Diamond Ace: другие произведения.

Обзор Бд-13: Светло как ночью

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
Оценка: 9.64*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На роль критика года не претендую. Говорю то, что думаю. Какие рассказы нравятся? Мои. Оценка? Никакая, никакая оценка тебя устроит?! (с) А если без второсортных панталонад, скажу так: рассказ может запомниться одной мыслью. Оригинальной. Или сюжетом. Оригинальным. Или стилем. Вы поняли. Обзор фантастических рассказов конкурса "Black Jack". Тринадцатый заход. 1) Леданика - "Осколки трупа"; 2) Чваков Димыч - "Дело чести"; 3) Ермакова Мария - "Барбосса Капитана"; 4) Аарон К. Макдауэлл - "Стрелки"; 5) Горбачев Олег - "Свобода без выбора"; 6) Колотвина Евгения - "Грозовое предупреждение"; 7) Аноним - "Квантор существования"; 8) Ойкин Иван - "История одного правителя"; 9) Санжаров Александр - "То ли еще будет"; 10) Кузнецов Владимир - "Аркана Омега"; 11) Дуров Алексей - "Быть не человеком"; 12) Ролдугина Софья - "Ящерка в янтаре"; 13) Лобода Адриан - "Соль"; 14) Ечеистов Вадим - "Охота на "книжного червя"; 15) Кузиманза Д Д - "Максимум правдоподобия"; 16) Капустин Вад - "Кошки-мошки"; 17) Горностаев Игорь - "Отличный повар"; 18) Диденко Федор - "Представитель"; 19) Фенек - "Технология жизни"; 20) Круглов Юрий - "Удачная охота"; 21) Тэй - "Дни седого февраля"; 22) Рина Бро - "Горящий"; 23) Ильина Ирина - "Небесные атаки"; 24) Эхова Кира - "Бог из машины"; 25) Anno Nimus - "Сериал"; 26) Inspektorpo - "Creeping death"; 27) Джиллиан - "Зеркальце"; 28) Ксаньяни - "Дублер"; 29) Лобынцев Александр - "Горящий лист"; 30) Ососкова Лента - "Кукла (Ave, Formidabilis)"; 31) Вавикин Виталий - "Тишина вдвоем". ЗАЯВКИ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.


Светло как ночью

Обзор фантастических рассказов конкурса "Black Jack"

Тринадцатый заход

   На роль критика года не претендую.
   Говорю то, что думаю.
   Какие рассказы нравятся? Мои.
   Оценка? Никакая, никакая оценка тебя устроит?! (с)
   А если без второсортных панталонад, скажу так: рассказ может запомниться одной мыслью.
   Оригинальной.
   Или сюжетом. Оригинальным.
   Или стилем. Вы поняли.
   Разбирать орфографию, пунктуацию (и тому преподобное) не собираюсь, потому как на общее впечатление это практически не влияет (ну, и потому, что ваш покорный слуга - бездарь). Если автор пишет совсем уж по-цыгански, я просто пропускаю его творчество фоном, вероломно поливая экран презренным взглядом и непотребными жестами.
   Всем удачи.
   И без обид.
  

Что ж, как сказал один судья другому:

"Будь справедлив, а если не можешь, то суди от фонаря"

(с) Уильям Сьюард Берроуз

   Леданика. "Осколки трупа"
  
   Нельзя так делать. Когда увидел название, представил себе нуарный, или, на субтильный конец, мистический рассказ-эпопею, преисполненный соответствующим антуражем.
   Перевел взгляд на автора. Леданика.
   С каким-то ребяческим восторгом нажал на ссылку.
   А тут горшок с тараканом, вылезшим, не к столу будет сказано, из теплых недр принтера, разговаривают.
   Обманутые ожидания.
   Только вот негодовать долго не пришлось. Почему же, спросишь ты меня, юный любитель бесплатной порнографии фантастики?
   Потому что в четыре СИшных килобайта текста автор умудрилась искусно вплести:
   - интригу;
   - "живых" статичных (за исключением усатого, аки Якубович, прусака) персонажей;
   - безысходность;
   - мораль басни.
   Стоит ли говорить, что исполнение на высоком уровне? Ах, пардон, сказал.
   Проблема лишь в том, что рассказ...проходной. Для меня. Технически - круто, гладко.
   Но вот эрекции, увы, не испытал.
   Спойлер же, ну!
  

 []

  
   Чваков Димыч. "Дело чести"
  
   Приступил к чтению, а сходу вспомнилось это: "Здесь, наверное, даже умирают по расписанию". Объясню. Мир, который создал Димыч, настолько упорядочен и предсказуем, что даже убивать можно раз в пять лет. Вполне легально. То, что кто-то пожелает раньше времени пустить свинца в приятеля, становится неслыханным происшествием. Или, как минимум, деянием, приравниваемым к преступному. Как итог - расследованием займется Эжен Сваровски.
   Спойлер:
  
   "Сколько Эжен Сваровски служил в департаменте, ни разу не случалось подобного. С тех пор, как Европарламент, подогреваемый публичными выступлениями и финансами партии "Полная свобода индивидуальности", разрешил заявленные и оплаченные убийства благонадёжным гражданам, но не чаще одного раза в пять лет, всё обходилось вполне штатно".
  
   Кстати, ПСИ - оценил.
   Если разобрать текст на блоки, можно боты закусить разглядеть уйму предикатов, над которыми стоило бы поразмыслить.
   В деянии Ланского проглядывается установление ныне модной "исторической справедливости". Во всем этом полубезумном антураже, полном футуристических законодательных инициатив, улыбается тренд на беззубую новизну, несущую какой-то припиз**утый смысл. Забыв о полудетективной фабуле, можно даже (немного попотев) разглядеть аллюзию на "451 по Фаренгейту".
   А вообще, атмосфера такого 2037 года попахивает какой-то ангедонией. Даже сраные салфетки пронумерованы и систематизированы.
   По крайней мере, так мне показалось.
   А раз показалось - у Димыча получилось.
   Спойлерище.
  

 []

  
   Ермакова Мария. "Барбосса Капитана"
  
   Можно же! Можно писать про бедных собачек так, что это не вызовет отвращения у читателя!
   (уточню - я не читатель, я - фламинго, просто об остальных забочусь)
   Барбосса, Малыш, Чак и Опарыш. Четыре пса, рассуждающих о свободе.
   Приют закрывают, что делать с "постояльцами"? Все прекрасно понимают.
   Спойлер:
  
   "Он вырос в приюте, потому улица казалась чем-то манящим и ярким, тоннелем, в который следовало стремиться - к свету. И ничего не знал мелкий о голоде, пришпиливающем желудок к позвоночнику, словно бабочку на альбомную страницу, о всепроникающем холоде и смерти, подстерегающей на перекрёстках"
  
   Наверное, тяжело подать ультра-БУшную идею так, чтобы мировоззрение после прочтения моментально деформировалось. Но читал не без интереса. Есть на то причины.
   Во-первых - язык. Да, Мария чертовски любит красивости, сама это признает и делает еще красивее. Но "Барбосса Капитана" удивил тем, что здесь словесной изящности...*открывайте шампанское, зовите тамаду*...в меру! Хотя в какой-то момент я увидел собаку, у которой вместо головы горящая бумага.
   Во-вторых - грамотное соотношение объема и информации. Семь килотонн - оптимальный размер. В рассказе нет вообще ничего лишнего. На мой томный взгляд.
   В-третьих - персонажи уникальны. Двух одинаковых псов здесь нет. Я так не умею.
   После прочтения остается странный осадок.
   То ли потому, что собак люблю больше, чем людей. То ли потому, что это животные, а последнее время интернеты уже трещат по сварочным швам от засилья энимал сторис.
   Спойлер-бройлер.
  

