Тимофеев Афанасий : другие произведения.

Будет ли 2100 год високосным? О возможности достижения единства гражданского и церковного календарей и актуальности проведения новой календарной реформы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной статье рассматриваются вероятность, актуальность и возможность новой календарной реформы в России с целью достижения единства гражданского и церковного календарей. Дано краткое описание действующей календарной системы, ее истории, особенностей и недостатков. Рассмотрены возможные варианты и условия календарной реформы, в том числе предложен проект реформирования структуры и календарного цикла действующего календаря.


   Афанасий Тимофеев, 2019
   afanasii_timofeev@list.ru
  
   Будет ли 2100 год високосным? О возможности достижения единства гражданского и церковного календарей и актуальности проведения новой календарной реформы
  
   Afanasii Timofeev
  
   Will the year 2100 be a leap year? On the possibility of achieving unity of civil and Church calendars and the relevance of the new calendar reform
  
   This article discusses the probability, relevance and possibility of a new calendar reform in Russia in order to achieve the unity of the civil and Church calendars. A brief description of the current calendar system, its history, features and disadvantages are given. Possible variants and conditions of calendar reform are considered, including the propose project of reforming the structure and calendar cycle of the current calendar.
  
   Keywords: Julian calendar, Gregorian calendar, Russian Orthodox Church, Easter Computus, Revolution, stable calendar project.
  
   Вопрос, который задан в названии настоящей статьи, может показаться непонятным, особенно людям, которым известен алгоритм григорианского календаря, или так называемого нового стиля1. Для этих людей ответ прост - 2100 год невисокосный. В то же время, проведи мы опрос среди прохожих на улице, уверен, что подавляющее большинство из них так же ответ на этот вопрос не затруднит - для них 2100 год високосный. Список подобных "нестыковок" можно продолжить. Спроси в России прохожего о дате Рождества и вам сразу ответят: "7 января"; на уточняющий вопрос о том, а как же 25 декабря, вам также недолго думая ответят: "Так это у католиков". Собственно отсюда и пошло расхожее понятие "католическое Рождество". Другой наш праздник - День народного единства, отмечаемый 4 ноября, и установленный в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году, нашёл отражение в праздновании Казанской иконе Божией Матери Русской Православной Церковью 22 октября, приходившееся в указанном году
на 1 ноября (!) по григорианскому календарю. Наконец, автор настоящей статьи, как и многие родившиеся ещё во времена Советского Союза, учась в начальных классах школы, был "октябрёнком". При этом, отмечавшаяся в то время Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (далее - Октябрьская революция), приходилась на 7 ноября, и логично было бы предположить, что Октябрьская революция должна быть соответственно "Ноябрьской", а автор настоящей статьи "ноябрёнком".

Нельзя не упомянуть и о чудной русской традиции праздновать "Старый Новый год", само название которого поставит в ступор любого иностранца.
   Эти и иные подобные хронологические артефакты давно уже стали национальной особенностью нашей страны и воспринимаются в целом как неотъемлемая часть нашей традиции, несмотря, в действительности, на некоторую парадоксальность происходящего, ставшую возможной благодаря крутому повороту истории, произошедшему более 100 лет назад.
   Собственно, выяснить в связи с чем и когда это началось несложно. Для России отправной точкой является всё та же Октябрьская революция, а именно один из декретов новой власти "О введении в Российской республике западноевропейского календаря" от 8 февраля (26 января)
1918 года2.
   Анализ указанного документа позволяет сделать, прежде всего, следующий вывод: не смотря на то, что в наименовании Декрета и его преамбуле говорится о введении "в гражданский обиход нового календаря", собственно никаких иных сведений об упомянутом календаре в документе не содержится, если не считать, конечно, что этот новый календарь вводился "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени".
   Нововведение, по сути, свелось к тому, что первый день после
31 января следовало считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день соответственно 15 февраля и т.д. То есть, возникла общеизвестная разница между новым и старым стилями в 13 дней, с которой наша страна живёт уже более 100 лет. Этим и объясняется празднование Рождества 7 января по новому стилю, поскольку оно приходится на 25 декабря по старому стилю (25+13-31=7), "Старый Новый год" - 14 января по новому стилю, наступающий 1 января по старому стилю, День народного единства -
4 ноября (22 октября), Годовщина Октябрьской революции (пусть уже не праздник, а дата в истории) - 7 ноября (25 октября) т.д.
   Должно отметить стойкость иерархов Русской Православной Церкви, не смотря на всё усиливавшиеся притеснения и деструктивное поведение со стороны новой власти, хотя и допускавших возможные варианты реформирования используемого в церковном обиходе юлианского календаря3, тем не менее, не ставших слепо и необдуманно вносить в него исправления.
   Неустойчивость и неудобство сложившегося, в силу весьма сложных и противоречивых обстоятельств, к настоящему времени положения взаимной отчуждённости старого и нового стилей, их параллельного сосуществования, заключается в том, что в 2100 году4 привычные нам и уже глубоко укоренившиеся в нашей культуре и традициях даты (к тому времени ведь пройдёт уже почти 200 лет со дня введения нового стиля) должны будут безвозвратно измениться. В частности, Рождество Христово сдвинется на 8 января, Крещение Господне - на 20 января, Благовещение - на 8 апреля, Покров Пресвятой Богородицы - на 15 октября и т.д. Все непереходящие двунадесятые и иные праздники Русской Православной Церкви сдвинутся на 1 день по новому стилю. В 2200 году произойдёт ещё один сдвиг, то же и в 2300 году. Лишь в 2400 году наступит временная задержка до 2500 года (сродни задержке 2000 года). И так далее. Тоже самое произойдёт и с датами известных событий, произошедших в России
до 14(1) февраля 1918 года. Возможные серьёзные последствия этого, по-видимому, ещё не до конца оценены и понятны, вероятно ввиду временнСй отдалённости указанных событий. Хотя любая чехарда в хронологии сама по себе уже является неприятным явлением с плохо прогнозируемыми негативными последствиями. И всё же озабоченности по этому поводу уже высказываются5.
   Не смотря на кажущуюся неизбежность и неотвратимость грядущих событий, следует упомянуть об одном обстоятельстве, которое наводит на мысль о том, что для нас новый стиль, как ни странно, отнюдь не всегда идентичен григорианскому календарю, что опять же с одной стороны парадоксально, с другой же, по нашему мнению, может дать ключ к большему пониманию произошедших в XX веке изменений в нашем календаре, а возможно и к решению будущих затруднений.
   В частности, в Федеральном законе от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ
"О днях воинской славы и памятных датах России" указано большое количество исторических дат. Например, 18 апреля 1242 года ("Ледовое побоище"), 21 сентября 1380 года (Куликовская битва),
10 июля 1709 года (победа под Полтавой), 8 сентября 1812 года (Бородинское сражение) и т.д. Кстати, и дата 4 ноября 1612 года, хотя и содержится в другом законе, также относится к тому же ряду. Что же объединяет указанные даты помимо значимости в истории нашего Отечества. Собственно то, что все они указанны именно по нашему новому стилю, возникшему в начале XX века, но никак не по григорианскому календарю. Как уже отмечалось ранее, 22 октября 1612 года приходилось
на 1 ноября по григорианскому календарю, а отнюдь не на 4 ноября, победа под Полтавой - на 8 июля, а не на 10, Бородинское сражение -
на 7 сентября, а не на 8. А "Ледовое побоище" и Куликовская битва объективно не могут быть датированы по григорианскому календарю, поскольку его в те времена просто не существовало.
   Для того, чтобы разобраться в имеющихся противоречиях, понять почему произойдут указанные хронологические сдвиги, неизбежны ли они для нас, или всё же их лучше избежать, прежде следует вкратце осветить ряд основных положений нашего календаря, по сути, единых и для старого и для нового стилей.
  
