Айххорн Роман Эрихович: другие произведения.

"Осиное гнездо", Повествование в красках

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Казалось бы, какое отношение имеет тема осиного гнезда к изобразительному искусству? Живописи? Скорее сюжет для литературного произведения. И сколько может быть литературы в живописи?

  Роман Айххорн
  
  "OСИНОЕ ГНЕЗДО", Повествование в красках
  
  "Осиное гнездо" - ненаписанное литературное произведение, но "...зримый образ открывает то, что заложено в глубинах слова... Повествование в красках". *)
  
  Казалось бы, какое отношение имеет тема осиного гнезда к изобразительному искусству? Живописи? Скорее сюжет для литературного произведения. Вроде романа "Жизнь насекомых" Виктора Пелевина.
  И сколько может быть литературы в живописи?
  
  Если исходить из того, "..что слово при переводе в изображение получает новые качества: обогащается красками, обретает полноту плоти", тогда мы имеем совершенно новое взаимодействие между этими понятиями. Далее, рассматривая материалы истории искусства, Третьяков выделяет "...две сюжетные ситуации: это сюжет-диалог и сюжет-явление.
  Действительность, тем более современная, изобилует конфликтами, и возможности раскрытия сюжета-диалога всегда многообразны. Форма изображения сюжета с помощью диалога подсказывает и определённое композиционное построение. Лица и фигуры, человек и предметы показываются в отношении друг к другу. Драматургия всегда захватывает зрителя.
  А вот композиционная форма явления - это не просто неподвижность, не статика как таковая, а воплощение смысла слова".
  
  ... Мои дети нашли в лесу осиное гнездо. Сухонькое такое, серенькое, словно завёрнутое в ветхую, местами порваную, папиросную бумагу. Полуразрушенный осиный дом. Несколько ячеек этого гнезда были открыты, как пустые окна заброшенного дома.
  
  Устройство осиной жизни, как в благополучном семействе, как в хорошо налаженном государстве строго регламентировано. У них есть королева-матка, которая следит за продолжением рода, рабочие, которые добывают еду для всех и рабочие, которые защищают своё королевство от врагов. Они живут по своим законам. Их нельзя беспокоить, ведь если потревожишь - ужалят, но ведь это - их самооборона! Но они агресивны и назойливы. Добиваются своего любыми средствами.
  
  Это гнездо долго лежало на полке в книжном шкафу... И как-то раз я увидел гнездо словно в другом ракурсе. О чудо! Оно вдруг стало гигантских размеров, а мы сами являемся его обитателями. Теперь, представьте себе, что в каждой ячейке живёт отдельное семейство И что же мы будем иметь? Исходя из человеческого опыта, такое "гнездо" легко превратится в общежитие, в коммуналку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Старое осиное гнездо подсказало мне целую серию живописных картин. Наша жизнь в самых разных ситуациях, с неожиданными действующими лицами.
  
  'Гнездо' 1992, холст/масло, 80х60 []
  "Гнездо" 1992, холст/масло, 80х60 см.
  
  "Осиное гнездо" - это наша общая квартира в которой живет две, три и более семей. Снуют соседи нашей коммуналки из комнаты в кухню, из кухни в коридор, на улицу. Мы живём вместе с ними, совсем чужими нам людьми. Живем тесно, "на пятачке", деля крошечные пространства, конечно не без конфликтов - самооборона!. Наша комнатка-квартира - ячейка такого гнезда. В ее продольном разрезе всё на виду: радость и горе, будни и праздники. Уединиться, побыть в своем семейном кругу можно только забравшись поглубже в своё гнездо.
  
  'Высотный дом' 1997, бумага/акрил, 40х33 []>'Бесы' 1997, оргалит/масло, 34х25 []
  "Высотный дом" 1997, бумага/акрил, 40х33 см.
  "Бесы" 1997, оргалит/масло, 34х25 см.
  
