Агарков Анатолий Егорович : другие произведения.

Башмачник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Надо же так майдануться -
   власть в стране нацистам отдать.
  /на злобу дня/
  
  Сообразив, что везут не топить - скорее всего, в город на продажу - разбрюзжался:
  - М-да. Неведомо вам, конечно, но существуют законы мироздания, и лучше бы их не нарушать. Дорветесь до веселящего напитка, и хана придет племени. Выродитесь вы в больных и убогих. Так уже было, и с вами будет. А потом мир кончится, и никто не удержится - ищи листочек в листопад.
  Вздохнул и оглядел компанию - ага, впечатлились!
  - Только те выживут, кто блюдет законы. Знаете, что это такое? Закон гостеприимства: кто не дал приюта путнику - смерть. Закон о независимости: кто покусился на чужую свободу - смерть. Закон о защите здоровья: кто ударил или обидел беспомощного - смерть мучительная. Жестоко? А с законами мироздания иначе не получается...
  Что ж, тишина звенящая была мне в этот момент слаще любых оваций. О, как их проняло! Что значит ораторское искусство!
  Гребцы мои, ускоренными темпами прогрессировавшие в искусстве пития, выглядели ужасно. Истерзанные - самое близкое определение. Вечером выпил - утром похмелье: законы мироздания не отменишь.
  - Кабан, ты слышал, что он несет?
  - Дурачок! - сурово сказал мой хозяин и мне. - Как наверну щас веслом! А потом отпинаю. Заткнись и не шебарши.
  - Правду не запинаешь! - огрызнулся я и притих от греха.
  - Ну, хорошо, не нравятся вам законы, возьмем понятное слово, что сути не меняет, - высказал наболевшее, на второй день пути и вынужденного молчания. - Так по заветам не поступают. Это дело всех касается... или коснется - я так думаю. А вы как дети....
  - Утоплю и закопаю, - пообещал Кабан, взглядом помножив меня на ноль.
  - Правду не закопаешь!
  Мой хозяин ожидаемо разорался. Рыбаки хихикали и хватались за бока. Плот плыл по течению реки. А мне подумалось - жили люди, думали о жратве и сексе; явился я и научил их пьянствовать; на том стоит, и стоять будет человеческая раса.
  - Раб! - злобно напомнил о себе Кабан. - Тебя пнуть?
  - Хозяин, а ты не задумывался, почему главный у людей называется вожаком, а вовсе не погонщиком? - ласково спросил я.
  Увы, "подразнить собак" мое любимое развлечение - благодаря чему еще в детстве получал по шее или расширял лексикон в области нецензурной речи.
  - Ты главный? Это я главный, они главные, - кивнул Кабан на гребцов. - А ты корм свинячий.
  Я охнул невольно и растеряно замолчал. По искалеченной спине пробежалось стадо резвых мурашек, оставив на память о себе морозные ощущения. До меня вдруг дошло, что, даже разливая им веселящий напиток, оставался бы деревенским дурачком. Уж точно не староста! К чертям собачьим светскую власть - надо было просто прихериться Посланцем Неба и терпеливо идти вперед. Хорошую пугалку придумать неверящим. Однако до сих пор не могу понять - в какую историческую эпоху меня занесло? какому временному отрезку цивилизации соответствует бронзовый реквизит?
  И тут меня накрыло. Душа ширилась, ширилась, рвалась куда-то... и, конечно, вырвалась. Блин! Миру людей нужно рабство? Так я это устрою - оно будет вечным: всех вас сделаю рабами Божьими!
  Напрягся и попробовал сесть - не получилось.
  - Надо же, зашевелился! - подивился хозяин мой.
  Настолько был захвачен народившейся мыслью, что даже не стал огрызаться.
  Лежа мысли плющатся в голове - попробовал рывком подняться, но боль в позвоночнике уверенно уложила обратно.
  Боль отступила - сразу стало легче, и сознание прояснилось.
  Можно и так назваться - Сын Неба, но как-то не глянется: бездоказательно.
  - Нет, ты здесь не излечишься, - посочувствовал рыбак. - Надо бы тебе на Место Выхода Животворящей Силы. Там практически из мертвых поднимаются. Если, конечно, знать, что и как делать.
  Я тактично молчал, давая возможность рыбаку высказаться - и выболтать секрет, которым давно интересуюсь. Информация дороже всего, а никто не хочет делиться.
  - Ну, как раз с этим все просто! - сказал другой рыбак с чувством превосходства. - В Месте том живут знающие люди - они все покажут.
  Он спохватился и замолчал. Покосился на меня и сердито треснул себя по лбу ладонью. Вот и поговорили.... Но хоть что-то.
