Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это Я! Я сам!"
Глава 4. СЮЖЕТ В ДЕТСКИХ РАБОТАХ
Сам процесс рисования у детей отличается спонтанностью и непосредственностью.
Меня поражало, как восьмилетний Симон, приходя на занятия, снимал куртку, весело переговариваясь с кем-то, садился за стол, на котором лежал лист бумаги и проводил уверенно фломастером первую линию. Дальше шла сосредоточенная работа. Также Кевин вбегает, словно чем-то переполнен и, боясь расплескать, всегда точно знает, что он хочет. Ни о чём другом не говорит, одно желание быстро сесть и выплеснуть на бумагу, освободиться, как от наваждения. В результате у того и у другого мы видим очень выразительные картины. Это ими пережитое и сюжет всегда уникален. Сюжет - как частица себя. Иногда он возникает в результате эмоционально переработанной действительности, в другой раз - плод фантазии. Как-то раз во время занятий в мастерской по радио передавали сообщение о поимке полицейскими преступников. Мальчишки тут же побросали свои начатые работы и стали рисовать полицейскую машину с сиреной, убегающих злодеев...
Рисование для детей очень важно. Дети - тонкие и внимательные наблюдатели. Окружающая действительность не всегда понятна им и, рисуя, они ее изображают так, как воспринимают. То, что понятно, будет запечатлено самым добросовестным образом, для нас порой комично, порой гротескно. А то, что непонятно, в рисунке будет искренне домысливаться, подсказываться фантазией. В результате - это реальный мир, но в преломлении детского сознания. По сути, это его собственный мир. Малышу-то здесь все ясно и у его ровесников тоже не вызывает вопросов. И по мере взросления будет увеличиваться объем знаний, более избирательным становиться восприятие, увереннее будет происходить контакт с миром. Происходит развитие визуальной грамотности.
В нашу жизнь ворвался мир искусственных образов, разносторонний, мощный, нередко агрессивный. Его продуцируют современные средства массовой информации и технические средства: кино, телевидение, радио, компьютерные игры. На каждого он производит, сильное впечатление, а порой приносит нашей психике явный вред. Значит важно вовремя учиться распознавать, что здесь хорошо, а что - плохо. И далее уж совсем жизненно важно, суметь защититься от того, что вредно. А для этого, уверен я, ближайший путь - собственный мир. Но в нем полезно не просто пребывать, как в убежище, но и материализовать его, изобразить, заполнить, используя при этом художественные средства музыки, изобразительного искусства и т.д.
Что изображает ребёнок в своих рисунках?
Как уже говорилось, сначала это для взрослого понимания просто "каракули". Для ребёнка это игра, его развлекает то, что на бумаге остается след от карандаша. Он бесконечно повторяет штрихи, точки, линии, изобретает новые формы, В итоге это набор визуальных знаков, которые для нашего глаза пока ещё ничего не изображают. Однако детские психологи называют это явление спонтанным, графическим языком, на котором ребёнок пытается коммуницировать с окружающими.
Согласно антропософам, у малышей появляются сюжеты, в которых можно увидеть "космическое влияние на ребёнка в момент его появления на свет". Выше я уже рассматривал такие детские рисунки и должен признать, мне импонирует эта теория. Душа "пришла" из космоса, Ребёнок пришел к нам. Ворота в мир, где он будет жить, до поры для него еще закрыты.
Сначала он исследует себя. Исследовать - что может быть естественней для маленького человека. Он рассматривает свои ручки, мамино лицо, пытается сдернуть с папы его очки, потом исследует на вкус все, что попадет в руки, в том числе и карандаш. А потом и попробует этот карандаш на стене и на мебели и, наконец, на бумаге. Это естественный ход детского развития, и психологи предупреждают, что нельзя в этот ход ни вмешиваться, ни подгонять, ни ускорять его. Ребёнок должен пройти все этапы сам, только так он приобретет свои, нужные ему знания. И вот его первые открытия в этом мире: говорит "мама", усердно повторяет всё, что ему интересно, что его волнует и показывает свой первый рисунок - те самые каракули. Это важнейший этап развития, когда он все фиксирует: так он впервые рисует себя, маму, дом, цветок, птицу.
Рисунок-повествование - это следующее открытие ребёнка, которое нас интересует, рисунок-рассказ. Ещё не умея сообщать нам словами о своём сокровенном, ребёнок, используя накопленный багаж визуальных знаков, рассказывает нам: вот дом (на рисунке он стоит всегда на зелёной полоске земли, "рисунки с линией стояния" (Н.Н. Третьяков) в котором автор живёт, солнце светит, улыбается, рядом с домом он сам стоит, тоже улыбается, радуется солнцу, и цветок улыбается, руки-листья в сторону, как бы готов принять, любя всех в свои объятья, бабочка летает, тоже улыбается, над всем вверху полоской голубое небо. Во всём - гармония, мир.