 []

  
   Аарон К. Макдауэлл. "Стрелки"
  
   Со словами "в королевстве наступила ночь" колонки зарыдали треком Jedi Mind Tricks - Street Lights.
   "Из незашторенного окна в комнату проникает холодный свет фонаря, сталкивается с Шутом и отбрасывает от его фигуры тень на стрелки часов".
   The street light is the only light to ever shine.
   Всё это создало любопытную перверсию в моем восприятии.
   Когда читаешь рассказы Аарона, становится как-то просто. Легкий, узнаваемый стиль, помноженный на психологическую достоверность образов. Фэнтези?
   Презираю фэнтези. Ничем не отличается от реализма, только Володьку называют Жидомором, например.
   И второй год подряд Аарон удивляет. Товарищ Макдауэлл заявляет фэнтези, а я то ржу, аки лошадь ломовая, когда читаю о богатыре, то переживаю за жалкого Шута, словно тот мне денег задолжал, а сам наливается портвейном.
   Спойлер:
  
   Он выдергивает иглу из головы.
   -- Я пойду.
   -- Никуда ты не пойдешь. Снаружи Мушкетеры.
   Ей очень хочется, чтобы Шут ушел.
  
   Как и в рассказе Димыча, можно разглядеть множество пластов, над которыми стоило бы поразмыслить.
   Да, я заглянул в комментарии к рассказу, там Ник и Аарон спорили о том, нужна ли фраза: "На рассвете все роли в Королевстве снова были заняты".
   Что я думаю?
   Говорят, что ты представляешь какую-то ценность. Не будет тебя - рухнет система. Бабушки не получат новости. Наркоманы и старики останутся без шприцов. Заводы не получат свою руду.
   А потом на твое место встает кто-то другой. Не такой умный, не такой распрекрасный, не такой трудолюбивый.
   Бабушки продолжают получать свои новости. Наркоманы торчат, старики вставляются инсулином.
   Заводы штампуют сталь.
   Будто и не было тебя.
   Так нужно ли это "на рассвете все роли в Королевстве снова были заняты"?
   Сполейр:
  

 []

  
   Горбачев Олег. "Свобода без выбора"
  
   Что мне нравится в подобных произведениях, так это "удобный нарратив", если позволите. На каждое событие, на каждый кластер повествования отводится ровно столько информации, сколько требуется. Восприятие не останавливается на каком-то отдельном элементе и не мешает тебе вникать в последующие.
   О чем, собственно, песня? Да, карма, судьба - эдакие сестры Фоккер, пожилые голландские проститутки литературы. Иной раз полезно вернуться к этим темам, но не чтобы рассказать о фатуме что-то новое, а рассказать о нем через новый инструмент.
   Спойлер:
  
   "Хорошие родители с детства прививают своему чаду - не пробуй наркотики, не ходи к пророкам. У меня хорошие предки. И я не понаслышке знаю, чем заканчиваются походы к "Серым пророкам". Потухший, безрадостный взгляд обреченного. Безразличие к жизни. Мало кто может нормально жить, зная своё будущее, не в силах ничего изменить или даже намекнуть родным и близким о грядущем горе"
  
   Главный герой ссорится со своей любимой. Настолько он подавлен и обескуражен, что решает узнать свое будущее, заплатив три тысячи условных единиц шарлатанам из секты "Серых пророков".
   В общем-то, не такие эти ребята и шарлатаны, учитывая то, к чему привел сей поход за халявной картой судьбинушки.
   И застрелил бы этот рассказ читательские разумы к еб*ням, если бы не тема жребия. Сильное произведение. Как на эмоциональном, так и на чисто техническом уровне.
   А вот общее впечатление маленько пострадало от того, что решению подобной темы нет предела. И, как сказал бы тучный мужчина, не видно конца. Хех.
   Спойлер:
  

 []

  
   Колотвина Евгения. "Грозовое предупреждение"
  
   Я бы не сказал, что "Грозовое предупреждение" является полновесным рассказом. Объясню.
   Начало неспешное, размашистое, колоссальное, тяжелое. Главный герой попадает в эпицентр непогоды, в него бьет молния. Все. Склеился наш персонаж. Казалось бы.
   Концовка произведения неспешно выводит нас на жизнь ГГ после происшествия. Его, вообще-то, молния дважды опрокинула. И жив. И ждет теперь, словно маринист шторма, нового катаклизма.
   Так почему это не полноценный рассказ? Потому что середина - то самое неслыханное происшествие - проседает на фоне затравки и заключения. Фактически персонаж просто лежал и галлюцинировал после того, как 80 000 ампер дважды нехило отравили его телеса.
   Нет конфликта. Жизнеописание. Краткое содержание. Что угодно.
   Спойлер:
  
   "Теперь гроза приобрела для меня новое качество, и ждать её стал с удвоенной силой. Миры пока что не повторялись, каждый раз новый, один удивительней другого. Где-то великолепная нетронутая природа, где-то техногенный загрязненный мир, видел и разрушенный, превратившийся в руины, который давно, судя по состоянию, покинули разумные. Все и не описать"
  
   Ах, да. Вопрос, который я частенько задаю в обзорах. Почему вы пишете от лица мужчины?
   В этом, наверное, нет ничего страшного. Просто иногда попадаются моменты, которые мешают правильно воспринимать главного героя.
   Его несколько раз плотно прихватило за пейсы. Пусть и мысленно, но он оказался в другом мире. А он вдруг/внезапно думает о том, что не будет красить волосы.
   Как-то так.
   "Я за билет на Ойкумену отдал капитал..."
  