  Значит, есть такое Место Выхода Животворящей Силы - место, где человек может все. Вот бы добраться туда и тогда уж решить, как и чем покорить аборигенов, чтобы стать владыкою странного мира. А уж потом смогу пожить всласть.
  Ха! Мечтательно прикрыл глаза. Представилось ярко, как сижу за огромным столом в собственном неприступном дворце - весело молодки носятся с едой, а державная рука покоится на талии прекрасной жены. Почему нет? У меня, между прочим, полтора высших образования...
  Мечты теснились в голове, множились и вызывали чувство сладостного щемления в груди.
  Воровато огляделся - никто не читает моих мыслей? Что ж, наверное, это главное - достичь заповедного Места Выхода Животворящей Силы. Вернуть здоровье и - почему бы не набраться этой самой силы? А вдруг получится? И тогда - в задницу кабанью все эти светско-духовные лидерства! Я буду властелином мира и никаких гвоздей!
  Накопилось, блин!
  - Не врут легенды-то! - вздохнул своим мыслям еще один рыбак. - И почему там люди не живут?
  - А то давай, - посоветовал товарищ. - Бери свою бабу и топай туда.
  - Силы без меры - это смерть, - сердито сказал мой хозяин. - С того и не живут, а гибнут там. То-то же.
  - Зато сам буду знать, что да как, - поморщив лоб и ничего не насоображав, утешился рыбак.
  - Возьмите меня с собой, - попросился. - Я быстрей разберусь, что там к чему.
  - Куда с тобой, неходячим? - удивился рыбак.
  Кабан потемнел лицом и опасно голову опустил:
  - А веслом меж лопаток поглянется?
  - Вот этого не знаю, - серьезно сказал. - Отец мой и Создатель мира сего как-то не известил, для чего посылает меня сюда и насколько. Только знаю: как умру - сразу вернусь домой. А пока... Незабываемый опыт, конечно, но... бр-р! Лучше о нем где-нибудь почитать.
  Жалкий свиновод погрозил кулаком Сыну Создателя и будущему властелину мира.
  Я лежал на плоту, плывущему вниз по реке, злой на весь свет. Спина мерзко болела. Так не мечтай о несбыточном - довольствуйся тем, что имеешь. А есть у меня несчастная жизнь и жестокий хозяин, который везет калеку-раба на невольничий рынок. Дела мои - дрянь! И оставалось надеяться, что хуже не станет.
  - Не понял, - озадачен рыбак. - Если доставить тебя к Месту Выхода Животворящей Силы, есть шанс что-нибудь сляпать и для себя?
  Мой хозяин бросил острый взгляд на него, но промолчал.
  - Когда-то в том Месте жили люди, - все же заговорил он. - И неплохо жили. Потом захотели еще большого - тронулись умом и разбрелись по белу свету.
  - Говорят, они учат добру, только их мало кто видел, - вставил рыбак.
  Волхвы! - мелькнула мысль. - Господи, я хочу быть волхвом!
  - И что? Если тронулся умом, надо лезть ко всем с дурацкими советами? Я бы таких.., - хозяин опять погрозил мне веслом. - Плевать, что ты сын Творца - никто не купит, свиньям скормлю.
  Прикрыл глаза, чтоб ненависть не светила так откровенно, и промолчал.
  Кабан грозил, грозил и, наконец, исполнил свою угрозу в тот самый момент, когда перестал обращать на него внимание. И потому сильно удивился, когда весло ткнулось в бок. Вспыхнула боль, и взгляд на хозяина, полный ненависти, вышел на удивление убедительным.
  Оказалось - приплыли. За разговорами три дня пролетели.
  Кабан таки ткнул веслом - еще отпинать грозился, да не исполнил: вот он город.
  Он раскинулся на берегу реки. Не город вообще-то: нет мощных стен и Золотых ворот - но как назвать бескрайнее скопище землянок, избушек, домов и каких-то строений деревянных, каменных, глинобитных, в которых тоже жили и трудились люди? Так что - город. Общественных удобств никаких - вода из реки, туалет под кустом и свалка повсюду. Здорово, да?
  Но были сады.
  Меня перегрузили с плота на носилки и понесли - боль полоснула и отпустила. С любопытством взирал на дома, жители которых зевали, потягивались, завтракали, готовились к дойке коз и коров, с которыми жили под одной крышей, куда-то спешили, не забивая головы новостью - кто это прибыл к ним утренним рейсом на пятибревенчатом плоту? Подумаешь - Сын Бога со свитою! Тут завязка на портках лопнула - вот зараза, язви ее!
  Как хорошо было б сейчас встать с носилок, потянуться всласть да поясно поклониться - здравствуйте, люди, вот я и прибыл! Встречайте благую весть!
  А была, не была!
