Ахмеров Тимур : другие произведения.

Эра онлайн-курсов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лучшая форма самообучения

Около трех лет назад в заметке "Американские учебники" рассказывал об опыте самообучения по западным университетским учебникам. Результаты тогда впечатляли: возможность освоить программу бакалавриата по психологии чуть более чем за год, с увлечением окунуться в мир математического анализа, механики и других предметов. Но мне кажется, пришла пора для новой заметки, поскольку ситуация изменилась.

Увы, в какой-то момент уткнулся в незримый потолок. Если с психологией этот потолок оказался достаточно высок и проявил себя только на уровне магистратуры и клинической психологии, то в области математики, физики, химии и других дисциплин всё застопорилось на уровне первого курса. Это не значит, что учебники плохи - отнюдь, по-прежнему считаю их вершиной текстовых материалов современной педагогики, просто одни лишь учебники не панацея. По крайней мере, для меня.

К счастью, эстафетную палочку перехватили видеолекции. А именно, лекции Уолтера Левина. Каждая его лекция - это фактически шоу. Понятно, что из научного материала вполне можно устроить яркое представление, но поражает, что в шоу Левин превратил курс общей физики продолжительностью в три семестра. Впоследствии узнал, что он популярен во всем мире, его лекции транслировали по телевидению, он даже приезжал в Россию, есть переводы его книги и некоторых лекций на русский.

Эта серия лекций действительно ярко представляет физику - даже подумалось, что вот теперь-то общую физику точно освою. Но и здесь упёрся в потолок. Во втором семестре поймал себя на мысли, что материал понимаю всё меньше и меньше, а интересуют меня лишь эксперименты.

Надежда на лучшее появилась, когда стал знакомиться с онлайн-курсами. Прежде всего, с курсами MIT - университета, о котором мне впервые рассказал еще в 90-х годах одноклассник, поступивший впоследствии в МФТИ: по его словам, MIT - номер 1 в мире по физике. Как бы то ни было, именно MIT сейчас является флагманом качественных онлайн-курсов. И дело не только в уровне материалов, но и в их увлекательности, понятности. К слову, Уолтер Левин - из MIT.

Я опасался правдивости пословицы "старую собаку новым фокусам не научишь". Хорошо, с психологией вышло иначе, но то - гуманитарная наука, где всё, по ощущениям, намного проще: нередко можно слушать вполуха и прекрасно понять материал, с математикой и физикой так не выйдет. Но всё же первые шаги порадовали: сначала в математическом анализе одной переменной дошли до рядов Тейлора, которые были новым для меня материалом, и, к счастью, было все понятно. Мне даже дали статус TA (teaching assistant) за ответы на форуме, где я в итоге оставил более ста комментариев. Далее пошли другие предметы: дифференциальные уравнения, линейная алгебра, математический анализ нескольких переменных, механика, электродинамика...

Последний мой курс - теория вероятностей для магистратуры. И это, пожалуй, самый сложный из всех пройденных курсов. Сложный не в плане материала, а в плане насыщенности. Ближе к середине курса количество нового материала в неделю стало столь колоссальным, что появились мысли о досрочном окончании курса, но помог вновь полученный статус TA: иметь его и уйти - это как-то неправильно.

Сложность курса теории вероятностей объясняется тем, что она входит в программу MicroMasters, позволяющую поступить на очную магистратуру в MIT (пример такого пути описан, например, здесь). В целом же, онлайн-курсы стараются разбить материал на удобоваримые кусочки, которые можно пройти без особых сложностей. Та же теория вероятностей, когда она не была частью MicroMasters, состояла из двух курсов. То же самое и с математическим анализом, где годичный курс разбит на шесть онлайн-курсов. С физикой пошли еще дальше: целых семь отдельных курсов.

Удивляет, что MIT не гонится за сложностью. Например, в школе доказывали, что предел отношения синуса к его аргументу, стремящемуся к нулю, равен единице. На курсах матанализа MIT это доказательство не приводится. И тем не менее, это официальный курс университета, полностью аналогичный тому, что проходят очные студенты. В некоторых случаях, конечно, вводятся добровольные для прохождения главы с дополнительными доказательствами, но и там все обычно понятно.

К онлайн-курсам подходил со значительно меньшей восторженностью, чем к учебникам, поскольку понимал, что на определенном этапе могу увидеть потолок, выше которого даже с курсами не прыгну. И я его действительно увидел. С курсами не от MIT он проявил себя быстро. Например, линейную алгебру от Техасского университета я так и не освоил: пройдя 11 недель со стопроцентным результатом, с последней 12-й недели я ушел - было уже неинтересно.

