Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Размышления над серией живописных работ "Фрагменты к семейной хронике"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В один из моих приездов к родителям мне попались на глаза фотографии, сделанные тогда в детстве заснеженным зимним днём. Вспомнилось детство, бескрайные степи и фотографии по которым была позже создана серия живописных работ. А здесь некоторые размышления по этому поводу.

  Роман Айххорн
  
  Размышления над серией живописных работ "Фрагменты к семейной хронике"
  
  С самого утра чувствовалась в доме какая-то торжественность и приподнятость. Сосредоточенно и внимательно, тихо переговариваясь, присматривались мои родители к своей единственной праздничной одежде. Её чистили, приводили в порядок. От света керосиновой лампы по стенам бродили тени. Они приближались, то вырастая до гигантских размеров, заполняя всё пространство комнаты, то удалялись. В этом было что-то таинственное и волнующее. Cкрипели при ходьбе отцовские сапоги. Телёнок, взятый на зиму в комнату, приподнялся и внимательно наблюдал за происходящим. Его глаза испуганно мерцали, отражая свет лампы в полутьме. Когда мне, тогда пятилетнему, предложили одеть новую рубашку, я окончательно понял: мы идём куда-то и нас ждёт там что-то чрезвычайно интересное, для меня совершенно новое.
  
  Надо сказать, что после обильного снегопада и бурана, все дома нашей деревни были полностью занесены снегом. Вход выбирался, вычищался. Получалось вроде пещеры. Достраивалось это пещерное помещение из больших снежных блоков-кирпичей с перекрытием из толстых веток и соломой. Ставилась дверь. По ступенькам в плотном снегу можно было выбираться наверх...
  
  И вот мы наверху.
  
  Белая пустыня полей.
  Горизонта круг
  голубого неба касался краями:
  большая тарелка под сияющим куполом.
  В середине - сугробы-дома.
  Из печных труб струился дым.
  Белое и Голубое.
  Снег искрился, хрустел под ногами.
  Солнце слепило.
  День радостно встретил нас!
  
  У фотографа Литке (так и было сказано: мы пойдём сегодня фотографироваться к Литке) я встретился со своими кузинами и кузенами. Их родители с важным видом тихо переговаривались. Большая фотокамера на трёх ногах стояла посреди большой комнаты. За ней под большим чёрным покрывалом колдовал маленький, толстый Литке. Мы пришли фотографироваться!...
  
  С тех пор прошло много времени. У меня появилась своя семья, дети. Мы стали жить в большом городе. В один из моих приездов к родителям мне попались на глаза эти фотографии, сделанные тогда в детстве заснеженным зимним днём.
  
  Заинтересовавшись, стал просматривать старые альбомы, рыться в ящиках столов у родителей и родственников, и в этих альбомах, или просто завёрнутые в газету, я находил прекрасные по качеству семейные фотографии.
  И это, благодаря тому, что в ту давнюю пору в бескрайних степях Казахстана жил прекрасный фотограф старой школы из таких же сосланных немцев, как и все жители нашей небольшой деревни.
  
  С большим достоинством на этих фотографиях сидели, стояли поодиночке, парами или небольшими группами дети, молодые, пожилые красивые люди. Они глядели на меня серъёзно и уверенно. Здесь время остановилось.
  
  1. Часть 1 из девятиптиха 'Фрагменты к семейной хронике', Х., м. 60х60. (9) 1996 []
  Часть 1 из девятиптиха "Фрагменты к семейной хронике", Х., м. 60х60 см. (9) 1996
  
  В своей работе, которую я назвал "Фрагменты к семейной хронике" (илл. 1) мне и хотелось, вникнув в протяжённость во времени и пространстве, передать достоинство, доброжелательность и серьёзность моих героев. Охристо-коричневый цвет девяти картин - цвет старых выгоревших фотографий.
  
  Может быть эти фотографии и поддерживали их, находящихся под строгим надзором, в жизни, полной лишений. И потом меня подсознательно не оставляло ощущение, что фотографировались они и для нас - потомков.
  