 []

  
   Аноним. "Квантор существования"
  
   Аноним (мною безмерно уважаемый) знает, что я думаю по поводу наших с ним рассказов для тринадцатого Мрачного Джека. Нам пи**ец. Хех.
   И все же.
   Где вы еще найдете рассказ с такой логикой? Да, местами она может быть подвергнута критике, местами она прибегает к определенным допущениям. Но фокус в том, что игнорировать такую логику нельзя. Потому что в один прекрасный момент и вам может позвонить мироздание.
   Все люди - смертны.
   Все битарды - люди.
   Следовательно, все битарды - смертны.
   Согласен!
   Все люди - смертны.
   Все битарды - смертны.
   Следовательно, все люди - битарды.
   Согласен! Но готов поспорить.
   Вся прелесть рассказа в том, что главный герой, по ощущениям, интеллектуал-расп**дяй, его беседы с мирозданием - девицей а-ля Джон Нэш - являют собой некую компиляцию математической логики.
   Определенному кругу лиц будет тяжеловато продираться сквозь тян, блджад, кулстори, пруф (учитывая, что он еще в 2006-ом поужинал пулями).
   Но у всего этого мракобесия есть шарм. И финал:
   - Это означает, что есть один и только один аноним x среди множества анонимов X, обладающий свойством P, и этот аноним - ты! Еще вопросы есть?
   - Да. Какой у тебя размер лифчика?
Мироздание прыснуло и бросило трубку.
   Кулстори, бро.
   Спойлер:
  

 []

  
   Ойкин Иван. "История одного правителя"
  
   Я бы не сказал, что это фантастика. Фэнтези? Да. А что я говорил о фэнтези, когда писал отзыв на рассказ Аарона? Презираю я фэнтези. Но это мои проблемы.
   "История одного правителя" - рассказ о предательстве. Собственно, демонстрация одной простой истины: никогда, никогда не доверяй тем, кого любишь. А то в один ни разу не прекрасный момент, лучезарно улыбаясь, ваш любимый Бернар направит на вас перстень, из которого вырвется черный луч чистой некроэнергии. Вам оно надо? Особенно, когда выплаты по ипотеке почти подошли к концу.
   А еще (спонтанно) реакция человека с трубкой на докладчика напомнила ситуацию:
   - Идти можешь?
   - Могу.
   - Вот и иди нах*р отсюда.
  
   Спойлер:
  
   "Исполинская фигура, сотканная из пламени, заревев, ринулась на врагов, ломая один за другим их защитные заклятья. Всюду послышали крики ужаса, стены дворца раскалились, с потолка начал капать раскаленный металл".
  
   Скажу честно, читать было тяжеловато.
   Во-первых - обилие информации. Первые, вторые ранги. Ларийские дворцы, советники, маги, Рабатские махорки, островная республика, взгляд Нергала, школа Смерти. Все это здорово, пышно и вообще распрекрасно. Но только тогда, когда читаешь роман - есть возможность разложить по скворечникам все тонкости созданной вселенной.
   Во-вторых - я все ждал какого-то просветления, инсайта, думал, что сейчас мне откроется смысл всего написанного. Да, собрание. Да, предательство и смертотрупоубийство. Но к чему это?
   В-третьих - "из отражения на него смотрел мужчина лет тридцати, с аристократичными чертами лица, соломенного цвета волосы были разбросаны в творческом беспорядке, а на губах играла безмятежная улыбка".
   Аристократические черты лица.
   Соломенный цвет волос.
   Творческий беспорядок.
   В одном предложении - целый каскад штампов, которые желательно разбавить.
   Не настаиваю. Автору виднее.
   Эпиграф - к месту, бесспорно.
   Спойлер:
  

 []

  
   Санжаров Александр. "То ли еще будет"
  
   Вспомните день, когда вы проснулись и поняли, что на работе/парах/уроках нужно оказаться через тридцать минут. Окей. Чистим зубы, принимаем душ, завтракаем, добираемся. В условиях цейтнота на каждую операцию втрое меньше времени, чем обычно.
   Хреново, не правда ли?
   А вот для персонажей произведения "То ли еще будет" это норма.
   Записать ребенка в детский сад? Этим занималась твоя прабабушка.
   Хочешь испугаться? Пффф. Некогда. Иди работай, экономь время.
   Спойлер:
  
   "А еще я сразу после теста на беременность записала Димку в школу. Помнишь, меня в тот день удачно сбил мини-флайер, и одноклассник на скорой оформил целых 14 часов оплачиваемого больничного! И до школы подвез - так что нам это обошлось всего в два часа времени".
  
   Безумие ли? Пожалуй. Но Саша отменно всё расписал в четырех килоканделах текста.
   Читать интересно, от рассказа не устаешь, потому как написано весьма вменяем языком, уместное разбиение на два блока. Единственное, что напрягло - Мила, милая, милая, Мила, милая, Мила, милая, милый. Милости какие-то. Хех.
   И фраза "Мила шипит бронедверью" - позабавила.
   Неплохое вышло бы пособие по тайм-менеджменту.
   Спойлер:
  

 []

  
  
   Кузнецов Владимир. "Аркана Омега"
  
   Черт бы меня побрал. Мне понравился этот джентльмен!
   Всё действие рассказа разворачивается на борту яхты "Лилия". Архиепископ Лэбб, извините-простите, просрал сердце. В прямом смысле этого слова. Что само по себе весьма комично. И фантастично в то же время.
   На протяжении рассказа черные мундиры во главе с Лэббом ищут кровяной насос, попутно подозревая каждого, кто оказался на судне.
   Но не все так прямолинейно и просто, скажу я вам. Нет, не скажу.
   Ибо хочу, чтобы вы сами прочли сей замечательный труд.
   Спойлер:
  
   "Леди Рей берёт со стола хрустальный фужер с вином и делает небольшой глоток. Лицо её непроницаемо - это означает, что подобное обвинение для неё крайне оскорбительно. Королевский врач, иностранец Бюлментрост, задумчиво играет желваками на скулах. Лорд Бэллкем, виконт Гайрел, вскинув подбородок, делает вид, что поглощен изучением ближайшей картины. Невозмутимыми остаются только Леклидж и Д".
  
   Никого не напоминает?
   Напоминает.
   В свете возникшей к рассказу симпатии не хотелось бы заострять внимание на каких-то недостатках. Скажу лишь, что многовато персонажей. Хотя...это даже не укор. Придирка.
   Хочешь что-то спрятать? Не прячь вообще.
   Спойлер:
  

 []

  
   Дуров Алексей. "Быть не человеком"
  
   Вот так почитаешь рассказы Алексея, а в голове этот маленький, но до жути жирный, червь запевает: "Мешок ты с мясом". В чем-то я даже согласен. Все преимущества робота в произведении "Быть не человеком" подробно описаны. Да что уж там...достаточно вспомнить аппендикс, кровеносные сосуды перед фоторецепторами и зубы мудрости.
   Нравится мне энтузиазм, с которым автор рассуждает об искусственном интеллекте.
   О чем рассказ?
   Влад случайно стал роботом. Да, да. Так всё и было.
   Спойлер:
  
   "Влад вызвал на "внутреннем" экране меню отключения, выбрал пункты. И стал одним существом. Все нормально, как обычно. Словно свет выключили: щелк, и темно. Если бы не мелочь: он от человеческого тела отключился. Вышел не в ту сторону".
  