   Алгоритмы солнечного календаря
  
   В большинстве стран мира, включая Россию, принята система исчисления времени, базирующаяся на цикличности обращения Земли вокруг Солнца и именуемая соответственно солнечным календарём.
   Истории современного солнечного календаря уже более двух тысяч лет. За эти годы он стал неотъемлемой частью европейской, в том числе, и российской цивилизаций, связующей цепью времён и народов.
   Главной составляющей солнечного календаря является так называемый тропический год - циклически повторяемый средний промежуток времени, за который происходит последовательная смена всех четырёх времён года6. Следует отметить, что продолжительность тропического года является величиной относительной, поскольку состоит из средней продолжительности времён года, продолжительность которых, в свою очередь, различна и непостоянна7.
   Следующей составляющей измерения времени являются календарные сутки (далее - сутки, дни), приближенные по продолжительности к одному обороту Земли вокруг своей оси относительно Солнца8. Продолжительность суток (d) составляет ровно 24 часа (1 час (h) = 60 минут (min) =
3600 секунд (s)9.
   Общепризнанным является факт того, что продолжительность тропического года постепенно и при том неравномерно сокращается10 и в современную эпоху составляет 365,24219 суток (365d 5h 48min 45s). Для сравнения в начале нашей эры его продолжительность составляла
365,24231 суток (365d 5h 48min 56s)11.. Это обстоятельство весьма важно, поскольку, по сути, делает бессмысленными попытки создать "самый точный" календарный цикл, подгоняя его к продолжительности тропического года. Каким бы точным ни был такой цикл в современную эпоху, его точности хватит в лучшем случае на пару тысяч лет. Ни о каких десятках тысяч лет не может быть и речи.
   К счастью, строго увязывать продолжительность календарного года с тропическим и не требуется. В научной литературе уже не раз рассматривался вопрос об имеющем место в различных публикациях смешении понятий. А именно, когда речь идёт о тропическом годе, авторы зачастую подразумевают промежуток времени между двумя весенними равноденствиями, что в корне не верно, поскольку в данном случае идёт смешение понятий "тропический год" и "год весенних равноденствий", которые не идентичны. Как уже отмечалось ранее, тропический год есть лишь усреднённая величина, которая складывается из продолжительности года весенних равноденствий, года осенних равноденствий, года зимнего и года солнечного солнцестояний. При этом, все указанные промежутки времени не только различны по продолжительности, но и сокращаются во времени с разной скоростью. Учитывая современные изыскания в данном вопросе12, можно утверждать, что как раз год весенних равноденствий, продолжительностью в современную эпоху около 365,24238 суток (365d 5h 49min 2s), по факту остаётся величиной наименее подверженной такого рода сокращению в ближайшие 5000 лет, а может и дольше. Именно указанной величины мы и будем придерживаться в дальнейших рассуждениях.
   Наконец, для целей построения календаря на практике используются только целые сутки, а оставшиеся при этом часы, минуты и секунды, если таковые учитываются, постепенно накапливаются в дополнительные целые сутки. Соответственно, число дней в календарном году может быть различным, но продолжительность календарного года в сутках, именно как средняя величина, остаётся неизменной на протяжении определённого календарного цикла. Общепринятый календарный год солнечного календаря таким образом содержит 365 дней. Год, в котором принудительно появляется 366 день, как результат накопления часов, минут и секунд, считается високосным.
   Календарный цикл, являющийся сугубо рукотворной конструкцией, предназначен исключительно для того, чтобы иметь ясный и понятный алгоритм вставки дополнительного дня в високосном году.
   Не углубляясь в перечисление исторически известных календарных циклов, и не давая им каких-либо оценок, отметим важную для целей настоящей статьи деталь.
   При том, что алгоритм вставки дополнительного дня в григорианском и юлианском календарях идентичен - високосным является год, деление которого на 4 не даёт остатка, единственное отличие григорианского календаря и иных ему подобных, в частности календаря новоюлианского, заключается в наличии алгоритма исключения дней, постепенное накопление которых в юлианском календаре, происходящее ввиду более частой, чем необходимо вставки дополнительного дня, приводит к смещению точки весеннего равноденствия с 23 марта в 45 году до н.э. (год введения в обиход юлианского календаря) к 20 марта в 325 году
(год I Вселенского (Никейского) собора), к 11 марта в 1582 году
(год введения в обиход григорианского календаря) и к 8 марта
1918 года (год введения нового стиля в России). Иными словами в юлианском календаре календарная весна смещается в сторону астрономического лета, а астрономическая весна наоборот сдвигается к календарной зиме на сутки в среднем за 131 год = 1/(365,25 -365,24238).
   Важным будет отметить также и то, что данного рода сдвиг всё же происходит достаточно медленно и ещё ближайшие 2000 лет в юлианском календаре границы календарной весны будут совпадать с границами весны астрономической, ведь для того чтобы точка весеннего равноденствия опустилась с 23 марта, скажем, к 21 февраля должно пройти почти 4000 лет = 30х131.