  "Осиное гнездо" - это и многоэтажный дом с безликой архитектурой - "машина для жилья". В каждом таком доме-гнезде, как в открытых сотах, по заведенному порядку течет жизнь его обитателей: вынужденные жить коммуной люди, принимают события такими, какие они есть, не задумываясь, почему так происходит. И так сменяются поколения. От тесноты, отчужденности, дистанцированности (самооборона!), оторванности от культурных традиций и природы все раздражены... В такой обстановке и возникают Бесы.
  
  'Приют в ночи' 1997, холст/масло, 60х70 []
  "Приют в ночи" 1997, холст/масло, 60х70 см.
  
  "Осиное гнездо" - это и приют в ночи, в котором из окон умиротворённо, тихо и спокойно струится свет... Это наш приют в космической беспредельности. Или это наш микрокосмос, внутренний мир во внешнем?
  "Осиное гнездо" - наша планета Земля со всеми проблемами общежития. Государства также дружат или враждуют между собой, как и соседи в коммунальной квартире. Самооборона!? Не только...
  
  'Телепривидения' 1996, холст/акрил, 80х60 []
  "Телепривидения" 1996, холст/акрил, 80х60 см.
  
  "Осиное гнездо" - ячейка-телевизор, откуда на нас обрушивается поток новостей, хороших, но чаще всего негативных - наводнения, взрывы, убийства. "Художественные" фильмы, в которых мы каждую минуту видим насилие, победы зла над добром, или во имя добра. И вот струятся из телевизора-ячейки миражи - люди гордые и красивые, но опутанные тварями противными и злыми. Спрашивается: - откуда у современного человека депрессии?
  
  'Злые духи Гнезда' 2002, холст/масло, 70х90 []
  "Злые духи Гнезда" 2002, холст/масло, 70х90 см.
  
  "Осиное гнездо" - гнездо со злыми духами и Ангелом-заложником. История этой работы своеобразна. Меня попросили написать семейный портрет на фоне осиного гнезда. Написал. Мама, папа, двое детей и охраняющий их Ангел. Все улыбаются, довольны. Но произошло неслыханное! "Гнездо" не захотело этого - самооборона!. Налетели злые духи и изъяли Ангела, словно вырезали его из плоскости картины. Осталось пустое место - белый силуэт. А что же с портретом семьи? Не рискнул я их оставить незащищёнными - записал.
  "Точно такой кошмар мне приснился на днях!" - воскликнула на выставке одна посетительница, пожилая дама, увидев эту картину.
  
   'Чёрный костюм', 1996, холст/масло, 80х60 []
  "Чёрный костюм", 1996, холст/масло, 80х60 см.
  
  "Осиное гнездо" - безликий коллектив, все как в униформе: пиджак, галстук, словно нарисованные улыбки на лицах, но каждый живёт своей личной жизнью в своей сотовой каморке-ячейке. Вот один из них, он любитель книг об искусстве, но он еще и пьяница, и книги стоят в ящике от спиртного в окружении пустых бутылок. Чёрный пиджак с галстуком всегда наготове. Утром пиджак будет надет и его обладатель станет неотличим от всех - часть коллектива.
  
   'Тайная вечеря' 1996. холст/масло, 120х100 []
  "Тайная вечеря" 1996. холст/масло, 120х100 см.
  
  "Осиное гнездо" - закрытая ячейка. Что там происходит? Совещание за закрытыми дверьми? Заседание тайного общества? Военный заговор? Тайная вечеря? Можно только догадываться, а через определённый промежуток времени быть свидетелем текущих событий: организованные забастовки, путчи, перемены власти, убийства. Сильные мира сего невидимы, их никто не знает.
  
  Одни соты открыты, всё как на ладони, добро и зло живут в одном пространстве. Другие закрыты...
  
  *) Здесь и далее цитируется Н.Н. Третьяков, "Образ в искусстве"
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"