Вид из-под кровати. Виден крашеный паркетный пол, ножки кровати, кружевное покрывало свисает почти до пола. Появляются бабушкины тапочки - монстрические лапы, обутые на толстые шерстяные носки. Шаркая, приближаются.
ГОЛОС БАБУШКИ ЗА КАДРОМ
Ия, пора ужинать!
Подбирается покрывало, появляется перевернутое бабушкино лицо, пряди волос касаются пола. Бабушка подслеповато щурится через толстые стекла очков.
БАБУШКА
Ты здесь?
С бабушкиного носа соскальзывают очки, падают на пол. Ия плотнее прижимается к стене. Бабушка слепо шарит руками по полу, ищет очки.
Под кроватью - ТРЕХЛЕТНЯЯ ИЯ закрывает глаза руками, молчит. Бабушка наконец нашаривает очки и выпрямляется - ее лицо исчезает. Ия приоткрывает глаз - видит, как к бабушкиным тапкам-монстрам приближаются большие клетчатые тапки - папины ноги.
ГОЛОС ПАПЫ ЗА КАДРОМ
Что - опять?! Так! Кажется, пора принимать кардинальные меры!
Покрывало отбрасывается, появляется строгое папино лицо, также перевернутое вверх тормашками, пряди волос касаются пола.
ПАПА
Ия, ты хочешь угол? Вылезай! Или я сам тебя достану!
Прибегают мамины ноги в розовых тапочках с опушкой, наседают на папины тапки.
МАМА
Кир, так нельзя. Детей надо заинтересовывать. Вот так.
Папино лицо пропадает, его сменяет мамино лицо. Мама широко улыбается.
МАМА
А кому бабушка ватрушки испекла, а? И "Спокойной ночи, малыши" сейчас начнутся.
ПАПА (за кадром)
Вика, ну ты же сама отлично знаешь - ЭТО еще ни разу не сработало!
Мамино лицо пропадает. Ия плотнее вжимается в стенку и берется руками за ножку кровати.
МАМА (за кадром)
Ей поиграть хочется. В прятки! Мы уделяем ребенку мало внимания.
ПАПА (перебивает)
Так! Значит, мы все будем по десять раз на дню залезать под кровати?! Ну, уж нет!
Кровать рывком приподнимается, папа тянет Ию за ноги. Ия молча цепляется в ножку кровати. Наконец ее выдергивают.
СУБЪЕКТИВНАЯ КАМЕРА: Ия видит вверх ногами бабушку, растерянную маму, держащую кровать на весу, и папин живот.
ИЯ ГОЛОС ЗА КАДРОМ
В общем, это я - Ия Люблю. А это моя семья: бабушка Сталина Люблю, папа Кирлюблю и мама Вика Иванова. У нас все Люблю. Фамилия такая. Папа с бабушкой к ней уже привыкли.
ПАПА (АПАРТ)
Мы - потомки очень древнего рода!
БАБУШКА (АПАРТ)
Да! Не какие-нибудь там Ивановы!
Бабушка с мамой обмениваются красноречивыми взглядами.
ЗАКАДР ИИ
А я ненавижу быть Люблю!
Ия злобно дрыгает ногами. На пол летят тапочки. Папа растерян. Кровать с грохотом обрушивается на место.
ЗТМ
ТИТР-ЗАГОЛОВОК: ПО ФАМИЛИИ ЛЮБЛЮ
ИНТ - ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕНЬ
Гигантская кастрюля с надписью "Компот". Грудастая повариха в белом халате откидывает крышку и вытаскивает оттуда трехлетнюю Ию. Вокруг стоят дети, смеются.
Ряды шкафчиков для верхней одежды с опознавательными значками. Рука в белом халате открывает шкафчик. В шкафу сидит Ия. Рука вытаскивает ее наружу. Дверца захлопывается.
ТИТРЫ
ИНТ - ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕНЬ
Та же рука открывает ящик для игрушек. Там, зарывшись в мишек и зайцев, притаилась Ия. Рука тащит Ию за шиворот. Ия сопротивляется, тащит за собой гирлянду из мягких игрушек. Река резким движением очищает Ию от игрушек, запихивает их в ящик. Дверца захлопывается.