  - Здравствуйте, люди! Вот я и прибыл, - поднял руку и заорал. - Приветствуйте Сына Бога!
  Никто даже не оглянулся.
  - Че орешь-то? - приблизил свое лицо Кабан. - Не явишь чуда сейчас - убью. Ну?!
  Судорожно вздохнул - встать бы сейчас, вот это чудо! Где-то читал, что обездвиживание можно снять силой внушения. Снять вообще можно все, что касается физиологии и психики - беспредельны возможности человека. Но.... не могу.
  Завидев тупичок в глинобитных заборах, Кабан заставил повернуть туда.
  Носилки опустили - вокруг все те же гнусные рожи.
  - Сын Бога! - потешался Кабан, вырезая упругую вицу из колючего куста. - Едрить твою! Пыль придорожная! Сейчас я с тебя гонор сгоню. Ведь как говорится, главное в человеке не внешность, а норов. Сейчас познакомлю со своим поближе.
  - Ты ничего не знаешь о силе настоящей веры, - сказал пересохшими губами. - Всех вас создал мой отец: вы - рабы божьи. Вот и все. Умирая, попадете на Страшный суд. Праведный будет жить вечно в раю, а грешный вечно мучиться в аду.
  - Тогда испытай, сын божий, ад на земле! - сказал Кабан.
  Ребра ожгло болью.
  - Иисус терпел и нам велел, - прошептал, прикрыв повлажневшие глаза.
  Кто-то из рыбаков шумно вздохнул - будто охнул.
  Стало легко. Вместе - всегда легче.
  Это было удивительно - меня стегали, а я вслух молился, не зная ни единой молитвы прежде. Может, самогипноз? Или генная память предков? Но какая разница, если помогает. Лишь бы не рыдать, не извиваться от боли, не просить пощады - не делать того, что дикарь этот ждет от меня. Да я кричал, но кричал молитвы к Создателю - чем больнее, тем громче.
  - Скалишься? - покривился Кабан и отбросил измочаленный прут, все занозы которого в моем теле.
  А я, наверное, сошел с ума - улыбался. Когда рвут кожу на живом человеке - это не только больно, это смертью грозит. А смерть - избавление.
  - Вы - братья мои, - сказал осипшим голосом. - У нас один общий отец. Мы должны друг друга любить.
  - Ты что, калека, жить устал? Сейчас я тебя проткну!
  Кабан в сердцах сплюнул и взялся за копье - цветовая насыщенность его лица приобретала все более интенсивный оттенок.
  - Эй! Эй! Эй! - рыбаки всполошились, вцепились в него. - Что же мы будем продавать, кроме плота?
  - Эй, вы там! - невежливо рявкнул крепкий мужик, подходя. - Когда наругаетесь между собой, не забудьте поздороваться: перед вами хозяин дома.
  - Добра и здоровья вашему дому, - кивнул Кабан. - А сунешься в наши дела, накостыляем.
  - Да ну? - повел широченными плечами мужик.
  - Дурак, да? - спросил мой хозяин. - Один с четырьмя...
  Мужик моментально сделался серьезным, и следа дурашливости не осталось.
  - Дык дерутся умением, а не числом.
  Кабан тут же ощерился и бросился на мужика. Тот бешено закрутился, раздавая хлесткие удары всем четверым. Я размашисто крестился, изображая неистовую молитву.
  Мужик взаправду драться умел - одному саданул по коленной чашечке, да и другому: чего мелочиться? Двум другим по почкам надавал.
  - Бежим! - крикнул один рыбак.
  - А убежим? - крикнул второй.
  Самое время - Кабан хрипел и рвался из крепких рук мужика.
  - Нам повезло! - крикнул третий и первым бросился наутек.
  Кабан таки вырвался и припустил вторым с поля боя.
  Конечно, это было его удачей - задраться и убежать с разбитой харей.
  Мужик проводил всех веселым взглядом, обернулся ко мне:
  - Бойцы так себе, но в одном хороши - бегают резво, ажна зайцы лысеют от зависти к ним. Мне кажется, ты их уже не догонишь.
  - Не кажется.
  Победителю вольно шутить.
  - Ну а ты кто такой? - спросил, разглядывая меня.
  А я был готов обливаться слезами радости. Блин! И думал, думал, думал - кем бы прихериться?
  - Мне нужна помощь. Очень нужна. Вы единственный в этом городе, к кому я за ней могу обратиться.
  - А что ты тут руками-то колдовал - бесноватый?
  - Молился за вашу победу.
  На грубый прогиб усмехнулся презрительно - живи пока, пригодишься. И ушел.