   В григорианском календаре, в целях недопущения вышеозначенного сдвига, его создателями установлено дополнительное условие об исключении 3 суток в 400-летнем цикле, которое заключается в том, что при сохранении правила о каждом 4 високосном годе, все вековые, или столетние годы, не делящиеся на 400 без остатка, являются невисокосными. На практике это выражается в том, что после введения в обиход в Западной Европе григорианского календаря с 15 (5) октября 1582 года, 1700, 1800 и 1900 годы не были високосными, соответственно ими не будут 2100, 2200 и 2300 годы и т.д. При этом, если продолжительность юлианского календарного года составляет 365 1/4 суток (365d 6h), то в григорианском календаре продолжительность календарного года таким образом сократилась до 365 97/400 суток (365d 5h 49min 12s).
   Не смотря на кажущуюся простоту и удобство алгоритма григорианского календаря, следует учитывать тот факт, что указанный алгоритм изначально имел, по крайней мере, два существенных недостатка.
   Во-первых, григорианский календарь не применим в чистом виде для целей хронологии, поскольку его 400-летний цикл слишком велик, а продолжительность четырёх столетий неравномерна (три столетия содержат по 36524 дня каждое, и одно столетие содержит 36525 дней). Это не идёт ни в какое сравнение с простотой юлианского календаря с его 4-летним,
28-летним и 100-летним циклами, а также равной продолжительностью столетий - 36525 дней. Собственно, в том числе и поэтому современная хронология базируется на так называемом юлианском периоде Жозефа Скалигера, в основу которого положен именно юлианский календарный год продолжительностью 365,25 суток. Применение же григорианского календаря в хронологии носит опосредованный и ограниченный характер.
   Во-вторых, столь незначительное, на первый взгляд, нововведение повлекло за собой серьёзные разрушительные последствия для всего христианского мира, несмотря на Великую схизму 1054 года, остававшегося к тому времени всё же единым в вопросе празднования главного христианского праздника - Светлого Христова Воскресения (Пасхи).
   Новый календарь неоправданно усложнил Пасхалию (алгоритм определения дня празднования Пасхи). Наиболее наглядно это можно увидеть в алгоритмах великого немецкого учёного Карла Фридриха Гаусса13. Не говоря уже о том, что желание авторов григорианского календаря вернуть весеннее равноденствие туда, где оно было во времена Никейского собора 325 года, то есть на 20-21 марта, само по себе не имеет сколь-нибудь убедительного объяснения. С этой целью в 1582 году, в котором весеннее равноденствие приходилось уже на 11 марта, после
4 октября наступило не 5, а 15 октября, то есть было выброшено 10 суток. Вопреки часто встречающемуся мнению на Никейском соборе дата весеннего равноденствия не устанавливалась и даже не упоминалась (по крайне мере официально)14. Тем более, что во времена земной жизни Христа, его смерти и последовавшего Воскресения весеннее равноденствие приходилось на 22-23 марта. В Александрийской пасхалии, которая была общей для всего христианского мира до 1582 года, действительно в качестве самой ранней даты приводится 21 марта, но в данном случае речь идёт о первом весеннем полнолунии, причём не астрономическом, а календарном, то есть расчётном. Сама же Александрийская пасхалия окончательно сформировалась лишь к VIII веку15, когда весеннее равноденствие приходилось уже на 16-17 марта.
   Наконец, общеизвестно, что для празднования Пасхи помимо Солнца не менее важное значение имеет и Луна, поскольку Пасха празднуется "в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния". И если, исключив из естественного хода времени 10 суток, авторы календарной реформы вернули Солнце в ту историческую эпоху, которую посчитали по каким-то причинам наиболее подходящей, и заставили его там оставаться, то с Луной они ничего подобного сделать не могли. Дело в том, что фазы Луны (в данном случае для нас интерес представляют новолуние и полнолуние) также перемещаются по датам юлианского календаря и также смещаются со временем относительно них, только существенно медленнее - на сутки в среднем за 307 1/2 лет = 1/365,25-(29,5305881х235/19). От своих астрономических границ, совпадавших с границами календарными
в VIII веке, расчётные (пасхальные) весенние полнолуния Александрийской пасхалии за 800 лет отклонились на незначительные 2-3 суток (800/307,5 = 2,6). Данный факт был хорошо известен. В частности, ещё византийский (ромейский) канонист и иеромонах Матфей Властарь в своей Алфавитной синтагме (1335 год) оценивает такое положение дел не как ошибку, а наоборот, как преимущество юлианского календаря, поскольку способствует естественному отдалению Пасхи Христовой от иудейской пасхи (песаха), что, в свою очередь, наилучшим образом обеспечивает соблюдение 7-го апостольского правила о праздновании Пасхи - празднование не с иудеями после песаха16.
   Соответственно, "творцы нового времени" просто отняв 10 суток в лунном цикле, как это было сделано с солнечным, вместо 2 или 3, отправили бы Луну в дальние дали, никак не во времена Никейского собора, и уж тем более ни в VIII век. Поэтому им пришлось придумывать весьма громоздкую математическую систему корректировок. И всё же, результат оказался малопригодным - католическая Пасха в отдельные годы празднуется раньше иудейской, а иногда они празднуются одновременно, чего никогда не происходит с Пасхой православной.
   Таким образом, григорианский календарь был оторван от Луны и, в отличие от календаря юлианского, стал сугубо солнечным.
Юлианум же, помимо того, что является календарём солнечным по форме, также весьма оригинально включает в себя и лунный цикл весенних полнолуний, то есть отличается универсальностью.
   Ввиду изложенных, а также иных причин, здесь не названных, но имеющих место, не приходиться удивляться тому, что григорианский календарь с трудом принимался многими странами мира, даже в Западной Европе (в основном протестанскими), вплоть до XX века, а отдельными христианскими церквями, в том числе и Русской Православной Церковью, не принят до сих пор.
  
