Афанасьев Сергей Игоревич : другие произведения.

"Битва за Алжир" (La battaglia di Algeri, 1966) Джилло Понтекорво

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Не знаю даже, с чего начать. Хочется одновременно заявить, что запретил бы этот фильм в законодательном порядке на всей территории цивилизованных стран (и что Франция совершенно справедливо его не показывала у себя годами). С другой стороны, хотелось бы покрутить его по федеральным телеканалам в прайм-тайм. Здесь все, или почти все, что вы хотели бы знать о первопричинах, истоках, корнях исламского подполья, терроризма вообще, взрыва в Домодедово, террора в Ираке и на Северном Кавказе, в частности и, наконец, по большому счету, сегодняшней революции в Египте. Ситуации везде разные, а "Битва" объясняет почти все. С ума сойти. Блестящее кинодейство в почти документальной стилистике еще в 1966 году рассказало о партизанской войне алжирцев за независимость аж в 1950-х годах. Создание банд-формирований (ака партизан, ака бандитов, ака бойцов сопротивления - нужное и "идеологически верное" подчеркнуть), поддержка террора населением, бомбы в аэропортах и кафе, закладываемые симпатичными добрыми женщинами, женщины в парандже, проносящие оружие через блок-посты, фанатичная вера в правое дело и невероятная мощь, основанная на ней, и кровавые последствия, и бесплодность силового подхода в борьбе с террором и плоды равнодушия большинства к проблемам меньшинства. Фильм удивительно сделан и при всем своем минимализме кажется огромной кинематографической жирной глыбой. За кадром точно щелкает хронометр, пока в кадре считают трупы. Вместо оператора со стажем по улицам столицы пока еще колонии как будто бы гуляют грязные стрингеры, для которых снять, где крови больше и крики слышнее - главная радость жизни. Разворачиваясь из маленького спрессованного клубочка нерешенных проблем в широкое полотно террористического беспредела с одной стороны и беспредела французских силовиков с другой, фильм традиционно уходит от суда над правыми и виноватыми. Объктив жрет мельвилевские по силе психологического давления в кадре сцены с аппетитом телерепортера, в отдельные минуты уносясь куда-то под небеса эстетствуя панорамировать мусульманскую Касбу. Фильм состоит из правильно отмеренных и холодно нарезанных блоков насилия, спайка которых видна даже невооруженному глазу. Высокомерие белого человека к черным. Презрение в ответ на презрение, ненависть в ответ на ненависть. Око за око, зуб за зуб. Невидимая пунктирная стрелочка. Организация народого фронта, больше похожего (ну, как мы теперь знаем) на какую-нибудь организацию "Братья-мусульмане". Невидимая пунктирная стрелочка. Пара убийств полицейских. Стрелочка. Блок-посты в Касбе. Стрелочка. Рассредоточение партизанской войны, в которой уже кажется участвует все мусульманское население. Стрелочка. Пружина выпрямляется со все нарастающим визгом. Массовое убийство мирного арабского населения в ответ на теракты ("ах так, а мы вот так"). Стрелочка. Массовые теракты боевиков среди мирного белого населения в ответ. Стрелочка. Пружина. Вой сирен. Столица погружается в хаос.
   По большому счету сегодня уже не важно, кто там за кого дрался, и чего хотели выступающие. Из истории известно, что алжирцы своего добились, только 1960-е показали, что к собственному государству они были все-таки не готовы. Не важно и то, что бандформирования (ака партизаны, ака бандиты, ака бойцы сопротивления - нужное и "идеологически верное" подчеркнуть) в середине 1950-х еще не были религиозно-направленными, и по структуре и умению воевать выглядели по-детски наивно. И сам месседж фильма, который, как это не смешно звучит, спродюсировл один из алжирских террористов, о том, что война есть зло, дайте свободу народу, иначе насилие не прекратиться, тоже, в общем-то не сильно уже важен. Он, по правде говоря, устарел. Поражает другое. Во-первых, насколько вообще не изменились тактические примеры партизанской (ака террористической, ака военно-освободительной - нужное и "идеологически-верное" подчеркнуть) войны за 60 лет. Не изменились способы терактов, методы формирования группировок, причины, понятно и неибежно и справедливо вызвавшие к жизни злобу и ненависть к белой цивилизации. Не изменились способы (совершенно бесплодные и бессмысленные) борьбы с террором (см. сегодняшний Ирак). Собственно, меняется только оболочка, внешние картинки, нутро человеческое и социальное, вонючее тогда, остается вонять и посейчас. Кто-то хочет территории шариата, кто-то религиозного государства, кто-то другого президента, разницы нет. Однако после "Битвы за Алжир" просто удрученно приходишь к пониманию, что справиться и свести на нет какой угодно террор где угодно в настоящее время практически невозможно (сегодняшний Алжир как доказательство в том числе). Идеологическая и национальная и структурная мощь феномена, к тому же возведенная в степень поддержки обычного народонаселения (которое как бы против убийства белых детей, "но ведь у нас они тоже детей убивают, так что так им и надо"), нечаянно исследованного авторами фильма, тогда видимо снятого по каким-то иным соображениям, поражает. Достаточно проследить какие-то пару 10-минутных блоков насилия фильма: вот под музыку Морриконе арабы достают тела своих близких, вот миловидное лицо арабской девушки, затолкнувшей сумку с бомбой под скамью в зале ожидания аэропорта, вот под музыку Морриконе белые достают тела своих близких. Ни шаха, ни мата. Бесконечный тупик, ноль поделенный на ноль, абсолютно патовая ситуация.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"