   Вышел не в ту сторону. Забава.
   Что касается литературной составляющей.
   Лично для меня - проходной рассказ. Крепко, ритмично, эдак по-стахановски. Но вот больше похоже на статью из журнала.
   Показалась немного затянутой сцена, в которой Влад сражается с флаером. По ходу сего экшена мы продолжаем узнавать, чем же робот отличается от человека. Внимание рассеивается, интерес постепенно пропадает.
   А вот развязка понравилась. Влад, будучи роботом, решил ритуально самовыпилиться.
   Хех.
   Рассказ-констатация. Но ведь мы читаем "из робота", не так ли?
   Спойлер:
  

 []

  
   Ролдугина Софья. "Ящерка в янтаре"
  
   Здесь ничего не будет. Если хотите, можете разместить здесь свою рекламу.
   Предлагаю лишь прочесть рассказ "Ящерка в янтаре".
   Мои впечатления по шкале Бофорта - двенадцать.
   Огромные разрушения, серьезно повреждены здания, строения и дома, деревья вырваны с корнями, растительность уничтожена. Случай очень редкий.
  

 []

  
   Лобода Адриан. "Соль"
  
   Приключения as is, леди и джентльмены, с элементами хоррора. Должен сказать, весьма убедительно.
   Многие хоррор-сторис грешат тем, что "злодеи" в них уж больно мэрисьюшны, а когда дело доходит до развязки, какого-нибудь Дарта Ганнибала Мориарти-Бейтса убивают страпоном. Например.
   Здесь же такой проблемы нет. Более того, саспенс хичкоковский достигается за счет грубого, но честного нарратива. Стариков бьют в беззубые рты, туземок насилуют.
   Быть может, для человека с нервами семилетнего гомосексуалиста это выглядит несколько ужасающе. Но вам придется поверить - рассказ не изобилует трэш-элементами. Скорее, рассказчик умело ими пользуется. Настолько умело, что и трэшем-то это не назовешь.
   Спой, Лер:
  
   "Старика заставили стать на колени. До последнего момента он не сводил глаз с Хорхе, поворачивая голову почти как сова, разбитые губы кривились в улыбке. Его убили выстрелом в затылок".
  
   Что я могу сказать о том, как написано произведение?
   Баланс. Когда шагаешь глазами по тексту (батюшки, глаза ходят) не возникает желания пропустить тот или иной фрагмент. Да, двенадцать киловатт, но уверяю - скукой во время чтения и не пахло. А скука, знаете ли, пахнет преотвратно.
   Возможно, не удалось разглядеть во всей красе остров, на который прибыли конкистадоры. Да это не так уж и важно.
   Но вот что я увидел...так это боль. Соль на мясе.
   Прочтешь - поймешь. Не прочтешь - пойдешь кристаллы в кожные мешочки собирать. Хех.
   Рассказ в зачет.
   Спойлер:
  

 []

  
   Ечеистов Вадим. "Охота на "книжного червя"
  
   А мы продолжаем произведением "Охота на "книжного червя", пока течет мой любимый кетчуп. Хех.
   Фантастика, конечно, на грани с реализмом. Флер антиутопии.
   Почему не считаю данный рассказ чистой НФ? Наверное, потому, что только на моей памяти и на моих глазах в двух разных городах, почти равноудаленных от Портленда, были организованы бойцовские клубы. Те самые. Паланиковские. С теми же правилами.
   И ладно.
   Автор рассказывает нам о нелегкой судьбинушке Геннадия Рябкова, которого вечно обиженные и обездоленные обвиняют в массовом суициде.
   Геннадий наваял несколько книг. Потомки же расшифровали посыл и решили, что писатель вероломно закидывает читателей буквами на смерть.
   Неинвазивный конъюнктивальный геноцид, бл**ь.
   Спойлер:
  
   "Геннадий пытался напомнить о том, что его книги изданы не такими большими тиражами, чтобы все самоубийства, преступления и беспорядки можно было объяснить их воздействием на подсознание читателей. Но ему отвечали, что подсознательный код, заложенный в его книгах, распространяется, подобно вирусу - человек, прочитавший его роман или повесть, даже в обычном отвлечённом разговоре начинал транслировать разрушительный словесный код".
  
   Позабавил адвокат. Чем-то напомнил небезызвестного Сола Гудмана - еще того доставщика лулзов в голову.
   Хотя адвокат в данном рассказе больше напоминает нечто деревянное и в прическе. Не по вине автора, а в силу обстоятельств, описанных в рассказе.
   Написано умело, добротно. Здесь придраться к чему-то тяжело. Да и особо выделять какой-то оборот, которым можно было бы пробудить светлые чувства, не стану. На уровне.
   Главное - ни разу не пришлось перечитывать то или иное предложение.
   Только, на мой взгляд, писать о писателях - дело не столько безблагодатное, сколько отжившее положенное ему. Рекурсия, самоподобие. Прекрасно. И вторично.
   Но автору виднее.
   Спойлерман:
  

 []

  
   Кузиманза Д Д. "Максимум правдоподобия"
  
   Имеем одного рыцаря. Дурак в лаптях. Хех. В самом хорошем смысле этих слов.
   Трехглавый трусоватый дракон и хитрожопый волк. Все признаки поджанра ненаучной фантастики. Но в конце рассказа имеем занятную теорию:
   Спойлер:
  
   "Многие понятия придуманы для облегчения восприятия мира, на самом деле они не существуют. Не существует, например, орбита электрона. Есть лишь максимум правдоподобия, то есть, волновая функция в уравнении Шредингера велика там, где скорее всего находится эта частица. Даже в макромире все объясняется с позиций микромира. А некоторые исследователи с оглядкой на идеализм считают также, что существует некий посредник между сознанием, которое является величиной не физической, и реальностью, то есть, физической материей. Этот посредник дает крошечное, стремящееся к нулю, но все же увеличение вероятности существования какого-то объекта".
  
   Эта теория какбэ оправдывает заявление автора, что это - не фэнтези.
   Да, можно было бы углубиться в многомировую интерпретацию, антропный принцип, коллапс волновой функции, роль наблюдателя и т.д.
   Но ведь, если не опровергнуть утверждение автора, получится, что это реализм. И рыцарь эльф только для себя, в то время как для студентов он - желтосправочник.
   Данный конфликт вывозит "Максимум правдоподобия".
   Написано приятно. Не без юмора.
   Можно сказать, рассказ-терапия. Садишься вечером в кресло, закуриваешь, улыбаешься, аки девочка под ёлкой и грибами, и вникаешь в схоластические коллизии.
   Думаю, конкурс во многом не оценит.
   Да и какая разница? Я не пожалел.
  

 []

  
   Вад Капустин. "Кошки-мошки"
   Автор попросил поругать его рассказ. Следовательно, о плюсах я умолчу. Расскажу, что мне не понравилось.
   Сначала думал поругаться за то, что фэнтези называют фантастикой. Ну, вопрос спорный, трактуем в пользу Вада. Тем паче антуражик фэнтезийный - мертвячие ходунцы, "какие-то твари" - оказались сбоем в работе 5-HT2A.
   Слишком уж главный герой оказался сообразительным. Ягический бодун, незнакомая местность, неспособность восстановить события предыдущих дней не помешали Олегу моментально определить причину недомогания. Вот если бы он поплавал, а потом вспомнил - было бы логичнее. Да и рассказ от этого не пострадал бы.
   ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ. В прошлом году я часто заострял внимание на том, что авторы из читателей лепят умственно отсталых.
   Спойлер:
  
   "Наша раса - эмпаты-метаморфы, мы питаемся отрицательными эмоциями, которые землянам вообще не нужны. И мы предложили вашей планете контракт: вы нам отдаете свои страх и злобу, а мы вам - передовые технологии и современную технику".
  