   Новый стиль юлианского календаря
  
   Возвращаясь к основному вопросу настоящей статьи, по нашему мнению, следует признать тот факт, что Россия никогда не жила по григорианскому календарю. Единственный столетний год, который мы прошли с 1918 года был 2000 год, который являлся високосным как в григорианском, так и в юлианском календаре. Иными словами мы всё также живём по календарю юлианскому, но сдвинув его на 13 суток. При чём, размер данного сдвига для нас в какой-то мере величина постоянная, он одинаков и для
XIII столетия и для XVIII. События российской истории спаяны с календарём юлианским в единое целое и могут быть отражены в датах нового стиля лишь на настоящее время, то есть с прибавлением всё тех же
13 суток17.
   И жить мы так будем ещё очень долго, возможно даже дольше, чем предполагаем сейчас. В последнем случае я имею ввиду то, что в России нет ни одного законодательного акта, который бы регламентировал порядок применения известного алгоритма григорианского календаря. Федеральный закон от 3 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени" хотя и содержит в части 1 статьи 4 указание на то, что в России для исчисления календарной даты используется григорианский календарь, далее порядка применения его алгоритма не устанавливает. То есть, нормативно обосновать невисокосность 2100 года, в настоящее время, по нашему мнению, нельзя. А учитывая весьма вероятные негативные последствия применения указанного алгоритма, считаем, что сама возможность их наступления должна быть исключена. Новый стиль юлианского календаря должен остаться именно таким, какой он есть, без привязки к календарю григорианскому, что естественно должно быть закреплено законодательно.
   Также следует оговорить, что новый стиль юлианского календаря, возникший в России в силу сложных исторических обстоятельств, никак не связан со схожим по названию календарём новоюлианским, воспринятым в 20-х годах XX века рядом восточных церквей, в том числе, Константинопольским Патриархатом. В новоюлианском календаре присутствует тот же алгоритм устранения високосности вековых лет, что и в календаре григорианском, с той лишь разницей, что високосными остаются вековые годы, которые при делении на 9 имеют в остатке 2 или 6. Соответственно продолжительность календарного года в этом календаре составляет 365 218/900 суток (365d 5h 48min 48s), а календарный цикл - не 400, а 900 лет. Да и совпадать с григорианским календарём он будет вплоть до 2800 года.
   Уникальное сосуществование нового (гражданского) и старого (церковного) стилей одного и того же юлианского календаря, для нашей страны возможно стало "счастливой" случайностью, объективно вынужденным компромиссом. С одной стороны нам не пришлось ломать сформировавшиеся за века религиозные традиции и народные приметы (насколько это было возможно в 70-летний период богоборческой власти), с другой же стороны такое положение вещей устраняет возможный дискомфорт во взаимоотношениях между различными народами, населяющими нашу многонациональную страну, и исповедующими помимо православия и иные религии, некоторым из которых новый стиль может представляться более приемлемым в качестве базисного календаря.
В подобном положении находимся не только мы. В частности, в государстве Израиль официально используются два календаря - григорианский в качестве общемирового и еврейский лунно-солнечный календарь в качестве религиозного. Да и китайский новый год по лунному календарю продолжает справляться в Китае и ряде стран Азии в качестве главного любимого праздника, при одновременном использовании григорианского календаря.
   Не говоря уже о том, что мусульмане во всём мире продолжают пользоваться лунным календарём и хиджрой (мусульманская эра
с 622 г. н.э.).
   Не смотря на то, что одновременное использование двух стилей объективно имеет и некоторые неудобства, как то совпадение религиозных постов с гражданскими праздниками (Новый год по новому стилю приходится на Рождественский пост по старому стилю), полагаем, что отмена нового стиля и полный возврат гражданского календаря к положению существовавшему до 14 (1) февраля 1918 года всё же крайне сомнительная идея ввиду отсутствия соответствующего общественного запроса и инициативы со стороны верховной власти, хотя подобное решение неоднократно предлагалось на федеральном уровне, но не вызывало сколь-нибудь существенной заинтересованности и дискуссии18. Обсуждать же вопрос полного отказа от юлианского календаря Русской Православной Церковью полагаем просто бессмысленным ввиду его совершенной не актуальности19.
   Тем не менее, представим себе ситуацию вполне реальную. Западные страны в очередной раз совершают в одностороннем порядке определённые действия, в данном случае, по реформированию действующего григорианского календаря. Неважно когда и чем это будет обосновано. В конце концов, это всегда обосновывается требованиями времени и стремлением человечества к прогрессу (естественно "культурной и цивилизованной" его части). Остальная же часть человечества ставится перед фактом обязательности принятия новых изменений, рискуя, в случае не подчинения, стать жертвой санкционной (или ещё какой-нибудь) войны (ничего в нашем мире не ново - римский папа Григорий XIII в своё время за непринятие нового календаря, названного впоследствии его именем, угрожал несогласным отлучением от церкви).
   Выбор будет непростым. Он будет ещё сложнее, если нововведения, на первый взгляд, действительно будут направлены на устранение ряда недостатков, имеющихся у григорианского календаря.
   Как быть в такой ситуации России? Полагаем что, в любом случае не становиться на его защиту и не отстаивать его неизменность, тем более, как указывалось ранее, мы всё равно живём по календарю юлианскому, пусть и двухстильному.
  