Это уже сюжет, а если конкретней, то сюжет-рассказ. Подобные рисунки можно увидеть в разных вариантах. Они рассказывают нам, что в мире ребёнка всё хорошо: он доволен, его все любят, ему все улыбаются.
Дети на всей планете проходят один и тот же путь развития, независимо от происхождения и национальности. (Arno Stern) Остаётся только ещё раз повторить его заключение: "все дети - космополиты"
Разновидность сюжетов
Анализируя работы детей с точки зрения сюжета, то есть, если попытаться разобраться в том, что они рисуют, о чём нам хотят рассказать, и как они это делают, можно говорить о большом разнообразии сюжетов: монолог, диалог, рассказ, фантазия...
Сюжет - монолог
Илл. 1 - Аня 9 лет "Зима, а я дома читаю сказки"
Аня читает толстую книгу старых немецких сказок и отвлеклась на мгновение, задумалась о горошине, на которой так плохо спалось нежной Принцессе. Девочка мысленно общается с героями сказки и смотрит отсутствующим взглядом, ее мысли - в фантазиях, навеянных прочитанным. Аня в своей комнате, в реальной обстановке. Кукла и мишки отдыхают на кровати, домашние тапочки мирно спят на полу, за окном зима, дети снеговик лепят - обычная жизнь маленького городка. А девятилетний автор наедине сам с собой, вот и весь сюжет (илл. 1).
Илл. 2 - Вилфрид 11 лет "Роза"
Сложная ситуация для сюжета-монолога, ведь фигура показана со спины у окна. Женщина ставит цветок в вазу и смотрит вдаль... Она что-то наблюдает, о чём-то думает. Юному автору удалось скупыми изобразительными средствами создать в общем спокойную, мирную атмосферу картины (илл. 2). По теплому колориту - что-то южное, знойное, но этот насыщенный синий и пара красных пятнышек на черном - очень эмоциональный монолог автора
Илл. 3 - Медиа 8 лет "Осень"
Девушка в этой работе Медии (илл. 3) сидит на скамье с мечтательно закрытыми глазами. Осень. Солнца нет, воздух голубовато-серый, пасмурно. Можно говорить о внутреннем монологе автора: ее героиня размышляет, может стихи обдумывает, может просто следит за падающими листьями...
Ённа сначала нарисовала кистью тело сороконожки, потом капли дождя.
Это история о том, как сороконожка пробирается сквозь капли дождя. Ённа вошла в роль сороконожки (илл. 4). Она придумала, как изобразить действия сороконожки: проводит кистью линию (это ножка) сквозь капли, старается не задеть их, и так изображает движения каждой ножки по отдельности. Девочка чувствует с каким трудом пробирается (она) сороконожка и своим рисунком словно рассказывает нам о своих похождениях в этой роли.
Сюжет-диалог
Илл. 5 - Валентин 5 лет "Капитан Кук"
Коллаж "Капитан Кук" навеян "историей из телевизора" про однорукого капитана и крокодила, который собирается капитана съесть. Сюжет-диалог построен на их противоборстве. В данном изображении победил капитан.
Илл 6 - Аня 6 лет "Девочка и картина"
Аня держит в руках свою картину, на которой изображена девушка с цветами и большая собака. Автор вступает со зрителями в диалог: смотрите, это моя подружка, у нее есть собака. Хороша подружка, правда ведь, и цветы такие яркие, и собака так любит её, что глаз с неё не сводит. Аня радуется, что картина, конечно, всем нравится (илл 6).
Илл 7 - Симон 8 лет "Большая птица"
Диалог между большой птицей и маленьким зверьком (илл 7). Симон так наглядно нам этот сюжет изобразил, что описывать его уже нет необходимости.
Сюжет-рассказ
Илл.8 - Митя 7 лет "Мы вместе"
Все атрибуты полной гармонии, счастья быть вместе: здесь и полоска голубого неба, и солнце светит, и радуга-дуга, а под радугой мама с папой за руки держатся и дерево зелёное стоит и сам автор рисунка Митя держится за коляску в которой сидит его маленькая сестрёнка (илл.8).