  Накатила усталость. Сколько можно? Бьешься, бьешься - ну, хотя бы спина не болела, да семенили ноги. Знал, конечно - безмерное горе и безнадежность одних ломают навсегда, для других неожиданно становятся дорогой к вершинам духа. И вот сейчас, когда удача и люди оставили меня, собственная глупость (дался же этот клад!) отдала на произвол судьбы, и я предоставлен лишь своим силам (которых, увы, совсем немного в искалеченном теле) только неукротимая сила духа, как второе дыхание, может спасти.
  Поднял взор к небу:
  - Отец мой, дай сил и ответь - правильно ли иду? Или обманываюсь иллюзиями, и люди - просто разумные звери? Есть ли высшие законы мироздания или их нет? Возрадуются ли страждущие? Воздастся ли преступившим?
  Смотрел в фантастические фигурации облаков в пустой надежде увидеть Знак - знак того, что справедливость есть. И, конечно, не видел. Да и откуда быть - Бог еще не зачал Иисуса Христа.
  Утопиться, что ли да в свое время вернуться? Так река далеко. Закрыл глаза.
  - Эй, ты спишь?
  Открыл глаза - женщина. Конечно, женщина! В этом путешествии мне в утешители выпадают женщины. Достаточно молодая. Очень своеобразная. Ух, какие строгие глаза.
  - Сейчас тебя в дом перенесут.
  Мне понравилось у башмачника - простые отношения, ясные задачи. У него была усадьба на окраине города и лавка в центре. Там чинилась обувь, тачалась новая - туда меня и определили жить, работать и сторожить. Начал осваивать новую профессию.
  Иногда раздражали клиенты, но чаще с ними общался хозяин. Одно оставалось, как и прежде - сидячая работа и никакой надежды на выздоровление. Мне нужно было найти загадочное МВЖС. Думал об этом, мечтал, а на досуге играл роль Сына Бога и пытался ввести окружающих в раннее христианство.
  - Укажи Знак присутствия Бога на земле, - требовали они. - Любой.
  Я пожимал плечами: Бог - это же очевидно, он же перед глазами; все вокруг - это Бог. Кажется, так церковь учит. Но им было непонятно. Да и мне.
  У меня появились сторонники. Вечерами приходили соседи и бездомные нищие, выносили меня из лавки прямо в рабочем кресле, сами усаживались подле и внимали моим речам о религии и Боге. Подарки приносили - угощение или что-нибудь из вещей, так что теперь мысли о еде не вызывали обильного слюноотделения. Что может быть в жизни лучше для скромного пастыря? А слушателей, заметил, разом всех в разговорах на загробную жизнь потянуло. Судьба-насмешница дала им возможность ходить, а они готовы руки на себя наложить, чтобы поскорей отойти к Творцу.
  Звали меня уважительно - Мастер. Не за руки, сноровито постигающие искусство профессии, а за язык - за проповеди мои.
  - Если я - Мастер, то вы - подмастерья?
  - Подмастерья? - обсудили они непривычное слово. - Лучше зовите нас мастерки.
  Подумал и махнул рукой на дурдом - если затея не сбудется, всех нас развесят на столбы с перекладиной вдоль дороги или на площади. А пока обсуждали вопросы мироздания и бессмертия души.
  - Мастер, ты говоришь - души умерших в рай попадают. Так ли это? А может, догадка? А может, на самом деле после смерти ничего нет.
  - И с таким ужасом в сердце вы живете? - я убедительно поразился.
  - Меня смертью не запугать, - сказал нищий с траншеями оспы на худом лице.
  После продолжительной паузы я:
  - Уважаю. Вот просто - уважаю. Но душа есть, знаешь ты об этом или нет. Время придет, и она предстанет пред судом. Помни об этом - не греши.
  - Мастер, а как Бога узнать? Ты говорил, и дьявол же есть.
  Попробовал подскочить от возмущения - не получилось.
  - Их не по обличию признают, а по делам предложенным - все хорошее от Бога, все плохое от дьявола. Это понятно?
  Нарисовав страшный образ нечистого, так запугал простодушных слушателей, что потом пришлось уговаривать их не бояться мыслей своих, а бояться реальных преступников.
  - Мастер, а ты сам с дьяволом встречался?
  - Теоретически да.
  - И пострадал?
  - Практически - от злых людей, чьими душами он овладел.
  Итак, я стал учеником башмачника, а на досуге проповедовал. И вот что понял - ненужных знаний не бывает. Пусть не учил я теологию - так, где-то что-то читал, от кого-то слыхал, остальное домыслил. И предположить не мог, что когда-то все пригодится. Ну, неплохо. Хотя Творец наверняка поразвлекался, если бы слышал меня.
  Но вот диво дивное - чем больше я проповедовал, тем больше чувствовал, что глупею. И как бороться с собственной глупостью?