   Такие фразы в голове звучат голосом Левитана. А вокруг предложения - огромные мультяшные стрелки. На фоне - голый оркестр, чтобы я не прошел мимо данной информации.
   Намека в середине рассказа "они вроде эмпаты, человеческие эмоции жрут" вполне хватило.
   А потом ГГ все вспоминает. Из кустов. Хех.
   Да...эта мысль в финале. О счастье. Она лишняя.
   И как-то эмпатия у меня не вяжется с пожиранием негативных эмоций, за которые к тому же расплачиваются видеомагнитофонами.
   "Косухин хотел было ответить, что будь у него побольше чувств, он бы на своих двоих отсюда не ушел".
   Кто "он"? Олег?
  

 []

  
   Горностаев Игорь. "Отличный повар"
  
   Серж Брюхоненко гордился бы Игорем.
   Кто такой Сережка Брюхоненко? Добрый доктор, который оживлял собачьи головы, а потом just for lulz прикармливал их сырком.
   В рассказе "Отличный повар" все не так трагикомично. Артемия, шеф-повара от бога, так еще и Брюса Уиллиса по совместительству, заперли в двухместном боксе, начесав бедолаге, мол, планета наша скоро приберётся, нужно лететь на Марс.
   Важные дядьки никогда не врут. Хех.
   Спойлер:
  
   "Создавалось впечатление, что голова собаки пыталась освободиться от внедрённого в ноздрю зонда. Голова несколько раз открывала рот, и, по выражению..."
  
   Ой, это Брюхоненко. Вот Игорь:
  
   "Планета приближается к ужасной катастрофе. Не выживет никто, поскольку сама Земля закончит существовать в нынешнем виде, превратившись в газовый гигант. Однако, в запасе почти год. За это время на Марс отправят больше сотни человек".
  
   Доставил студент, которого подселили к Артемию. Пьет пиво, играет, мимоходом высмеивая намерения главного героя кого-то-там-спасти.
   "Коллега! Так вы, оказывается не просто шеф-повар, а шеф-повар ресторана "Натюрель"? Посещал я как-то ваше заведение. Что могу сказать про еду? Говно!" (с) Студент
   Написано, конечно, сыровато. То ли потому, что для раскрытия темы, вшитой в рассказ, большие объемы требуются, то ли потому, что как-то прямолинейно события вываливаются на авансцену.
   Многовато многоточий в конце, пардон за "калом бур, а телом бел".
   Ах, да, "пришитая мадемуазель" тоже позабавила. Петтинг ей подавай. Ага.
  

 []

  
   Диденко Федор. "Представитель"
  
   Еще один рассказ с пометкой "хоррор".
   Разберемся.
   Главный герой рассказа работает торговым представителем на "заморозке". Разъезжает на стареньком Опеле, покуривает, ненавидит крабовые палочки.
   Затравка:
  
   "Сегодня, у нас разгрузочный день, мы поедем в поля выискивать холодильники, расставленные твоим предшественником по разным деревушкам области. Близится конец года, а у нас неучтенных холодильников, аж семь штук. Нам надо обязательно их найти, сверить серийные номера и по возможности под завязку загрузить пельменями, мороженным и крабовыми палочками. Потом по домам. Понял?"
  
   Начало, в общем-то, претендует на хорроровское, но "не хватает саспенсу". Хех. Как-то схематично. Приехал. Получил ЦУ. Уехал.
   Повествование ведется от первого лица. Что всегда приводит к:
   - я, я, я, я, я...(я+1)*n (насчитал больше полусотни);
   - взгляду на события изнутри - нет сопереживания Медведю, "АААА!!!" - этому не способствует.
   Хотя, несомненно, от этого произведение выигрывает в динамике.
   Автор, поправьте диалоги, пожалуйста.
   "-Ок - кивнул я..."
   "-Понял-сказал я, широко улыбнувшись, я сразу смекнул, Алексей раньше тоже был агентом..."
   Из-за того, что не сразу понимаешь, где заканчивается прямая речь, приходится перечитывать предложение, что чревато потерей той самой динамики.
   "За нами шел тот человек, своими огромными шагами он вышагивал по грязи".
   " Я еще сильнее вжался в сиденье и выжимал из старого Опеля все что мог".
   Это не заради до*баться, а потому что отвлекает от самого рассказа. Причесанный текст и восприниматься лучше будет.
  

 []

  
   Фенек. "Технология жизни"
  
   Смерти нет.
   Такова аннотация к рассказу "Технология жизни". Как говорил Роберт Ч. Уилсон: "Я не умираю. Просто становлюсь все менее вероятен".
   Старая добрая идея бессмертия, вплетенная в быт главной героини рассказа.
   Сэйверы - устройства, сохраняющие воспоминания, чтобы в один прекрасный момент создать суррогат любовничка, например (ну, если он умер, да).
   Спойлер:
  
   "Смерти нет. Этот расхожий рекламный слоган въелся в сознание. "СОХРАНИ СЕБЯ!" - предлагала навязчивая реклама, "сохрани свою жизнь!" Личность человека - все полностью, все содержание мозга, все воспоминания, чувства, стремления и мечты - переписывалось и обновлялось каждую ночь во время сна. А в случае смерти создавалась точная копия тела, воспоминания перемещались туда и... Вуаля! Ты живее всех живых".
  
   Наверное, исполнение "Технологии жизни" можно назвать эмоциональным. Алька постоянно сомневается в принятых решениях, подозревает саму себя в безумии и паранойе. На самом деле, все признаки биполярного расстройства. Собственно, это и логично, когда знаешь, что муж мертв, а он лежит рядом.
   Муж мертв, а он пылесосит.
   Муж мертв, а он не мертв.
   Сей диссонанс выливается в срыв. В диалог.
   Хэппи-энд.
   А последние строчки только придали рассказу психологической достоверности. Убери их - не будет рассказа.
  

 []

  
   Круглов Юрий. "Удачная охота"
  
   Концентрация фэнтези в моей крови зашкаливает. Уши растут, повсюду мерещатся орки и тролли. Хотя одна фея была неплоха. Она отбивалась, конечно. Хех.
   Ладно, давайте об "Удачной охоте". Из моего волшебного состояния понятно, что рассказ написан в поджанре ненаучной фантастики - фэнтези.
   Но вот что порадовало, так это флер юморесок и финал, который угадывался, но таки повеселил.
   Кучка гоблиноидов проголодалась.
   Sp-oil-ER:
  
    "В лес вернемся - и отведает Кулак моих кулаков, а мой желудок - его печени".
  
