Аннотация: К семидесятипятилетию газеты "Метростроевец"
Проверка временем
Впервые порог редакции "Ударника Метростроя" я переступил в 1934 году. Несколько номеров нашей шахтной газеты "За качество" по поручению её редактора Бориса Хусида (в тридцатые годы многотиражки выходили на многих шахтах) передал Резниченко. С редактором "Ударника" состоялся доброжелательный разговор. И с тех пор я стал активным читателем, распространителем и автором нашей общеметростроевской газеты.
У меня сохранился экземпляр многотиражки "За качество" от 26 ноября 1934 года. Иногда перечитываю, как мы провожали в армию проходчика Михаила Седова, я был тогда комсоргом смены. Вспоминаю, как дальше сложилась жизнь этих людей. Михаил Седов и Борис Хусид прошли войну, стали офицерами, у них много наград. Седов потом стал скульптором, Хусид -- редактором журнала.
А я прошел все ступени метростроевской школы -- от рядового проходчика до инженера и научного работника. И метростроевская газета стала частью моей жизни. Благодарен редакции за предоставленную возможность более 70 лет быть автором немалого числа публикаций.
Газета много внимания уделяла внедрению в практику метростроения новой техники и прогрессивной технологии. Более 50 лет я занимался проблемой сооружения шахтных стволов в неустойчивых и водоносных грунтах. Поводом для этой разработки стала проходка ствола в 1944 году на Кольцевой линии, где я был начальником участка. Предстояло пересечь напластование неустойчивых и водоносных грунтов до глубины 20 метров. Шла война, не было ресурсов и техники для замораживания грунта. Применили древнейший способ -- опускной колодец. Было принято решение использовать тюбинговую крепь и балластный пригруз для преодоления трения и давления грунта. По нормативам СНиП этот способ допускается до глубины 10 метров. К весу тюбинговой колонны в 160 тонн надо было добавить 600 тонн балласта. Чтобы разместить этот пригруз -- песок, выдаваемый из забоя ствола -- пришлось нарастить тюбинговые кольца выше поверхности. Так родились две идеи -- новая технология сооружения шахтных стволов в сложных условиях и тюбинговые шахтные копры.
Экспериментальная проверка нового способа состоялась на проходке ствола N 832 в СМУ-6. Технология проходки шахтных стволов и других аналогичных объектов погружением крепи в тиксотропной рубашке под защитой глинистого раствора принята в метростроении и других отраслях. Также применяются и тюбинговые шахтные копры. Мои первые публикации об этом были в "Метростроевце". Новое дело без участия прессы трудно было бы реализовать.
Однажды, вто время я работал в ЦНИИподземмаш, ко мне пришли руководители войсковой части со статьей в "Метростроевце". Вместе мы поехали на проходку, где применялась данная технология. Об этом рассказано в книге "Воспоминания военных строителей" (2005 г.). По такой технологии сооружено более 1200 объектов. Мало кто знает, что за это присуждена Государственная премия. В числе награжденных были и метростроевцы. А газета "Метростроевец" стала источником информации для важного дела.
Но был другой случай, к которому я тоже приложил руку, но эффекта не добился. Речь идет о лопате. А подружился я с этим инструментом, когда в 1933 году пришел в бригаду проходчиков, и мне вручили лопату -- хватай больше, кидай дальше. Лопаты были очень плохие, постоянно ломались. Я занялся этой проблемой, когда работал в Управлении Метростроя. В 1945 году в "Ударнике Метростроя" была напечатана моя статья "О простой лопате". Попытки наладить изготовление рациональных лопат в шахтных условиях не дали положительного результата. Когда стал вникать в вопрос глубже,' то оказалось, что это -- проблема государственного масштаба. Этим простейшим инструментом в стране работали миллионы людей. Только на строительстве первой линии лопатами было погружено 4,5 миллиона кубометров горной массы, уложено 800 тысяч кубометров бетона.
Мои настойчивые попытки решить эту проблему не имели успеха. Обращения в высшие инстанции власти упирались в бюрократическую систему. Но газета "Метростроевец" меня поддерживала. За прошедшие годы был напечатан ряд публикаций, последняя -"Баллада о простой лопате" - закрывала тему, потому что по приезде в Чикаго я увидел лопату своей мечты. Написал, что за державу обидно: лопаты стали покупать по импорту. "Метростроевец" серьезно подходил к таким вопросам. А на моё обращение в одну из центральных газет позвонил какой-то "умник" и ответил: "Мы решаем проблемы по ракетам, выходим в космос, а там лопаты не нужны".
Получаю сегодняшний "Метростроевец". Мне в Чикаго высылает его редакция по старой дружбе. Изучаю, можно сказать, каждый номер "от корки до корки", и новости, полученные с родного Метростроя, продлевают мне жизнь.
Читаю, что уходят на заслуженный отдых старые кадры метростроителей. И мне нравится, что на страницах нашей газеты достойно и почтительно отмечают их заслуги и юбилеи.
По газете вижу, что Метрострой встал с колен, расправил плечи, довел до пуска незавершенные объекты, строит современные станции и тоннели.
Пришла новая техника. В забоях появились высокопроизводительные тоннелепроходческие комплексы, оснащенные компьютерами, практически избавляющие проходчиков от ручного труда и даже от прямого контакта с разрабатываемой породой. Пока эта техника -- продукт зарубежных фирм, а управляют ею наши парни, что очень важно. Читая отличные репортажи Юрия Петрунина о том, как московские метростроевцы освоили сложнейшую технику, снимаю шляпу.
Другой положительный рывок Метростроя в будущее -- начало реализации проекта строительства тоннеля под Босфором в Турции. А впереди маячит тоннель под Беринговым проливом, прямой ход из Европы и Азии в Америку. И хочется верить, что московские метростроевцы примут участие в этой великой стройке века.
Летописцу нашего коллектива "Метростроевцу" исполнилось 75 лет. Почтенный возраст. Немногие издания такого ранга, как наша производственная газета, так достойно и результативно выдерживают проверку временем. Так держать!