   Возможные варианты возможной календарной реформы
  
   Прежде всего, следует ясно определить те пределы, за которые, по нашему мнению, перейти невозможно ни при каких обстоятельствах. Пасхальный годичный круг, основанный на Александрийской пасхалии, должен оставаться неизменным. Это касается естественно алгоритма определения дня празднования православной Пасхи и переходящих праздников Русской Православной Церкви.
   Какие изменения могут также оказаться неприемлемыми, полагаем, можно установить исходя из тех проектов календарей, которые к настоящему времени являются наиболее известными и прошедшими всестороннее обсуждение как на национальном, так и на международном уровне, в том числе, в Организации Объединённых Наций.
   Но прежде, обратимся к тем недостаткам действующего календаря, устранение которых может являться целью соответствующей реформы.
   Алгоритм с 400-летниим циклом григорианского календаря ни у кого особых замечаний не вызывает, он считается волне удобным и привычным (естественно для тех, кто им пользовался несколько столетий), к тому же с улучшающейся со временем точностью20.
   А вот структура действующего календаря в научно-популярной литературе часто вызывает нарекания. В первую очередь отмечается её архаичность и определённая нестройность, даже причудливость, ввиду большого разброса в продолжительности месяцев от 28 до
31 дня (4 варианта), неравномерности распределения дней по кварталам и полугодиям, а также перемещения календарных дат по дням недели, что вызвано естественной невозможностью разделить продолжительность календарного года в 365 или 366 дней на 7 дней недели без остатка.
   Подобные замечания отчасти верны, но нельзя не отметить, что определённая логика в схеме распределения дней в нынешнем календаре, доставшемся нам от римлян (ромеев), имеется.
   Для начала представим себе упомянутую схему в том виде, в каком вероятно её могли представлять себе её создатели (пусть не сам Юлий Цезарь, а те, кто реформировал календарь после его смерти)21..

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

31

(30)

31

30

31

30

30

31

30

31

30

31

  
   Как видим, отчётливо усматриваются характерные черты её построения:
   1) первый и последний месяцы года содержат по 31 дню;
   2) последовательное чередование месяцев, содержащих 31 и
30 дней, таким образом, чтобы второе полугодие являлось зеркальным отражением первого полугодия. Соответственно в високосном году, содержащем 366 дней, распределение дней по кварталам в таком случае происходит по схеме 92 - 91 - 91 - 92, и каждое полугодие содержит ровно 183 дня;
   3) вставка дополнительного дня в високосном году производится во втором месяце года, не нарушая при этом установленную последовательность чередования месяцев. Да, при этом появляется единственный месяц в году, содержащий 29 или
30 дней, но это вынужденная плата за стройность и определённую изящность, поскольку календарный год в основном содержит
365 дней, а високосный год с 366 днями появляется периодически.
   Нетрудно также заметить, что структура ныне действующего календаря отличается от теоретически воссозданной нами одной единственной деталью: февраль (II) меньше на один день, в то время как июль (VII) на тот же один день больше:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

31

[29]

31

30

31

30

[31]

