- И все-таки круглые числа имеют определенную притягательность! Не правда ли?- профессор многозначительным жестом поправил очки и взглянул на студента. В данный момент студент был его единственным помощником и по совместительству слушателем. Безобразие, конечно, но ничего не поделаешь.
Если Вы решили, что у профессора были проблемы со зрением, то спешу вас заверить, это не так. Зрение у профессора было как у молодого орла, только что поднявшегося в воздух. Очки? Ах да, очки. Они служили профессору верой и правдой, совмещая в себе множество функций: бинокля, спектрографа (горе нерадивым студентам, решившим сдать зачет с помощью шпаргалки, невидимой в диапазоне человеческого зрения и специальных линз), экрана для мини коммуникатора. Очки были для профессора вещью совершенно необходимой. К тому же они придавали ему солидности (как он сам думал). Впрочем, профессор и так был достаточно известен. На проводимые им археологические раскопки желающие записывались задолго до их начала. Но это же не повод отказаться от очков.
Археология была жизнью профессора. Вот и сейчас - группа студентов под руководством его ассистента усердно просеивала тонны земли в нескольких километрах восточнее, отгоняя роботов расчистки от мест возможных интересных находок.
Экспедиция раскапывала древний город. Неизвестно чей, неизвестно, сколько веков назад канувший в Лету. Увы, это совсем не редкость. На бескрайних просторах галактики встречаются покинутые планеты. Цивилизации исчезают, или перерождаются, или вырастают и уходят вперед, оставив былой дом, как детские ясли. Или возвращаются домой с временно освоенных территорий. Галактика полна событий. Для нее они сегодняшний день, иногда вчерашний. А для нас? Для нас - тысячелетняя история.
Улов был хорошим - на месте раскопок нашли немало любопытных вещиц. Но самая интересная находка была случайной. Повезло шалопаю - отправили копать колодец для сейсмодатчика.... С этим шалопаем Лебедкиным всегда так - копал колодец, а откопал находку. Да какую! Вот эту-то находку и рассматривал сейчас профессор.
Три робота расчищали место вокруг бывшего колодца, складывая в садок, все, что отличалось от земли и камня. Пока больше находок не попадалось.
- Профессор, что это такое, как Вы думаете?!
- Гхм! Интересная вещица! Что? Хотел бы я знать, что это.
Вещица была прямоугольной формы, примерно сорок на сорок сантиметров, и сантиметров пять толщиной. Вещица была поделена на квадраты.
- Мы можем, глядя на эту доску, сделать некоторые выводы и кое-что сказать о культуре, которой она принадлежит. Десять квадратов по горизонтали, десять по вертикали. Прослеживается десятичная система. Не можем ли мы из этого заключить, что у существ, которым она принадлежала, было десять пальцев.
- На десяти руках! - восторженно продолжил студент.
- На десяти..., - профессор запнулся на полуслове и бросил на студента гневный взгляд. - Вам, Лебедкин придется посетить курс лекций по биологии, когда мы вернемся!
- А может это календарь? - предположил студент, чтобы отвлечь профессора от лекций по биологии. Лекции по биологии будущему археологу слушать не хотелось.
- Календарь? Но причем здесь число сто? Или девяносто девять.
Из ста квадратов, на который была поделена доска, девяносто девять имели витиеватые обозначения в виде дисков сантиметров трех в диаметре и пару миллиметров толщиной. Сотый квадрат был пуст.
Профессор попытался отковырнуть один из дисков, но тот держался прочно.
- Вряд ли это календарь, - заявил профессор. - Десятичная система наводит на мысль о числах. Тогда пустой квадрат будет соответствовать числу ноль.
- Профессор, это гениально!
Сколько раз приходилось профессору слышать подобные реплики. Немало. Но восхищенный студент предпочел разрушить только что им созданную атмосферу почитания.
- Погодите, но знаки все разные. Какая же это десятеричная система? Это получается система сторичная. Знаков сто.
- Да? В чем-то Вы правы.