ИНТ - ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ТУАЛЕТ - ДЕНЬ
Пирамида из горшков, за ней, сжавшись в комок, сидит Ия. Воспитательница в белом халате хватает ее за шиворот, тащит из туалета. Ия молча, но свирепо сопротивляется, цепляется за горшки. Горшки с грохотом рассыпаются. Воспитательница отвешивает Ие подзатыльник и выволакивает за дверь. Дверь захлопывается.
ТИТРЫ
ГОЛОС ИИ ЗА КАДРОМ
Правило выживания в обществе номер один: если вы хотите, чтобы вас оставили в покое - сидите в туалете.
ИНТ - ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ - ДЕНЬ
Стены в надписях. Угловая кабинка с окном. В углу между стенкой и унитазом сидит на корточках СЕМИЛЕТНЯЯ ИЯ. Слышны звуки переполоха, сипит горн, стучат в барабан.
ГОЛОС УЧИТЕЛЬНИЦЫ ЗА КАДРОМ
Ия! И-я!
ИНТ - ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР - ДЕНЬ
Толпа детишек - весь второй класс. Кто-то бегает и визжит, кто-то ходит парами, сцепившись локтями. Четверо детишек с барабанами, еще парочка с горнами - дудят и стучат, производят страшный шум. Среди детей мечется молоденькая УЧИТЕЛЬНИЦА начальных классов. На нее смотрит, открыв рот, ДЕВОЧКА С КОСИЧКАМИ - типичная школьная подлиза.
УЧИТЕЛЬНИЦА (детям)
Вы Ию не видели? Только что здесь была...
ДЕВОЧКА
Поищите в туалете!
УЧИТЕЛЬНИЦА
Искала. Нет ее там.
ДЕВОЧКА
А в мальчиковском?
УЧИТЕЛЬНИЦА
Не говори глупостей! Что ей там делать? И-я! (Ловит пробегающую мимо девочку) Лена, ты Ию не видела? (Девочка отрицательно качает головой) Ладно, ее слова помнишь?
БОЙКИЙ МАЛЬЧИК
Я помню!
УЧИТЕЛЬНИЦА
Лена, ты... Нет, Игорь, ты - прочтешь за Ию. Все встали парами! Барабаны и горнисты вперед. Марш!
Звуки горна становятся организованными, им в лад бьет барабан, и топают дети. Шумная процессия входит в двери актового зала. Учительница несколько раз нервно оглядывается, прежде чем скрыться за дверями.
НАТ - ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ - ДЕНЬ
Ия вылезает из угла. Издалека слышны звуки детского праздника: аплодисменты, дети громко по очереди читают короткие стихи. Слов не разобрать. Ия изображает то, что сейчас происходит в актовом зале. Сдвинув брови, беззвучно читает стихи, старательно открывая рот и отводя руку в сторону. Слышны звуки аплодисментов, Ия кланяется.
ВРЕЗКА: ИНТ - АКТОВЫЙ ЗАЛ - ДЕНЬ
Зал, наполненный родителями, рукоплещет. На сцене - весь класс, построенный в каре. На переднем плане - угрюмый мальчик с сурово вдвинутыми бровями, отведя руку в сторону, кланяется залу. Его сменяет девочка с восторженно поднятыми бровями, открывает рот.
ИНТ - ШКОЛА - ТУАЛЕТ - ДЕНЬ
Приглушенно слышен оптимистичный девичий голос - слов не разобрать. Ия с придурковато вздернутыми бровями
старательно открывает рот, беззвучно проговаривая слова девочки. У нее получается похоже и смешно. Слышный аплодисменты. Ия кланяется и делает книксены.
Дверь в туалет резко распахивается. На пороге появляются два мальчика. Видят Ию и застывают в недоумении. Ия видит их и застывает в книксене, глаза выпучены.
МАЛЬЧИК 1
Не, ну ты видал - какая наглость?!
МАЛЬЧИК 2
Это Ийка из второго "Б".
МАЛЬЧИК 1 (надвигаясь на Ию)
Вот пусть и валит в свой второй Бэ!
Ия пятится. Мальчики пытаются схватить Ию, но она вырывается и выбегает за дверь. Вслед ей свистят и улюлюкают. Ия несется по школьному коридору, мимо учеников, которые смазываются в одно темно-синее пятно.
ГОЛОС ИИ ЗА КАДРОМ
Из-за своей дурацкой фамилии я десять лет продержалась в лидерах школьного паноптикума.