Илл 9 - Митя 7 лет "Мы встречаем Новый год"
Другой рисунок Мити рассказывает о встрече Нового года: нарисована ёлка со всеми украшениями, в ряд на линии пола выстроилась вся семья: бородатый папа, мама-королева (в короне) с маленькой Митиной сестренкой на руках, рядом с мамой сам автор этого рисунка стоит торжественно на стуле: "я уже большой" и, конечно, нарисован праздничный стол. Здесь нужно сказать, что пока родители учились, Митя жил сначала у одной бабушки, потом у другой бабушки. И вот под новый год вся семья собралась вместе и все так счастливы (Илл 9).
Илл 10 - Аня 5 лет "Мама у зубного врача"
Мамин рассказ о посещении зубного врача произвёл на Аню сильное впечатление. Девочка тут же стала рисовать. Так появился этот изобразительный рассказ.
Нарисован зубоврачебный кабинет: мама в кресле с открытым ртом, выделен больной зуб, рядом медсестра и врач, который тянется рукой к шприцу (илл 10).
Драматургия этого рисунка проста и выразительна. Нет ничего лишнего. Ужас в глазах у мамы, сочувствующая медсестра с тонкими прядками волос из под белого колпака и решительно настроенный доктор, на полке флаконы с медикаментами и шприц, на колпаках и халатах обозначены линейно "красные кресты"
Илл. 11 - Митя 7 лет "Мама, папа и маленькая сестрёнка"
Сюжет-рассказ: мама и папа, счастливые, улыбаясь, подходят к детской кроватке, где спит малышка (илл. 11).
Илл. 12 - Митя 7 лет "Кран"
О том как точно ребёнок передаёт то, что он видит, показывает нам рисунок Мити. Изображён большой кран, он похож на большого человека, который развел руки в разные стороны. Этот кран стоит на железнодорожной платформе и большим крюком поднимает тяжёлый груз со стоящего на путях поезда. В окне локомотива улыбается машинист. От тяжело гружённого паровоза (густо заштриховано цветным фломастером) во все стороны летит пар, светятся фары. Работают они, вероятно, вечером потому как на небе одновременно солнце и луна (илл. 12). Впереди видна фигурка человека, может быть рабочий или сам автор наблюдает за происходящим.
Илл. 13 - Саломе 10 лет "Посещение зверинца"
Сюжет-рассказ: в какой-то степени это и рассказ-диалог: с одной стороны - свободные дети, которые пришли "поглазеть" на зверей, с другой - в клетках звери и рыбы, которые на детей смотрят (илл. 13).
Илл. 14 - Аня 12 лет "Авария"
Аня очень хорошо представила себе ситуацию. И со всеми подробностями изобразила автомобильную аварию. Полиция, скорая помощь, толпа любопытных, машина лежит колёсами вверх и много других деталей этого трагического события (илл. 14).
Композиция построена по всем "правилам" драматургии. В центре картины - событие: красная машина стоит поперёк дороги. Показана сама авария. Все всполошились. Но и спокойная жизнь рядом: мама с дочкой в крытый бассейн идут купаться, мирная сцена возле большого многоэтажного дома. Двое детишек играют на детской площадке.
Илл 15 - Медия 7 лет "Сцена в кафе"
Сцена в кафе. Со всеми подробностями изобразила семилетняя Медиа праздно гуляющую молодёжь: они пьют вино, курят, громкая музыка.
Сюжет-фантазия
Илл 16 - Юлия 9 лет "Сон"
Сюжет- сновидение. На рисунке слева кровать, где спит автор. Над ней, как в комиксах - облачко, а в нем вместо текста нарисовано то, что снится спящей Юлии: солнечным днём по цветочному лугу гуляет она с лошадкой-пони (илл 16). Толкователи снов наверняка знают что за этим стоит.
Илл 17 - Саломе 9 лет "Дом у пруда"
Что только не напридумывала Саломе, за годы занятий в мастерской. Теперь этот рисунок-загадка. Кто только не живёт в этом доме у пруда (илл 17). А может быть хозяева дома отлучились на короткое время и мы видим шабаш насекомых и зверей? Как знать!
Илл 18 - Симон 8 лет "Небылицы"
Большое впечатление произвело на Симона сказка Братьев Гримм "Волшебная страна". В этом рисунке Симон определённо нас за нос водит (илл 18). Кто же поверит всему этому. Это рисунок, полный юмора и выдумки.
В помощь родителям и воспитателям
Вот некоторые возможные темы, которые я хочу вам предложить:
Сюжет-монолог:
Я наряжаю себя
Я боюсь чего-то
Я себе представляю, что нахожусь в окружении знакомых зверей