С курсами от MIT выходило по-разному в зависимости от платформы. Дело в том, что они представлены на четырех ресурсах: edX, MITx, OpenLearningLibrary и OpenCourseWare. Первые два сайта - это возможность обучаться вместе с другими студентами под руководством преподавателей. Третий ресурс - те же самые курсы с почти тем же содержимым, но без преподавателей и студентов. Четвертый сайт - собрание всех материалов MIT, включая курсы без видеоматериалов и т. д.

Еще одно отличие - возможность получить на первых двух сайтах сертификат об обучении, но эта опция меня не интересовала. Плюсы платного сертификата для меня - доступность материалов курса после его окончания, возможность пройти дополнительные экзамены и (в редких случаях) онлайн-конференция с преподавательским составом. Дважды, как TA, я получал бесплатный купон на сертификат. Сам же ничего никогда не платил. Это не значит, что сертификаты бесполезны: плюсы, которые предоставляет платная подписка, пусть и не имеют критического значения, но весьма неплохи.

Для меня оказалось открытием, что возможность задать вопросы преподавателю и видеть обсуждение тем другими студентами - очень важная составляющая обучения. Человек все-таки социальное существо. Соответственно, с edX и MITx добивался наибольших успехов. OpenLearningLibrary - замечательная замена, когда нет возможности воспользоваться первыми двумя: например, механика не всегда доступна на MITx, а линейной алгебры там вовсе нет. OpenCourseWare - самый крайний вариант, но все равно весьма полезный, поскольку включает почти все возможные университетские курсы (наиболее предпочтительны курсы с пометкой SC - они специально разработаны для онлайн-платформы).

Так вот, потолок для третьего и четвертого сайтов оказался ниже, чем для первых двух. Тут даже с математическим анализом нескольких переменных пришлось взять перерыв и дождаться выхода курса на MITx. С первыми же двумя потолок пока проявился лишь с курсами, не связанными с физикой и математикой. Например, первый курс по информатике (Computer Science) был крайне интересен и полезен, но уже второй меня, увы, не зацепил. И это не единичный случай: курс машинного обучения тоже не вызвал энтузиазма, хотя это часть того самого MicroMasters, что включает теорию вероятностей. Так же и с химией: когда первые две недели начались с квантовой физики и уравнения Шредингера, я понял, что вернуться сюда стоит после полноценного обучения физике, пусть даже общая химия и позиционируется как курс для студентов первого семестра первого курса.

Наверное, всё индивидуально: что кому интересно, то легче изучается. Но напрашивается вывод: общий потолок у онлайн-курсов значительно выше, чем у самообучения по учебникам. И на данный момент я не вижу лучшей альтернативы. Конечно, есть ещё возможность заочного или вечернего обучения в институте. Но если брать самообучение, то онлайн-курсы, кажется, затмевают всё.

Есть и ещё несколько моментов, которые интересны в онлайн-курсах.

Во-первых, раньше я достаточно скептически относился даже к электронным версиям учебников: казалось, что бумажные варианты предоставляют всю необходимую базовую информацию с мгновенным удобным доступом. Сейчас понимаю, что сам формат онлайн-курсов укладывает на лопатки текстовые материалы практически по всем параметрам. Удивляет, что по прошествии времени, если необходимо вспомнить какой-то момент, проще обратиться к главе онлайн-курса, чем к учебнику.

Во-вторых, проходя онлайн-курсы, я не вел конспекты. Совсем. Курсы составлены так, что в конспектах нет необходимости. Впрочем, судя по форумам, многие другие студенты конспекты ведут. И тем не менее, пройдя не так уж мало онлайн-курсов, я не изменил этому принципу: конспектов не вести. Причем это сделано не специально, а получилось само собой - без них проще.

Возникает ощущение, что мы живем в начале эры онлайн-курсов. Крайне удобный формат со всё большим охватом. Быть может, лет через тридцать почти все университетские курсы будут доступны на онлайн-платформах. Но уже сейчас впечатляет список бесплатных курсов от ведущих вузов мира: MIT, Гарварда, Стэнфорда...

P.S. Напоследок - пример лекции онлайн-курса по физике (кстати, в каждой видеолекции доступны субтитры, ведь для большинства обучающихся английский - их второй язык).


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"