  Они передавали нам - будущим поколениям - привет из Казахстана.
  
  Это послание должно было быть привлекательным. Казахстан изображался в виде цветущей долины, оазисом, раем на земле с букетом больших (бумажных) цветов. Женщина и мужчина возле ?древа жизни?. Вечная тема и всегда новая для каждого поколения: создаётся семья, появляются дети, ежедневная работа в поле с раннего утра до позднего вечера, а дома поются любимые песни, грустные и озорные, на просторных деревенских улицах игры детей ?в считалки?...
  Зимой под толстым слоем снега отсыпаются в своих домах-сугробах...
  К Новому году все вместе наряжают новогоднюю ёлку-сосну, вешают конфеты, клеят из бумаги украшения: звёзды, цепи...
  Простая жизнь под надзором "всесильного".
  Этому посланию я посвятил триптих "Привет из Казахстана". (илл. 2,3,4)
  
  2. Левая часть триптиха 'Привет из Казахстана'. Х., м. 80х60. 1994 []
  2. Левая часть триптиха "Привет из Казахстана". Х., м. 80х60 см. 1994.
  
  3. Центральная часть триптиха 'Привет из Казахстана'. Х., м. 80х60. 1994. []
  3. Центральная часть триптиха "Привет из Казахстана". Х., м. 80х60 см. 1994.
  
  4. Правая часть триптиха 'Привет из Казахстана'. Х., м. 80х60. 1994. []
  4. Правая часть триптиха "Привет из Казахстана". Х., м. 80х60 см. 1994.
  
  К собранным фотографиям я стал изготавливать небольшие рамочки. Появилась на стене целая коллекция, своего рода "житие".
  Эта коллекция и сопровождает мою семью в нашей кочевой жизни.
  
  Группа таких фотографий висела в нашей столовой. Часть небольшой комнаты, отгороженная самодельным шкафом, с окном служила детской. По другую сторону шкафа в части без окна находилась столовая. Размером была она полтора на два метра. Комната-шкаф, с потолком на плечах. Окном в мир служила небольшая, вставленная в рамочку со стеклом, огоньковская репродукция картины Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel d.Ä) "Охотники на снегу. Зима"
  
  Мироощущение, сохранившееся с детства: беспредельные пространства, купол неба над головой, хруст снега под ногами - с этими ощущениями можно жить, даже находясь в таких крошечных пространствах - неожиданно обнаружилось в новой ситуации и отразилось у меня в картине с тем же названием. (илл. 5)
  
  5. 'Охотники в снегу. Зима', Х., м. 75х50. 1992. []
  5. "Охотники на снегу. Зима", Х., м. 75х50 см. 1992.
  
  В комнате под голубым небом-потолком мы вдвоём пьем чай. За нашим окном зима, охотники, возможно кто-то из моих предков, возвращаются домой. В нашей комнате тепло и уютно. На стене в рамочках семейные фотографии. Каждая фотография в этом ряду - это событие, этап в жизни семьи.
  
  6. 'Momentum' Х., м. 145х100. 1996. []
  6. "Momentum" Х., м. 145х100 см. 1996.
  
  Поводом одного такого торжественного момента запечатленного в моей картине "Momentum" (илл. 6) послужил юбилей старейшины нашей семьи - моего отца. Поздравить его собралось много родственников. Долго суетились, выстраивались перед объективом фотоаппарата. Наконец уголки видоискателя собрали всю группу. Момент и... нажата кнопка!
  
  Начинаешь понимать, почему на тех старых фотографиях мои родители были так серьёзны: какая ответственность! оставлять будущим поколениям своё изображение. Здесь и чувство долга, и обязательство перед своими предшественниками, выглядеть достойным звеном в родословной.
  
  Семейные фотографии связывают поколения в единую цепь. Кто мы, откуда мы пришли и куда мы идём? - эти вопросы издавна ставит перед собой человечество. Это - корни, которые нам надо беречь. Замечательная традиция: оставлять после себя подрастающему поколению моменты нашей жизни, запечатленные для вечности, дань прежним и эстафета, передаваемая будущим поколениям.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"