Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

Слово об учителе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминания о моем учителе, горном инженере Абраме Григорьевиче Танкелевиче


СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

  
   Москва, год 1933. Строительство станции "Мясницкие ворота" первой линии Московского метрополитена. С путевкой московского комсомола иду работать на эту стройку, на I шахту 18-18 бис. К этому (времени у меня было три [года производственного стажа и диплом вечернего техникума. От предложенной мне работы в техническом отделе категорически отказываюсь: только проходчиком в шахту. Начальник шахты со гласился: - иди в забой, будешь прокладывать горные выработки, а там посмотрим.Это был горный инженер Абрам Григорье вич Танкелевич. Спустя некоторое время, заметив как я работаю, и что сдал экзамен на проходчика пятого разряда, меня назна-чили десятником по подземному транспорту. Это была достаточно ответственная работа, так как я отвечал за шахтныйподъем, обеспечение забоев вагонетками для выдачи разработанной породы и доставка материалов для крепления горных выра-боток и тоннелей - обеспечение бесперебойной работы шахты. Под руководством А.Г. Танкелевича я прошел все ступени метростроевской шко-лы. И это стало моей профессией, которой отдал более шестидесяти лет.
   Абрам Григорьевич родился в деревне Высокополье,Херсонской губернии в 1901 году. Закончил Днепропетровский горный институт и с 1929г. руководил шахтой "За-падная Капитальная" в Донбассе. Там про-явились его незаурядные качества горного инженера и организатора горнодобычного производства, а также шахтостроителя. Это было основой для приглашения на строи-тельство Московского метрополитена в 1932 году.
   Станция "Мясницкие ворота" ("Чистые пруды" теперь) сооружалась в особо слож-ных условиях подземной Москвы - слабые и неустойчивые напластования горных по-род. Здесь требовалось сочетание инженер-ных знаний и горного искусства, чтобы не допустить аварийные ситуации. Наверху была Москва с массивами крупных жилых зданий и подземных коммуникаций. С этой трудной задачей коллектив шахты, которой руководила. Г. Танкелевич, справился ус-пешно. За эту работу, в 1935 году ,мой учи-тель был награжден Орденом Ленина и ко-мандирован в европейские страны для ознакомления с зарубежной практикой метро-строения.
   Следующим этапом 1935-1938гг. было строительство второй линии Московского метро. Коллектив шахты строил станцию "Площадь Свердлова" - "Театральная". Здесь уже была применена современная, по тому времени, проходческая техника и технология горных работ. Потребовалось на ходу осуществить коренную перестройку ор-ганизации работ, обучить управлять новой техникой и новым приемам работ. Коллек-тив шахты, ведомый Абрам Григорьевичем, успешно справился и с этой задачей. В са-мые короткие сроки станция была сооруже-на. За эту работу начальник шахты был на-гражден орденом Трудового Красного Зна-мени (1938г).
   Эти величественные сооружения первых линий Московского метрополитена, где есть и мой труд, стоят уже более полувека и по надежности эксплуатации, архитектурному оформлению не имеют аналогов в мировом подземном строительстве.
   В 1939г. А. Г. Танкелевич был назначен главным инженером Московского метростроя и проработал в этой должности десять лет. За эти годы были построены новые ли-нии метро и, в том числе, Кольцевая линия.
   Перед самой войной (1941-1945гт.) Абрам Григорьевич руководил большой работой по подготовке Московского метрополитена выполнить функции надежного бомбоубежища при налете на город вражеских самолетов. Еще при строительстве станции "Мясниц-кие ворота", рядом со станцией был постро-ен специальный объект и сами станции ис-пользовались для размещения в них гене-рального штаба. Кроме того, под руководст-вом А.Г. Танкелевича оперативно сооружа-лись необходимые для обороны другие под-земные объекты. Так школу строителей под-земных сооружений заложил мой учитель, и мне довелось принимать участие в этом деле. За эти заслуги мой учитель был на-гражден тремя орденами, а в 1947г. за раз-витие техники отечественного метрострое-ния ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии.
   Однако, в 1949г., без объяснения причи-ны Абрам Григорьевича сместили с долж-ности главного инженера Метростроя. Од-нако причина была. В годы войны и после-военные годы, он был активным членом Ев-рейского антифашистского комитета.