31

30

31

30

31

  
   Причина этому, по всей видимости, кроется в желании римлян, поместивших в июль и август по 31 дню, не только увековечить имена великих цезарей Юлия и Августа, но и подчеркнуть их равенство друг другу (по крайней мере не преуменьшить значение того или другого для величия Рима).
   Можно было бы посетовать на то, что указанное небольшое отклонение в структуре календаря серьёзно её деформировало и повлекло ряд несуразиц, описанных выше. Но не стоит забывать о том, что данная структура выдержала испытание временем, просуществовав к настоящему моменту уже более двух тысяч лет и известные истории попытки её изменить потерпели крах. Возможно, отчасти, это можно объяснить следующим.
   Как уже отмечалось ранее, астрономическая продолжительность времён года неравномерна. В северном полушарии зима и осень длятся около 89 и 90 суток соответственно, в то время как весна и лето дольше - чуть менее 93 и 94 суток соответственно. Так вот, схема распределения дней по кварталам действующего календаря в значительной степени соответствует продолжительности времён года. Следствием чего, является симметричное распределение дат летнего и зимнего солнцестояния - 21-22 июня и 21-22 декабря соответственно, а также "равная" удалённость от них дат весеннего и осеннего равноденствий - 20-21 марта и 22-23 сентября соответственно. Навряд ли это является совпадением.
   На основании изложенного, необходимо сделать некоторые выводы, которые полагаем вполне очевидными:
   1) структура нынешнего календаря просуществовала слишком долго и к тому же она не является, как было показано, такой уж случайной и хаотичной, чтобы её можно было просто отбросить, заменив иной структурой известных проектов календарей. Следовательно, необходим некий компромиссный вариант;
   2) одним из недостатков нынешнего календаря, как отмечалось, считается перемещение календарных дат по дням недели. Преодолеть указанный недостаток простым перераспределением дней между месяцами не получится. В этой связи, реформа календаря должна предусматривать некое существенное нововведение, которого ранее не было, в противном случае её не следует проводить вовсе.
   Теперь перейдём непосредственно к описанию того, каким может быть, по нашему мнению, обозначенное нововведение, которое позволит нивелировать указанную, скажем так, особенность действующего календаря.
   Для этого обратимся к наиболее известному на сегодняшний день проекту календаря, рассматривавшемуся на 18-й сессии Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС) в 1954 году и на 21-й сессии
в 1956 году, к тому же поддерживаемому весьма влиятельной неправительственной организацией при ООН - Международной ассоциацией всемирного календаря. На тот момент решение данного вопроса было отложено.
   Речь идёт о проекте Всемирного стабильного календаря Гюстава Армелина. Структура предложенного календаря следующая.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

31

30

30

31

30

[30]

31

30

30

31

30

[30]