ИНТ - ШКОЛА - КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА - ДЕНЬ
Вид из коридора через приоткрытую дверь. Идет урок. Между рядами прохаживается РУСИЧКА.
РУСИЧКА (диктует)
Самое страшное в мире - это быть успокоенным. Выделите основу предложения, надпишите части речи.
Ученики склонились над тетрадями, Ия смотрит в окно. В щель осторожно заглядывают два мальчика.
ПЕРВЫЙ
Зыря, последний ряд, у окна. Третья парта. Вон та, которая в окно смотрит. Она у нас Люблю.
ВТОРОЙ (хихикает)
В смысле тю-тю?
ПЕРВЫЙ (хихикает)
В смысле, фамилия такая.
Ия сидит за партой и безразлично пялится в окно.
ГОЛОС ИИ ЗА КАДРОМ
Вторым номером выступала учительница музыки Зинаида Николаевна...
ИНТ - ШКОЛА- КАБИНЕТ МУЗЫКИ - ДЕНЬ
Те же два мальчика приоткрывают дверь в музыкальный кабинет. Вид через приоткрытую дверь. Спиной к двери сидит на вертящемся стульчике очень полная женщина - ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА. Стульчик для нее слишком мал, пышная плоть свисает по бокам сиденья. Зинаида Николаевна энергично колотит по клавишам и оглушительно поет.
ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА
Орленок, орленок! Взлети выше солнца, и степи с высот огляди. (Оглядываясь на класс): Энергичнее! (Поет еще громче): Навеки умолкли веселые хлопцы, в живых я остался один!
Зинаида Николаевна замечает приоткрытую дверь, резво вскакивает, не переставая петь, быстро идет к двери. В щель видны увеличивающиеся с каждым шагом ее живот и груди, пока не закрывают полностью свет. Дверь захлопывается.
ГОЛОС ИИ ЗА КАДРОМ
А третье место бессменно держал Селиванов.
ИНТ - ШКОЛА - КОРИДОР - ДЕНЬ
Перемена. Те же два мальчика, хихикая, показывают пальцем на СЕЛИВАНОВА, который в потоке школьников идет по коридору. Вдруг Селиванов подскакивает, издает воинственный вопль и прыгает на стенку. Отскакивает от стены с разворотом, вопит и шипит, выставив вперед руки с растопыренными пальцами. От него с визгом разбегаются девчонки. Селиванов восторженно орет и бьет себя в грудь кулаками. Старшеклассник с красной повязкой на рукаве хватает его за шкирку.
СТАРШЕКЛАССНИК
Ты че - дурак?
СЕЛИВАНОВ (радостно)
Да! Со справкой!
Селиванов выхватывает из кармана затертую справку. Десятиклассник смотрит ее и неохотно отпускает Селиванова. Ия видит эту картину, открыв рот.
ВРЕЗКА: ИСТОРИЯ РОДА ЛЮБЛЮ
ГОЛОС ИИ ЗА КАДРОМ
Все началось в восемнадцатом веке, когда наш предок Антипа Любеш решил поменять фамилию.
ИНТ - АППАРТАМЕНТЫ ЦАРСКОГО ДВОРЕЦА - ДЕНЬ
На троне сидит ИМПЕРАТРИЦА. Рядом с толстой папкой в руках МИНИСТР. Императрица подписывает какую-то бумагу.
МИНИСТР
Не велите казнить, ваше величество, но повесить пишется через ять.
ИМПЕРАТРИЦА
Знаю! Хвостик приписать позабыла. Что еще?
Императрица отдает бумагу. Министр с поклоном ее принимает и тут же подсовывает следующую.
МИНИСТР
Прошение о перемене имени уездного помещика.
ИМПЕРАТРИЦА
Говорила я тебе, организуй пачпортную службу! Не царское это дело!
МИНИСТР
Над сим работаем, ваше величество!
ИМПЕРАТРИЦА
Работаем! Эдак вы только к двадцатому столетию управитесь! (пробегая бумагу)
Чем ему имя не угодило?
МИНИСТР
Смеются над ним. Просит высочайшего позволения взять фамилию жены и стать Кулаковым.
ИМПЕРАТРИЦА
Антипа Любеш. И впрямь - не порядок. Две ошибки в одном слове.
МИНИСТР (хихикая)
И вопросительного знака не хватает.
Императрица оглушительно смеется, министр ей вторит.