Знаков действительно было сто.
Профессор задумался. Стройная версия выглядела не такой и стройной. Сторичная система счисления - это определенно излишество. Нет, конечно, можно предположить, что неведомые существа ее использовали.... Но математика при этом должна быть сущим кошмаром.
- Я понял профессор, это квадрат Цезаря!
Профессор встрепенулся, крик студента отвлек его от размышлений.
- Что ты сказал?
- Цезарь был римским полководцем и диктатором.
- Кто такой Цезарь, я знаю без тебя. Если хочешь, можешь подготовить о нем доклад. После. Что там с квадратом?
- Юлий Цезарь так зашифровывал свои послания. Они состояли из шестидесяти четырех или, ста знаков. Так, чтобы послание вписывалось в квадрат. Весь секрет в том, что читать послание требовалось не по горизонтали, а по вертикали.
- Лебедкин, ты самый бестолковый студент, которого я могу представить. Мы находимся за сотни световых лет от Земли. Откуда здесь взяться Цезарю?!
Цезарю здесь, действительно, взяться была неоткуда. При всей широте его походов, все они уместились в приделах Земли.
- Но возможно же подобие.
- Подобие? Гхм!
Профессор покрутил доску, рассматривая ее с разных сторон.
- Ну и где здесь вертикаль и горизонталь? Нет, это нам ничего не дает. Поскольку мы не знаем, где горизонталь, а где вертикаль, мы не можем прочитать текст неправильно. Правильно, впрочем, тоже не можем. И потом, с чего Вы взяли, что это текст? В тексте знаки повторяются. Здесь же они все разные.
- Разные, - вынужден был согласиться Лебедкин. - Разные, потому что это не текст. Это алфавит! А пустой квадрат указывает нам на его начало.
- Может, это вообще не текст. Например - игра, в которой надо выстраивать значки в определенной последовательности.
Версия с алфавитом профессору понравилась. Жаль, что она пришла в голову не ему.
- Что мы знаем о хозяевах этой вещицы? - многозначительно спросил профессор.
- Знаем, что их здесь больше нет. Ушли, оставив города и разные любопытные вещи. Быть может, они отправились на раскопки?
Вот ведь балаболка. Что самое интересное, среди нагромождения версий, которые рождались в мозгу Лебедкина легко и непринужденно с необычайной скоростью, иногда встречались довольно интересные.
Роботы на пару секунд остановились, и один из них размеренно и неторопливо направился к профессору и студенту.
- Профессор, посмотрите, что Арнольдо нашел! - вскричал Лебедкин.
Арнольдо - так звали робота. Преобразовав, таким образом, его наименование. В документации робот проходил как "малый археологический АРН12-Д". Но кто такое выговорит?
Находкой был кругляш. Вроде тех, что заполняли поля первой находки "шахматной доски".
- Так-так! Интересно-интересно! - профессор подхватил диск. - Определенно, он просится занять свое место на доске! Тогда дисков-меток будет ровно сто. Законченный ряд.
- Профессор, а может быть не надо? - поинтересовался Лебедкин.
- Природа стремится к завершенности и нам стоит брать с нее пример. Если дисков на доске будет сто, это будет смотреться органично.
Профессор приложил диск к пустому квадрату, и тот прилип, словно приклеенный. Секунду ничего не происходило, затем раздалось легкое гудение, квадраты повернулись вокруг своей оси и диски исчезли внутри доски. Перед археологами было чистое поле. Сто чистых квадратов.
- Однако!
- Шкатулка с секретом! - провозгласил Лебедкин.
- Очень даже может быть, - согласился профессор.
- А мы сможем достать диски обратно?
- Думаю, сможем. На базе специалисты разберутся, как работает эта штука.
- Но почему диски исчезают?
- Они не исчезают, они освобождают место для новых. Это движения вперед. Доска заполнена, сто дисков направлены в хранилище.
- И что будет дальше?
- Дальше начнется новый ряд. Будет диск номер сто один.