медвежонок и он точно знал почему неспроста. А здесь почему?
   Начать с того, что слово "немец" - слово совершенно особое. В самом деле, француз живет во Франции, американец - в Америке, китаец - в Китае. Один лишь немец - в Германии. Вполне возможно (сдается мне так), "немец" - единственный исконно русский этноним для обозначения национальной принадлежности. Происходит он от русского корня "нем" - "немой", "немец" - некогда именно так сердобольно-добродушные тетки на московском торжище прозвали странно одетых чудаков - чужеземцев, ни бельмеса не понимающих на таком простом и понятном русском языке. Но вот ведь парадокс: по-русски не понимали не только эти чужеземцы, но и многие другие; а вот свое собственное, незаемное родное слово нашлось только для этих. Даже для евреев (вот действительно чертовщина!) не нашлось родного русского слова - "жид" всего лишь польская транскрипция немецкого "юде", т.е. еврей.. Это, знаете ли, как для родного всегда найдется ласково-шутливое или грубовато-серьезное словечко, так для чужака - только безразличное ко всему, кроме пола, обращение "мужчина -женщина".
   Не знаю, насколько грешные мысли лезли в головы московских красавиц при виде немцев, но убежден - без последствий эти мысли не остались. Душа России - женская душа (можно считать общим местом без доказательств). Душа России всегда была между Востоком и Западом примерно как женщина между мужем и любовником. То есть тело отдано одному, душа - другому. Одного -любит, другого - просто уважает. К одному тянет как магнитом, от другого страшно оторваться - как в омут головой. Но иногда бывает - нужно выбирать. Бывают, в общем, Выборы с большой буквы. Этих Выборов, в конечном счете, бывает два - по числу как бы полярных альтернатив. То есть, если тысячу лет назад вместе с византийским христианством Россия выбрала Запад (несколько условно, поскольку формат учения все же был не латинский), семьсот лет назад вместе с формой централизованного московского государства и луковицами куполов храмов - Восток, то триста лет назад непостоянное женское сердце ее вновь склонилось... Или не склонилось? Или это всего лишь большевик N1 - Петр Первый - и последующие большевики силой всем навязали, а Россия вовсе и не хотела всего этого:
  -- Регулярная армия ("полки нового строя") и морской флот
  -- Высшее образование (Университет) и современная наука (Академия)
  -- Могучее бюрократическое государство (Империя царского и советского образцов)
  -- Индустрия западного типа (с почти поголовным раскрестьяниванием и пролетаризацией)
  -- Стили в искусстве (барокко, классика, модерн)
  -- Литература и философия (западники и как реакция на них - славянофилы).
   И перечень этот далеко не полон - того, что получила Россия с Запада, в основном прямо от немцев. А вместо спасибо генералиссимус А.Суворов сочинил стихи для государя императора Павла I (по крови почти чистого немца, как и все российские императоры, начиная с Екатерины II):
   "Букли не пушки,
   Коса не тесак,
   А я, Ваше Величество, не немец
   А природный русак!"
   И еще: "Русские прусских всегда бивали!" Ну да, бивали во время войн, а во время мира всегда бывали биты сами (в культурно-экономическом смысле). Россия выиграла у Германии войну и проиграла мир - известное выражение. Как бы ни храбрились русские воины, Россия - существо женского рода. И когда умолкали пушки, в сердце ее вновь и вновь ныла старая любовь к вчерашнему врагу, любовь тем более сильная, чем менее реализована она была на практике. Хотя и на практике получалось довольно неплохо в том смысле, что немецкие формы жизни и деятельности во множестве воспроизводились в жизни русской (обычно лет через сто):
  -- после книгоиздателя Иогана Гутенберга - "первопечатник" Иван Федоров
  -- после Лютера - патриарх Никон (религиозные реформаторы)
  -- после Лейбница - Ломоносов (универсальные гении)
  -- после Гете - Пушкин (реформаторы литературного языка)
  -- после Лессинга - Белинский (великие критики)
  -- после Моцарта - Чайковский (великие композиторы)
  -- после Маркса - русские марксисты и в некотором смысле весь советский народ.
   То, что происходило с русским сознанием в эпоху Нового времени, Освальд Шпенглер назвал псевдоморфозой - случаем, когда "чужая старая культура настолько сильно довлеет над страной, что местной молодой культуре нечем дышать...". Он писал в 1922 году: "Вслед за московским периодом великих боярских родов и патриархов, когда старорусская партия вела постоянную борьбу с приверженцами западной культуры, после основания Петербурга (1703) наступает псевдоморфоза, которая втиснула примитивную русскую душу сначала в чуждые формы развитого барокко, затем эпохи Просвещения и, наконец, XIX века. Народ, чьим предназначением было еще на протяжении многих поколений жить без истории, был втиснут в искусственную и придуманную историю, дух которой не мог быть понят исконно русскими людьми. На просторах страны, не имевшей городов, заселенной крестьянством, разрослись, словно опухоли, города чуждого стиля. Они были насквозь неестественными и ложными. Так же призрачно и невероятно выглядели роскошные эллинские города среди арамейских деревень. Такими их видел Иисус в своей Галилее. Такое же ощущение, вероятно, было и у апостола Петра, когда он впервые увидел имперский Рим."