  
   Очевидно, что структура действующего календаря полностью отброшена и создана новая. Здесь мы имеем 4 одинаковых квартала по 3 месяца
и 91 дню, что в совокупности составляет 364 дня, разделённых на 52 недели. Однако подобная стройность достигается весьма неоднозначными мерами. У нас возникают два эпагоменальных дня, которые также должны быть введены в календарный год. Один из них, в проекте он именуется Новогодний день, находится между 30 декабря и 1 января, второй - Високосный день, появляется в високосном году между 30 июня и
1 июля. При этом, указанные дни не имеют не только нумерации в рамках какого-либо месяца, но и соответствующего места в семидневной неделе.
   Не вдаваясь в длительные рассуждения, сразу оговоримся, что, по нашему мнению, как раз последнее обстоятельство не позволит принять в России указанный календарь ни при каких условиях. Нарушение седмицы, которая несколько тысяч лет поддерживает непрерывную связь времён, и освящёна в христианстве, мусульманстве и иудаизме, является совершенно неприемлемой и бесперспективной затеей. Попытка её реализации может иметь самые печальные последствия в религиозной, социально-культурной и иных сферах, не говоря уже о возникновении неминуемой путаницы в хронологии. Ничего кроме очередного общественного и религиозного расколов в данном случае ожидать не стоит. Да и коренную ломку структуры календаря, просуществовавшей две тысячи лет, считаем совершенно неоправданной. Желаемой цели можно достигнуть и гораздо меньшими исправлениями.
   Приемлемым проектом стабильного календаря, по нашему мнению, может быть только тот, в котором обязательным условием является сохранение в неприкосновенности семидневной недели. Такого рода проекты стабильных календарей ранее уже предлагались22.
   Они отличаются структурой и календарными циклами, но в главном их объединяет следующее. При наличии всё тех же 364 дней в календарном году, отсутствие перемещения календарных дат по дням недели достигается накоплением из оставшихся суток (1,24238) целой недели и вставкой её в високосном году каждые 5 или 6 лет (7/1,24238 = 5,63435). Следовательно, простой календарный год будет состоять из 52 недель (364 дней), а високосный - из 53 недель (371 дня).
   Теперь посмотрим, каким образом указанный алгоритм может быть реализован на основе действующего календаря. Отметим, что дополнительными условиями для нас будут уже обозначенные ранее равномерность распределения дней по кварталам и полугодиям, что предполагает начало каждого года и каждого квартала с одного и того же дня недели. Полагаем, что таким днём в силу ряда исторических и религиозных причин должно быть воскресенье для старого стиля, что автоматически приведёт к началу года и квартала с понедельника для нового стиля.
   Вставка дополнительной недели (7 эпагоменальных дней) чередованием через 5 или 6 лет конечно не так проста и изящна как високосность каждого 4 года в действующем календаре, но всё же иного пути, как установить приемлемый для данного случая цикл, нет.
   Путём несложного подбора устанавливаем возможные циклы
11 (6+5), 17 (6+5+6), 23 (6+5+6+6), 28 (6+5+6+6+5) и т.д. Продолжительность календарного года в подобранных циклах составляет: для 11-летнего = (11 х 364+ 2 х 7)/11 = 365,27273 суток; для 17-летнего =
(17 х 364+ 3 х 7)/17 = 365,2353 суток; для 23-летнего =
(23 х 364+ 4 х 7)/23 = 365,2174 суток; для 28-летнего = (28 х 364+
5 х 7)/28 = 365,25 суток.
   Собственно на 28-летнем цикле можно и остановиться. Очевидно, что хорошо известный солнечный 28-летний цикл юлианского календаря прекрасно подходит и для алгоритма вставки дополнительной недели
(28/5 = 5,6).
   Исходя из того, что в юлианском календаре для года весенних равноденствий лишние сутки накапливаются, как уже отмечалось, каждые 131 год, или 4,6786 28-летних цикла (131/28), дополнительная неделя накопится за 33 полных 28-летних цикла (4,6786 х 7), или за 924 года (33 х 28). Соответственно, при условии того, что накопившаяся неделя будет исключена из счёта, продолжительность календарного года в 924-летнем цикле составит = (924 х 364+ 33 х 5 х 7) - 7)/924 = 365,24242 суток.
   В отношении последнего результата отметим, что опять же ничего нового придумывать не пришлось, поскольку календарный год продолжительностью 365 8/33 суток (365d 5h 49min 5s) является хорошо известным так называемым годом Омара Хайяма, который был положен в основу новоперсидского солнечного календаря, официально принятого в Иране ещё в 1079 году н.э. К слову, именно указанный календарный год по продолжительности наиболее близок к продолжительности года весенних равноденствий (разница составляет не многим более 3 секунд).
   Стоит упомянуть ещё об одной особенности 924-летнего цикла. Если мы его опишем как 28 x 11 x 3, то увидим, что, если точка весеннего равноденствия за указанный период сдвигается на 7 суток, то интересующее нас астрономическое весеннее полнолуние сдвигается за тот же период ровно на 3 суток. Например, в VIII веке день весеннего равноденствия приходился на 16-17 марта, а первое астрономическое весеннее полнолуние, приходившееся на 21 марта, совпадало с расчётным (пасхальным) весенним полнолунием в 718, 737, 756 и 775 годах (в Александрийской пасхалии с сирийским лунным циклом - круг Луне 13, с александрийским лунным циклом - Золотое число 16). Соответственно, через 924 года в XVII веке день весеннего равноденствия приходился в юлианском календаре уже
на 9-10 марта, а первое астрономическое весеннее полнолуние в 1642, 1661, 1680 и 1699 годах приходилось на 4 апреля, при том, что расчётное (пасхальное) весеннее полнолуние было закреплено в указанные годы
за 7 апреля (в Александрийской пасхалии с сирийским лунным циклом - круг Луне 6, с александрийским лунным циклом - Золотое число 9).
   Из хода нашего рассуждения опустим 400-летний цикл, поскольку он не состоит из целого числа 28-летних циклов и, подгоняя их друг к другу, мы только создадим громоздкую и неприемлемую конструкцию.
   А вот другой известный цикл, содержащий целое число
28-летних циклов, рассмотреть, по нашему мнению, совершенно необходимо. Имеется ввиду 532-летний цикл (28 х 19). Здесь мы видим, что за указанный период = 532/131 = накопится 4 лишних суток. Соответственно, чтобы накопление составило 4 целых недели таких 
532-летних циклов необходимо ровно 7, или 3724 года. Исключение лишних недель возможно по следующему ряду: [1]+2+[3]+4+[5]+6+[7], где в квадратных скобках указан 532-летний цикл, в котором исключается одна лишняя неделя. Как несложно заметить, сокращение происходит лишь в нечётных циклах указанного ряда. Продолжительность календарного года в таком случае составит = (532 x 365,25 - 4)/532 = 365,24248 суток
(365d 5h 49min 10s), что меньше продолжительности календарного года григорианского календаря всего на 2 секунды. Отличный результат, а некоторая усложнённость не должна стать помехой для его применения, учитывая сколь огромное значение 532-летний цикл имеет для православного летоисчисления от сотворения мира (Константинопольская эра). Да и основа современной хронологии - юлианский период в 7980 лет, есть результат формулы 28 х 19 х 15, или 532 х 15.
   Далее, в представленной Таблице N 1 видно, что в високосном году действующего календаря три квартала из четырёх и так начинаются с одного и того же дня недели. Для этого, 29 февраля должно стать постоянной календарной датой, а не периодической, что также приведёт к сокращению вариации продолжительности месяцев года с четырёх до трёх. Нам остаётся изъять два лишних дня - один день из третьего квартала и один день из последнего четвёртого квартала.  []
  
  
   В Таблице N 2 представлен уже окончательный наиболее предпочтительный, по нашему мнению, вариант. Суть его в обеспечении всё той же зеркальности между первым и вторым полугодием. Для этого устраняются 31 июля в третьем квартале и 30 ноября в четвёртом квартале. Произошедшие когда-либо в указанные календарные даты события подлежат переносу на 1 августа и 1 декабря соответственно.  []
  
  
   Дополнительную (эпагоменальную) неделю предлагается вставлять в середине года между июнем и июлем. Каждый из
7 эпагоменальных дней имеет свою нумерацию и привязан к конкретному дню недели (возможны их отдельные наименования).
   Подобное решение представляется практичным, поскольку будет периодически приводить к увеличению продолжительности столь любимого всеми времени года как лето на целую неделю, которую можно будет использовать как дополнительное время в период отпусков, а также для проведения каких-либо массовых мероприятий (празднеств, соревнований и т.п.). К тому же, это обосновано и астрономически, поскольку лето является самым продолжительным временем года.
   Следует подчеркнуть, что предлагаемый вариант, по сути, повторяет структуру, воссозданную нами ранее в качестве вероятной для юлианского календаря, с отличием лишь в XI месяце.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

