В Москве я жил на знаменитом Тверском бульваре, дом Љ17, между памятниками Гоголю и Пушкину. При мне Гоголь "встал" с кресла, где долгие годы уютно сидел, и "от имени, и по поручению" стоит в раздумье, за что Пушкина передвинули, развернув на 180 градусов спиной к кинотеатру "Россия". Жил я не только между памятниками, но и театрами: на Малой Бронной, Еврейского Соломона Михоэлса и Камерного на Тверском Александра Таирова.
На этом бульваре нередко встречал и раскланивался с Михоэлсом и Зускиным, Таировым и Кооннен, многими другими, которых видел на сценах, чьи книги читал, картины смотрел. Рядом был известный Литературный институт, писательская "кузница". Напротив МХАТ-2, в достроенном после войны здании.
В годы молодости (1933),был в числе первопроходцев, строителей Московского метрополитена. Это стало моей судьбой, школой жизни, профессией.
В тот 48-й, когда по указанию Сталина зверски убили Михоэлса, театр закрыли. Идеологи со Старой площади лишили Таирова театра, который переименовали в им. Пушкина, сменили репертуар в стиле соцреализма.
Последний раз в помещении театра на Малой Бронной находился в часы прощания с гениальным Михоэлсом, который был не только народным артистом СССР, депутатом Верховного Совета, но и председателем Еврейского антифашистского комитета.
Эта трагедия и ее последствия хорошо известны. Моя семья, друзья, в страшные времена, вплоть до ниспосланной Богом смерти злодея, будучи в центре этих трагических событий, особенно "врачи-убийцы в белых халатах", ожидая ночного стука в дверь, хорошо понимали, что происходит, и может произойти с нами.
В траурном кортеже, в большом черном ЗИМе, ехал с генералом Абрамом Танкелевичем, главным инженером Метростроя. Кроме того он был активным членом Антифашистского комитета, соратником Михоэлса. Лубянские "мальчики" в штатском, достаточно заметно фиксировали, кто был в зале прощания, по пути в крематорий, в самом крематории, стоял у гроба в почетном карауле, говорил горькие слова прощания. Абраму Танкеле-вичу, в числе прочего, и это вспомнили в "Бутырском замке" следователи на допросах. И только смерть Сталина спасла его и других по этому делу, а многие не дождались. По приезду в Чикаго я написал статью в газету "Земляки (Љ33, июль 1998г) "Слово об учителе", посвященную светлой памяти Танкелевича.
1966 год, кооперативный дом научных работников и искуств, 2-й Волконский переулок, дом Љ1. Там встретился и подружился с интересным и хорошим человеком. Для нас он был Алик-Александр Левенбук. Мое поколение помнит "Радионяню", еженедельную передачу для малышей. Мой внук, во всяком случае, хорошо помнит, что дядя Алик дарил ему пластинки с записями этих передач. Волконские переулки находились между театрами - кукольным Сергея Образцова с часами на фасаде и Академическим Красной Армии, перед которым поставили памятник Суворову.
В Чикаго, в прошлом году, мой правнук и я встретились с руководителем Московского муниципального еврейского театра "Шолом" Александром Левенбуком, после спектакля "Пол Нью-Йорка мне теперь родня", он передал мне привет и добрые пожелания.
В январе этого года жена, а затем зять и внук были в Москве, встретились с друзьями, коллегами, ветеранами Метростроя. Они передали мне подшивку газет "Метростроевец", журналов "Метро" и "Подземное пространство мира", в которых многие годы публиковались мои статьи по проблемам метростроения, подземного и шахтостроительства. Страница одного из номеров газеты "Метростроевец" посвящена встрече с театром "Шолом", что и явилось поводом начать этот разговор с Тверского бульвара и Волконского переулка. Выдержки из этой страницы предлагаю читателям.
Ханан Абрамсон
ТЕАТР "ШАЛОМ" ПОКОРИЛ МЕТРОСТРОЕВЦЕВ
Недавно многие метростроевцы побывали на открытии нового концертного зала, который называется "Цветной бульвар-М", как было написано в пригласительных билетах. Да, это тот самый зал заседаний Управления Метростроя, в котором раньше проходили, в основном, собрания, совещания, пресс-конференции... Большую часть времени прекрасное помещение пустовало. И вот у Мос-метростроя, Московского фонда мира и театра "Шалом" появилась идея приглашать в наш зал театральные и концертные коллективы.Первым гостем стал Московский еврейский театр "Шалом".
- Мы с удовольствием приехали сегодня в этот зал, - сказал со сцены художественный руководитель театра "Шалом", заслуженный артист России Александр Левенбук. - Во-первых, потому что он красивый, во-вторых, потому что мы дружим с хозяевами и потому, что метро, наверное, одна из немногих ценностей, которые остались у нас в России и которыми можно гордиться. Еще ни один, мне кажется, театр в вашем зале не выступал, мы - первопроходцы. И это тоже объединяет "Шалом" и Московский метрострой.
- Ситуация, которая сложилась у нас в стране, непростая, - продолжал далее Александр Левенбук, - но вы улыбаетесь: замечательное качество наших людей смеяться, даже в самые трудные моменты жизни. Говорят, это еврейская черта, но, по-моему, русские ей тоже заразились в последнее время. И несмотря на все обвалы и кризисы, люди чаще ходят в театр, на различные зрелища. Наверное , театр стал отдушиной, наверое, поняли, что не хлебом единым жив человек. Хорошее настроение было у зрителей и на шоу, которое называется "Национальность? Да!". Названия навеяно анекдотом, который многие знают. В советские времена еврей заполняет анкету. "Был ли за границей? Нет. Находился ли под судом и следствием? Нет. Жил на оккупированной территории? Нет. Национальность? Да!"
"Национальность? Да!" - театральное шоу, в которое входят миниатюры, песни, монологи, написанные Аркадием Хайтом, и отрывки из его спектаклей. А. Хайт - лауреат Государственной премии "Ника". Он известен нам как автор мультфильмов: "Ну, погоди!", "Кот Леопольд", многих произведений для Аркадия Райкина, Геннадия Хазанова, Владимира Винокура, Евгения Петросяна.
Театр оперативно реагирует на то, что происходит в жизни. И неудивительно, что он не мог пройти мимо высказываний в Госдуме депутата Макашова. Ответил на них в своем стиле - юмором, подготовил "антимакашовский" номер, который повеселил зрителей.
Итак, новый концертный зал "Цветной бульвар-М" открыт. Метростроевские театралы, побывавшие на представлении, теперь будут ждать новых встреч с московскими артистами. "Метростроевец"