   Зима, повсюду лейбористы, социал-демократы и коммунисты красные плащи.
   А что любят орки-филантропы? Верно! Они любят людей. Жареных.
   Дабы покишкоблудить, схватили гоблины старика. Не фуа-гра, конечно, но на безрыбье и старик свинина. Экскюзе муа за эрративчик.
   Что произошло дальше - советую прочесть. Как минимум, ради поднятия настроения.
   Написано простенько, без лишних красивостей, но и не примитивно. Шесть килограмм - одно из достоинств рассказа. Быстрое прочтение усиливает впечатление от короткой, незатейливой истории с элементами перевертышей и гастрономии.
   Приятного аппетита. И как говорил старина Ганнибал Лектер: "Нет ничего интереснее, чем пробовать новое". Пам-пам!
  

 []

  
   Тэй. "Дни седого февраля"
  
   Забавно. Лепишь снежную бабу с Аленкой, поишь ее чаем, в школу с ней ходишь, а ее и не было. Аленки.
   Эдакий рассказ-ностальгия.
   Девочка Таня очень любит фотографировать. И спать. По ходу всего рассказа Таня в основном спит. Хах.
   Наверное, в каждой семье были такие посиделки, когда те, кто постарше, безудержно проваливались в воспоминания, а те, кто помладше, ели. И слушали.
   Так вот Венцемир Иванович за столом рассказывает о своем институтском приятеле:
  
   "У Красилова масштабная задача: он борется с зимой. Платцдарм ограничивается пока что садовым участком нашего профессора, и вот как сие происходит. Еще с осени переехал он жить на дачу, и закупил в ближайшей деревне несколько телег дровишек. Все тогда еще удивлялись: зачем, ведь в его особняке центральное паровое отопление".
  
   Как выяснилось, сухие деревья - еще те плохие люди.
   Спойлерить не буду.
   А вот по поводу повествования скажу кое-что.
   Знаете, когда читаешь подобные произведения, вокруг становится чудовищно тихо. Могильный покой. Читаешь, а рядом сидит Кафка и по-кафкиански проводит пальцами по бровям. Тсссс. Автор подбирает слова так, чтобы твои мысли звучали шепотом.
   А потом вываливается это: "Я не люблю лето, оно словно обман, иллюзия, воплощение быстротечности всего сущего. Истина начинает просыпаться осенью и снисходительно улыбается зимой". Говорил себе дед, говорил. А тут в патетику ударился. По щелчку.
   И да: "Сухие деревья их притягивают. Притягивают, возвращают к жизни тех, кто уже..."
   Как слово "притягивают" коррелируется с "возвращают к жизни тех"?
   Я лично виню в своих проблемах с наркотиками Маппет-шоу.
   Но Таня-то вряд ли поклонницей гипно-кукол является. Ладно, возможно, я придирчив.
   Одно точно - повествование скачет. То автор, то Таня рассказывают.
   Спойлер:
  

 []

  
   Рина Бро. "Горящий"
  
   - Эйс, не хочешь что-нибудь почитать?
   - Что?
   - Фэнтези.
   - Хочу, конечно! - Эйс радужно улыбнулся и откусил свою руку.
   Хех. Засилье фэнтези нынче на Черном Жене.
   Ну, сам виноват. Итак.
   "Горящий".
   Парнишка по имени Сой - белая ворона в черном квартале. Кстати, если кто видел этот фильм, помнит, во что вылился поход белого парнишки за молоком в гетто.
   Здесь похожая история. Пошел собирать корни. Прямиком в ад.
   Спойлер:
  
   "Строгая тетка Радна послала его за очередным набором корней для целебных отваров, которые если и пили, то только из-за уважения к такому древнему роду, как Навч. Очир и Харун, конечно, не упускали случая задеть Соя и напомнить лишний раз, что ястребиным такие травяные навары не нужны".
  
   В какой-то момент бедняга упал и схлопотал ушиб всей бабки (честно, крови было много).
   Очнувшись, встретился лицом к лицу с двумя сомнительными персонажами, предложившими парню пройти в отделение меж двух сосен.
   Хотите знать, что бывает, когда слушаешь незнакомых дядек? Прочтите рассказ.
   Хотя здесь-то как раз незнакомые дядьки оказались весьма благочестивыми джентльменами.
   Написано нормально. И, наверное, в этом вся проблема - в "нормально". Когда я читаю нелюбимый жанр, приходится искать что-то, чем я мог бы порадовать себя как читатель. Уникальный стиль, забойные панчлайны, крутую фабулу. Но здесь всё...нормально.
   Да.
   Уверен, любители фэнтези оценят.
   Спойлер:
  

 []

  
   Ильина Ирина. "Небесные атаки"
  
   Да, детка, это не фэнтези.
   Что-то отдаленно напоминающее антиутопию.
   Арина с двумя детьми и мужем-хирургом (вместе с тремя сотнями оставшихся в живых) стали свидетелями апокалипсиса. Небо периодически озаряется яркими огненными шарами, напоминающими шаровую молнию.
   Остатки уцелевших организовались. Создали бригаду скорой помощи, похоронное бюро сколотили, да и о детях позаботиться не забыли. Эко браво.
   Спойлер:
  
   " Мы наспех приспособили несколько сохранившихся зданий под жилье, начисто лишив их электропроводки и газа, замазав все щели, куда собрали оставшихся в живых и не успевших эвакуироваться. Ждали, что за нами приедут. Потом, после очередных атак, люди стали уходить пешком. Самые шустрые брали брошенные автомобили, благо, бензина осталось много".
  
   Теперь давайте разбираться.
   Что такое "лекции по электричеству"? Электротехника, теоретические основы электротехники и т.д. Но предмет "электричество"...
   Возможно, я что-то упустил. Но профессор предложил стрелять....по молнии. Во-первых - тогда да, профессор идиот и, возможно, читал в ВУЗе какое-нибудь "электричество". Во-вторых - шаровая молния отступала, когда по ней стреляли. Окей. Мы с вами понимаем, что пули вряд ли могли "напугать" молнию. Отступала она потому, что, скорее всего, на время прекращались опыты по "генерации шаровых молний".
   Это я к чему всё: почему профессор какой-то умственно отсталый?
   Он догадался, что молнии генерируют. Ну. Военные не знали, что там кто-то есть, продолжая проводить свои эксперименты.
   Вывод: пули никак не действовали на молнию, но профессор все равно предложил стрелять. Военные не знали, что в городе кто-то остался. Это значит, что пули точно не могли являться причиной остановки атак молниями.
   Написано хорошо. Умело, я бы сказал. Да и читал не без интереса, но со всей этой пальбой по молниям немного упустил детали.
   Спойлер:
  

 []

  
   Эхова Кира. "Бог из машины"
  
   И по моей улице прошел инкассатор, камрады. В заявках все меньше фэнтези. Бей посуду, я плачу.
   Что имеем? Маленьких, возможно, даже симпатичных роботов (может, и не роботов).
   Что они делают? Пытаются извлечь из глыбы льда бога, который должен рассказать им, куда делась душа.
   Что для этого нужно? Растопить лед, вскрыть машину, достать мясо тело.
   Релйопс:
  
   "Святые запчасти! Такой уродливой и, видимо, чрезвычайно безмозглой машины маленькая Ми не то, что не встречала, вообразить себе не могла".
  