   Уход с Метростроя, для него, одного из ведущих основоположников этого дела в стране, был ударом судьбы, но это не сло-мило его - сильного духом человека. Он по-ехал в тайгу Горной Шории, в качестве глав-ного инженера "Ольжераского" шахтостроительного управления и начал подготовку строительства крупнейших угольных шахт Кузбасса и города Междуречинска, но и это дело ему не дали завершить. Длинная рука Лубянки и там его достала. Он был аресто-ван по сфабрикованному в этом недоброй памяти "ведомстве" делу и просидел в тюрь-ме вплоть до смерти Сталина, после чего был выпущен из тюрьмы и судом оправдан. Несмотря на предложение вернуться на работу в метрострой, не пожелал это сделать, так как должен был сесть в свое прежнее кресло, которое занимал один из его учеников. Он принял предложе-ние Минуглестроя СССР и вплоть до ликвидации Министерств, был одним из руководителей главного технического управления. Затем был направлен в Эс-тонский Совнархоз, где руководил строительством в этой республике.
   Ввиду ухудшения здоровья в последние годы жизни (умер в 1975г.), Абрам Григорье-вич работал главным специалистом в ин-ституте "Мосоргстрой".
   Где бы ни работал Абрам Григорьевич, он оставил весомый след в построенных объ-ектах, и главное в душах людей с которыми работал. На разных этапах служебной ле-стницы его "бросали" на ликвидацию про-рех. Добрый и самоотверженный человек, всегда помогавший людям в критических си-туациях. Такое случилось со мной дважды. Когда я работал десятником подземного транспорта произошел несчастный случай, шахтной клетью придавило рабочего, обслу-живающего подъем. Не буду говорить о при-чинах, но я был абсолютно не причастен к этой аварии. Это произошло не в моей сме-не. Однако москов-ский городской суд приговорил меня к двум годам лише-ния свободы. Тогда мне не было еще 19 лет. И только благодаря действиям А.Г. Танкелевича, этот несправедливый при-говор был отменен. Второй случай произо-шел в 1937г. Во время ночной смены про-изошла серьезная авария на проходчес-ком щите. Я был сменным инженером. Связано это было с указанием, которое дал мне начальник шахты. За этот случай я был жестоко наказан. У меня сохрани-лась копия докладной записки, в которой было сказано: "Я, начальник шахты 67-69, А.Г. Танкелевич виноват в происшед-шей аварии на щите... прошу взыскание наложенное на сменного инженера Х.И. Абрамсона отменить..." Это было в 1937г., чем могло быть для него чревато это мож-но только догадываться. Но он не побоял-ся защитить человека.
   Другой случай в 1938г. При строитель-стве станции "Площадь Свердлова" про-изошла серьезная авария, в результате которой погиб проходчик. К уголовной от-ветственности был привлечен главный ин-женер нашей шахты А.П. Овсий. И только благодаря героическим усилиям А.Г. Тан-келевича, который взял часть вины на себя, наказание Овсию было смягчено. Но он был осужден и отправлен в Воркуту отбывать срок, где будучи заключенным, этот отличный горный инженер, работал на инженерных должностях. В 1944 г. он ра-ботал главным инженером горнорудного управления, хотя еще не был освобожден и был награжден Орденом Трудового Крас-ного Знамени. Мы с Абрам Григорьевичем как-то были в Воркуте в командировке и встречались с А.П. Овсием, который в то время работал главным инженером одной из шахт.
   А. Г. Танкелевич постоянно учил нас, мо-лодых инженеров, как правильно работать в труднейших условиях подземного стро-ительства. Главное, что он требовал от нас было: обеспечение безопасности работ; обеспечение качества работ, заданных темпов и экономного расходования средств. Это было его кредо в работе и жизни, где бы и кем бы он ни работал.
   Важный след в становлении меня как ин-женера и научного работника оставили совместные творческие разработки, ре-зультаты которых изложены в наших ста-тьях и брошюрах, опубликованных в 1948-1949гг. в таких, наиболее авторитетных журналах, как "Горный журнал", "Уголь" и издательстве "Углетехиздат".
   Этот рассказ о моем учителе хочу за-кончить упоминанием о встрече, здесь в Чикаго, с очень интересным человеком, профессором Маркусом Мельниковым, который достаточно близко знал Абрама Григорьевича Танкелевича. Наш разговор был таким же теплым и волнующим, как при многих встречах с разными людьми, которые его знали по совместной работе, которым он делал добро. Для меня он был и остается учителем.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"