  Башмачник нахваливал:
  - Работать можешь, а еще лучше говорить. Не здесь тебе надо сидеть. С твоими талантами - в правители города.
  - А зачем мне правителем?
  И даже вперед подался, чтобы лучше услышать ответ.
  Башмачник растерялся - как объяснить очевидное?
  - Богатства много будет, - медленно, как больному на голову, объяснял. - Слуги все за тебя будут делать. А ты будешь лежать и блаженствовать.
  - И так лежу, и никакого в этом блаженства не вижу, - проворчал недоуменно.
  - Эй, не морочь мне голову, - рассердился башмачник. - Правитель города - это власть. Власть сама по себе сладость. И в семье власть - тоже сладость. И я свою власть никому не отдам.
  - Власть ничто без законов, - тихо высказал заветную мысль.
  Под заслуженное молчание диалог закончился.
  Любил я ночами размышлять под тихое шуршание мышей по углам.
  Исторический опыт утверждает, что особо плохого в существовании на низшей ступени социальной лестницы нет. Пусть холодно и голодно, но горение ума это не отменяет - скорее наоборот. А вот начальником быть - мало кайфа. Любым: и староста деревни, и правитель империи решают одни и те же проблемы. И количество действующих лиц примерно одно и то же. Император - он ведь не империей управляет на самом деле, а десятком министров. Не может ум человеческий эффективно руководить миллионами людей - вот в чем заблуждение правителей, всех без исключения. Людьми правят законы. Императоры приходят и уходят, а законы остаются. Императоры любят издавать законы - но только хорошие приживаются, а плохие пожирают своих создателей. Но это другая тема - ну ее...
  И вдруг сладко защемило в груди. Представилось, как я внушаю законы Божьи, а мне внимают, доверчиво и восторженно... Блин! С моим ораторским искусством стать проповедником - самое то.
  Озадаченно потер лоб. Это что же, судьба моя - стать для народа законотворцем божьим? А что? - кому-то же надо! Почему бы мне не стать первосвященником в этой Богом забытой стране?
  Я вырезал подошвы из толстой кожи, протыкал их шилом, протягивал дратву.... а в душе пели и перекликались мелодии. Так бывало всякий раз, когда выходил на верный жизненный путь. Музыка гремела и поднималась к небесам. Но явственно пробивалась в ней, крепла и звенела трагическая струна. Таковы судьбы всех мессий. Печально, блин!
  Послушникам объявил - слышу голос отца своего!
  - Так явственно слышу - протяни руку, дотронешься.
  - Что он, Мастер, говорит?
  - Он говорит - все, кто верует, должны жить и молиться вместе, владея общим имуществом. Но имущество это принадлежит Ему. Человек рождается, живет, работает лишь для Бога - Ему он строит жилища с высокими куполами и большие монастыри, в которых молятся, каются и работают верующие....
  Другого общественного устроения не знал - коммунизм мне ближе всего.
  - Ты этому веришь?
  - Мне нет нужды верить, я это знаю.
  Есть в человеке много непостижимого для него самого. Все таинственное и высокое в нас принадлежит Богу, зато людям присущ здравый смысл. Но странно устроен человек - с невероятной жадностью гребет к себе все на свете; безмерно страдает, когда ему чего-то недостает. А потом вдруг спускает все нажитое с таким трудом. И жизнь свою ненароком. Но может остановиться и начать все сначала. В своих проповедях вещал: есть только один способ избавить человека от таких катаклизмов - общественная собственность и совместная жизнь верующих в единого Бога.
  - Трех вещей жаждет человек. Первое - жить всегда или хоть на час, на день, на год дольше других. Второе - быть счастливым в любви, достатке, в друзьях и так далее. Счастье можно найти даже в страдании, если оно от великих чувств - например, воплощенной ненависти. Счастливым можно быть, умирая - при этом превозмогая, борясь, побеждая. Третье - знаний: даже ребенок с удовольствием открывает для себя мир. Жить, чтобы искать истину, в этом смысл человеческого существования. А вера в Бога - основа основ: с нее начинается сознательная жизнь; лишь она дает то, что так жаждет человек. Те, кто не верит в него, живут в грехе, и искупление будет ужасным.
  Пытались мне возражать.
  - Мастер, ты знаешь людей лишенных недостатков?
  - Один перед вами.
  - Но ведь ты же Сын Бога!
  Блин! Заболтался!