   Хех. Тонкий троллинг засчитан.
   Что я чувствовал, когда читал вторую половину рассказа? Я умолял автора, упрашивал, читал, стоя на коленях, чтобы она не играла в капитана Обвиуса. Заключительная часть произведения - философская. "Пораскиньте мозгами, Плюшкины". Поиск ответа на вопрос "кто виноват?"
   (Было бы забавно, если бы тот самый dues ex machina имел водительские права с фамилией Герцен)
   Так вот. Я очень не хотел, чтобы автор давала ответ на этот вопрос. Не знаю, почему. Вру. Знаю. Потому что так интереснее. А ответ "сами виноваты" - беспрецедентно очевиден.
   И да, спасибо Кире за то, что сами-виноваты-теория осталась лишь предположением.
   Все в меру.
   Спойлер:
  

 []

  
   Anno Nimus. "Сериал"
  
   Даже и не знаю с чего начать. Наверное, с того, что рассказ мне понравился. Осталось понять, чем.
   Маргарита - среднестатистическая мадемуазель, у которой, собственно, ни котёнка, ни ребенка. Первой же фразой автор отлично нарисовал портрет главной героини: "Она устроилась перед монитором, выбрала сериал и приготовилась плакать".
   И сидела бы госпожа Дердюк, да смотрела свой второсортный сериальчик, если бы не звонок из ОВД:
  
   " - Полиция, центральный ОВД, - раздался в трубке форменно-лампасный голос. - Вы Дердюк Маргарита Ивановна?
      - Я...
      - К нам тут доставили вашего мужа...
      - Кого???
      - Дердюк Петр Петрович... Проживает по Гремлинов, три. Квартира семь. Ваш адрес?
      - М-мой... но..."
  
   Какой муж? Что за, что за?!
   И проигнорировала бы Маргарита сей звонок, если бы не острая нехватка пенисов в организме.
   Психология таких женщин до безумия проста: я умная и независимая. Вокруг нет достойных меня мужчин. Лучше одной, чем с кем попало. Впрочем, полюблю и кусок говна, если случай подвернется. Но да. Я умная. И независимая.
   Пришла в ОВД, пыталась доказать, что мужа никакого нет.
   А в паспорте - штамп.
   Чем все закончилось - вперед, читайте. Не так уж и много, а написано отлично.
   Рассказ можно трактовать по-разному. Если в лоб - да, фантастика (на тонюсенький конец - мистика).
   Но мне в данном случае милее реалистическая картинка, на которой имеем потухшую любительницу сериалов, прикрученную к собственным иллюзиям. Типа...эй, брошенка, всё не так уж и плохо. Выключай компьютер.
   Спойлер:
  

 []

  
   Inspektorpo. "Creeping death"
  
   Иногда люди спрашивают, зачем называть рассказ латино-буковками дяди Сэма. Не знаю, почему так поступил автор, но я поступил бы точно так же, исходя из соображений благозвучности хэдлайна.
   Ползучая смерть.
   Creepin' death.
   Разница видна, думаю.
   Итак. Расовый рассказец. Хех.
   А я-то думаю, к чему это "ЗОГявляюсь".
   Спойлер:
  
   "Змий мог бы рассказать фараону, как удивился его первому появлению предыдущий владыка Двух Царств. Рамсес II вскрикнул, бросился к дверям, но те, по какой-то необъяснимой причине, отказались открываться. Рамсес колотил кулаками, но его, по какой-то необъяснимой причине, никто не слышал. Змий говорил, и слова вливались в голову фараона, и он слышал, и он внимал, и он делал, как велел Змий, как когда-то Ева, как бесчисленное множество правителей и простых смертных до Рамсеса".
  
   Пора спасать Египет. Кто справится с этим лучше Мосе? Хитрющий Змий слепил пацана по своему образу и подобию. Но дошло до дела, и Моисей...
   Никаких спойлеров.
   Честно говоря, первая часть далась с трудом. Тяжело было через текст продираться.
   Вторая часть поровнее, но как-то вываливаются стилистически некоторые фразы. Это, конечно, забавно, когда змий Моисея тупорезом обзывает, но весь рассказ автоматически приобретает оттенок иронии. Хотя лексические повторы первой половины произведения какбэ намекают.
   Наверное, на то и был расчет.
   В общем - не мое. Начиная с темы, заканчивая уэйк-апом. Не ЦА я. Не ЦА.
  

 []

  
   Джиллиан. "Зеркальце"
   I'm just your neighbor, please, don't do me no favors
  
   Я на всякий случай проверю карманы. И попрошу ребзю во дворе не жечь тополиный пух. Мало ли. Хех.
   Жил себе Он, жил. Деловой весь, прагматичный. А тут зеркальце нашел. Заглянул.
   Что увидел? Будущее ли?
   Спойлер:
  
   "Часть комнаты. Часть кровати, отражённая в зеркале одёжного шкафа... Он ещё хмыкал недовольно, как вдруг дверца шкафа поехала, являя его глазам ряды вешалок с одеждой. Мелькнула явно женская рука, забравшая пару вешалок... А спустя пару мгновений он увидел в круглом пространстве зеркальца собственное лицо - с потрясающе глупым выражением из-за непроизвольно открытого рта".
  
   Возможно.
   Мистика? Да.
   В целом, претензий к сюжету у меня нет. Только вот деловитость и прагматизм кажутся пришитыми аки глаза плюшевых лягушат в панамках. Нашел странный предмет, по-мальчишески, эдак "вуайеристически" поглядывал в него. Притом, что никогда любопытным себя не считал. Ну, это придирка. Всякое случается.
   Зачем...так...мно...г...о....мно...г...о...то...чий?
   Это атмосферы произведению не добавляет. Честное слово.
   По большому счету, это история, пардон, со счастливым концом, которая и написана, как мне показалось, ради конкурса. Про предопределенность можно было бы поговорить, не считай ваш покорный слуга зеркальце инструкцией, тем, что обуславливает действия главного героя, нежели демонстрирует будущее, какого сам Он не мог для себя создать.
   Спойлер:
  

 []

  
   Ксаньяни. "Дублер"
  
   Что делает мой любимый кетчуп? Он по-прежнему течет, а я пишу отзыв на очередной рассказ.
   Люблю химию. В любом из ее проявлений. Органическую, неорганическую (в меньшей степени), аналитическую, физическую, коллоидную. Но автор обманул меня. В произведении от химии - один химик, который, наконец, получил желанную формулу, над которой бился три года.
   Бросил подружайку с ехидным батоном и побежал описывать свой инсайт домой, пока сирые/серые мыслята не разобрали просветление на брикеты.
   Спойлер:
  
   "Мишка бежал по тротуару, задевая прохожих, и думал только о том, что так неожиданно пришло ему в голову. Скорее! Скорее записать формулу! Пока не перепуталось! Формулу, которую он пытался вывести порядком три года. Как он мог не догадаться об этом раньше?!"
  