31

29

31

30

31

30

30

31

30

31

29

31

  
   В качестве возможной альтернативы, в случае, если исключение
30 ноября будет общепризнано неприемлемым как чересчур новаторское решение, предлагается вариант частичной зеркальности с устранением
31 октября, представленный в Таблице N 3.  []
  
  
   Отметим также, что неоспоримым преимуществом такого рода стабильного календаря (со вставкой целой недели) является, в том числе, и то, что вопрос о привязке дня весеннего равноденствия к определённой календарной дате утратит какую-либо актуальность, поскольку будет вполне достаточным перемещение указанного дня по календарным датам в пределах 7 дней первого весеннего месяца.
   Представляется, что наилучшими годами для введения реформированного (но всё же двухстильного для России) стабильного календаря должны быть годы, в которых 28-летний цикл можно начать
с 1 января - понедельника (по новому стилю), соответственно, воскресенья (по старому стилю). При этом лучше, чтобы эти годы были високосными, то есть имели 29 февраля. Такими годами являются 2024, 2052 и 2080
в XXI веке, 2108, 2136, 2164 и 2192 в XXII веке и т.д.
   С 2024 года цепочка високосных лет по ряду 6+5+6+6+5 составит 2024-2030-2035-2041-2047-2052 и т.д. При этом 2024 год также будет являться високосным годом. Следует добавить, что указанная цепочка является продолжением хронологической шкалы от 1940 года (7448 года от сотворения мира) - года окончания 14 Великого индиктиона.
   1. Прим. в противоположность старому стилю, или юлианскому календарю.
   2. Российский государственный архив социально-политической истории.
Ф. 2. Оп. 1. Д. 5249. Л. 1-2 // Федеральное архивное агентство, 2012 - 2016. [http://www.rusarchives.ru/projects/statehood/08-34-dekret-kalendar-1918.
shtml, доступ от 10.01.2019].
   3. См. Послание Патриарха Тихона к Константинопольскому патриарху Герману о переходе на новый календарный стиль // "В годину гнева Божия..." Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона / Сост. Н.А. Кривошеева. М., 2009. С. 81 - 85.
   4. С 1 марта 2100 года разница между григорианским и юлианским календарями составит уже 14 дней.
   5. См. Хулап В. Реформа календаря и пасхалии: история и современность // "Око церковное" - литургическая библиотека, 2000-2005. [http://www.liturgica.ru /bibliot/kalender.html, доступ от 29.08.2019].
   6. В строгом понимании цикл обращения Земли вокруг Солнца именуется сидерическим, или звёздным периодом, который несколько длиннее тропического года и составляет 365,25636 суток.
   7. Идельсон Н.И. Этюды по истории небесной механики. М., 1975.
С. 320-324.
   8. Климишин И.А. Календарь и хронология. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1990. С. 32.
   9. В Международной системе единиц (СИ).
   10. Климишин И.А. Там же. С. 53-57.
   11. Городецкий М.Л. К вопросу о точности григорианского календаря и лунного цикла // Историко-астрономические исследования. Вып. XXXV. 2010. C. 290.
   12. Городецкий М.Л. Указ соч. С. 292., Идельсон Н.И. Указ. соч. С. 323, Красильников Ю.Д. Солнце, Луна, древние праздники и новомодные теории. в кн.: Астрономия против "новой хронологии". - М.: Русская панорама, 2001.
   13. Кинкелин Г. "Вычисленiе христiанской Пасхи" // Матем. сб., 1870,
Том 5, N 2, С. 
73-92. [http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=
paper&jrnid=sm&paperid=7001&option_lang=rus
, доступ от 04.09.2019].
   14. См. Послание Императора Константина из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе // Деяния Вселенских соборов. Казань, 1910.
С. 80-82.
   15. Кузенков П. Христианские хронологические системы - История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. М., 2014. С. 201.
   16. Властарь Матфей. Алфавитная синтагма, Глава 7, [https://azbyka.ru/
otechnik/Matfej_Vlastar/Alfavitnaia_Sintagma/16_7, доступ от 05.09.2019].
   17. См. Кузенков П. Старый и новый стиль в исторических датах // Православие.Ru, 2013 [https://pravoslavie.ru/61003.html, доступ
от 12.09.2019].
   18. См. проекты федеральных законов N 478626-4 "О возвращении Российской Федерации на летоисчисление по юлианскому календарю", N 194304-7
"О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об исчислении времени" [https://sozd.duma.gov.ru/bill/478626-4, https://sozd.duma.gov.ru /bill/194304-7#bh_histras, доступ от 12.09.2019].
   19. См. выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, 22.01.2016 [http://www.
patriarchia.ru/db/text/4351687.html
, доступ от 12.09.2019].
   20. Городецкий М.Л. Указ соч. С. 292.
   21. Распространённой точкой зрения является то, что сам Цезарь ввёл строгое чередование месяцев по 31 дню в нечётных и 30 дней в чётных, что в действующем календаре справедливо лишь для первой половины года.
   22. См. проект календаря Чеботарёва В.Е. [http://meteoritika.narod.ru
/vs_kalendar.htm, доступ от 17.09.2019], проект календаря Стрижака В.В. [http://samlib.ru/s/strizhak_w_w/01.shtml, доступ от 17.09.2019].
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"