   Далее, для уяснения двух главных российских духовных тенденций, Шпенглер сравнивает дух творчества Льва Толстого и творчества Достоевского. "Толстой - это прошлое России, а Достоевский - ее будущее. Толстой - это событие в европейской цивилизации. Он находится посередине между Петром Великим и большевизмом. Все они не видели русской земли. То, с чем они боролись, будет вновь признано посредством формы, в которой они это делали. Достоевского невозможно поставить рядом с кем-нибудь, разве что с апостолами раннего христианства. Для него нет никакой разницы между консервативным и революционным: и то, и другое - порождение Запада. Его душа выше всего социального. Достоевский живет уже в мире непосредственно предстоящего религиозного творчества. Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а имел в виду Маркса. Христианство Достоевского принадлежит следующему тысячелетию." Отмечая неорганичность российской души, Шпенглер тем не менее верит в ее "особую форму жизни, собственную религию, собственную будущую историю." То, с чем боролись, будет вновь признано... Да послужит его вера утешением всем скорбящим !
   Думаю, дух немецкого и русского народов Нового времени соотносятся между собой и с духом этой исторической эпохи так же, как дух греческого и римского народов соотносились между собой и с духом Античности. Древние греки в своей исторической судьбе точно уложились во временные и идейные рамки Античности - от Троянской войны и Гомера до закрытия платоновской Академии в Афинах и первых константинопольских патриархов. Греки - подлинные творцы и дети Античности, но вот сколько-нибудь длительного политического могущества они так и не имели. Римлян же многие считают искусными подражателями, тащившими по всему свету эллинскую культуру (правда, в мертвом виде - по другому ее не утащить). Зато политически римляне господствовали в западном мире полтысячи лет как минимум. Роли как бы поделились: греки глобально отвечали за культуру, римляне - за политику в античном мире. Духовный упадок римлян во времена Христа был предопределен истощением греческого гения; прекратилась греческая торговая и культурная экспансия, умерла религия. А затем рухнула Римская империя. Как в сказке про Кощея Бессмертного, что ли - Кощей сам по себе, а смерть его сама по себе.
   Немцы в Новое время - это отдельная тема. Подобно грекам Античности, немцы - в наибольшей степени творцы и дети Нового времени. Начиная с Реформации (начало XVI века) - этого "первого акта буржуазной революции" (Ф.Энгельс) и заканчивая коммунистическим учением - этим свидетелем упадка западной "фаустовской" культуры (по О.Шпенглеру), немцы век за веком "пропустили" через себя все то содержание, которое мы в культурно-историческом смысле обозначаем понятием "Новое время". Участвовали на первых ролях во всех крупных и кровавых политических "мероприятиях" (Тридцатилетняя война, Семилетняя война, Наполеоновские войны, Первая и Вторая мировые войны). Добились выдающихся результатов в экономике, культуре, науке. Реформировали христианство (Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер). Вся вершина философии Нового времени - немецкая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). В общем, народ этот был, без преувеличения, "барометром" эпохи. Возможно, немцы не имели столь значительной культурной монополии как греки в Античности - все же рядом творили итальянцы, англичане, французы, голландцы - но зато немцы все творчество соседей как бы аккумулировали - и ... передавали на восток.
   Кому передавали - вопрос совершенно излишний. Разумеется, духовным детям - русским. И русские это в глубине сердца своего всегда помнили и благоговейно чтили; недаром два раза совершенно бескровно вернули побежденным немцам их Берлин и часть страны (в 1760 и 1989 году); подписали сепаратный Брестский мир в 1918 году и договор о ненападении в 1939 году, еще в начале 1941 года гнали в Германию эшелоны с зерном. Бывает ли столько совпадений, вернее - не называется ли такое количество совпадений закономерностью?
   Дьявол представился двоим русским - немцем, как римлянам он представился бы греком, а древним иудеям - египтянином. У всех свой собственный злой гений. Пока он в силе, мучает нас - жизнь продолжается; когда же он исчезает - наступает ... нирвана? атараксия? гомеостазис? еще какая-нибудь дрянь? - дьявол ведает, а поскольку он исчезает, то и спросить не у кого.
   И все-таки я верю примерно как в завтрашний день - в российский фашизм, например. Это же будет просто смешно - не воспроизвести столь заметное явление на родной отечественной почве. Это будет как свадьба без спиртного - некогда пытались такие учредить, да затея провалилась.
   Н у да ничего, читатель. Возможно, не все так уж мрачно в нашей жизни; возможно, ученый немец Освальд Шпенглер много лет назад все-таки малость преувеличил насчет заката Европы. И зря назвал историю послепетровской России псевдоморфозой. "Немец сказал" - это же слова из зияющих глубин абсурдности нашего языка; как в старой песне про "бесколесный грузовик", который ехал "через горы напрямик". Там еще "немой глухому что-то крикнул, а безрукий взял свой дробовик" и все такое прочее. Ерунда это. Немцы врут все. Откуда я знаю? Да немец один по секрету сказал.
  
   Александр Абрамович
  

Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) К.Демина "Вдова Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"