   В общем и целом, рассказ мне...
   Характеры героев почти соответствуют...
   Развязка получилась немного...
   Так бывает, когда после прочтения понимаешь, что никакую формулу не назовут.
   Ну, ладно. Черт с ней. Я не в обиде.
   Есть ошибки. Это затрудняет безостановочное прочтение, но я не грамота.ру, поэтому лулзы и недочеты подправлять не буду.
   В очередной раз столкнулся с ненужной моралью в финале. Наверное, все, кто просят обзор, читают отзывы только на свои работы. А потому повторюсь: не нужно принимать читателя за аутиста или неполноценного какого-нибудь.
   Размышление о том, что дублеры (не буду спойлерить) делают то-то и то-то - лишнее, и без него понятно, что произошло.
   Но автору виднее.
   Спойлер:
  

 []

  
   Лобынцев Александр. "Горящий лист"
  
   Ну, что я могу сказать? Дерево проснулось и побежало.
   Все.
   Хех.
   Нет, я серьезно. Очень много описаний, без которых фабула свелась бы к тому, что дерево пошло. Я не любитель воды в текстах. Если автор дает описание, оно, по-моему, должно играть на рассказ, а не просто раздвигать рамки объема произведения.
   Спойлер:
  
   "Добрые глаза Матери-Звезды раскрылись, её диск медленно всплывал над горизонтом, окрашивая всё вокруг сначала в красные тона, со временем сменившиеся оранжевыми и, наконец, тёплыми жёлтыми цветами. Нежные родительские ветви-лучи солнца коснулись Таалька".
  
   Чем-то мне эта атмосфера напомнила небезызвестную Final Fantasy: The Spirits Within.
   Есть что-то общее.
   Что же касается самого произведения, то я бы не сказал, что это рассказ. Это точно не рассказ. Зарисовка, закладывающая основу чего-то большего. Когда читал, в голове рисовались картинки, эту авторскую вселенную я представить смог.
   Но пока сканировал текст, не мог понять, к чему, собственно, ведет Александр. Так и не понял. Да, к любому тексту можно пришить мораль, даже здесь порассуждать о мечте, постапокалиптической жизни, ее причинах и т.д.
   Но пока я вижу лишь описание. Хорошее, сочное описание, которое следовало бы разбить по абзацам. Хех.
   Спойлер:
  

 []

  
   Ососкова Лента. "Кукла (Ave, Formidabilis)"
  
   Да, да. Помню девушку по рассказу "Выше ноги от земли". Рад встрече. Хех.
   Здесь, в общем-то, ничего нового. Война, страшный, ужасный Грозный.
   Пацана - главного героя - а.к.а. мистера пусть-и-без-руки-но-пойду-стрелять вызволяет седовласый мальчуган, пахнущий ладаном.
   Спойлер:
  
   "Автобус был нелеп - старенький, весь во вмятинах и гари, стекло покрыто мелкой сетью трещин. С визгом остановился рядом - я ошалело смотрел на него. Я, кукла в помятой каске, баюкающая отломанную капризным ребёнком-городом руку. Кукла на свалке уже сломанных кукол, которым ничто не поможет. Они мертвы - все-все. Перекрёсток за один день превратился в братскую могилу. Но я-то ещё живой!"
  
   Знаете, не люблю я рассказы о войне. По нескольким причинам:
   - сам не воевал;
   - представить себе это не могу;
   - слишком много написано о войне.
   Но это все ерунда. Я и фэнтези не люблю. А обзор пишу. Эдакий мазохист от литературы.
   Что касается самого рассказа - ну, тут я ничего сказать плохого не могу. Написано отменно, на мой взгляд. Двенадцать километров текста осилил без проблем.
   Эмоционально.
   Один недостаток таки откопал. Слишком часто повторяется метафора с куклами. Я не филолог, не литературовед, но мнение имею, так сказать: кукла - довольно популярная метафора, близкая к штампу, но ее можно эксплуатировать сколько угодно. Это сильная метафора, она сразу дает представление о том, что хотела сказать автор. Частое ее повторение не так уж и обязательно. Например, если бы Лента называла вояк нематодами - да, я бы, наверное, не придирался к повторениям, так как текст постепенно раскрывал бы для меня столь неявное сравнение.
   Но. Все это дело Ленты. Я даже склонен думать, что это вполне осознанное воспроизведение, заколачивающее в голову этот бездушный образ.
   Ах, да. Фантастика? Мистика? Не знаю. Можно предположить, что и реализм. Но тут уж - как воспримите. Претензий не имею.
   P.S. Когда читал рассказ, играла песня Deftones. "Be Quiet and Drive".
   This town, don't feel mine
   ...
   Now drive me, far
   Роскошная корреляция. Сопряжение произведения и музыки. Атмосфера. Шик.
   Спойлер:
  

 []

  
   Вавикин Виталий. "Тишина вдвоем"
  
   Пожалуй, один из лучших рассказов на этом Нуарном Джеке. Для меня.
   О чем произведение?
   Девочка Ким перестала говорить, когда поняла - ее голос уродует людей. Стоило ей открыть рот, как собеседники начинали ловить гусей, прикусывать мокасины, вероломно истекать кровью из носа.
   Люблю такие вещицы, черт возьми. Я зачастую беру обычных людей и помещаю их в необычные ситуации. Виталий же взял необычного человека и показал, каково это - быть "неправильным" там, где все правильно.
   Спойлер:
  
   "Ким хорошо запомнила старуху, которая приютила ее после побега. Старуху звали Дарси, и Ким знала, что она уже давно выжила из ума, но с ней можно было молчать, просто сидеть напротив и слушать бесконечные истории, сдобренные безумием и маразмом".
  
   Почему мне понравился этот рассказ? Потому что он написан очень...мммм...аккуратно. Нет в нем грязных декадентских излишеств, чрезмерной изящности слога, сраных пришельцев, которые порядком поднадоели.
   Мрачно.
   Но при этом автору не потребовались обязательные атрибуты подобного антуража: трупы, сигареты, роковые женщины, дождь, злые города.
   Тема одиночества.
   Того самого, когда вокруг много людей, а ты не можешь ничего сделать, потому что ты - урод.
   Светлая грусть в конце.
   Я обратил внимание на это: "Снова повисла неловкая пауза". Тонкий штрих, который придает идее форму.
   Спойлер:
  

 []

  

Оценка: 9.64*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Дремлющий "Тектум. Дебют Легенды"(ЛитРПГ) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) С.Росс "Апгрейд сознания"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) А.Респов "Небытие Бессмертные"(Боевая фантастика) F.(Анна "( Не)возможная невеста"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) A.Влад "В тупике бесконечности "(Научная фантастика) Н.Трейси "Селинда. Будущее за тобой"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"