  О посиделках наших, разговорах и проповедях слухи пошли по городу. Это как - если кто-то что-то знает, он не удержится от соблазна сказать другому. Даже скупой, прячущий золото в подвалах, хвастает своей бережливостью. Так что уж говорить о людях, которые прикоснулись к чему-то новому. Осведомленность рвется из них, как загадочные глубинные силы, вызывающие землетрясения, порождая любопытство. Слухи разлетаются, как вспугнутые птицы. Новости стареют быстрее женщин и требуют новой информации по теме. Распространяются шепотом, приглушенными голосами, намеками - бывает достаточно взгляда, жеста, чтобы передать нечто важное.
  Короче, о нас заговорили в народе - и я так понял: больше о коммуне, чем о Боге.
  Однажды башмачник пришел в неурочный час весь не в духе.
  - Что за сборища у тебя по ночам? Сдается, ты людей дуришь и в духовники метишь? Искренне говорю - не советую. Ладно, придут - тебя прибьют, а если мастерскую мою сожгут? Кто? Узнаешь, когда придут. На будущее - если не уверен, что можешь соврать убедительно, просто молчи. Лучше пусть тебя примут за идиота, чем за обманщика. Идиотов не убивают.
  - Я никого не обманываю, - тихо сказал, потупив взор. - Я с благой вестью спустился на землю. Я - сын Бога.
  - Из тебя божий сын, как из свиньи танцовщица. Ну, докажи.
  Судорожный полу-вздох полу-всхлип сорвался с губ:
  - Разве жизнь моя - не доказательство?
  По лицу хозяина мастерской промелькнули отблески целой гаммы чувств - недоверие, страх, смущение и... злоба.
  Басовитый башмачник зашипел, как змея, которую прищемило тележное колесо.
  - Забудь, что сейчас говорил! Еще раз попытаешься заикнуться, я тебя выкину, как издохшую мышь. Уразумел? Свинячий хвост ты, а не отпрыск бога.
  Мой квартиро и работодатель бросил на меня полный ненависти взгляд и ушел, закрыв снаружи входную дверь на запор. На улице загалдели собравшиеся на проповедь мужики, ругаясь с башмачником.
  Отвесив ему мысленную затрещину, принялся размышлять - что же делать?
  Было о чем призадуматься.
  Ах да, я забыл сказать - неволя моя закончилась с бегством Кабана. Башмачник построил наши отношения, как хозяин с работником, вольным отчалить в любое время в любом направлении. Плату за работу он мне не давал, но кормил, и было где жить. Говорили мы о МВЖС. Здоровым, я обещал, больше пользы ему принести. На что, соглашаясь, башмачник сказал - он де не любитель путешествий. Да и не богат - что было правдой.
  Итак, что же делать? Может, с идей стать духовным лидером безбожного населения города я действительно выгляжу в глазах хозяина идиотом с погремушкой? Тогда.... Прекратить проповеди, попросить прощения у башмачника? За ложь о родстве с Богом разрешить ему попинать меня? Но чтобы не больно. Наверное, он не зря взбеленился - человек-то хороший. Вдруг и вправду так случится, что спалят мастерскую. Пусть меня убьют - это не страшно: благополучно вернусь в свой обустроенный век. И буду мучиться сожалениями и раскаяниями за набедакуренное здесь.
  Да уж, ситуация щекотливая. Мои убеждения всегда остаются при мне. Но идейная борьба в их число не входит. Я реалист и прекрасно понимаю - любая религия есть продукт творчества ума человеческого. Сейчас нахожусь в стране, начисто лишенной признаков теологии. Можно было стать первооткрывателем и сделать на этом карьеру. Но на рожон лезут только дураки и самоубийцы. Уж чего-чего, а этого добра - идейных дураков - и в нашем цивилизованном веке полно. Во всех уголках земного шара воротят они дела. Посмотришь на них, послушаешь и заречешься от идейного фанатизма раз и навсегда. Как гласит народная мудрость - будь проще, и тебе станут реже давать в зубы.
  Но ведь я уже влез в эту байду по самые помидоры - сам себя почти убедил. И теперь, даже если бы знал как, сразу измениться мне не под силу.
  Проснувшись среди ночи, восстановил в памяти все произошедшее на закате и.... ужаснулся. Мамочки! Во что же я вляпался! Только сейчас с ужасом осознал все последствия бездумного желания выбиться в духовные лидеры, объявив себя Сыном Бога.
  Что делать? Скорее всего, попросить хозяина прикопать мой трупик под ближайшим деревом, пока фанатики с обеих сторон (враги и сторонники) не разгромили его мастерскую. Или убраться отсюда на площадь городскую? - мне ведь даже нищие милостыню приносили: проживу.
  "Толян, одумайся! - кричало подсознание. - Сейчас тебя хозяин закрыл от фанатов, а на площади ты будешь совсем беззащитным".
  "А была, не была - один раз живем! На площадь - и проповедовать!"
  "Ну и дурак!"
  "Дуракам всегда везет!"
  Башмачник утром пришел - я ему:
  - Дай руку.
  - Зачем?
  - Заберу для своей коллекции оторванных конечностей. Есть у меня такое хобби.
  Преисполненный подозрений все-таки выделил в мое распоряжение мозолистую пятерню - да так сдавил мне ладонь, что слезы брызнули. Тем не менее:
  - Спасибо за все, и последняя просьба - перенеси меня на площадь.
  - Ты мужественный человек! - с печалью в голосе сказал башмачник. - Но не сын Бога и там погибнешь.
  - Ты прости, но мне не верится, что можно предсказать судьбу, только подержавшись за руку - вдруг все получится наоборот?
  Хозяин покликал четырех соседей из числа моих фанатов, пожертвовал кресло. Еще полчаса тряски, и я в центре города в тени раскидистого дерева на площади вымощенной булыжником.
  Мои впечатления на новом месте?
  Архитектурный стиль центра города лишен фантазии и скорее убог. Наблюдается некая ограниченность достопримечательностей - другими словами, их нет вообще, если не считать таковой большую мусорную кучу (куда я ползал по нужде) прямо на площади. Здесь сходились дороги купцов и покупателей, мошенников и просто искателей приключений.
  Добрый башмачник подарил мне щетки для чистки обуви и корзину плетеную для хранения оных. Я стал не нищим, а чистильщиком обуви на шумном базаре. Лучше б шарманку - эх, погибает во мне менестрель!
  Однако настроение совсем не лирическое. Поссориться с другом плохо, но куда хуже узнать, что тот, кого ты считал своим другом, отнюдь не испытывает к тебе схожих чувств.
  Я с чего вообще заговорил о дружбе? Кто такой друг? Для одних друг - это собутыльник. Другие считают таковым всякого, кто готов дать в долг и надолго забыть об этом. Общепризнанно: друг - это человек всегда готовый прийти на помощь в беде, пособит делом или советом, скажет правду в лицо. Наверное, я добром платил башмачнику за добро, но в душе хотел считать его другом. Хорошо помню, как он Кабана за меня приласкал: тот, наверное, до сих пор среди зайцев свой - окосел и резво бегает. Как же мне теперь обидно узнать, что мои хорошие намерения оказались не поняты и были отброшены за ненадобностью.
  А чего я собственно хотел? Чтобы свободный мастеровой человек с восторгом принял дружбу раба и калеки? Ведь знал это, а напридумывал невесть что! Показалось, башмачник другой - не как все. Ага, как же! Лишь только возникла угроза его благополучию - выкинул из дому, как дохлую мышь! Получил реальностью по оптимизму? Другой раз будешь умнее. Хотя, если уж Бог не дал ума сразу, откуда ж ему потом взяться?
  Этими размышлениями развлекал себя день. К вечеру собрались мои фанаты - накормили, слово за слово разговорились, и до глубокой ночи шли дебаты, что есть Бог. Одно хорошо - я теперь свободен как ветер, и не надо вставать на работу с приходом хозяина.
  Все-таки поразительно, как отсутствие пищи (или ее гарантии) влияет на аппетит. Живя у башмачника, никогда не думал о еде и воротил нос от того, что приносили нищие. Теперь ел все, чем угощали (клининговый бизнес мой не давал результатов) и всегда хотел есть. Именно так!
  Ужас! А как пахло едой на базаре! Готовые мясо, рыба, блюда из грибов, мед, ягоды, фрукты, овощи - ароматы, выворачивающие душу.
  Нет, для душевного спокойствия надо было выбрать место поглуше.
  Единственное спасение - развлекать себя думами.
  Анализируя все происшедшее со мной, пришел к выводу - для того и существует закон всемирного невезения, чтобы я в него вляпался. И как следствие физических недостатков - стал похож на человека с проблемами умственного развития: то опиум для народа глаголю, то настойку из мухоморов готовлю. И коль я врать не люблю - это ж о скольких вещах забывать нельзя! - ну ее к черту, такую жизнь!
  Когда сумерки сжирали последние солнечные лучи, базар пустел - один за другим появлялись мои ученики.
  От длительного сидения затек главный орган, подвергающийся нагрузке - тот, что пониже спины. И поясница начала выказывать свое недовольство моей неподвижностью. Пришлось спуститься с кресла (трона?) и на булыжной мостовой принять позу римского патриция.
  Еще один нищий подошел:
  - Прими, Мастер, мои подношения.
  Скинув с плеча мешок, он стал рыться в нем, в поисках ингредиентов для предстоящего ужина. Я полулежал и смотрел на его неспешные движения, ни о чем не думая - просто наслаждался прохладой наступающей ночи.
  - Эй, Мастер, что есть звезды?
  Вот так всегда! Только расслабишься, размечтаешься... бамс! Пинок под зад - привет от жизни! Дескать - я на месте не стою и тебе не дам!
  Ну, да ладно.... С другой стороны - так приятно ощущать себя всезнайкой, когда в рот глядят и внимают каждому слову. Глядишь, за умного примут. И еще - в просвещении есть эффект подчинения. Вспомнились школа, институт, даже учебка анапская, где меня насыщали различными знаниями. А потом требовали их предъявить. Другое дело, книга - и интересно, и познавательно, и никто ничего не требует от тебя. Историю, географию, астрономию... изучал я не на уроках.
  Так что там у нас? Звезды небесные.... Я вернулся в кресло - началась проповедь.
  Объяснил все, как знал. В простате - сила! А вам бы все Бога поминать?
  Что-то в моих куцых мозгах бумснуло, будто огненный шар взорвался, и догадка изволила посетить голову, отягощенную знаниями двадцатого века. Ну, конечно же! И как мог забыть? Почему не вспомнил об этом раньше? Ведь я - инженер. Могу, к примеру, построить ветряной насос, водопровод и подавать живительную влагу из реки прямо сюда, на прокаленную солнцем площадь. Чтоб фонтан бил. Объявить это чудом Господним. Дальше - больше! Надо использовать свои знания, чтобы убедить этих людей в своей незаурядности. Анатоль Всемогущий - звучит гордо!
  Я от души потянулся, зевнул и... наткнулся взглядом на меня окружавших. Они расположились живописной группой, кому как удобно, и с интересом наблюдали за моими действиями. Что им здесь, театр? Было бы на что смотреть. Другое дело - умные проповеди....
  - Вы чего? - обвел их недоуменным взглядом.
  - Да вот, наблюдаем Мастера за работой. Потрясающее зрелище - ты сидишь, как замороженный кусок мяса, только губы шевелятся. Это нам впору спрашивать - ты чего? Богу молился?
  - А вы думали, фиги комарам кручу? Конечно же, молюсь о спасении душ ваших.
  - Бог тебя слышит?
  - А то! Вот прямо сейчас повелел создать здесь на площади фонтан, чтобы каждый желающий мог свою жажду утолить.
  Народ понимающе закивал головами - вода в жаркий день ой как необходима.
  Нехорошее предчувствие холодной змейкой пробежало по телу.
  - Погодите.... Он велел нам создавать - вы будете мне помогать?
  Народ шустро зашевелился вокруг, пытая меня на предмет самочувствия и дополнительных желаний - ну, там, есть, спать, сказочку на ночь.... Пришлось убеждать моих прихожан в своем полном довольствии жизнью.
  Калекой быть плохо! Мерзко, противно, гадко... ну и так далее. Единственный плюс - внимание и забота, которыми при этом оделяют. Да и то не всегда. Да и то не всех. Меня, к примеру, чтят Мастером и сыном Бога, а не за то, что не могу ходить.
  Впрочем, оставим это - тут дела поважнее настигли.
  Как только утром мы собрались на реку - я, естественно, на носилках: они легче трона - на одной из узких улочек ведущих с площади нас встретила очень "горячая" и тесная (в прямом смысле слова) компания. Впереди мужики с мотыгами и дрынами. Чуть дальше расположился зрительный ряд из стариков, женщин и детишек. На их лицах читалось возмущенное негодование пополам с предвкушением редкого зрелища. Видать, не каждый день в городе уму-разуму публично учат.
  Нам дали пройти не больше десятка шагов, потом раздался яростный вопль и вперед выскочил шустрый такой дедок. Вытянув в нашу сторону перст, он грозно заверещал что-то. Преградившие нам дорогу сперва зароптали, потом загудели, а потом и вовсе взвыли с яростью религиозных фанатиков. Похоже, живыми нам мимо них не протиснуться. Впрочем, столбов с перекладинами тоже не будет - нас просто разорвут на куски. Потому что контролировать разбушевавшуюся толпу самому Господу не всегда под силу.
  По правде, все это было глупо до абсурда. Если вдуматься - мы говорили о Боге, о сущем мире, никому зла не желали и не делали. Наоборот - собрались водопровод изладить для общественных нужд. А тут готовы нас растерзать. Кто эти люди? Откуда злоба?
  Снова раздался рев, сопровождаемый потрясанием кулаков и руганью. И на нас устремилась лавина бородатых мужиков. Сторонники мои на мгновение замерли в замешательстве.... потом, бросив носилки (то бишь меня вместе с ними), кинулись прочь. По мне пронеслась волна перекошенных от жажды крови лиц.
  
  А. Агарков
   санаторий "Урал"
   апрель 2015 г
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"